Становление советского государства и права (1917-1921 гг.) 7 глава




Большое значение в сфере гражданского законодательства отводилось «борьбе с паразитическими элементами» и «нетрудовыми доходами». С этой целью вводилась всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 58 лет, отменялся принцип наследования. Завещать можно было имущество, оцененное на сумму не свыше 10 тысяч рублей. Запрещалось дарение. Происходило резкое сокращение торгового оборота. Из оборота изымалось то, на что объявлялась государственная монополия. Таким образом, основной задачей в сфере гражданского права являлось сведение имущественного положения имущих классов до положения трудящихся. Законодательство в этой сфере носило ярко выраженный классовый характер.

Советской властью был заложен фундамент нового и важного института гражданского права – института социалистической собственности на орудия и средства производства. Резко сужалась сфера частной собственности.

Декреты о земле, социализации земли и др. принципиально изменили ситуацию в стране: отменили частную собственность на землю, недра, лес, воду, что соответствовало интересам крестьян. Приняв декреты в аграрной сфере, государство решило несколько задач: 1) устранило частную собственность на землю; 2) лишило помещиков скота и сельхозинвентаря; 3) обеспечило крестьян землей на уравнительных трудовых началах; 4) создало правовую основу для организации кооперативных хозяйств.

Земля изымалась без выкупа. Получали землю люди, которые сами могли ее обрабатывать, без батраков и наемного труда. В случае нецелевого использования земли, сдачи ее в аренду, применения наемного труда и т.п. земля изымалась.

В уголовном праве принцип законности подменялся принципом целесообразности. Главным источником права при отсутствии писаных законов и норм стало революционное правосознание. Для разрешения конкретной ситуации использовался принцип «казуса».

Таким образом, известный со времен Древнего Рима принцип «нет преступления, если оно не предусмотрено законом» нарушался. Советская власть, отменив царское законодательство, предоставило судебным органам по своему усмотрению трактовать составы преступлений и определять за них меру наказания.

В первых декретах и иных нормативно-правовых актах советского государства предписание по вопросам уголовного права чаще всего формулировалось неконкретно и расплывчато. В основном указывалось, что лица, не выполнявшие те или иные решения Советской власти, будут подвергаться уголовному наказанию. Так, в декретах по уголовному праву отсутствовало и понятие «преступление». В основном уголовные преступления делились на контрреволюционные и простые. Несмотря на установление различных форм соучастия (пособники, подстрекатели, укрыватели, недоносители, организаторы), соучастники отвечали в той же мере, что и исполнители. Наряду с традиционными мерами наказания, встречались и достаточно оригинальные – бойкот, принудительное изучение курса политграмотности, лишение продовольственных карточек, объявление врагом народа и т.д.

В период гражданской войны наказания применялись не только к отдельным личностям, но и к целым организациям, а террор возводится в ранг государственной политики.

Принимается несколько декретов о суде, которые упраздняли все дореволюционные судебные органы, прокуратуру и адвокатуру. Во всех судебных инстанциях вводился принцип судоговорения и судопроизводства на местных языках с обеспечением лиц, не владеющих языком, на котором велось судоговорение и судопроизводство, переводчиком.

Декретом о суде №1 предусматривалось создание двух видов судов: местных и революционных трибуналов. Судьи должны были избираться народом и из народа.

Местные суды рассматривали дела уголовные со сроком наказания до двух лет, гражданские – с иском до 3 тысяч рублей. Для того, чтобы суд стал доступным для рабочих и крестьян, государство устанавливало минимальные размеры судебной пошлины. У ревтрибуналов подсудность скорее определялась не по характеру дел, а по социальному положению лиц. В своей деятельности они руководствовались революционной совестью, революционным правосознанием, партийными программами большевиков и эсеров. Затем эти принципы были распространены и на деятельность народных судов. По Декрету ВЦИКа от 30 ноября 1918 г. судам запрещалось ссылаться на законы прежних правительств. При отсутствии необходимых норм разрешалось руководствоваться «социалистическим правосознанием».

Первоначальное многообразие судебных органов постепенно унифицировалось. Утверждалась единая форма суда – народный суд. Судьи избирались соответствующими Советами, а затем утверждались губисполкомами. Формировалась и новая форма защиты, хотя вопросы с защитой в первые годы Советской власти до конца так и не были решены.

