Могут быть созданы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований согласно указу Президента РФ от 24.12.1993 г. №2281 «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы».
Постановление Правительства от 15.06.1994 г. №664 «Об утверждении примерного порядка формирования и использования региональных и местных внб. фондов развития жилищного строительства».
Источники формирования | Направления использования средств фонда |
1) Добровольные взносы юридических и физических лиц; 2) Целевые кредиты; 3) Дивиденды от операций с ценными бумагами; 4) Плата за услуги, оказываемые службами фондов. | 1) Строительство жилья; 2) Строительство и ремонт объектов ЖКХ; 3) Строительство объектов социальной инфраструктуры и т.д. |
Вопрос 3
См. курс «Налогообложение».
Тема 6: «Налоги и налоговая система»
Вопросы:
1. Сущность, функции и роль налогов в общественном воспроизводстве.
2. Классификация налогов.
3. Принципы построения налоговой системы.
4. Налоговая политика.
Вопрос 1
Сущность налога заключается в изъятии государством в свою пользу определённой части ВВП (в стоимостном выражении) в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:
1) работники, своим трудом создающие материальные блага и получающие определённый доход;
2) хозяйствующие субъекты (ХС) – владельцы капитала.
За счёт налоговых взносов формируется финансирование ресурса государства, которое аккумулируется в бюджетах различных уровней и внебюджетных фондах.
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями по поводу формирования централизованных фондов: ХС и граждан, и государства. Налоги выражают обязанность ЮЛ и ФЛ уплачивать их, т.е. участвовать в формировании государственных фондов.
|
НАЛОГ (ст.8 часть 1 НК РФ) – индивидуальный, обязательный безвозмездный платёж, взимается с организаций и ФЛ в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги – это денежные отношения, которые складываются у государства с ЮЛ и ФЛ в связи мобилизацией финансовых ресурсов в централизованные денежные фонды.
Важнейшие элементы налога:
- субъект налога (налогоплательщик) – это ЮЛ и ФЛ, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог.
- носитель налога – это ФЛ или ЮЛ, уплачивающее налог из собственного дохода, при этом налог он вносит субъекту налога, а не государству.
- объект налога – доход или имущество, которые служат основанием для обложения налога: З/п, прибыль, рента, ценные бумаги и.т.д.;
- налоговая база – это денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения;
- источник налога – доход субъекта налога, из которого вносится налог (те средства, из которых плательщик уплачивает налог)
- единица обложения – это часть объекта, принимая за основу при исчислении дохода: м2;
- ставка налога – размер налога с единицы обложения. Может устанавливаться в абсолютных суммах («твердые» ставки) и в %-тах («плавающие» или «адвалорные»). Ставки могут быть не только по видам, но и содержанию:
а) маржинальные – указывается в нормативном акте о налоге: в ЕСН – 26%;
|
б) фактические – это отношение уплаченного налога к налоговой базе;
в) экономические – это отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.
- налоговый период – время, определяющее период исчисленной суммы налога, подлежащей в бюджет и сроки внесения налога в бюджет.
- налоговая льгота – снижение размера налога: снижение части ставки налога.
- функции налога – это проявления его сущности в действии, способ выражения его свойств:
фискальная – реализует основное предназначение налога – формирование финансовых ресурсов государства и бюджетных доходов.
контрольная – контролирует соблюдение стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов в субъектах экономики (налоговый контроль – соблюдение налогового законодательства)
распределительная – дополнение к контрольной функции. выражается в распределении налоговых платежей м/у юл и фл, сферами и отраслями экономики, государства в целом и его территориальными единицами.
регулирующая – она разделяется на 2 подфункции:
1. стимулирующего назначения – реализуется через систему льгот. Её цель – сокращение размеров налоговых обязательств налогоплательщика;
2. воспроизводственного назначения – реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов, а также расширение степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста.
социальная – предназначена для предотвращения обнищания низкооплачиваемых слоёв населения «принцип справедливости по горизонтали» - лица, имеющие равные доходы и имущество должны платить равные по величине налоги; «принцип справедливости по вертикали» - социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.
|
СБОР (ст.18 часть 1 НК РФ) – обязательный взнос, взимаемый с организаций и ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственного сбора (ОМСУ – органы местного самоуправления) юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).
Вопрос 2
1 признак: по объекту обложения
а) прямые – это те, которыми непосредственно облагаются налогоплательщики (имущество, доход); б) косвенные – налоги на товары и услуги оплачиваемые в цене товара или включённые в тариф (НДС, акцизы, налог с продаж).
