желать повышения по службе. Ясно, что от него здесь мало что зависит. Так что вопрос, который он должен задать себе, будет звучать примерно следующим образом: «Что я могу сделать, чтобы увеличить свои шансы добиться повышения?». В случаях, аналогичных приведенному примеру, чтобы добиться желаемого, клиент должен постараться заслужить репутацию добросовестного и высококвалифицированного служащего или предпринять какие-нибудь действия, которые продемонстрируют руководству, сколь велик его вклад в достижения команды.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
«Целесообразность» определяется очень просто. Для этого достаточно задать себе вопрос: «Нужно ли мне это и хотел ли бы я этого, если бы оно было достижимым?» Если вы можете однозначно ответить «да» - значит вы, скорее всего, поставили перед собой правильную цель. Однако если ваш ответ - «да, но...» - то тогда вам нужно хорошо изучить те аспекты, в отношении которых у вас имеются сомнения, или даже поставить под вопрос саму цель -нужно ли вам вообще ее добиваться. Допустим, вы хотите набраться опыта коуча и с этой целью в течение следующих трех месяцев планируете провести занятия по коучингу для шестерых клиентов. Анализируя эту идею, следует определить для себя, до какой степени вы готовы жертвовать другими проектами, чтобы найти время для этого проекта. В результате ваша видоизмененная цель будет сформулирована примерно так: «Чтобы приобре-
ГЛАВА 3: ЧЕГО ВЫНА CAМОМ ДЕЛЕ ХОТИТЕ?
сти некоторый опыт коучинга, в течение ближайших трех месяцев я собираюсь работать с двумя клиентами» или: «Для того чтобы получить опыт коучинга, в течение следующих трех месяцев я буду проводить занятия по коучингу, интегрированные с карьерой команды или с сессиями по обзору итогов развития».
|
Чтобы установить целесообразность поставленной вами цели, следует задать себе несколько исследующих вопросов. Чем вам на самом деле нравится заниматься, это можете знать только вы сами. Важен ли для вас коучинг настолько, чтобы посвятить ему максимум своих сил и времени? Задайте себе следующие вопросы:
Могу ли я утверждать, что мое желание проводить коучинг настолько сильно, что при необходимости я даже готов платить кому-нибудь еще, чтобы делать это?
Могу ли я утверждать, что то, к чему я стремлюсь - это именно то, что мне нужно?
Насколько это занятие сочетается с тем, что важно для меня в моей работе и в моей жизни в целом?
Стоит ли оно того времени и тех усилий, которые мне придется потратить?
Если выяснится, что это занятие требует затрат, могу ли я быть уверенным в том, что оно того стоит?
Если вы ответили на эти вопросы утвердительно и без оговорок, то можно сказать, что скорее всего вы поставили перед собой
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
правильную цель. В случае возникновения каких-либо сомнений, вам следует доработать ту часть своей цели, к которой эти сомнения относятся. Если вы считаете, что достижение данной цели может иметь какие-нибудь негативные последствия - подумайте о контрмерах, чтобы превратить это негативное последствие в позитивную возможность. Если исполнение задуманного вами может принести вред кому-нибудь из окружающих вас людей, то какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы уменьшить или вообще устранить негативный эффект, вызванный вашими действиями? В Главе 10 приводится детальный анализ способов поддержания баланса в жизни.
|
ШАГ В БУДУЩЕЕ
Сделать «шаг в будущее» - это означает представить ситуацию, когда цель уже достигнута. Начав действовать по принципу «как будто», вы обнаружите, что ваша цель стремительно превращается в реальность. Вы можете сделать это, представив себя в будущем, допустим, месяц спустя после достижения желаемых результатов. Задайте себе вопросы, мысленно находясь в этом воображаемом будущем: «Что я вижу вокруг себя?», «Что я слышу?», «Что я чувствую?» и «Насколько комфортно я себя чувствую и нет ли у меня ощущения, что что-то не так?».
Как только вы создали себе действительно насыщенную мысленную картину будущего (и если при этом вы продолжаете ощущать, что данный результат - «правильный» для вас), представь-
ГЛАВА 3: ЧЕГО ВЫНА САМОМ ДЕЛЕ ХОТИТЕ?
те себя в том месте из вашего будущего, где вы добились своей цели. Из этого места мысленно вернитесь назад - в то время, когда вы только начали размышлять над данной целью. Какие шаги вы предпринимали с целью добиться желаемого? Какие препятствия вы встречали на своем пути? Кто вам помогал?
Затем поразмышляйте над тем, каким образом эта информация может быть полезна вам на данном этапе. Если вас в вашей цели что-то не устраивает, то вы всегда можете пересмотреть ее и внести в нее необходимые изменения. Еще раз проанализируйте желаемый результат, имея при этом в виду то, что вы можете «шагнуть в будущее», чтобы при надобности посмотреть, каков будет результат.
Эту технику вы можете применять во всех жизненных ситуациях. Применение воображения для концентрации своего внимания в период времени, который последует за той сложной ситуацией, в которой вы находитесь, - например, во время экзамена - может помочь вам преодолеть волнение и повысить ваши шансы на успех. Шаг в будущее помогает нам обойти препятствия, которые иногда кажутся непреодолимыми, поскольку сам факт движения вперед подразумевает, что мы найдем способ обойти их.