В целом основными принципами нового суда и права являлись:

§ коллегиальность в принятии судебных решений;

§ уменьшение роли судебного профессионализма;

§ расширение судебного правотворчества;

§ вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов;

§ сближение судебной и властно-управленческой деятельности (Советов).

Подобные явления далеко не были ошибками роста. В 1931 г. на I съезде марксистов-государственников и правоведов «пролетарский суд» был назван «органом подавления классовых врагов». Резолюция съезда объявила «буржуазно-лицемерным» принцип «нет преступления, нет наказания без указания о том в законе». Здесь же осуждались принципы «абстрактной законности» и идеи правового государства.

В 1936 г. П.Ф.Юдин записал: «Право – это воля, закон господствующего класса, выраженный в юридической форме. Право есть форма выражения и применения насилия».

Помимо народных судов создавались и органы правосудия, имевшие ярко выраженную социальную направленность – трибуналы, ЧК. Они создавались для борьбы с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими злоупотреблениями «торговцев, промышленников, чиновников». Для их деятельности характерно ускоренное судопроизводство и жестокость наказаний. В период гражданской войны окончательно входит в обиход термин «внесудебная расправа».

М.Я.Лацис в ноябре 1918 г. писал: «Мы не ведем войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материала и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против Советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого…».

На заседании Политбюро в 1921 г. при активной поддержке В.И. Ленина принимается решение о расширении прав ВЧК «в отношении применения высшей меры наказания», а в состав судов предлагалось вводить лиц, выдвигаемых ВЧК.

Политика социального апартеида своей методологической основой имела Конституцию РСФСР 1918 г. Конституция – основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан.

III съезд Советов (январь 1918 г.) поручает ЦИК заняться разработкой проекта Конституции. Дискуссии по конституционным вопросам (о территориальном устройстве государства, системе органов местного самоуправления, социально-экономических преобразованиях…) были решены в партийном порядке. Основные принципы Конституции были изложены в ее 6 разделах. Срок действия Конституции определялся переходным периодом от капитализма к социализму. В целом Конституция не столько создавала новые формы правления, сколько фиксировала и регулировала те формы, которые стихийно складывались в ходе революционной социальной перестройки общества.

Социальной основой государства являлась диктатура пролетариата, политической основой – система Советов, государственное устройство – федеративное.

Статья 9 Конституции РСФСР прямо закрепляла диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства, ставящую своей целью полное подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком и построение бесклассового общества – социализма.

Это положение полностью соответствовало программным положениям партии большевиков и легализовывало первые декреты Советской власти в области ликвидации капиталистических отношений в государстве.

Высшим органом власти по Конституции являлся Всероссийский съезд рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал правительство – СНК. Органами власти на местах являлись местные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные органы.

В Конституции определялась компетенция высших органов власти. Но она не разграничила подробно предметы ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа. Не определила Конституция и организационную структуру ВЦИКа, порядок его работы. Все эти вопросы ВЦИК решал самостоятельно. Законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу 3 высших государственных органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК.

Главная задача нижестоящих Советов – проведение в жизнь решений вышестоящих органов. Это по вертикали. А по горизонтали (в пределах своей территории) местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил название «демократического централизма».

Достаточно своеобразно Конституция закрепляла права и свободы граждан. Во-первых, они носили ярко выраженный классовый характер и предоставлялись только трудящимся. Принцип равноправия граждан связывался только с расовой и национальной принадлежностью.

Явно политизированными являлись положения избирательной системы. К выборам допускались только отдельные социальные слои, в отношении которых не допускались ограничения по признакам пола, национальности, образования, вероисповедания. Это были «трудящиеся». Значительная часть населения – «чуждые элементы» – лишалась избирательных прав.

Но даже социальные слои, имевшие избирательное право, не обладали равными правами. Один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян. Подобное преимущество должно было обеспечить в стране «диктатуру пролетариата». Выборы в высшие органы власти были многоступенчатыми. Тем самым создавался организационный фильтр для отсева «нежелательных элементов».

Во-вторых, Конституция не содержала перечня конституционных прав и свобод, не раскрывала их содержание. Обозначались только те права и свободы, которые могли обеспечиваться государством: свобода совести, слова, шествий, митингов, демонстраций. Но конституционно не закреплялось, например, право на образование – не было материальных средств.

