1. принцип соответствия;
2. принцип нижнего уровня;
3. принцип эффекта масштаба.
Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется:
1. в порядке закрепления определённых видов налогов за бюджетами разного уровня;
2. по средствам бюджетного регулирования.
Методы бюджетного регулирования:
1. установление и распределение бюджетных источников;
2. метод безвозмездной и возмездной помощи.
I Межбюджетные трансферты (ст. 6 БК РФ) – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы другому бюджету бюджетной системы РФ (глава 16 «Межбюджетные трансферты»).
Формы межбюджетных трансфертов:
1. федеральный бюджет:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
- субсидии бюджетам субъектов РФ;
- субвенции бюджетов субъектов РФ;
- иные межбюджетные трансферты субъектам;
- межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
2. бюджеты субъектов РФ:
Дотации выравнивания бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов, городских округов;
- субсидии местным бюджетам;
- субвенции бюджетам автономных округов в составе краёв, областей;
- иные межбюджетные трансферты.
3. местные бюджеты:
- дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
- субсидии из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
- субсидии в бюджеты субъектов федерации для формирования регионального фонда финансовой поддержки поселений (РФФППос) и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (РФФПМ/р(ГО));
- иные.
1) Дотации (ст. 6 БК РФ) – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и/или условий их использования.
|
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предусматриваются в составе соответствующего бюджета в целях выравнивания финансовых возможностей.
2) Субсидии бюджетам:
· субъекта РФ – межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий по предметам ведения субъекта РФ, совместного РФ и субъекта РФ и органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
∑субсидий субъекту РФ из Федерального бюджета (ст. 132 БК РФ) - > ФФСР.
У субсидий устанавливается цель, условия предоставления и расходования, критерии отбора субъекта РФ для предоставления и распределения субсидий между субъектами РФ;
· местным бюджетом – это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетом муниципальных образований, также в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий ОМСУ по вопросам местного значения.
∑субсидий местного бюджета из бюджета субъектов федерации РФ - > РФСР;
· бюджетам субъекта РФ из местных бюджетов, если в отчётном финансовом году расчётные налоговые доходы (без учёта налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ.
Субсидии из бюджетов:
1. поселений:
- доходы бюджета субъекта РФ;
- бюджетных ассигнованиях РФФППос.
2. муниципальных районов (городских округов):
|
- доходы бюджета субъекта РФ;
- бюджетных ассигнованиях РФФПМ/р(ГО);
· субсидии бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений.
Поселения, входящие в состав муниципальных районов, представительный орган которого образуется в порядке предусмотренным федеральным законом № 131 – ФЗ, обязаны перечислять в бюджет муниципального района межбюджетные трансферты (субсидии) на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
Субвенции из: 1) Федерального бюджета. Это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных органом гос. власти субъекта РФ и (или) органом МСУ (Ст. 133).
∑ субвенций из федерального бюджета бюджетам субъекта федерации = ФФК, где ФФК – федеральный фонд компенсации.
2) Бюджетов субъекта. Это межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, переданных для осуществления органам МСУ (Ст. 140).
∑субвенций из бюджета субъекта федерации местным бюджетам = РФК, где РФК – региональный фонд компенсации.
II Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. Предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, реализацией товаров, работ и услуг (Ст. 178). Субсидии автономных учреждений – ст. 178.1.
|
III Бюджетные кредиты (Ст. 193.2 БК РФ). Могут быть предоставлены РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с ГК РФ, БК РФ и др. НПА бюджетного законодательства РФ на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами, либо решениями о бюджете.
Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен кредит, условия и порядок предоставления кредита, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за переделы финансового года, а также ограничения по заемщикам кредитов.
Способы обеспечения обязательств по возврату кредита:
1) Банковские гарантии и поручительства;
2) Государственные или муниципальные гарантии;
3) Залог имущества (не менее 100% предоставляемого кредита);
4) Для юридических лиц обязательным является проведение проверки его финансового состояния, проверяется также финансовое состояние гаранта и поручителя.
В случае нецелевого использования кредита он подлежит досрочному возврату.