2 признак: по субъекту уплаты с ЮЛ и ФЛ.
3 признак: по полноте прав.
а) регулирующие; б) закреплённые.
4 признак: по характеру использования.
а) общие – в бюджеты различных уровней; б) целевые – во внебюджетные фонды.
5 признак: по источнику уплаты.
а) косвенные – относимые на увеличение цены товара; б) относимые на себестоимость продукции; в) на финансовые результаты.
6 признак: по периодичности взимания.
а) регулярные; б) нерегулярные.
7 признак: по принадлежности к органам.
а) федеральные; б) региональные; в) местные.
Вопрос 3
Налоговая система – это совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательством и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.
Принципы, на основании которых строится налоговая система:
1) принцип обязательности – он предусматривает обязательность, принудительность и не отвратность уплаты налогов;
2) принцип справедливости – горизонтальная и вертикальная справедливость;
3) принцип определённости – в НПА нормативно-правовой акт; должны быть определены правила для налогоплательщиков по уплате налогов и сборов до начала налогового периода;
4)принцип удобства и экономичности – система процедуры выплаты налогов должны быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги;
5) принцип пропорциональности – установление лимита налогового бремени по отношению к ВВП (максимальный – не допустим);
6) принцип однократности налогообложения – один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Он направлен на избежание двойного обложения.;
7) принцип стоимостного выражения – налоги должны уплачиваться только в денежной форме (нет взаимосчетов и барьера);
8) принцип единства – налоговая система действует для всех ЮЛ и ФЛ на всей территории страны.
Налоговая система РФ изначально была построена в соответствии с законом РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы РФ», вступившим в силу с 1992 г. Данным законом было предусмотрено взимание в России:
А) федеральных; Б) субъектов РФ; В) местных налогов.
В 1999 г. вводится в действие Налоговый кодекс РФ, который призван решать следующие задачи:
- построение стабильной и единой налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех её элементов;
- формирование единой налоговой правовой базы;
- развитие налогового федерализма, который обеспечит закреплённые за федеральными и местными бюджетами доходы;
- снижение общего налогового бремени и введение исчерпывающего числа налогов.
В соответствии с НК РФ структура налоговой системы выглядит следующим образом.
1 уровень Федеральные налоги и сборы. Они обязательны к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДФЛ (на доходы ФЛ), государственная таможенная пошлина).
2 уровень Региональные налоги и сборы – они обязательны к уплате на территории субъектов РФ (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес).
3 уровень Местные налоги и сборы – на территории соответствующего муниципального образования (земельный налог, налог на имущество ФЛ).
Вопрос 4
Налоговая политика:
1. Определяет характер и цели налоговой системы;
2. Призвана обеспечивать финансовыми ресурсами бюджетную систему страны;
3. Должна способствовать сглаживанию неравенства в уровнях доходов населения.
Инструмент налоговой политики – налоги.
Основные задачи налоговой политики:
- определение и постановка основных целей, которые могут вытекать из целей, которые могут вытекать из целей социально-экономического развития общества с последующим доведением цели до уровня перспективных и текущих задач;
- разработка методов, средств и организационных форм, обеспечивающих намеченные цели и задачи;
- подбор, обучение и расстановка кадров, реализующих цели.
Принципы налоговой политики:
1. Необходимость множественности налоговых платежей, но до оптимального уровня. Это позволяет в большей степени уловить платежеспособность налогоплательщиков, отразить разнообразие форм налогов, общее бремя сделать менее заметным и также воздействовать на производство, потребление и накопление;
2. Необходимость умеренности ставок по каждому налогу;
3. Выбор надлежащего источника и объекта налогообложения;
Налог должен сохранять накопленный капитал, оставлять источники для накопления и сохранять стимулы для совершенствования производства.
Основные характеристики налоговой политики современной России:
1. С введения части 2-й НК РФ предполагалось, что налоговая нагрузка равна соотношению совокупности налогового изъятия к ВВП. Она должна была снизиться с 35,1 % до 32,4 %;
2. Акцент в изъятии налогов у хоз. субъектов, следовательно, массовое уклонение предприятий от уплаты налогов, следовательно, нет возможности самофинансирования;
3. Неравномерное распределение налогового бремени м/у законопослушными и уклоняющимися от уплаты налогов налогоплательщиками.
4. Чрезмерно высокая доля косвенных налогов;
5. Акцент налоговой политики на фискальные цели:
v большое количество налогов;
v частые изменения в налогообложении;
v чрезмерная величина налоговых выплат.
Главным образом налоговая политика и налоговая система РФ несовершенна и требует доработки и рационализации налогообложения.