те спросить у него, что они ему дают. Если он отвечает: «свободу», это значит, свобода является важным фактором в системе ценностей этого человека. Когда клиент сформулирует свои ценности, попросите его перечислить их по степени важности. Запомните хотя бы первые три из них, так как, вне всякого сомнения, они самым существенным образом влияют на жизнь клиента. В девятой главе вы можете более подробно узнать о том, каким образом ценности и убеждения человека могут способствовать его личному и профессиональному росту и развитию.
Подотчетность
На первой ознакомительной встрече вам непременно следует поговорить со своим клиентом о том, в какой форме он хотел бы отчитываться перед вами за свою деятельность. В течение последующей недели коуч выясняет, как клиент справляется с теми задачами, которые он себе поставил. В современном коучинге за конечный результат отвечает клиент, а не коуч. Если клиент не справляется со своими задачами, коуч вместе с ним приступает к анализу ситуации.
В условиях компании, когда вы проводите коучинг со своим персоналом, подотчетность чревата конфликтами. Поскольку вы вкладываете свои силы и время в процесс коучинга, то ожидаете, что люди, с которыми вы проводите коучинг, выполнят хотя бы те задачи, которые они сами себе поставили. Однако если вы начнете «давить» на них или выражать свое недовольство в связи с
ГЛАВА 7: СОВЕРШЕНСТВУЯ СВОИ ЗНАНИЯ
отсутствием прогресса, то вы рискуете испортить отношения, необходимые в процессе коучинга, поскольку люди могут начать «бунтовать» и станут избегать заниматься чем-либо из того, что не входит в их обязанности. Конечно, было бы наивно предполагать, что компания, организуя у себя внутренний коучинг или прибегая к услугам внешнего коуча, не ставила бы при этом своей целью «улучшение» того или иного рода. Однако лучший способ достичь прогресса - это создать атмосферу, побуждающую людей изменяться, а не принуждать их предпринимать какие-либо действия во имя прогресса.
|
Когда вы - не тот коуч
Наконец, вам нужно задать себе вопрос: «являюсь ли я подходящим коучем для этого человека?» Вы должны с максимальной честностью и скрупулезностью отнестись к этому вопросу. Если у вас имеются сомнения относительно своей компетентности или адекватности, вы должны откровенно обсудить их со своим клиентом. В своей книге Coaching - Evoking Excellence in Others (Коучинг - пробуждение совершенства в людях), Джеймс Флаэрти выражает эту идею следующими словами: «Вам не надо проводить «курс лечения» своего клиента. Вам не обязательно становиться лучшими друзьями или сотрапезниками. Вы должны просто установить рабочие отношения, чтобы иметь возможность сделать свою работу коуча».
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
Если вы независимый коуч, то это означает, что по большому счету вы сами выбираете своих будущих клиентов. Убедившись, что ваши отношения с клиентом не складываются, вы можете принять решение не продолжать занятий. В этом случае лучшее, что вы можете предпринять, - это сообщить своему клиенту имена и контактные данные других коучей, которые, по вашему мнению, больше ему подходят. Другого выбора у вас просто нет (если, конечно, вы хотите считать себя профессионалом). Вы обязаны действовать в интересах клиента. И, в конечном счете, честность, порядочность и адекватность пойдут вам на пользу, ибо, проявляя их, вы зарабатываете себе репутацию человека, который занимается коучингом, исходя из высоких принципов, а не просто ради денег.
|
Сложнее обстоят дела, когда между вами и какой-нибудь компанией существует договоренность о проведении коучинга с несколькими людьми. Если вы заявите, что у вас не идет работа с одним из членов группы, вы тем самым поставите под угрозу весь контракт. В этом случае вы можете привлечь другого, более подходящего для этого клиента коуча, и заплатить ему из своего гонорара. И в этом случае, опять же, надо руководствоваться в первую очередь интересами клиента.
Если вы менеджер-коуч и у вас не складываются отношения со своим персоналом, вам следует обсудить это в департаменте человеческих ресурсов. В качестве альтернативы вы можете проводить коучинг «на одном уровне».
ГЛАВА 7: СОВЕРШЕНСТВУЙ СВОИ ЗНАНИЯ
Главная тема
После проведения первой, вводной сессии у клиентов появляется множество идей относительно своих будущих занятий. Некоторые из них могут захотеть работать над одним или несколькими вопросами; если же этого не произойдет, то приоритетные задачи можно определить с помощью Колеса жизни - они и станут «главной темой» коучинга. Если будет время, вы можете приступить к работе на первой же встрече. Иногда клиент хочет работать над конкретным вопросом в течение нескольких сессий, а иногда вопрос оказывается исчерпан за одну встречу. Также случается, что человек решает временно отложить данный вопрос и вернуться к нему после определенной паузы. После того как работа над главной темой закончена, можно переходить к следующему вопросу. Во время коучинга могут быть рассмотрены - порой одновременно - самые разные вопросы.
Очертания будущего
Во время совместной работы с клиентом над тем или иным вопросом важно сделать так, чтобы он сосредоточил свое внимание на результате, а не на проблеме. Другими словами, надо сосредоточиться не на недостатках и проблемах, а на будущем - на результате, к которому он стремится. Это можно сделать и с помощью процесса SPACES (см. Главу 3), в порядке первоочередности того или иного вопроса. Поработав подобным образом в