Становление советского государства и права (1917-1921 гг.) 6 глава




Император сохранил прежние функции. Он являлся гарантом целостности государства. Из статуса об императоре устранялся только термин «неограниченная власть».

Так была сформирована система тройных сдержек.. Закон мог вступить в силу только после его одобрения Государственной думой, Государственным советом и императором. При неутверждении хотя бы одним звеном законопроект считался отклоненным. В перерывах между сессиями Думы император имел право издавать указы, которые действовали наравне с законами. Но в течение двух месяцев после возобновления ее работы они должны были вноситься на ее рассмотрение. В противном случае они прекращали действовать.

Вместе с тем партии социалистической ориентации, партии либерального направления, больше руководствуясь чисто эгоистическими интересами, интересами собственной власти, чем общегосударственными интересами, не желали плавного перехода России к конституционной монархии. Они хотели «сразу и всего». Поэтому будущие контакты власти с депутатами I и II Государственной думы не предвещали ничего хорошего. Вместо принятия законов по стабилизации обстановки в обществе, депутаты занимались минтингованием, демагогией; постоянно оскорбляли государственные органы власти.

В этих условиях правительство вынуждено было дважды распускать Думу. Наряду с политикой облегчения положения российских подданных (указы об уменьшении, а затем и отмене выкупных платежей, о распродаже части казенных земель, отмене круговой поруки, расширении избирательных прав крестьян и т.д.), принимались жесткие меры по наведению порядка в стране. За участие в забастовках на предприятиях, имевших общественное или государственное значение, определялась уголовная ответственность от 8 месяцев до 4 лет. Запрещалась деятельность политических союзов, руководимых из-за границы. За распространение ложных слухов, за возбуждение враждебного отношения к правительству на печатные издания налагались штрафы, или их вообще закрывали. Сокращалось время на производство по ряду уголовных дел. В губерниях, где была сильна террористическая деятельность, учреждались военно-полевые суды. Они рассматривали любое дело, имевшее какое-либо отношение к политическим действиям, направленным на дестабилизацию в обществе, или террористической деятельности. Дела рассматривались в течение двух суток без предварительного расследования.

Система источников права второй половины ХIХ – начале ХХвв. пополнялась новыми элементами – постановлениями Правительства, мнениями Государственного совета, учреждениями. Продолжали применяться и известные ранее нормы права – указы, законы. Законы делились на общие, местные, особенные, специальные.

Толкование законов осуществляли Государственная дума, Сенат, Суд, ученые-правоведы. Было разработано и введено в научный оборот понятие «юридического лица». В этот период происходила либерализация судебного процесса, отменялась публичная казнь, учреждался институт уголовно-досрочного освобождения и пр.

С учетом накопленного опыта (Сперанского М.М.) с 1863 г. было начато периодическое издание Собрания узаконений и распоряжений Правительства. В 1887, 1893 гг. разрабатываются новые торговые уставы. Выделяются в самостоятельные уставы постановления о векселях, правила судопроизводства в области торговли.

В гражданском праве давалось четкое определение собственности как возможности свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно, независимо от других посторонних лиц. Но по-прежнему широко использовалась практика ограничения собственности.

В связи с ростом товарно-денежных отношений резко возрастала сфера наследственного и обязательного права.

Идет постоянное редактирование (1857, 1866, 1885 гг.) «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» (1845 г.). В 1903 г. вступает в силу новое уголовное «Уложение» (хотя полностью в действие до 1917 г. оно так и не вступило). В «Уложении» различались «Общая» и «Особенная» части. В «Общей части» давались более четкие понятия преступления, умысла, неосторожности, приготовления к преступлению, соучастия. Она состояла из 12 глав.

«Уложение» давало формальное определение преступления: «Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания». Принцип аналогии отвергался. Преступления делились на тяжкие, преступления, проступки. Субъектом преступления могло быть лицо, достигшее 10 лет. Предусматривались уменьшающие и увеличивающие вину и наказание обстоятельства. Впервые давалось определение действия закона в пространстве. Упрощалась система наказаний – главные (8 родов), дополнительные (8 родов), заменяющие. По-прежнему учитывалась сословность преступника.

«Особенная часть» «Уложения» состояла из 36 глав. Резко сокращалось общее количество статей – почти в 3,5 раза. Здесь формулировались более четкие определения составов преступлений, соразмерность уголовных наказаний тяжести содеянного. В связи с нарастанием революционного движения возрастала ответственность за государственные преступления. В «Уложение 1903 г.» широко внедрялись принципы буржуазного уголовного права.

Судебный процесс начала ХХ в. включал принципы и институты, которые были выработаны в ходе судебной реформы 1864 г. (бессловность суда, процессуальное равенство сторон, обеспечение защиты и участия присяжных заседателей, свободная оценка доказательств, презумпция невиновности, отделение судебного процесса от административного вмешательства). Но в местных судах могли сохраняться и старые черты (упрощенный порядок, отсутствие деления на стадии, соединение следствия, обвинения и судейства).

В общих судах приговор делился на 7 стадий: дознание, предварительное следствие, подготовительные к суду действия, судебное следствие, вынесение приговора, исполнение приговора, пересмотр приговора.

В гражданском процессе принципы устности, публичности и состязательности применялись особенно широко.

В конце ХIХ в. окончательно сформировалось рабочее законодательство – регламентация труда малолетних, закон о штрафных санкциях, о продолжительности рабочего дня и т.д.

Таким образом, Россия со второй половины XIX в. прочно ступила на путь буржуазных преобразований, что предопределило существенные изменения в государственном устройстве и праве.

Особое место истории государства и права занимает период февраля-октября 1917 г. Объясняется это намерениями власти предержащих внести принципиальные изменения в государственное устройство России и их практическими результатами и последствиями.

В марте месяце 1917 г. Гучков и Шульгин принимают отставку императора, который отрекается в пользу брата Михаила, который, в свою очередь, предоставляет решение вопроса о форме власти будущему Учредительному собранию. Государственная дума формирует Временный комитет и образует Временное правительство. Так изменяется форма правления. На смену монархии приходит буржуазная республика. Хотя официально республика в России была провозглашена 1 сентября 1917 г.

Таким образом, противоборство двух сторон, конфронтация парламента и царской власти, начатое с 1906 г., противоборство двух центров управления завершилось гибелью обеих конфликтующих сторон.

В то же время в Петрограде лидеры социалистических партий организуют Совет рабочих и солдатских депутатов. Своим приказом №1 он упразднил дисциплинарную власть офицеров в воинских частях и передал ее выборным комитетам. Так в армии и в Петрограде создается двоевластие. Временное правительство, являясь законной властью, имело мало реальной власти. Петроградский Совет, не имевший четко определенных функций, обладал властью, т.к. его поддерживали рабочие и солдаты. Между двумя центрами власти сразу же возникли принципиальные разногласия по вопросам цели и характера войны, аграрному вопросу и др. Временное правительство, будучи временной властью, не решалось проводить какие-либо кардинальные реформы, оставляя их решение для Учредительного собрания.

В июне 1917 г. Советы провели I Всероссийский съезд Советов, где левое крыло (большевики, левые эсеры …) требовали преобразования Советов в Конвент и взятия всей полноты власти в свои руки.

Съезд постановил выразить вотум недоверия Временному правительству и отверг резолюцию большевиков о переходе всей власти в руки Всероссийского съезда Советов. Но многие его резолюции имели явно противоречивое значение (проводить демократизацию армии и укреплять ее боеспособность, удовлетворять социальные требования народных масс и укреплять подорванное войной народное хозяйство и т.д.).

На съезде был выработан закон, регулирующий работу съезда Советов, избран руководящий его орган – ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

В августе – сентябре месяце противоборство двух центров управления, двух структур власти достигает апогея. В целях поддержки Временного правительства в Москве созывается Государственное совещание, в котором приняли участие члены IV Государственной думы, представители кооперативного движения, профсоюзов, торгово-промышленных организаций, городских органов самоуправления и пр. 14 сентября 1917 г. созывается Демократическое совещание из представителей Советов, земств и армейских организаций. Здесь формируется орган контроля над Временным правительством – Временный совет Республики («предпарламент») – орган законодательных предложений.

В условиях острых противоборств в стране ликвидируются остатки высших органов старой власти – роспускается Госдума, Госсовет, а новые еще не сформированы. К двоевластию добавляется и фактическое безвластие. К этому следует добавить и нерешительность официального органа власти, постоянные правительственные кризисы. За 9 месяцев было 4 состава Временного правительства, из них три – коалиционных. Во всех составах участвовало 38 человек. Пребывание в Правительстве почти всех министров было кратковременным. 60% (23 человека) исполняли свои обязанности от 1 до 2 месяцев. Во все 4 состава входило только 2 министра – А.Ф.Керенский и М.И.Терещенко.

Временное правительство только пыталось организовать по-новому управление страной. Так, в его составе образуются новые министерства – Министерство труда (для регулирования отношений между трудом и капиталом), Министерство государственного призрения (взяло на себя функции благотворительных органов), Министерство продовольствия, Министерство по делам вероисповеданий.

Для организации работы народного хозяйства были созданы Экономический совет и Главный экономический комитет. В Совет входили представители министерств, общественных и научных организаций, профсоюзов. Комитет состоял из министров, назначаемых Правительством.

Для координации законодательной работы было сформировано Юридическое совещание, которое разработало ряд проектов конституционных законов для рассмотрения в Учредительном собрании. Здесь, в частности, предполагалось учреждение поста Президента России.

Для организации управления на местах принимается новое Положение о земских учреждениях, по которому их компетенция значительно расширялась. Им стала подчиняться и милиция.

Представителями власти на местах были комиссары Временного правительства, которые пришли на смену губернаторам.

Значительно расширялась компетенция мировых судей при одновременном возрастании требований к их профессиональному уровню.

Для подготовки земельной реформы на губернском, уездном и волостном уровнях образуются земельные комитеты. Для обобщения предоставляемых проектов реформ создавался Главный земельный комитет.

Однако решение практически всех принципиальных вопросов или затягивалось, или откладывалось на рассмотрение Учредительного собрания, сроки созыва которого постоянно переносились. Реальная законодательная деятельность Временного правительства была направлена на расширение прав и свобод граждан. Упрощалось законодательство об издательской деятельности и печати, процесс регистрации товариществ, обществ, союзов. В уголовном, гражданском праве, ряде других отраслей права сохранялась правовая традиция и дореволюционная юридическая практика.


ГЛАВА V

Становление советского государства и права (1917-1921 гг.)

Временное буржуазное правительство не смогло взять на себя ответственность по решению принципиальных вопросов в стране, тем самым еще более усугубив хаос в государстве. В этих условиях партии с политически сильной волей не представляло особого труда захватить власть. Такой партией явилась партия большевиков.

25 октября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов в знак протеста пытался осудить «военный заговор, организованный за спиной Советов». Его значительная часть делегатов (меньшевики, правые эсеры, бундовцы …) покинула заседание. Вместе с не прибывшими к открытию съезда делегатами они составили свыше 50% от общего числа избранных делегатов. По регламенту съезд не был правомочен решать какие-либо вопросы.

Оставшаяся часть проголосовала за резолюцию, составленную В.И.Лениным о том, что вся власть в России передается в руки Советов. Тем самым узаконивались результаты восстания, что позволяло большевикам править от имени народа, т.к. другие партии, за исключением левых эсеров, покинули съезд.

В стране возникает советское политическое государственное устройство, а по сути – коммунистическое. Следует обратить внимание на наиболее характерные черты Советов:

§ возникли как продукт революционного творчества народа;

§ создавались как наиболее демократическая форма организации и сплочения народных масс;

§ соединяли в себе законодательную и исполнительную власть;

§ через Советы правящая коммунистическая партия реализовывала свои идеологические доктрины.

В первые дни Советской власти партия большевиков начинает проводить политику «слома» старого государственного аппарата. Вместо старых органов создавались новые госструктуры. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, а постоянно действующим – ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет). Это был верховный законодательный, распорядительный и контролирующий орган Советской России в 1917-1937 гг. Соединял одновременно законодательные и исполнительные функции, избирался Всероссийскими съездами Советов и действовал между ними в качестве высшего органа власти. Первоначально его пленарные заседания проходили не реже одного раза в неделю. Первыми председателями ВЦИКа были Л.Б.Каменев и Я.М.Свердлов. По структуре он состоял из Президиума (контролирующий, организующий, направляющий орган) и отделов и комиссий, которые готовили проекты документов и руководили работой нижестоящих Советов. До начала июля 1918 г. ВЦИК формировался на многопартийной основе.

Исполнительным органом являлось правительство – СНК (Совет народных комиссаров). С 10 декабря 1917 г. по 16 марта 1918г. в СНК входило 7 представителей партии левых эсеров. По текущим делам он издавал свои декреты, но если они имели общегосударственное значение, то в обязательном порядке утверждались ВЦИКом. Так как заседания СНК проходили практически ежедневно (он вел всю текущую организационную работу), то за несколько месяцев правительство издало в несколько раз больше декретов, чем ВЦИК. Подобные действия служили основой для критики действий большевиков оппозицией. Чтобы снять этот вопрос, ВЦИК (где было явное преобладание членов большевистской партии) принимает решение о праве СНК на законодательную деятельность и издание правовых законов.

К окончанию гражданской войны сразу 4 органа получили право на законодательную деятельность – съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИКа, СНК.

На местах формировались местные Советы. Однако свободные выборы и слабое влияние на них партии большевиков предопределило формирование органов власти, независимых в проведении своей политики. Поэтому на местах большевики пошли на создание параллельных структур власти – комбедов (комитетов бедноты) органов власти, создаваемых исключительно на основе классово-партийных признаков. По мере укрепления партийного аппарата большевиков из Советов изгонялись представители других партий. К концу 1918 г. Советы вновь возродились в деревне, но уже как большевистские. Надобность в комбедах отпала, – их распустили.

Конституция РСФСР 1918 г. называла два вида местных советов: советы депутатов и съезды Советов. Советы депутатов образовывались в селах, городах… Съезды Советов выступали в качестве представительных органов, действовавших на территории отдельных административно-территориальных единиц – волости, уезда, губернии, области. К ведению местных советов относились следующие задачи:

§ проведение в жизнь решений вышестоящих органов советской власти;

§ решение хозяйственно-культурных и других вопросов местного значения;

§ объединение всей деятельности советского государства на соответствующей территории.

Первоначально правовое регулирование экономики определялось мерами по национализации промышленности, финансов, транспорта. Если до весны 1918 г. национализировались отдельные предприятия, то затем подписывались декреты о национализации целых отраслей промышленности. Управление национализированными предприятиями возлагалось на ВСНХ (Высший совет народного хозяйства). Его основная задача – координация работы хозяйственных наркоматов. В компетенцию ВСНХ также входили следующие функции: конфискация, реквизиция, секвесторизация, принудительное синдицирование предприятий, другие административные и экономические меры в сфере финансов, производства и распределения.

Местными органами ВСНХ являлись образованные при Советах областные, губернские и окружные совнархозы (СНХ). В 1932 г. в ходе реорганизации управления промышленностью вместо системы совнархозов были созданы отраслевые наркоматы. В частности, на базе ВСНХ СССР были образованы наркоматы тяжелой, лесной и легкой промышленности.

Для контроля за ненационализированными предприятиями создавались органы рабочего контроля. Они контролировали производство, устанавливали нормы выработки и стоимость продукции, вели контроль даже за деловой перепиской и документацией. Обжаловать его решения владельцы предприятий могли только в вышестоящих органах рабочего контроля. Некомпетентное вмешательство окончательно разрушило российскую промышленность. (Даже В.И.Ленин вынужден был позднее признать, что введение рабочего контроля явилось мерой «ошибочной и вредной».) Поэтому с конца 1918 г. в промышленности складывается система управления, получившая название «главкизма». К 1920 г. будет создано 52 главка.

Промышленные предприятия лишались самостоятельности. Отныне в ВСНХ была сконцентрирована вся работа по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции. Составной частью главкизма стала всеобщая трудовая повинность.

Фактически прекратила свою деятельность сфера денежного обращения. С конца 1919 г. – начала 1920 г. отменялась плата за хозяйственные и коммунальные услуги, а рабочие и служащие вместо денег получали продовольственные товары, одежду и пр. Еще ранее для обеспечения городов продуктами питания вводилась продразверстка – изъятие у крестьянских производителей всех «излишков» продукции. Продовольствие по разверстке изымалось по твердым ценам за деньги, не имевших в то время никакой ценности, т.е. фактически бесплатно. Для изъятия продуктов у крестьян создавалась специальная армия Наркомата продовольствия – продотряды. Они действовали не на основе закона, а на основе «революционного правосознания». (Привлечь к ответственности должностное лицо за превышение властных полномочий по отношению к владельцу продукции было невозможно.)

Новая экономическая политика потребовала изменения форм хозяйствования: все отраслевые главки ликвидируются (1923 г.). На их базе создаются тресты. С введением хозрасчета они становились самостоятельными субъектами.

Гражданская война неизбежно вызывала изменения в деятельности государственных органов. Реже стали проходить заседания ВЦИКа (один раз в два месяца). Возрастала роль Президиума ВЦИКа, который с декабря 1920 г. официально был наделен законодательными полномочиями. ВЦИК меняет свой характер представительного органа и сосредотачивается на решении конкретных вопросов.

Ряд наркоматов получал чрезвычайные полномочия (Наркомат продовольствия, Наркомат путей сообщения, Наркомат по военным делам…). Для реализации поставленной перед ними цели им предоставлялись войска, они могли использовать репрессивные и административные меры.

Всю полноту власти в области обороны сосредоточил в своих руках СРКО (Совет рабоче-крестьянской обороны). По мере окончания гражданской войны на базе СРКО возникает новый орган – СТО (Совет труда и обороны). Возглавлял его председатель СНК. СТО объединял деятельность экономических наркоматов, утверждал единый народно-хозяйственный план Республики. В 1923 г. СТО преобразуется в экономическое совещание – ЭКОСО, его задача – координация работы хозяйственных органов.

В условиях национализации промышленности резко возрастала роль контролирующих органов. В 1920 г. Наркомат государственного контроля преобразуется в РКИ – Рабоче-крестьянскую инспекцию, а в 1923 году она объединяется с органами партийного контроля – ЦКК РКП(б). Основная задача контролирующих органов – охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в государственных и хозяйственных органах, наблюдение за законностью в стране в целом.

Рабкрину передавались некоторые надзорные функции прокуратуры, институт которой будет создан в 1922 г. Особенность работы Рабкрина заключалась в том, что функции и деятельность государственного контроля соединялись с функциями и деятельностью общественного контроля. В работу государственного аппарата вовлекались народные массы. Причем контроль Рабкрина распространялся на все без исключения органы государственного аппарата, включая ВЦИК и наркоматы (за исключением СНК).

В марте 1920 г. на IХ съезде РКП(б) Л. Троцкий впервые выступил в роли поборника государственного планирования. В феврале 1921 г. образуется Госплан, состоящий из 34 служащих. Он начинает составлять отраслевые планы.

Любое государство нуждается в армии. Если декабрьский (1917 г.) декрет своим содержанием был направлен на разрушение старой армии (отменил воинские чины, звания, знаки различия, сформировал солдатские комитеты и советы), то майский (1918 г.) декрет положил начало новому военному строительству на местах, вводил в стране всеобщую воинскую обязанность. Для контроля за деятельностью военспецов был утвержден институт военных комиссаров. Образуется Реввоенсовет Республики – Революционный военный совет Республики. Он руководил работой всех военных ведомств и учреждений.

Что было характерно в целом для деятельности государственного аппарата периода гражданской войны?

1. Наличие чрезвычайных органов власти, которые подменяли деятельность конституционных органов власти.

2. Фактическое прекращение товарно-денежных отношений, централизованное распределение материальных благ.

3. Необычайно широкие полномочия органов управления и насилия (например, ВЧК не входила в конституционное число наркоматов, но имела такие полномочия, которым могло позавидовать любое централизованное учреждение).

4. Контроль народных масс за деятельностью государственных органов, борьба с бюрократией и волокитой.

Основными принципами организации и деятельности механизма Советского государства являлись:

§ партийное (коммунистическое) руководство государством;

§ классовый (пролетарский) подход;

§ коммунистическая идеология;

§ демократический централизм в управлении;

§ неуклонное исполнение партийных решений под страхом государственных репрессий;

§ единство Советов и их полновластие;

§ равноправие национальностей;

§ единоначалие и коллегиальность;

§ социалистическая законность.

Формирование советского права началось с издания первых декретов II съезда Советов. Первые декреты Советской власти направлялись на формирование системы представительных органов – Советов всех уровней, на проведение первых шагов по реформированию экономической, социально-культурной сферы общества, на привлечение крестьян на свою сторону, на отмену нормативно-правовых актов дооктябрьского периода, на ограничение прав имущих классов. Энтузиазм первых месяцев революции не оставлял места для большого уважения к конституционным формам. Тем более нормативно-правовые акты высших органов государства устанавливали лишь общие принципы правового регулирования, а детальная регламентация осуществлялась местными советами и даже самим народом при проведении законодательных принципов в жизнь. Большевики верили в законодательное творчество народных масс. Поэтому в первые годы Советской власти качество принимаемых законов было невысоко.

Советское право – это возведенная в закон воля коммунистической партии, опирающаяся на силу государственного и партийного аппарата, пропаганду и репрессии. Его основными характеристиками являлись:

§ все неразрешенное – запрещено;

§ закрепление монополии собственности, власти, работодателя, идеологии;

§ партийные программы, постановления, иные партийные решения составляли суть права;

§ первоначальные источники права – «революционное правосознание» и партийные решения;

§ правовая унификация внешней жизни советского человека.

В целом в правовой сфере были проведены значительные изменения. Происходит полный отказ от существующей юридической традиции. «Все старое – плохо, все новое – хорошо» – таков был упрощенный подход большевистской партии. Отрицался системный характер права. Требуется лишь небольшое количество чисто революционных декларативных актов, а «народное творчество» довершит дело. Отсюда – правовой плюрализм, множественность судебных органов, пестрота юридической практики. Эта теория – интуитивного права – противопоставлялась нормативизму. Не норма, не писаное правило олицетворяло революционный закон, а воля класса, интуитивное право революционных масс.

Понятие «законность» было восстановлено в правах с началом НЭПа. Но и в этот период законность была окрашена в революционные тона. Наказание за одно и тоже преступление дифференцировалось в зависимости от социального статуса правонарушителя, а защита частных имущественных интересов осуществлялась лишь в случае их «соответствия социально-хозяйственному назначению», что определялось классовым судом. «Классовое чутье» и «классовое недоверие» к «чуждым элементам» продолжало сохраняться и усиливаться.

Вместе с тем в сфере гражданского права принимался и ряд прогрессивных законов. В области брачно-семейных отношений отменялись ограничения на вступление в брак. Узаконивалась только гражданская форма брака. Необходимо отметить, что советское законодательство в сфере семейного права впервые в мире предоставило равные права женщине с мужчиной.

Принимается целая серия законодательных актов в трудовом праве. Устанавливался 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя. Вводился сокращенный рабочий день в предпраздничные дни и на работах с вредными условиями труда. К работе в ночное время допускались только мужчины. Вводились ежегодные оплачиваемые отпуска. Минимальный размер зарплаты устанавливался на уровне прожиточного минимума. Принимались положения о страховании на случай безработицы, болезни.

Для контроля за реализацией трудовых прав трудящихся была создана новая инспекция труда, которая наделялась правом привлекать к судебной ответственности лиц, нарушающих трудовое законодательство, самостоятельно налагать денежные штрафы.

Все эти и другие законодательные акты были обобщены в первом российском и втором в мире КЗОТе в 1918 г. По структуре он состоял из 9 разделов и 5 приложений.

Положения КЗОТа действовали только в той сфере деятельности людей, где они работали за вознаграждение. Трудовые отношения в сельском хозяйстве, у ремесленников регламентировались другими правовыми актами.

Так КЗОТ 1918 г. юридически закреплял нормы труда, отдыха, льготы…. В социальных вопросах большая роль отводилась профсоюзам. Принципиально новым являлась система социального страхования: вместо социального страхования вводилась система социального обеспечения.

Но в целом КЗОТ 1918 г. важного значения для правового регулирования труда не имел. Это связано с гражданской войной. А условия труда регулировались правительственными актами – декретами, постановлениями, положениями.

Несмотря на то, что КЗОТ 1918 г. как целостный документ не действовал, отдельные его нормы сохранились многие десятилетия. Это, например, раздел о трудовой повинности. Заложенная в нем идея о принуждении к труду перешла в КЗОТ 1922 г. Но и затем эта идея существовала через Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразити-ческий образ жизни» (1961 г.) и статью 209 УК РСФСР, отмененную только в 1991 г.

Таким образом, в 1918 г. принимаются два кодекса – Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекс законов о труде. Оба кодекса значительно опередили мировую практику в соответствующих сферах правового регулирования, показав пример другим государствам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: