пользуется также и тогда, когда у людей происходят какие-нибудь изменения в карьере или в жизни в целом.
Начнитесейчас
Что вас привлекает в коучинге? Каким вам представляется идеальный коуч? Какие ощущения у вас вызывает процесс коучинга? Как бы вы объяснили другим, в чем заключается работа коуча?
Это упражнение аналогично предыдущим, которые были предложены вашему вниманию. При каждом повторении этого процесса вы будете обнаруживать, что ваше понимание того, что вы конкретно хотите, становится все более ясным и всеобъемлющим. Вам надо сделать этот процесс как можно более сенсорно насыщенным, используйте картины, звуки и чувства.
СТИЛИ ИЛИ МОДЕЛИ КОУЧИНГА
Контрольный список
Один из самых широко используемых стилей коучинга - подход «контрольного списка». Коуч говорит человеку, что ему нужно сделать, чтобы улучшить свои результаты, и при этом возлагает на клиента ответственность за выполнение серии согласованных
ГЛАВА 3: ЧЕГО ВЫНА САМОМ ДЕЛЕ ХОТИТЕ?
действий, выступая в роли дополнительного - «внешнего» сознания. Хотя этот стиль и может на некоторое время «подстегнуть», но в долгосрочной перспективе, после завершения процесса коучинга, сила его воздействия постепенно ослабевает. Одним он может казаться ограничивающим и даже «предписывающим»; для других же он - временное средство, предназначенное для сиюминутного пользования.
Навык/Воля
Модель Навык/Воля помогает коучу найти оптимальный подход при проведении коучинга с членами команды. Навык складывается на основе опыта, тренинга и понимания задач, стоящих перед индивидуумом. А воля взаимосвязана с его мотивацией, уверенностью в себе или желанием выполнить поставленную перед ним задачу. Эту модель можно представить в виде матрицы.
|
Матрица Навык/Воля
Сильное желание | Направлять | Делегировать | Цель коучинга |
Слабое желание | Управлять | Вдохновлять | |
Слабый навык | Развитый навык |
Вышеприведенная матрица Навык/Воля адаптирована корпорацией Keilty, Goldsmith & Co.lnc. Из работы Hershey and Blanchard.
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
Коучинг в любой ячейке данной матрицы призван помочь людям уяснить и понять свои глубинные мотивы, а также то, каким образом они могут ограничить себя. Если у человека высоко развитые навыки и сильная воля, то с помощью коучинга он сможет расширить свои горизонты и найти пути для дальнейшего самосовершенствования.
Модель GROW
Эта модель коучинга удобна для начинающего коуча, поскольку предполагает простую последовательность этапов. Составляющими GROW являются: Цель (Goal), Реальность (Reality), Возможности (Options), Дальнейшие шаги (What is to be done next).
Цель. Вопросы, которые вы задаете на данном этапе, направлены на выяснение кратко-, средне- и долгосрочных целей клиента.
Реальность. Затем вы анализируете существующую ситуацию. Иногда это позволяет клиенту выразить свое отношение и ощущения по поводу некоторых из препятствий, с которыми он сталкивается. В итоге клиент, как минимум, начинает понимать суть своих проблем.
Возможности. Клиент рассматривает возможные варианты подходов для достижения цели или преодоления препятствий.
Дальнейшие шаги. На этом этапе коучинга коуч и клиент согласовывают между собой - когда действовать
|
ГЛАВА 3: ЧЕГО ВЫНА САМОМ ДЕЛЕ ХОТИТЕ?
и кто будет действовать, а также выясняют степень приверженности и готовности клиента к этому самому действию.
Хотя данная модель и предполагает последовательность, однако коучинг можно начинать и заканчивать на любом этапе процесса. Более того, вы можете неоднократно возвращаться на тот или иной этап по нескольку раз. Часто возникает искушение пройти все эти этапы как можно быстрее. Но если у вас остались недоработанные вопросы на каком-то этапе, то в момент, когда вы полагаете, что уже подошли к финишной черте, вдруг возникает какое-нибудь препятствие - просто потому, что вы не до конца изучили все аспекты существующей действительности клиента. Данную модель следует применять со всей осторожностью и ответственностью.
Модель GROW может способствовать укреплению уверенности в себе у начинающих коучей. После некоторой практики она как бы становится второй натурой и во время коучинга напоминает об основных темах. При условии надлежащего применения данная модель может быть весьма эффективной. Однако если вы будете механически следовать ей, то вы рискуете потерять связь с реальными нуждами клиента. В таком случае вопросы, которые вы будете ему задавать, могут быть не самыми актуальными для него и не принесут ему какой-нибудь ощутимой пользы.
Детальное рассмотрение модели GROW вы можете найти в книге