Джона Уитмора Коучинг для эффективности (Coaching for Performance, J.Whitmore).
Коактивный подход
Коучинг, подразумевающий работу в партнерстве - это подход, который часто называют «коактивным». Этот вид коучинга требует активного сотрудничества коуча и клиента. Коактивный коучинг основывается на убеждении, что клиент имеет ответы внутри себя и что коучинг раскрывает его личный потенциал, что способствует успеху в достижении его целей. Данная система помогает людям учиться, сводя при этом к минимуму преподавание и обучение со стороны. Более подробно о коактивном коучинге рассказывается в книге Лоры Уитворт Коактивный коучинг (Coactive Coaching, LWhitworth).
Теперь, когда вы имеете общее представление о существующих типах, стилях и моделях коучинга, вы можете приступить к созданию конкретной формулировки или серии формулировок, которые будут отражать ваши стремления и желания. Чем больше у вас будет ясности в этом деле, тем более реальными и достижимыми станут ваши цели. Иногда полезно разбить крупную цель на несколько более мелких и легко решаемых задач. Если вашей конечной целью является стать хорошим коучем, вам следует поставить перед собой субцели. Вместо того, чтобы говорить: «Мне надо подготовить свою первую коучинговую сессию», вы могли бы сказать: «К концу месяца я позвоню Джо и подготовлю свою
ГЛАВА 3: ЧЕГО ВЫНА САМОМ ДЕЛЕ ХОТИТЕ?
первую коучинговую сессию». Такая цель более конкретна, и ее легче спланировать.
ПОЗИТИВНОСТЬ
Позитивность целей не менее важна, чем их конкретность. Огромное значение имеет язык, которым вы пользуетесь - даже мысленно. Когда вы чего-то хотите - в первую очередь надо позитивно сформулировать свою цель - то есть, попросту говоря, надо думать о том, чего вы хотите, а не о том, чего не хотите. Выражение типа: «Я проведу свое первое занятие по коучингу на этой неделе» посылает вашему подсознанию позитивный сигнал, в то время как фраза: «Я не хотел бы откладывать свое первое занятие по коучингу до следующей недели» несет в себе негативную информацию. Ваш мозг не обрабатывает негативную информацию. Когда вы слышите или читаете высказывание, содержащее негативное утверждение, ваше внимание прежде, чем вы это поймете, сосредоточивается на том, чего вас просят не делать. Это тормозит процесс. Если же вы используете позитивную формулировку, то ваше внимание сосредоточивается на том, на что вы хотели бы направить свою энергию - то есть на достижении своей цели. Вам может показаться, что не следует относиться ко всему этому слишком серьезно; однако попробуйте провести следующий маленький эксперимент, чтобы понять, какой эффект негативная речь может иметь.
|
Не думайте о предстоящей сессии коучинга
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
Вы, вероятно, обнаружили, что для того, чтобы «не думать о сессии коучинга», вам пришлось думать о ней, хотя она не была еще даже запланирована у вас. То есть результат оказался совершенно противоположным тому, к чему вы стремились. Наш ум плохо перерабатывает негативную информацию, поэтому надо стараться воспринимать все в позитивном свете.
ДОСТИЖИМОСТЬ
Уяснив свои цели, вы обнаружите, что полезно представить, как будто бы то, что приятно вам, уже достигнуто. Вспомните случаи из вашей жизни, которые демонстрируют, что вы умеете добиваться желаемого и развивать успех. Такая мысленная связь со своими достижениями придаст вам больше уверенности. И вы обнаружите, что некоторые навыки и качества, которые способствовали вашему успеху тогда, могут пригодиться и в достижении ваших новых целей.
|
А теперь сосредоточьтесь на тех ощущениях, которые возникали у вас, когда вы представили себе, что добились своих целей. Что вы видите, слышите и чувствуете? Например, менеджер, который стремится совершенствовать свои навыки презентации, представляя, будто он уже добился цели, будет видеть себя улыбающимся и расслабившимся после успешной презентации, слышать позитивные отзывы о ней от окружающих и чувствовать себя уверенным, подтянутым и чутко реагирующим на происходящее от начала до конца.
ГЛАВА 3: ЧЕГО ВЫНА САМОМ ДЕЛЕ ХОТИТЕ?
КОНТРОЛИРУЕМОСТЬ
Иной раз то, насколько мы преуспеем в достижении своих целей, зависит от других людей. Например, вы можете сказать себе: «Я хочу, чтобы люди желали видеть меня своим коучем». Достижение этой цели зависит от действий других - вы здесь не контролируете процесс. Более адекватной целью было бы: «Я установлю контакт как минимум с десятью людьми и расскажу им о пользе коучинга». В таком случае контроль над ситуацией переходит в ваши руки. Такая формулировка цели ставит вас в позицию первопричины процесса, а не его последствий.
Изобразим первопричину и последствия с помощью континуума. На одном конце - там, где первопричина, - вы контролируете ситуацию и имеете полную свободу действий для достижения желаемого. А на другом конце - там, где последствия - вы обнаружите, что зависите от других людей, а также от тех или иных внешних обстоятельств. В любой ситуации, как только вы обнаружите, что находитесь в положении «последствий», вы должны решить - надо вам что-то менять, чтобы перейти в положение первопричины, или нет.
Работая с клиентом в качестве коуча, вы можете задать аналогичные вопросы по поводу его целей. Достаточно ли у клиента необходимых ресурсов, чтобы обеспечить положительный результат? Как он собирается действовать? Насколько реальны его цели и в силах ли он их достичь? Зачастую наши возможности для реализации своих намерений ограничены. Например, клиент может