384-322 до н.э.. Представитель Античной философии. Ученик Платона и основной его критик. Философское воззрение Аристотеля можно рассматривать как дуализм с явной тенденцией к объективному идеализму.
Учение о Бытие: 4 причины бытия:
1.Материальная. Материал- то, из чего состоят все вещи(субстрат).
2.Формальная- то, что выражает сущность данной вещи.
3.Действующая(производящая)- то, что вызывает движение, изменение.
4.Целевая- то, ради чего нечто изменяется, движется или существует.
Все начала бытия исчерпываются. В конце концов, все 4 причины сводятся к 2 основным:1)материя;2)форма
Материя- всеобщий субстрат, то из чего состоят все вещи.
Форма- 1)начало активное, действующее, порождающее. 2)Источник и причина всякого движения.
Чистая форма- Бог- форма всех форм. Вещи сотворены Богом.
Дуализм сводится к дуализму Бога и материи.
Учение о движение: понимается движение как превращение потенциального в актуальное. Материя оформляется. Вещи и явления обретают движение. Актуальное движение- деятельность, в которой есть цель.
Всякое движение- деятельность, осуществление цели. Реализация цели- движение. Движение- деятельность формы, реализующих какую-либо цель; осуществляющее свое предназначение. Движение заканчивается, как только достигнута цель.
Учение о душе. Свое учение о душе Аристотель излагает в трактате «О Душе», где пытается дать ответ на 3 вопроса: 1)что такое жизнь? 2)что такое душа? Отношение души к материи 3)к каким основным формам свести все многообразие жизни?
Тело состоит из материи и Бога. Душа отличается от тела, она –сущность формы, естественного тела(которое содержит в себе возможность жизни).
Сущность жизни- в деятельности души. Душа нуждается в теле. Аристотель различает 3 вида души: 1.растительная сущность: питание, рост;2.животная сущность: способность к ощущениям. Каждое живое существо стремится к удовольствиям, избегал страдания;3.разумная сущность(размышления).
|
Бог- разумная душа.
__
А. определяет как науку «о причинах и началах», или как науку о «сущем как таковом». Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии теории познания, учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти крит. введения представляют б. ценность.Колебался между идеализмом и материализмом. Творчество А. поражает своей энциклопедической разносторонностью. Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства; был создателем логики и психологии. Однако центральную часть его наследия образует ф. С философскими текстами А. связаны серьезные источниковедческие проблемы.
Материя и форма (эйдос). Потенция и акт. Исходя из признания объективного существования материи, А. считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиваться или уменьшаться в своем количестве. Однако сама по себе материя, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей (мрамор содержит возможность различных статуй). Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи форму. Форма – активный творческий фактор, благодаря которому вещь становиться действительной. Форма – это стимул, цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материи как глина. Для того чтобы из нее возникают разнообразные вещи необходим гончар – бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом. Т.о. А. подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слияние материи и эйдоса(формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор – возможность статуи, а высеченная статуя единство формы и материи. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.
|
Сущность вещи – форма. Форма носит идеальный характер, ее нельзя пощупать, форма присутствует в самом объекте. Форма связана с конкретной вещью и отвечает на вопрос: что есть вещь? Энтелехия – некая осуществляемая возможность.
Четыре первоначала: В соответствии с учением о сушности, А. проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин: 1. Материальная Из чего вещь состоит?то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2 Формальная в которой форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть."Что это есть?" 4. Дижущая, действующая или производящая Откуда начало движения? Почему вещь движется?. Движение как возможная передача импульса от одного тела к другому. Никакой пустоты не существует. Если бы пустота существовала, то движение было бы невозможным (противоречие с Демокритом). – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. 4. Целевая или конечная причина, "Ради чего?" (мир устроен целесообразно, его появление не есть случайность). Энтелехия - целесообразность существования той или иной вещи. А. всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией А. понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие по А. содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс закончился и движение достигло своего своего завершения, цели развития. Т о, понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер. Телеологизм А. находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе. Указав, что движение вечно, А. предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. “Первый двигатель” для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, перводвигатель не обладает материей, в нем нет костного, он есть чистая форма – цель.
|
Идея души Душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник регуляции организма. Душа энтелехия (движущая сила, превращающая возможность в действительность) тела. Душа не может существовать без тела, но сама она нетелесна. (дуализм). «Именно душа придает смысл и цель жизни». Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна. Присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. 3 вида души: 1) растительная - обл. растения. Способна к размножению и осуществлению обмена веществ 2) чувствительная - живая- обл. спос-тью восприн. формы с пом. ощущ. 3) разумная - присщ. ч-ку, познает и думает. (иначе: две части разумная и неразумная, разумная – разум практический и теоретический, неразумная – растительная (питательная) и страстная(афективная) Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни. Теория познания Исходная точка - существование независимой от субъекта объективной действительности Познание у А. имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Ощущения человека являются отражениями, копиями предметов внешнего мира. Таким образом, источником познания является чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Восхождение познающего субъекта от чувственного восприятия к познанию принципов. Ступени познания: 1) чувственное восприятие, 2) ступень опыта (эмпейрия – знание индивидуальных вещей, возможен благодаря повторяемости чувств восприятий и накоплению их в памяти, 3) ступень искусства (технэ – знание общего и причин), 4) ступень наук - Любое значение начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятии в силу изменчивости вещей. Истинное знание есть понятия, постигающие сущность вещей.
Античный скептицизм.
Основоположник: Пиррон ≈ сер. 4- 1 четверть 3 века до н.э.
Слово «скептицизм» означает озираться, осматриваться, взвешивать.
Скептицизм исключительное явление культуры, выражает определенное умонастроение. Его суть заключается в том, чтобы выражать правильное отношение к вещам и к жизни, исходя из того, что мы познаем, каковы вещи.
Основные положения:
1)Что такое вещи? (из чего состоят? какова сущность?)
2)Как мы должны к ним относится?
3)Какую пользу мы можем извлечь из этого отношения к вещам?
1. На вопрос нельзя дать ответ, т.к. вещь может существовать, а может и нет.
2)к вещам нужно относится как к видимости.
3)Благодаря 2-ому мы достигаем невозможности. Так достигается счастье. Основной результат, к которому приходит скептицизм-все относительно-основной принцип. Все конечное- относительно.
__
Скептицизм. В конце 4 в. до н.э. формируется еще одно, направление - скептицизм. Основатель - Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Поэтому все сведения о нем идут из трудов его ученика Тимона. Скепсис имел место в греческой ф. и раньше. В элленистическую эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой. Скепсис – это не невозможность дальнейшего познания, это отказ от возможности дойти до истины. Многообразие и изменчивость вещей объясняются тем, что они – видимость, не имеющая ничего общего с истинной сущностью мира. Поэтому органы чувств – источники всех заблуждений. Как и стоики скептики хотели научить человека быть счастливым, но достичь этого можно не путем убеждений, а путем отказа от всякого познания и убеждений. Скептики видели своей целью опровержение догматов всех школ, сами ничего не утверждали, отвергая свой собственный догмат ничего не утверждать, т.к. и он был утверждением. Доводы против правильности чувственных восприятий и «познаний мысли» скептики свели к 10 тезисам (всевозможные различия). Достижение счастья – достижение атараксии, т.е. спокойствия, невозмутимости.
Доводы против правильности как чувственных восприятий, так и познаний мысли скептики объединили в десять тезисов, тропов: например, первый подвергает сомнению положения о действительности развития физиологической структуры животных, 2 - подчеркивает индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики, 3 - о различии чувственных органов, в которых вещи вызывают разные ощущения и т.д. Вообщем они делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. В отличие от ЭП. и СТ. ф., где достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта ф. отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону - достижение атараксии (спокойствия, невозмутимости).
Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности развития познания, его основной чертой были, однако, безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму.
Философия Эпикура
Эпикуризм (эпикуристство)
Основоположник: Эпикур. Его сочинения (кроме писем) дошли до нас(кроме «Главных мыслей»).
Учение об атомах: все состоит из частиц. Сущ-е вещей доказывает зрение. Чувствам нужно доверять.
Атом обладает способностью самопроизвольно менять направление (по собственной воле). Свобода воли- критерий существования нравственности.
Демокрит: необходимость через причинность.(все что нас окружает, имеет причину, значит, все необходимо)
Эпикур: есть необходимость, случайность, свобода.
Демокрит: не признает случайности и свободы;
Эпикур:мораль невозможна без свободы.
Этика Эпикура:
Религия:
1)гедонисты- смысл жизни-удовольствия
2)эвдемонизм- смысл не в удовольствии, а в счастье
Философия Эпикура. Источник морали- чувства. Счастье невозможно без удовольствия. Удовольствие-начало всех благ. Есть разумные потребности.
Демокрит(?) классифицирует по желаниям:
1)естественные и необходимые желания- удовлетворение от которых избавляют от страдания. Их нужно удовлетворять.
2)Естественные, но не необходимые желания- не избавляют от страданий, а спрашивают(!)удовольствия.
3)Не естественные, необходимые(пораждены праздн. мыслями) не воздвигать себе памятника при жизни.
Разум- основа и двигатель, руководитель страстей.
Принципы
1)принцип провомерности наслождения,
2)нравственный идеал- жить в гармонии с кул-ой
3)человек обладает свободой (добро и зло => того выбора, кот он делает свободно)
4)разум — основа страстей
Итоги: нечего бояться богов, нечего бояться смерти, можно переносить страдание, можно достичь счастья.
__
Эпикуризм. Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни. Главная задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика может быть построена только при условии если будет определено место, которое человек занимает в мире. Поэтому этика должна опираться на физику, а физике должно предшествовать разработка теории познания. Эпикур. Гл.произведения: "Правило" (канон), "О природе" и.т.д. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство - тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте. У Демокрита движение атомов в пустоте вызывается механической необходимостью. Эпикур полагает, что движение обусловлено внутренним свойством атомов - их тяжестью, которая наряду с их формой, положением и порядком становится важным объектом определением атома. Количество форм атомов ограничено, так как атом не может обладать большой тяжестью. При движении атомы могут самопроизвольно отклоняться на небольшой угол и таким образом переходить с прямолинейных путей движения на криволинейные. Это является необходимым условием свободы человека. Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. Получается, что атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человеческой свободы. В рамках необходимости должен быть указан путь к свободе.