В-третьих, Конституция закрепляла всего две обязанности: трудиться и защищать социалистическое отечество.

В целом Конституция 1918 г. заложила правовую основу и новую идеологию для изменения структуры старой власти и законодательства. С ее принятием политический режим в стране законодательно приобретает четко выраженный классовый характер. Демократия сохраняется только для определенной части населения. Имущие классы становятся фактически бесправными. Они лишались не только политических свобод, но и гражданских, экономических. Подобная политика способствовала не поиску компромиссов, а разжиганию взаимной ненависти между классами.


ГЛАВА VI

Советское государство и право в период
многоукладной экономики(1921-1928 гг.)

Гражданская война, в немалой степени вызванная политикой большевиков, принесла им успех. Практически вся внутренняя оппозиция была разгромлена и ликвидирована. В стране установилась партийная диктатура. Органы Советской власти являлись ее прикрытием, т.к. 70-80% партийных работников одновременно возглавляли государственные институты власти. Помимо этого, власть концентрировалась в руках не избранных (хотя бы формально) государственных органов, а назначаемых сверху руководителей органов власти. От съездов Советов, ВЦИКа власть переходила к СНК, от местных органов власти – к центральным. Право принятия всех важнейших не только политических, но и государственных, экономических вопросов переходит к партийным съездам, конференциям.

В самих коммунистических структурах власть переходила от коллегиальных органов к административно-партийным – от ЦК к Политбюро, от конференций и партийных собраний – к бюро губкомов и укомов.

Отныне борьба за власть, за направление внутренней и внешней политики могла идти только в партийных структурах. Внутри самой партии велась решительная борьба с разномыслием. Пока в этой борьбе еще не использовалась сила государственного аппарата, но она уже апробирована в межпартийной борьбе (с кадетами, партиями социалистических ориентаций).

В течение 1921 г. на основе политического решения Х съезда РКП(б) и ряда законов органов власти и управления была сформирована Новая экономическая политика. Ее основные положения были определены Декретом ВЦИКа от 21 марта 1921 г. (о замене продразверстки продналогом), Декретом СНК от 24 мая 1921 г. (о разрешении частнопредпринимательской деятельности и расширении сферы товарно-денежных отношений), решениями IХ съезда Советов 1921 г. (об организации хозяйственного расчета на государственных предприятиях).

Новая экономическая политика показала несостоятельность большевистских доктрин советской модели социализма. Государственная промышленность оказалась неконкурентоспособной в рыночных отношениях. Поэтому очень скоро в правовых документах начнется процесс пересмотра ее основных положений. Так, через 2 года оказался формальным провозглашенный в документе ВЦИКа 1922 г. «Об основных частных имущественных правах» принцип – «все, что не запрещено – дозволено».

В 1923 г. СНК начинает регламентировать торговую деятельность предприятий. Предприятие первоначально обязано было обращаться к кооперативной организации, затем к кустарям, и лишь в случае неудовлетворительного ответа этих контрагентов оно могло обращаться «к частным лицам вообще». Начинается активная административная политика по вытеснению частных посредников. Их деятельность между государственными органами запрещалась. А к 1925 г. в государственном секторе торговые агенты вообще упразднялись.

Деятельность трестированных предприятий через ряд законов все более подпадала под государственное регулирование, планирование и контроль. Первые тресты возникли летом 1923 г. С введением хозрасчета они становились самостоятельными субъектами. Торговая сфера треста ограничивалась реализацией предметов только собственного производства. Исключались из текста законов прежние мотивировки их хозяйственной деятельности – «с целью извлечения прибыли».

Аналогичная судьба постигла и акционерные общества. В середине 20-х гг. ХХ века акционерная форма будет признана недействительной для госпредприятий. Она вытесняется из обобществленного сектора, а затем и в целом из народного хозяйства.

Кредитная политика государства, начавшаяся с поощрения частного кредита под своим контролем, очень скоро ограничивается и вытесняется. Возрастали проценты по займам, прекращалось кредитование некоторых видов частной деятельности – хлеботорговли, частных заготовок и т.д.

Не соответствуют реальной действительности и цифры роста кооперативного движения. Его демократические формы служили прикрытием государственной политики принудительной коллективизации трудящихся в сфере производства. Советская кооперативная система складывалась «сверху вниз» (по решению директивных органов). Так, в 1921 г. возник Сельскосоюз – Всероссийский центр сельскохозяйственной кооперации. И с юридической, и с экономической точек зрений эта организация не была объединением кооперативов, т.к. последних просто не существовало. Колхозы, артели, другие формы сельхозкооперации стали создаваться насильно. Аналогично решался вопрос и с промысловой кооперацией.

Но особенно ярко государственно-административное вмешательство в сферу экономики проявилось на примере налоговой политики. Принимаемые законы в этой сфере государственной деятельности усиливали налоговый пресс на частный сектор. Налоговые ставки для частных промышленных предприятий в каждой новой редакции закона поднимались. Подоходный налог, введенный впервые в 1922 г., имел четкую социальную направленность. Закон упразднял внешние признаки облагаемых объектов, сохранив разделение по социальному признаку.

Важное место в налоговой системе имели местные налоги, которые в основном распространялись на частнокапиталистические предприятия.

Таким образом, регулирование экономики в первые месяцы НЭПа осуществлялось административными мерами. Так, например, в отдельных районах страны при невыполнении обязательств по сбору налогов запрещалась торговля. Исполкомы контролировали проезд торговцев по железной дороге. Некоторые районы бронировались только под государственные заготовки, и следовательно, любая торговля, частная деятельность здесь запрещались.

Затем число чисто административных мер было сокращено. На смену запретительно-разрешительным мерам приходят контролирующие, но которые по-прежнему обладали репрессивными рычагами административного характера. Они применялись к любым нарушителям законов и правил, установленных для различных форм предпринимательства: за нарушение правил ведения торговли, налоговой отчетности, охраны труда, соблюдения и публикации цен…

С середины 20-х г. ХХ века государство вновь возвращается к жестко административным мерам. Поэтому конец 20-х годов ХХ века – это не начало свертывания провозглашенной на Х съезде РКП(б) Новой экономической политики, а ее закат.

Поиски механизма подбора руководящих кадров в государственные и иные органы завершились созданием в 1923 г. номенклатуры. Номенклатура – это перечень должностей, которые в обязательном порядке замещались коммунистами или утверждались партийным органом. Список номенклатуры включал в себя не только должности, но и конкретных лиц, которые могли их замещать.

Основной смысл созданной номенклатуры состоял в подчинении всех руководящих кадров партийным органам, которые беспрекословно выполняли бы все решения центра. Создавалась стройная система подчинения и личной зависимости номенклатурного работника от назначаемого партийного органа. Он тебя утверждает в должности постольку, поскольку ты обязуешься выполнять его решения.

Созданная система номенклатуры, несмотря на все ее изменения и совершенствования, просуществовала до приостановления деятельности КПСС в 1991 г.

Создание номенклатуры нельзя приписывать конкретному лицу. Она логически вытекает из марксистской теории общественной собственности на средства производства. Создание единой государственной монополии, отсутствие конкуренции и экономических стимулов принуждали вводить административные методы работы, в т.ч. и в работе с кадрами.

Введение НЭПа, «буржуазного элемента», в советское государство неизбежно вызывало реформирование всей системы правоохранительных структур. В 1922 г. (28 мая) утверждается Положение о прокурорском надзоре. Нарком юстиции, одновременно являясь прокурором республики, возглавлял прокуратуру. Губернские прокуроры назначались прокурором республики. Так была создана единая прокуратура на строго централизованных началах.

На прокуратуру возлагались 4 функции, которые сохранялись во всех последующих редакциях Положения о советской прокуратуре:

§ осуществление надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор);

§ наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ;

§ поддержание обвинений в суде;

§ наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В этот же период принимаются Положения об адвокатуре (26 мая 1922 г.), создаваемой при губернских отделах юстиции, Положение о нотариате и об арбитражных комиссиях.

С 1922 г. формируется система ГУЛАГа (Главное управление лагерей).

Принимается (31 октября 1922 г.) новое Положение о судоустройстве РСФСР. Была создана единая судебная система, но сохранялись и специальные суды – военные, военно-транспортные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии. Особые трудовые сессии народных судов рассматривали дела, связанные с нарушениями КЗОТ. По Конституции СССР 1924 г. при ЦИКе создавался Верховный суд СССР.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами по классовому принципу. Не могли быть судьями лица, лишенные избирательного права. А для народных заседателей вводилась еще и определенная «процентовка» – 50% должно было избираться от рабочих, 35 % – от крестьян, 15% – от воинских частей.

