Вопросы:
1. Сущность. Функции финансов.
2. Финансовая система, её функции и звенья.
3. Государственные и муниципальные финансы, их роль и особенности.
4. Управление финансами. Финансовый контроль, формы и методы проведения.
5. Финансовая политика и финансовый механизм.
6. Финансовые потоки на макроуровне.
Вопрос 1
Финансы – это определённые экономические отношения, возникающие в момент движения денег. Это денежные отношения, связанные с формированием фонда денежных средств. Государство – централизованные фонды денежных средств. Хозяйство – децентрализованные фонды денежных средств.
Первый признак финансовых отношений – денежный характер. При этом существует некая обособленность движения денежных средств от движения товара.
Второй признак – перемещение средств от одних экономических субъектов к другим. Финансовые отношения носят распределительный характер.
Распределение – это процесс формирования и использования денежных доходов.
Финансовые отношения, участвуя в распределении стоимости, являются внешним проявлением экономических отношений между отдельными субъектами и называются финансами.
Функции финансов:
1 распределительная;
2. контрольная.
Первичное распределение в сфере материального производства, а вторичное – в непроизводственную сферу.
Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях расширения воспроизводства и выполнения функций и задач государства.
Контрольная функция позволяет получить информацию о возможных неблагоприятных событиях через различные финансовые показатели. Это индексы фондовых бирж, динамика рентабельности хозяйств – децентрализовано, централизованно; бюджет, а именно уровень бюджетных доходов, налоговые доходы, нецелевые доходы, безвозмездные поступления, показатели величины госдолга, уровень бюджетного дефицита.
|
Вопрос 2
Финансово-кредитная система (ФКС) – это совокупность централизованных, децентрализованных фондов, а также кредитных ресурсов. ФКС включает 2 подсистемы: 1) Финансовая система (ФС); 2) Кредитная система (КС).
Финансовая система включает в себя государственные и муниципальные финансы (централизованные финансы) и финансовые хозяйствующие субъекты и население (децентрализованные финансы). В свою очередь ГМФ включают бюджетную систему (государственный бюджет и внебюджетные фонды) и государственный кредит. Финансовые хозяйствующие субъекты и население включают: юридические лица (коммерческие и некоммерческие) и индивидуальные предприниматели - физические лица.
Кредитная система включает: банк (ЦБ и кредитные организации) и парабанк (специальные кредитные финансовые институты – СКФИ и почтовая сберегательная система – п/сб система).
Основные принципы формирования ФКС:
1) Наличие собственной финансовой базы;
2) Единство и взаимодействие всех элементов финансово-кредитной системы;
3) Функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.
Государственный бюджет – это ведущее звено любой финансовой системы и централизованный фонд денежных средств.
По экономической сущности госбюджет – это совокупность объективно существующих денежных отношений.
|
По организационной форме госбюджет – это финансовый документ, утверждаемый в форме закона.
Функции госбюджета:
1) Перераспределительная;
2) Регулирующая;
3) Стимулирующая;
4) Контрольная.
По уровню управления государственный бюджет представляется как совокупность Федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.
Внебюджетные фонды. Имеют постоянный источник, не зависят от средств госбюджета, используются по целевому назначению.
Государственный кредит – это денежные отношения по поводу получения займов, предоставления кредитов и гарантий между субъектами кредитных отношений.
Кредит – это денежная форма авансирования воспроизводства на основе эмиссии новых и перераспределения старых денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности и других признаков кредита.
Функции кредита:
1) Денежное авансирование воспроизводственного процесса;
2) Аккумуляция денежных средств;
3) Замещение реальных денег кредитными операциями;
4) Создание кредитных орудий обращения.
Банковская система – 2-х уровневая.
Главный эмитент – Центральный эмиссионный банк, выпускающий в обращение новые деньги.
Рабочие банки – подчиненные эмитенты, которые используют в качестве кредита эмиссионные ресурсы ЦБ для обслуживания хозяйственных структур рыночной экономики и населения. (Эмиссионные ресурсы – деньги ЦБ).
Финансы предприятий – система денежных распределительных отношений, связанных с кругооборотом денежных средств, образованием и использованием денежных доходов, накоплений и фондов денежных средств.
|
Вопрос 3
Государственные муниципальные финансы (ГМФ) – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и органов местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, расширение экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.
На организацию ГМФ влияет ряд факторов:
1) Форма государственного устройства;
2) Особенности административно-территориального устройства страны:
- Функционирование одних субъектов Федерации в составе других субъектов;
- Формирование муниципальных образований различного территориального уровня;
3) Особый статус отдельных территориальных образований.
Финансовые ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления – это доходы, поступления, денежные накопления, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для решения данными органами вопросов, отнесенных к их квалификации.
Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, неиспользованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или внебюджетных фондов, и предназначенных для финансирования расходов в последующие годы.
Проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операции по принятым денежным обязательствам прошедшего года.
Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами власти на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, могут направляться на финансирование дефицита бюджета и внебюджетных фондов и могут размещаться в долговые обязательства.
Вопрос 4
Управление финансами – это процесс целенаправленного воздействия на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов с помощью специальных приёмов и методов для реализации функций, целей и задач деятельности субъектов власти и хозяйствования.
Управление финансами делится на объекты (виды финансовых отношений) и субъекты (органы управления финансами или, по – другому, финансовый аппарат, т.е. совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление).
Объекты, в свою очередь, подразделяются на ГМФ и хозяйствующий субъект, а органы управления – на стратегические и оперативные.
Функциональные элементы процесса управления финансами:
1) финансовое планирование и прогнозирование;
2) оперативное управление;
3) финансовый контроль.
Объектом планирования выступает финансовая деятельность органов Госвласти и управления и хозяйствующих субъектов и формирование и использование финансовых ресурсов.
Финансовое планирование – совокупность мероприятий по планомерному формированию денежных доходов, накоплений, поступлений и их использованию в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планов и других документов, определяющих финансовую политику.
Цель финансового планирования – обеспечение финансовыми ресурсами (по объёму, по объектам, во времени, по направлениям использования) воспроизводственных процессов.
Результат финансового планирования – составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов и проектов.
Финансовый план – это документ, представляющий собой систему взаимосвязанных финансовых показателей, которые отражают планируемый объём поступления и использования финансовых ресурсов на предстоящий период.
Задачи финансового планирования:
4) определение объёма финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объёма;
5) определение направлений использования и объёма финансовых ресурсов, установление приоритетов расходования средств;
6) обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов их эффективного и экономного использования;
7) создание условий для укрепления финансовой устойчивости;
8) определение экономически обоснованного размера финансовых резервов.
Финансовое прогнозирование – это исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов власти и хозяйствования в будущем научно обоснованное предположение об объёмах финансовых ресурсов и направлениях их использования.
Задачи финансового прогнозирования:
1) увязка и на макро-, и на микроуровне материальных и стоимостных пропорций на перспективу;
2) определение источника формирования объёма финансовых ресурсов на прогнозируемый период;
3) обоснование направлений использования финансовых ресурсов на плановый период на основе анализа динамики финансовых показателей с учётом действия на них внутренних и внешних факторов;
4) определение и оценка финансовых последствий принимаемых решений.
Цель финансового прогнозирования – оценка предполагаемого объёма финансовых ресурсов и определения вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов.
Финансовое прогнозирование осуществляется двумя способами:
1) прогнозирование ведётся от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей;
2) определение будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему.
Для расчёта финансовых показателей используют следующие методы:
1) математическое моделирование:
- учитывает множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза;
- выбор из нескольких вариантов проекта наиболее соответствующего принятой концепции производственного и социально-экономического развития и финансовой политики;
2) эконометрическое прогнозирование:
- расчёт показателей осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одном или нескольких экономических переменных – прогнозных факторов;
- рассмотрение одновременного изменения нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза;
3) метод экспертных оценок – это обобщение и математическая обработка оценок специалистов – экспертов по данному вопросу;
4) трендовый метод – зависимость некоторых групп расходов и доходов только от фактора времени; выделяется тренд постоянных темпов роста исходит из постоянных изменений и линейный временный тренд исходит из постоянных абсолютных изменений;
5) стохастический метод – это вероятностный характер прогноза и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями;
6) разработка сценариев.
