Становление советского государства и права (1917-1921 гг.) 5 глава




С начала XIX в. полицейская отрасль получила свое дальнейшее развитие. В 1807 г. было создано Министерство внутренних дел (МВД). В 1826 г. оно было включено в структуру Собственной Его Величества канцелярии. Именно тогда возникает третье отделение, его вооруженная и оперативная сила, - жандармский корпус.

Полицейская система стала проникать и в сельские районы страны - появилась должность станового пристава.

Сфера гражданского права имела ярко выраженный сословный характер. По-прежнему широко применялись местные обычаи и традиции. Важное внимание законодатель уделял развитию права собственности. Так, в 1714 г. был завершен длительный процесс уравнения в правах вотчины и поместья. Земля стала обозначаться термином «недвижимость». За наследниками оставалось право выкупа недвижимости в течение 40 лет, сокращенное в 1837 г. до 3 лет.

В начале ХVIII в. права владельцев земли постоянно ограничивались. Так, добыча полезных ископаемых в землях собственников составляла привилегию государства. Собственник мог сам вести добычу полезных ископаемых. Но получал всего 1/32 части прибыли от разработки. В землях собственников запрещалась и порубка некоторых пород деревьев. Имелись и другие ограничения. Только Екатерина II снимет любые ограничения на пользование собственностью. В Своде законов впервые в истории русского законодательства дано определение понятия «права собственности», - как право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

В целях развития промышленности государство давало кредиты для строительства промышленных предприятий, предоставляло другие льготы. Промышленникам разрешалось покупать деревни для использования труда крестьян на фабриках и заводах.

В связи с постоянным ростом товарно-денежных отношений возрастала роль залогового права. Стали различать залог частным лицом и залог в кредитных учреждениях. Цель договора не должна была противоречить закону и общественному порядку.

В обязательственном праве возрастала палитра договоров – подряда, поставки, товарищества, займа и т.д. Хотя по-прежнему различные сословия обладали различными правами. Так, для крестьян, мещан имелись ограничения в сфере покупок. Они не могли покупать земли. Не все лица могли заключать договоры.

Большое распространение получили договоры товарищества (в торговле, промышленности), которое государство поощряло и поддерживало, договор подряда, личного найма (крепостные крестьяне нанимались на работы с согласия помещика, жены и несовершеннолетние дети – с согласия мужа и отца).

Договоры оформлялись как письменно, так и устно. Закон предусматривал и средства обеспечения договоров – поручительство, неустойку, залог, заклад. Государство контролировало различные виды договоров. Например, договор займа, если заключался под проценты, не мог превышать 6% годовых; договор имущественного найма определял срок сдачи недвижимого имущества внаем – не свыше 12 лет.

Завещательное право представляло собой широкий спектр возможностей. Завещать становилось возможным что угодно и кому угодно. Но имели место и ограничения: по состоянию здоровья, ряду национальностей, ряду владений.

Семейное право, являющееся наиболее консервативной отраслью права, в основном сохраняло принципы ХVII в., хотя и здесь имелись новшества. Изменялись сроки вступления в брак (Петр I установил брачный возраст для женихов в 20 лет, для невест – 17 лет, а для гардемаринов – 25 лет), хотя в середине ХVIII в. брачный возраст вновь был установлен в 15 и 13 лет (соответственно). Вводились ограничения для вступления в брак – для слабоумных, неграмотных дворян. Отрицательно законодатель относился к бракам между лицами с большим разрывом в возрасте.

Расширялись имущественные права женщин. Подробно регламентировался институт опеки. Законодательно определялись основания для прекращения брака.

В наследственном праве, как и в семейном, продолжали действовать различия в правах на наследование имущества лиц мужского пола и женского.

Таким образом, в период абсолютизма государственные структуры становятся централизованными и бюрократическими. Они получают свое четкое правовое оформление. Государство и общество окончательно отходят от таких норм и явлений сословно-представительной монархии, как местничество, обычаи, традиции. Они начинают жить по писаным законам и нормам.


ГЛАВА IV

Государство и право периода перехода
к конституционной монархии

XIX в. (железа и пара) выявил промышленное отставание России от передовых западноевропейских государств. Отсутствие свободной рабочей силы и свободных земель сдерживали прогресс общества. К 1859 г. более 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных крестьян были заложены и перезаложены. Долги дворян составляли сумму в 450 миллионов рублей. Уменьшалось число дворян-душевладельцев. Помещичьи хозяйства, полностью основанные на невольном труде, разорялись. Рост барщины ухудшал положение крестьян. В подобной обстановке Александр II сделал выбор в пользу реформ, которые, по его замыслам, должны были охватить три основные сферы:

§ социально-экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса);

§ политическую (введение местного самоуправления, реформа суда и армии);

§ культурно-образовательную (реформирование школы, университетов, цензуры).

Данные направления в течение нескольких лет получили детальную разработку в комитетах и комиссиях. Для организационного и финансового обеспечения реформ в 1857 г. формируются новые органы – Совет министров, а в 1860 г. – Госбанк.

19 февраля 1861 г. подписывается Указ об освобождении крестьян. По этому Указу 23 миллиона крепостных душ обоего пола в 45 губерниях России получили личную независимость. Отныне крестьяне могли заключать сделки и принимать обязательства, обращаться в суд и выступать полноправными свидетелями, приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, в т.ч. открывать и содержать фабрики, заниматься ремеслом и торговлей и т.д. Крестьянин получил «права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу».

По более сложному процессу происходило экономическое освобождение крестьян. За крестьянами оставались в пользовании (за повинности), а затем в собственности (за выкуп) их дореформенные наделы. Повинности устанавливались от дореформенных размеров (несколько сниженных), а выкупная сумма земли - от установленных повинностей. Для предотвращения пролетаризации крестьянства и возможного недобора урожая крестьянам запрещалось отказываться от надела в течение 9 лет, а в роли землепользователя выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община.

В период «временнообязанности» – 9 лет – крестьяне платили оброк, который устанавливался путем системы градации: 50% оброка приходилось на первую десятину земли, 25% – на вторую десятину, а еще 25% раскладывались на остальные десятины земли. Это было сделано с единственной целью, – чтобы крестьяне не отказывались от земли. Тяжела была только первая десятина.

Беспокоясь, что помещики не смогут быстро перейти на новые формы хозяйствования, сохранялась и барщина в размере 70 рабочих дней в год. Но крестьяне саботировали эти дни, производительность труда была очень низкой. Поэтому помещики быстро отказались от принудительного труда и переходили к экономическому найму рабочих.

При наделении крестьянина землей закон исходил из принципа признания за помещиком прав на всю землю, в т.ч. и надельную крестьянскую. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

С учетом плодородия земля делилась на три зоны (нечерноземную, черноземную, степную). С учетом качества почвы, численности населения и т.д. каждая зона делилась на местности. Для каждой местности закон устанавливал минимальные и максимальные размеры земли, в рамках которых и договаривались между собой крестьянин и помещик. А в целом по стране размеры крестьянской земли колебались от 2,72 до 12 десятин на одну душу мужского пола. Женщины землей не наделялись. Если надел был выше нормы дореформенного крестьянского надела, помещик имел право «отрезать» эту часть земли.

По истечении 9 лет крестьяне, выкупив землю, могли становиться ее собственниками. Однако на 2/3 территории государства господствовали общинные порядки, что препятствовало индивидуализации хозяйства. В тот период общину поддерживали практически все слои общества, хотя она и являлась негативным фактором в прогрессе сельского хозяйства. Закон 1893 г. усложнил выход крестьян из общины. Чтобы получить статус владельца земли необходимо было:

§ получить согласие домовладельца;

§ получить согласие 2/3 членов общины;

§ полностью рассчитаться за землю.

Только в 1903 г. была отменена круговая порука в сельской общине.

Система выкупных операций по платежам за землю была весьма тяжелой. Выкупная цена земли определялась из суммы капитализированного 6%-го оброка. 3/4 суммы платило государство, которую должны были погасить крестьяне в течение 49 лет. Подобная система была выгодна государству, т.к. с ее помощью казна решала проблему возврата дореформенных долгов с помещиков.

Перевод крестьян на выкуп являлся завершающим этапом в освобождении крестьянства от крепостной зависимости. В 1881 г. устанавливался обязательный срок перевода крестьянина на выкуп – 1 января 1883 г. К этому времени на временнообязанном положении оставалось еще свыше 15 % крестьян. В течение 1905-1907 гг. выкупные платежи со всех категорий крестьян вообще отменили.

В этот же период принимается еще серия указов и законов по решению аграрного вопроса. (Аннулировались долги по ссудам на продовольствие и семена, расширялись возможности получения крестьянскими хозяйствами кредита, разрешалось продавать крестьянам казенные земли и т.д.) Существенно улучшалось правовое положение крестьян. Данное направление политики связано с именем П.А.Столыпина.

Для проведения второй кардинальной аграрной реформы, основным звеном которой являлось разрушение общины, Столыпиным определялись три условия:

1. Сделать крестьян полновластными собственниками земли, чтобы наиболее «крепкие и сильные», освободившись от опеки общины, могли обойти «убогих и пьяных».

2. Осуществить всеобщее обучение грамоте в обязательной для всех четырехлетней начальной школе. «Только грамотность поможет распространению сельскохозяйственных знаний, без которых не может появиться класс настоящих фермеров».

3. Прогресс сельского хозяйства невозможен без роста промышленности, развития внутреннего рынка.

Юридическую базу столыпинской аграрной реформы составили Указ от 9 ноября 1906 г. и Закон от 14 июня 1910 г. В соответствии с их положениями каждый крестьянин в любой момент мог выйти из общины и стать собственником полученной земли. Формируется система хуторов и отрубов. Хутор – сельское поселение вне сел и станиц, обособленный земельный участок с усадьбой владельца. Отруб – земельный участок, который выделялся крестьянину из общинных земель в личное владение при выходе из общины. Финансировал подобные мероприятия Крестьянский банк, дававший ссуды под небольшой процент.

В 1911 г. принимается Закон о землеустройстве. Его основное направление – ликвидация чересполосицы. Составной частью аграрной реформы являлась и переселенческая политика из европейской части на восток, на новые земли.

Таким образом, П.А.Столыпин стремился комплексно провести преобразования по улучшению экономического, правового и социального положения российского крестьянства. Подобные меры получили широкий отклик в крестьянстве – более 25% крестьянских хозяйств вышли из общины и укрепили землю в личную собственность. Свыше 3,5 миллиона малоземельных крестьян переселились в другие регионы страны. Резко возросло потребление сельскохозяйственных машин, искусственных удобрений, значительно повысилась урожайность и рост экспорта сельхозпродукции. Россия стала житницей Европы. Она производила зерна больше, чем Аргентина, Канада и США вместе взятые. Почти половина крестьянских хозяйств участвовала в кооперации. «Крестьянский вопрос» в большей степени являлся не экономическим, а политическим. Он искусственно подогревался политическими партиями. Помещичье землевладение не решало аграрного вопроса. Его решить можно было только на путях индустриализации страны, оттока крестьянского населения в город.

После отмены крепостного права требовалось привести в соответствие и местное самоуправление, ранее замыкавшееся на помещике, который являлся и экономической, и административной, и политической, и судебной властью над крестьянином. В 1864 г. было издано Положение «О губернских и уездных земских учреждениях», которые пришли на смену помещичьей и частично губернаторской власти.

По структуре земское управление состояло из уездных и губернских земских собраний (директивные органы, работали посессионно) и уездных и губернских земских управ (исполнительные органы, которые работали на постоянной основе). Члены земских собраний – гласные – избирались на основе трех избирательных курий: курии землевладельцев, городской курии, сельской курии. Для выборщиков первых двух курий устанавливался имущественный ценз.

Основное назначение выборных органов – решение социально-экономических вопросов местного уровня и масштаба (здравоохранение, образование, санитария, статистика, попечение о местной торговле и промышленности, дорогах и т.д.). Финансирование происходило за счет средств местного населения. Основные расходы земств шли на содержание земских учреждений и полиции (80-85%), на медицину тратилось 8%, на образование – 5%.

Земские учреждения не получили в подчинение правительственный аппарат на местах, не подчинялась им и полиция. Они были лишены права межтерриториального общения. Их деятельность контролировалась губернаторами и МВД, которые могли отменить постановления земских собраний.

В 1870 г. утверждается «Городовое положение», закрепившее систему органов общественного управления в 509 городах России. Был совершен переход от сословного управления городами на всесословную податно-цензовую основу. Формировались городское избирательное собрание и городская дума. Исполнительным органом являлась городская управа. Думу и управу возглавляло одно лицо – городской голова. Избирались они на основе трех курий, каждая из которых избирала 1/3 гласных в городскую думу.

Компетенция городской думы и ее финансирование аналогичны земским учреждениям.

Общий смысл проводимых реформ состоял в разделении государственной власти и ответственности на местном уровне с представителями земских обществ.

В 1890, 1892 гг. существовавшая система органов местного самоуправления была решительно пересмотрена. Это объяснялось кризисом земских учреждений. Многие из гласных настолько утратили интерес к своим общественным обязанностям, к тому же довольно обременительным, что перестали посещать заседания земских собраний. Исполнение земских дел в управах, при отсутствии должного контроля со стороны гласных, принимало все более формальные рамки, не связанные с решением реальных нужд населения. Они все более работали на себя и под себя, существуя за счет дополнительных поборов с населения.

Поэтому, сохранив куриальную систему выборов, Правительство стремилось сосредоточить власть в руках крупных собственников, более осторожных в своей политике и умеющих организовать общественные работы. Почти на 1/3 сокращалось и общее число гласных. Они теперь назначались губернатором из числа кандидатов, избранных волостными сходами. По существу уничтожался принцип выборности управ. Члены управ утверждались губернатором и числились на государственной службе.

Аналогичные изменения происходили и в городском самоуправлении.

Общественное самоуправление вновь станет подлинным и объемным в период Первой мировой войны. Война способствовала идейному и организационному сплочению буржуазии, формированию ее структурных объединений. Были сформированы такие мощные организации, как Всероссийский земский союз, Всероссийский городской союз, центральные военно-промышленные комитеты. Они занимались регулированием товарного и сырьевого рынка, транспорта и внешней торговли, улаживали конфликты между рабочими и предпринимателями. Они занимались задачами не только местного, но и общегосударственного значения. Если ранее только элементы буржуазии вторгались в сферу государственного управления, то в период войны целые ее организации вторгались в сферу государственных структур. Их деятельность являлась столь авторитетной и масштабной, что царское правительство, испугавшись вновь созданных органов, было вынуждено создать свою систему органов регулирования народного хозяйства в виде «Особых совещаний». Состав этих органов определялся Государственной Думой и утверждался императором. Подобных «Совещаний» было четыре. Они имели право издавать временные правила, обязательные к исполнению государственными структурами, налагать секвестор, устанавливать предельные цены, проводить реквизицию, заготавливать все необходимое для армии.

В 1864 г. Правительство начинает реализацию еще одной принципиальной реформы – реформы суда. В ходе судебной реформы внедрялись в практику цивилизованные принципы судопроизводства:

§ отделение суда от администрации;

§ гласность суда;

§ несменяемость судей и их выборность;

§ коллегиальное рассмотрение дел;

§ бессословность суда;

§ право на защиту и состязательность;

§ равенство сторон;

§ отделение судебной власти от обвинительной и т.д.

Было создано две системы судов – местные (волостные, мировые, съезды мировых судей) и общие (окружные суды, судебные палаты, кассационные департаменты Сената). Возглавлял судебную систему Сенат. Действовали также военные и коммерческие суды.

Волостные и мировые суды в основном рассматривали незначительные дела в пределах своего территориального участка. Судьи избирались на волостных сходах или на уездных земских собраниях. Не имея соответствующего опыта работы, образовательного ценза, зависимые в своей деятельности от местного населения волостные судьи испытывали большие трудности в работе. Поэтому в конце XIX в. волостные судьи начинают назначаться земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесным наказаниям. Постановление и решение земских начальников считались окончательными и обжалованию не подлежали. К 1913 г. мировые суды окончательно исчезнут из судебной системы. Так на низшей ступени судебной системы вновь происходит слияние двух властей.

Основным звеном судебной системы являлись окружные суды. Суд создавался один на несколько уездов и состоял из двух отделений – гражданского и уголовного. В свою очередь уголовное отделение состояло из суда коронных судов и суда с участием присяжных заседателей. Избирались судьи и заседатели на основе цензов: возрастного, имущественного, образовательного, профессионального, оседлости и т.д.

Однако критерии, установленные законом для лиц, избираемых в присяжные заседатели, бездействовали. Поэтому в конце века отказались от порядка составления списков присяжных заседателей земскими временными комиссиями. Отныне сведения о них подавались должностными лицами. Ввиду политизированности суда с участием присяжных заседателей внедрялась практика изъятия из общего судебного порядка определенных категорий дел - о печати, о терроризме и т.д., и их передача на рассмотрение специальных и чрезвычайных органов.

Судебные палаты и кассационные департаменты Сената существенных изменений к 1917 г. не претерпели. Судебные палаты являлись второй апелляционной инстанцией по делам, решавшимся в окружных судах без участия присяжных заседателей и первой инстанцией – по наиболее важным государственным и должностным преступлениям. Судебная палата создавалась одна на несколько губерний, общее число их составляло 11-14 на всю Россию. Они состояли из двух отделений (департаментов): гражданского и уголовного, которые возглавлялись председателями. Председатель и члены Судебной палаты назначались императором по представлению министра юстиции.

Судебные уставы отделили судебные функции от обвинения и защиты. Изменялась роль прокуратуры. Она наблюдала за проведением в жизнь законов, поддерживала обвинение в судах, подчинялась министру юстиции и была независимой от губернской администрации. Все прокуроры назначались императором по представлению министра юстиции.

Реформа суда 1864 г. предоставляла право на защиту через созданную систему адвокатов – частных и присяжных поверенных. Частные адвокаты занимались частной практикой, присяжные поверенные состояли при судах.

С 1862 г. учреждается единая общегосударственная полицейская система. Принимаемые многочисленные законодательные акты регламентировали ее деятельность, сформировали ее собственную правовую основу. Функции полиции были весьма обширны – от борьбы с преступностью до защиты окружающей среды и борьбы против эпидемий. Особое внимание в деятельности полиции уделялось борьбе против революционного движения и борьбе с уголовными преступлениями.

В 60-70-е годы XIX в. проводится серия военных реформ – реформы в области военного управления (создание военных округов), военного образования (создание пяти академий, военных гимназий и училищ), принимаются новые воинские уставы. Вместо сословной рекрутской повинности вводилась всесословная всеобщая воинская повинность. Срок службы сокращался до 15 лет, из них 6-7 лет – на действительной службе и 3-9 лет – в запасе. Уменьшался срок службы для лиц, имевших образование – высшее, среднее, начальное.

Финансовые реформы второй половины XIX- начала XX в. укрепили финансовую систему России. В 1860 г. был образован Госбанк. Упорядочивался государственный бюджет. Единственным ответственным распорядителем доходов и расходов становился министр финансов. Был реорганизован государственный контроль. Во всех губерниях создавались отделения государственного контроля – счетные палаты, независимые от губернаторов и прочих ведомств. Они проверяли доходы и расходы всех местных учреждений. Отменялась система откупов. На их место пришел акцизный сбор. Вводилась самая надежная валюта Европы – золотой рубль.

Реформы в области народного образования и печати существенно демократизировали российское общество. Была создана трехзвенная система образования – начальные школы (министерские, земские, церковно-приходские), гимназии (классические и реальные), вузовское образование. В начале века Россия стала близка к всеобщей грамотности населения. В 1911 г. было введено всеобщее бесплатное начальное четырехклассное образование. Формировалась система бесплатного высшего образования для неимущих студентов. В сфере цензуры в наибольшей степени проявлялись колебания правительства.

Таким образом, не прекращавшаяся череда реформ 60-90-х годов XIX века вплотную подвела Россию к необходимости внесения изменений и в государственное устройство. Император, государственный аппарат проводили реформы сообразно тем политическим условиям, настроениям, которые преобладали в обществе. Реформы направлялись на улучшение общественно-политической ситуации в обществе, экономического прогресса России. Поэтому говорить в прямолинейной форме о «контрреформах» в России в 80-90-е гг. не совсем корректно.

В начале ХХ в. были приняты манифесты, принципиально менявшие и государственное устройство России. Преобразовывался Совет министров. Если ранее он был совещательным органом при императоре, координирующим деятельность министерств, то по Указу от 19 октября 1905 г. он преобразовывался в правительственный орган во главе с Председателем Совета министров. Председатель Совета министров и министры назначались и увольнялись в отставку императором. Учреждался двухпалатный парламент – Государственная дума и Государственный совет. Провозглашались политические права и свободы. По существу, Россия прочно становилась на путь конституционной монархии.

Одновременно следует отметить, что самодержавие существовало века и способствовало организации и укреплению монархической империи. Оно являлось стержнем государства, цементировало его, и его ослабление неизбежно вело к распаду Империи. Впоследствии эту функцию взяла на себя Коммунистическая партия. Ее деятельность и механизм отвечали исконным российским традициям сильной центральной власти.

Европейские институты и методы их работы оказались не принятыми российской почвой.

В начале века шел бурный процесс становления многопартийности в России. Причем нередко на базе одного класса возникало несколько партий, значительно отличавшихся по взглядам на государственное устройство и методы их достижения.

Ввиду столкновения интересов различных классов государство стремилось исполнять роль «арбитра», учитывать при проведении политики в той или иной мере интересы всех сословий. С этой точки зрения можно говорить о «неоабсолютизме». В этом и заключались особенности российской государственности начала ХХ в. Она была очень устойчива в мирный период развития и в такой же степени неустойчива в критические периоды, где дворяне были недовольны тем, что государственная власть не так активно защищала их интересы, буржуазия была недовольна отсутствием политических рычагов давления на власть, пролетариат – отсутствием должного рабочего законодательства, крестьянство – остатками феодализма, интеллигенция – отсутствием свобод.

Эту особенность прекрасно понимали внутренние и внешние враги России.

Революция 1905-1907 гг. в России породила новый политический орган борьбы – Советы рабочих депутатов. Впервые он возник в мае 1905 г. в Иваново-Вознесенске, а затем появился практически во всех городах, охваченных революционной борьбой.

Единообразия в функциях и выборах в Советы не было. Но можно отметить некоторые наиболее общие принципы: представительный характер Советов, включение в их состав женщин, отчетность депутатов перед избирателями, возможность их отзыва, наказы избирателей. В основном Советы занимались политической борьбой и руководством рабочих и крестьян в борьбе против самодержавия. Но в ряде случаев, если власть полностью или частично находилась в их руках, занимались и социально-экономическими вопросами.

В течение 1905-1907 гг. были разработаны и приняты три избирательных закона по выборам в Государственную думу. Суть борьбы, изменений содержания законов о выборах – поиск ключа к господству над Думой. По первому избирательному закону (6 августа 1905 г.) избирательная система формировалась на основе сословно-цензовых подходов. Было сформировано три курии – землевладельческая, городской буржуазии и крестьян. Определенные категории населения вообще не допускались к выборам – женщины, военнослужащие, бродячие инородцы, лица моложе 25 лет и т.д.

11 декабря 1905 г. принимается Закон «Об изменении положения о выборах в Государственную думу». Была образована дополнительная четвертая курия – рабочая. Понижался имущественный ценз по другим куриям. Хотя выборы по-прежнему оставались многоступенчатыми, не всеобщими и не равными. Сохранялась цензовая система и сословный принцип. Например, один голос помещика приравнивался к двум голосам городской буржуазии, к пятнадцати голосам крестьян, к сорока пяти голосам рабочих.

3 июня 1907 г. в Манифесте, наряду с роспуском II Думы, объявлялось также о коренных изменениях в законе о выборах. Их суть – отстранение от участия в выборах мелкой и средней буржуазии, в результате чего только землевладельческая курия получила свыше 50% общего числа выборщиков России. Резко сокращалось представительство от национальных окраин. По третьему закону вначале проводились выборы обязательных депутатов (в 53 губернских по 1 депутату от крестьян, в 49 – по 1 депутату от землевладельцев, в 51 – по 1 депутату от городской буржуазии, в 3 – по 1 депутату от казачьих станиц, в 6 – по 1 депутату от рабочих). Далее губернское собрание избирало остальных (положенное им число) депутатов.

Городская курия делила избирателей на 2 разряда. От первого разряда 1 выборщик избирался от 1000 крупной буржуазии. От второго разряда 1 выборщик избирался от 15000 средней буржуазии. Общее количество депутатов сокращалось с 524 до 442.

Таким образом, куриальная система выборов была сколком самых консервативных западноевропейских избирательных законов. Положение усугублялось практикой применения избирательного права. Основная роль в этой неблаговидной деятельности выпадала на долю МВД.

Стремясь создать противовес Государственной думе, 20 февраля 1906 г. Государственный совет был преобразован из совещательного органа в верхнюю аристократическую палату. Ее правомочия являлись аналогичные думским. Но комплектовался он на других условиях. 50% его состава назначалось императором, а другие 50% избирались от духовенства (6 человек), от губернских земских собраний (по 1 человеку), от дворянских обществ (18 человек), от Академии наук и университетов (6 человек), от промышленности и торговли (6 человек). Избирались сроком на 9 лет, каждые три года обновлялись на 1/3. Председатель и вице–председатель Госсовета назначались императором.

Государственная дума имела законодательные полномочия права. Но законопроекты, принятые Государственной думой, подлежали утверждению в Государственном совете (верхняя палата парламента) и императором. Государственная дума могла выступать с законодательной инициативой по всем вопросам, кроме поправок к Основным государственным законам; имела право запроса к министрам и другим государственным структурам. Дума рассматривала бюджет страны и отчет по нему, тем самым ограничивалось право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами. Депутаты избирались сроком на 5 лет, были независимы и неподотчетны перед избирателями. Обладали неприкосновенностью личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: