Точные временные рамки философии западно-европейского средневековья установить сложно, потому что собственно средневековой философии предшествует достаточно продолжительный переходный период - период патристики (1-5 века нашей эры).
Историческим отсчетом является факт закрытия академии Платона - 528 г.н.э. - с этого момента античная философия прекращает свое существование - начало средневековой философии.
Эпоха средневековья - полное господство религиозного мировоззрения практически во всех сферах культурной жизни. На Западе это было христианство. С исторической точки зрения средневековая культура характеризуется утратой и забвением достижений античной культуры. В средневековье были известны Платон, Аристотель (трактаты Аристотеля: категории, об истолковании). С логикой Аристотеля знакомство произошло опосредованно.
Идейные источники:
Главным идейным источником средневековой философии является христианское вероучение: Ветхий и Новый заветы. В 325 г. Никейский собор принимает Новый Завет в четырех евангелий и деяний апостолов. С этого момента основные положения христианского вероучения впервые в истории философской мысли составляют главный предмет философского размышления. Центральной идеей философского мировоззрения становится идея Бога-творца.
До сих пор понимание мира и человека осуществлялось вне откровений Бога. Все построения античных философов были построениями естественного человеческого разума. Начиная с появления христианства, положение меняется: истины веры проникают в философское знание и христианские философы пытаются сочетать веру и знания в их взаимной пользе.
Здесь появляются 2 явления:
1. В западной философии появляется схоластика
2. На востоке возникает христианская философия
Христианская философия, в отличие от средневековой схоластики, стремится гармонично сочетать свет откровения и свет естественного человеческого разума, не противопоставляя их друг другу.
Другим идейным источником являются отдельные течения и школы античной философии эпохи эллинизма, в частности стоицизм и неоплатонизм.
Созвучным христианскому миропониманию в стоицизме был принцип Логоса как управляющий всем
провидением и этический идеал смирения - анатэя - терпеливое перенесение всех превратностей судьбы. И связанное с этим идеалом учение об атараксии - учение об отрешении от мира. В стоицизме мы находим этический идеал свободы, обретаемой лишь в духе. Один из представителей римского стоицизма - Луций Сенека.
В Учении неоплатоников - Плотин, Порфирий, Прокл - идеи существуют так же реально, как и вещи.
Учение о познании путем экстазиса - мистического соединения души с Богом => проповедь аскетизма
Заметное влияние на развитие средневековой философии в 11-13 веках оказали отдельные
учения Аристотеля, в частности, логическое учение Аристотеля (силлогистика). Причины этого влияния: примерно в 9-10 веках происходит соприкосновение западно-европейской культуры с исламским миром. Арабы весьма уважительно относились к античной культуре, и вообще к знаниям человека. Для арабов Аристотель - предел развития человека.
Основные черты средневековой философии:
С точки зрения своего содержания философское мировоззрение Средневековья представляет собой теоцентризм (— философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни) - все философские проблемы рассматриваются, так или иначе будучи связанными с идеей Бога-творца. Ядром философского мировоззрения выступает теология - религиозно-философское учение о Боге. Все философы Средневековья исходят из положения, что Абсолютное есть Бог - он есть альфа и омега - начало и конец всех вещей. Он от начала сущий. Всякое бытие от Бога, и все, что не от Бога, не имеет бытия. Отсюда делается вывод: Бог не может быть причиной небытия или стремления чего бы то ни было к небытию.
|
|
Сама философия в это время утрачивает свой самостоятельный характер и выступает в роли "служанки богословия". Это значит открытие истин путем свободных изысканий человеческого разума существенно ограничивается. Требовалось, чтобы усилия разума направлены были так, чтобы результаты познания не противоречили догматам веры => человеческий разум мог только комментировать, подтверждать и защищать основы христианского вероучения.
Главным методом философствования становится экзегеза - правильное понимание и толкование философских проблем, исходя из религиозных догматов на основе священного писания. Основной формой обоснования философских положений является ссылка на авторитетный источник - цитата. Поэтому цитирование священных книг, церковных положений, особо почитаемых теологов превращается в стиль философствования.
Крайне умозрительный характер средневековой философии - все важные теоретические вопросы решались преимущественно догматически.
Основные философские проблемы:
I Главным вопросом, который занимал средневековых философов - вопрос об источнике истинного знания. Чаще всего этот вопрос ставился и решался в виде конкретной проблемы: каково соотношение знания и веры?
Схоласты исходили из того, что существует 2 различных источника знания, а именно:
Разум
Вера
Соответственно такому различию признавалось существование 2 родов истины:
1. Истины разума - имеют своим источником чувства, т.е ощущения и восприятия, однако сверхчувственное не может быть открыто человеком через ощущения и восприятие, поэтому естественный разум познает только видимый материальный мир, а невидимое, неслышимое - сверхчувственное скрыто и недоступно человеческому разуму - Бога не видел никто никогда.
|
Вывод: естественный человеческий разум несовершенен и ограничен. Истины, которые открывает человеческий разума неполны и несовершенны
2. Истины веры - имеют иной, высший источник познания, этим источником является откровение - откровение Бога человеку. Дух Божий открыл человеку свет истины. Вся полнота истины содержится в Священном Писании. Истинное знание должно основываться на догматах веры.
Вывод: Вера выше естественного разума и чтобы знать, нужно верить.
Отсюда делается вывод: Бог не может быть причиной небытия или стремления чего бы то ни было к небытию.
II Вторая проблема, занимающая средневековых философов - вопрос об общих понятиях - универсалиях. Существует ли общее понятие? Как оно существует? Существует ли помимо общего единичное? Что более реально: общее или единичное?
Проблема соотношения общего и единичного. Решение этой проблемы порождают 2 течения:
1. реализм
2. номинализм.
С точки зрения реализма, общее (универсалия) существуют реально. Общие понятия обладают самостоятельным, независимым от человека и человеческого мышления существованием.
Понятия существуют:
1. до вещей - значит в боге, как его мысли формы.
2. универсалии существуют в вещах - вне человеческого сознания, мышления, выражают суть бытия этой вещи.
3. универсалии существуют после вещей - Фома Квинский - значит в голове человека.
С точки зрения единичное менее реально, чем общее. Единичное существует в общем и между общего, не обладает возможности к самостоятельному существованию. Общие понятия предшествуют единичным.
Эта теория уже начинается от Платона: "Идея первична, вещи вторичны". Также и здесь общее первично, единичное вторично.
Представители - Августин Аврелий (блаженный), Иоанн Скотт Эригена Ансельм.
Номинализм утверждает, что реальным существованиям обладает реальным существованием, общее либо вообще не существуют (крайний номинализм), или как всего лишь имена или наименования для некоторых единичных вещей, тогда общее - всего лишь звук. Бог отец, бог сын, бог дух святой - три, а на самом деле один.
Название происходит от латинского номино - имя.
Представители номинализма: Росцелин из Компьени, Вильям Оккам.
Что ближе к материализму? Реализм или номинализм - ответ номинализм - сначала вещь, потом идея вещи.
III Третья проблема средневековых философов - вопрос о сотворении мира. Вытекает об источнике зла в этом мире, проблема свободы человеческой воли.
Креационизм - с английского - создать, творить - мир возможен только от творения Бога - позиция в рамках средневековья. Возникает проблема как и из чего бог сотворил этот мир.
В восточной философии, Брахма все создал из самого себя, и в каждом есть частица Бога - пантеизм - во всем есть Бог. С христианской точке зрения, такая позиция неприемлема - бог есть личность. По Аристотелю Бог нуждается в материи, чтобы сотворить, поэтому Бог не абсолютен.
По христианской точке зрения - Бог все сотворил из ничего, следовательно он может все. Значит этот мир возник из ничего, значит не следует придавать миру большое значение. Бог - не человек, для него не существует человеческого могу и не могу.
Может ли Бог создать камень, который не сможет поднять.
Проблема источника зла в мире. Баланс между добром и злом - восточный дуализм.
Ответ следует искать в религиозных источниках. Человек мог вкушать все плоды, кроме плодов древа познания добра и зла.
Хитрость - мудрость направленная во зло.