Результат прогнозирования – финансовый прогноз – это система научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состояния финансовой системы, сфер и субъектов финансовых отношений.
Финансовые прогнозы в сфере ГМФ:
1) перспективный финансовый план;
2) баланс финансовых ресурсов.
Перспективный финансовый план – это документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов по привлечению государственных и муниципальных займов и финансирование основных расходов бюджета.
Баланс финансовых ресурсов – это свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хозяйствования на соответствующей территории, охватывает находящиеся в распоряжении органов власти и организаций основные источники средств, направляемые на развитие производства и осуществления социальных программ (средства населения сюда не входят).
Назначение баланса ресурсов – обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий предусмотренных прогнозов социально-экономического развития и формирование финансовых резервов.
Оперативное управление – процесс разработки комплексных мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответственно перераспределения финансовых ресурсов.
В ходе оперативного управления финансами обеспечивается:
1) стабильное развитие экономики;
2) маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения бюджетных показателей;
3) стабильное функционирование хозяйствующих субъектов и так далее.
Финансовый контроль – это целенаправленная деятельность государственных институтов, действующих на основании системы законодательно-нормативных актов, гарантирующих выполнение субъектами финансово-хозяйственной деятельности, установленных форм и методов ведения операций и их оформления.
Цель финансового контроля – реализация научно обоснованной государственной политики и функционирование эффективного механизма финансового контроля.
Объект финансового контроля – товарно-денежные отношения, возникающие при планировании, распределении и использовании финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Финансовый контроль проверяет соблюдение требований экономических законов, оптимальность пропорций распределения и перераспределения ВВП и части НД, составление и исполнение бюджета, налоговые отношения и так далее.
Финансовый контроль классифицируется:
1.по видам:
- государственный (муниципальный финансовый контроль);
- негосударственный (внутрихозяйственный, аудиторский).
2. по времени проведения (по бюджетному кодексу РФ – формы проведения):
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
3. по субъектам:
- президентский;
- контроль представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления;
- контроль финансово-кредитных органов;
- ведомственный;
- внутрихозяйственный;
- аудиторский (независимый).
4. по способу проведения:
- обязательный (внешний);
- инициативный (внутренний).
5. методы (приёмы, средства осуществления) финансового контроля:
- наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля);
- проверка (исследование отдельных вопросов финансовой деятельности на основе балансовых, отчётных и расходных документов; осмотр объектов с целью выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий);
- обследование (приёмы анкетирования и опроса);
- анализ (использует данные текущей или годовой отчётности, различные аналитические приёмы);
- ревизия (детальное исследование финансовой и хозяйственной деятельности субъекта с целью выявления нарушения; характер ревизии обязательный и регулярный, проводится на месте).
Классификация ревизии
1.по содержанию:
– документальные;
– фактические.
2.по способу назначения:
- плановые (не реже двух раз в год);
- внеплановые (по случаю).
3. по степени охвата данных:
- сплошные (вся деятельность за весь период времени);
- выборочные.
4. по объёму реализуемой деятельности:
- комплексные;
- тематические.
Вопрос 5
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов с целью обеспечения государством его функций, создания условий для экономической стабильности и прогресса общества.
Включает в себя:
1. Главные направления развития народного хозяйства;
2. Определение общего объема финансовых ресурсов, их источники, направления использования;
3. Механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.
Основные принципы финансовой политики:
1. Обеспечение рациональной структуры системы финансов;
2. Обеспечение рационального построения финансового механизма;
3. Сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;
4. Создание финансовых резервов, представляющих собой превышение доходов над расходами бюджета;
5. Сосредоточение основных финансовых ресурсов в руках государства;
6. Сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики.
Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения используется финансовый механизм.