Резко сокращалась система революционных трибуналов. Они сохранялись в 7 городах. Реорганизуются правоохранительные органы (6 февраля 1922 г.), что также было связано с НЭП. ВЧК оставила о себе недобрую память среди лиц имущего класса, который стал легализовываться в Советской стране. Если IХ Всероссийский съезд Советов предложил сузить деятельность ВЧК, то на заседании Политбюро ЦК РКП(б) принимается решение о полном упразднении ВЧК. ВЦИК выполнил решение Политбюро, а председателем ГПУ (Государственное политическое управление) вновь назначает Ф.Э.Дзержинского. И задачи оставались такие же. Так, 16 октября 1922 г. принимается Декрет о праве ГПУ на внесудебную расправу в отношении ряда уголовных дел. Компетенция ВЧК восстановилась в полном объеме. 23 ноября 1923 г. ГПУ стало ядром вновь образованной при СНК СССР ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление). В их ведении по-прежнему находились войска, а идеологической основой оставалась доктрина «революционной законности».

Принципиально новым явлением в государственном устройстве страны явилось образование СССР в 1922 г. Декларация прав народов России 1917 г. провозгласила общий лозунг самоопределения наций, но не определила контуры будущего государственного устройства. Тогда еще мыслили категориями мировой революции. Воспользовавшись подобными идеями, Польша, Финляндия, Прибалтийские государства безболезненно отошли от Советской России.

Развитие союза республик, где победила социалистическая революция, первоначально шло по пути их вхождения в состав РСФСР и подписание двухсторонних договоров, которые начали заключаться с 1920 г. На их основе ликвидировались таможенные границы между республиками, создавалось единое торговое пространство и налоговое законодательство.

Иную форму объединения республик показали Закавказские республики – Грузия, Армения, Азербайджан. Здесь сложился территориальный союз, а республики имели большие права, чем автономии в РСФСР.

Объективные внешние и внутренние условия заставили республики в 1922 г. создать комиссию для разработки модели новой Федерации. Комиссия разработала первый проект объединения республик – «автономизации». Здесь предполагалось, что республики войдут в состав РСФСР на правах автономий. Разосланный в республики подобный проект союзного государства не встретил большого энтузиазма среди руководящих республиканских элит. В этих условиях В.И.Ленин предложил другой вариант – федеративный принцип устройства государства, где в Федерацию объединились бы равноправные, а не подчиненные РСФСР республики.

В декабре 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Его подписали 4 республики – РСФСР, Украина, Белоруссия, ЗСФСР. Здесь же принимается решение о разработке проекта Конституции Союзного государства, которая была принята в январе 1924 г.

Собственно Конституция состояла из двух частей:

§ Декларации об образовании СССР, где говорилось о причинах объединения республик и принципах объединения (добровольность, равноправие);

§ Договора (состоял из 11 глав и 72 статей).

Конституция определяла полномочия верховных органов власти. Высшим органом власти являлся съезд Советов СССР, куда 1 депутат избирался от 25 тысяч городских избирателей и 125 тысяч губернских избирателей.

В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР. Он состоял из двух равноправных палат – Совета Союза (формировался из представителей республик пропорционально населению, 371 депутат) и Совета Национальностей (формировался из представителей республик, общее количество которых определялось статусом республики, всего 131 депутат). Совет Национальностей олицетворял, таким образом, формальное признание равенства не только государств, но и народов, составлявших Союз, независимо от количества населения. ЦИК работал посессионно. А в перерывах между сессиями работал Президиум ЦИК СССР.

ЦИК СССР формировал СНК СССР, куда входили Председатель, его заместители и 10 наркомов (5 от общесоюзных наркоматов и 5 от союзно-республиканских). Союзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных, которые входили в состав республиканских СНК с правом совещательного голоса. Республиканские интересы представлялись через Президиум ЦИК СССР, Совет Национальностей.

В целом структура органов государственной власти и управления сохранялась в основном неизменной, но методы их деятельности и полномочия модифицировались по двум причинам: вследствие образования СССР и в связи с переходом управления промышленностью на начала централизованного планового руководства одновременно с децентрализацией непосредственного управления предприятиями.

В изучаемый главой период большее внимание уделялось организации работы местных органов власти. Авторитет местных советов среди населения был невысок (в первые годы НЭПа в выборах участвовало 20-30% избирателей), а в ряде регионов страны они вообще не были созданы. Поэтому с середины 20-х годов ХХ века кураторство над избирательными кампаниями поручается В.М.Молотову. Была разработана инструкция по выборам в Советы. Здесь регламентировались порядок формирования избирательных комиссий, список лиц, лишенных избирательного права, и пр. Так, запрещалось допускать на собрания лиц, лишенных избирательного права (чего ранее не было). В секретных письмах рекомендовалось чинить всевозможные препятствия лицам, не принявшим участие в голосовании, и т.д.

В результате административных мер процент принявших участие в голосовании избирателей с середины 20-х годов ХХ века стал неуклонно и систематически расти.

Новая экономическая политика неизбежно требовала принципиальных изменений в сфере гражданско-правовых отношений, т.к. в годы гражданской войны в роли источника права нередко выступало «революционное правосознание трудящихся масс». Стабильное законодательство отсутствовало. Каждая судебная инстанция, даже в пределах одной губернии, руководствовалась не писаным законом, а классовым происхождением обвиняемого, эмоциями, личными симпатиями и антипатиями.

Под подобного рода деятельность пытались подвести даже теоретическую базу. Первые декреты о суде, принятые в 1917 –1918 гг. говорили о «революционной совести», «революционном правосознании», «социалистическом правосознании», «социалистической совести». В законодательство прочно входили идеологические парадигмы. Так, «социалистическая совесть» означала субъективную способность осознавать и применять революционное правосознание, где «социалистическое правосознание» составляло объективное содержание права.

Исходя из утопической теории, что с построением социализма право отомрет, что все будут сознательными и никто не будет нарушать законы, т.е. восторжествует «революционное правосознание», важное внимание уделялось основным принципам системы правотворчества, а остальное отводилось на «чутье» пролетарского суда.

С переходом к НЭПу была начата новая дискуссия по вопросам революционной законности. Под революционной законностью стали понимать тот порядок, который признавался органами пролетарской диктатуры с точки зрения целесообразности и общеобязательности. Правосознание стало ведущим принципом правотворчества. Закон рассматривался как «лучший способ в данных условиях достижения цели».

Ввиду того, что пролетарский суд вступал в противоречие с буржуазным правом, а советских писаных законов было явно недостаточно, важное внимание уделялось процедуре судебного разбирательства. Если судья не находил прямого ответа в действующем законодательстве, то он обращался к общим принципам классовой политики. Отсюда имелись широкие возможности для судебного толкования, исходя из вышеназванных подходов и «особенностей экономической политики».

Подобное судебное правотворчество, издание новых законодательных актов и, прежде всего, новая экономическая политика требовали систематизации норм права. В начале 20-х годов ведутся активные кодификационные работы. В первой половине 20-х годов ХХ века были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде. Разрабатывались проекты Кодексов торгового, кооперативного, административного, хозяйственного.

ХIII и IХ Всероссийские съезды Советов существенно упорядочили законотворческую и нормотворческую деятельность государственных органов. Решения съездов определили органы, имеющие право издавать законодательные акты (съезды Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК, СНК), запретили наркоматам издавать постановления, выходящие за пределы их компетенции. Конкретизировали порядок обжалования, приостановления и отмены нормативных решений центральных органов власти, местных советов и их исполкомов.

Так впервые была предпринята попытка создания иерархичной, непротиворечивой системы нормативных актов, последовательного развития и конкретизации норм, устанавливаемых высшими органами государственной власти и управления в актах, принимаемыми наркоматами и местными советами. Изменились и виды правотворчества. Если ранее высшие государственные органы власти в своих декретах устанавливали в основном общие принципы законодательства, то теперь принималось большое число конкретных норм, развивающих и дополняющих указанные принципы. Правотворчество местных структур носило локальный характер и действовало только в случае соответствия предписаниям вышестоящих органов. Через обсуждение законопроектов к законодательству привлекаются народные массы. Возникает новый вид правотворчества – правотворчество общественных организаций (ВЦСПС – Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: