Вторая причина связана с мощью торгово-предпринимательских слоев в экономической и вечевой жизни Новгорода; экономические интересы боярства, средних и мелких собственников ослабляли власть князей. Отношения с князьями получили договорно-правовую основу. Здесь сложился демократический политический режим с феодально-республиканской формой правления.
Государственный механизм состоял из вече, Боярского совета, посадника, тысяцкого, архиепископа, князя.
С формально-юридической точки зрения городское вече являлось высшим органом власти. В нем участвовали (непосредственно и косвенно) практически все свободные и имущие слои населения. Функциями вече являлись следующие: 1) кадровые вопросы (заключение и расторжение договора с князем, избрание и смещение посадников, тысяцких, владык, назначение воевод, посадников в провинции и контроль за их деятельностью); 2) экономические (распоряжение земельной собственностью города, установление торговых правил и льгот, повинностей для населения, заключение торговых соглашений с Западом); 3) правовые и судебные (вече ведало вопросами законодательства, контролировало судебные сроки и исполнение их решений, предоставляло судебные льготы).
Принимаемые решения на вече имели характер закона, если на нем присутствовали высшие должностные лица города, представители всех социальных групп населения и концов (Новгород делился на 5 концов – кварталов, частей, а Псков – на 6).
Вече было не только городским, но и кончанским.
Боярский совет подготавливал вопросы, подлежащие вынесению на вече, направлял деятельность всех высших властей и должностных лиц. Именно он организовывал сбор дани, а следовательно, и реальная власть принадлежала ему. Он формировался из знатных бояр и высших чинов администрации. Заседал Боярский совет по мере надобности под председательством архиепископа в его резиденции.
|
Исполнительным органом вече являлись посадники. Они избирались и пребывали в должности до тех пор, пока этого желали горожане. Это были первые представители городского самоуправления, непосредственно руководили деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведали вопросами управления и суда, командовали войсками, руководили вечевым собранием.
Тысяцкие – представители небоярского населения. Ведали вопросами торговли, торгового суда, возглавляли народное ополчение.
Равнозначные функции, только масштабом ниже (в пределах концов города), имели старосты.
Владыками становились настоятели наиболее влиятельных монастырей. Но на светскую должность избирались на вече. Помимо духовных вопросов они решали многие и экономические, и политические вопросы, представляли Новгород во внешних сношениях, контролировали меры торговли, являлись хранителями государственной казны.
Правовой статус князя устанавливался в соответствии с договором между ним и городом, в котором больше внимание уделялось ограничению княжеских полномочий, чем их правам. Договоры заключались бессрочно и расторгались волеизъявлением одной из сторон (за 200 лет новгородцы 40 раз «указывали» князю, т.е. смещали его). Князь – глава вооруженных сил – отвечал за оборону рубежей и их укрепление; как посторонний, беспристрастный арбитр мог призываться для усмирения враждующих родов и партий.
|
Особенности экономического и политического строя существенно повлияли на правовое законодательство. В XV в. оно оформилось в специальные сборники – «Судные грамоты». В отличие от «Русской Правды» более половины статей являлись нормами гражданского права. Здесь основательно разрабатываются институты гражданского законодательства. Так, законодатель довольно подробно характеризовал вещное право, залоговое право, охрану собственности. Если в древнерусском государстве, его княжествах собственность отражала систему вассально-иерархическую, со слабой юридической разработкой понятий, то в Новгороде и Пскове юридическая регламентация была весьма высока. Собственник имел большие правомочия. Он – не феодал, не смерд, а некто. Закон защищал собственника и собственность, а не только и не столько социальный статус владельца вещи.
Свидетельством развития высокого уровня юриспруденции являлись абстрактные понятия. Вещи делились на недвижимые (отчина) и движимые (живот), различалось непосредственное и условное землевладение (вотчина и кормля). Определялись способы возникновения права собственности – истечение срока давности хранения, переход по договору, наследству, пожалование.
Наследование было двух видов – по закону и по завещанию. Наследниками по закону признавались следующие: переживший супруг, дети, родители, братья и сестры. Сын лишался наследства, если отказывался содержать престарелых родителей и уходил из дома.
«Судные грамоты» регламентировали договоры купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма. Договоры могли заключаться в устной и письменной формах. Закон стоял на защите честных сделок.
|
Для обязательственного права характерна имущественная (а не личная) ответственность должника, письменная форма заключения сделок, равенство сторон при заключении сделки. Письменно оформлялись сделки на сумму свыше 1 рубля. При заключении устных договоров приглашались свидетели.
Впервые в русском праве под преступлением понималось не только причинение вреда частным лицам, но и государству (измена, преступление против судебных органов и высших должностных лиц). Расширялось само понятие «преступление». Это уже не «обида». Преступным считалось всякое деяние, запрещенное уголовной нормой. Более подробно, чем в «Русской Правде», говорилось об имущественных преступлениях. При наказаниях за преступления против личности сохранялась система талиона. Талион – один из принципов юридической ответственности, предусматривающий воздаяние «равным за равное». («Око за око, зуб за зуб».) Данный принцип применялся только в отношении людей одинакового социального положения.
Учитывалось судом социальное положение преступника и жертвы. Различались непосредственные исполнители и организаторы. Хотя по-прежнему при совершении групповых преступлений ответственность для всех соучастников устанавливалась одинаковая. Преступления делились на виновные и невиновные.
Законодатель использовал в основном два вида наказаний – смертную казнь и штраф. Часть штрафа шла в пользу князя, часть в пользу казны, а часть – на возмещение ущерба потерпевшему. Существовало понятие рецидива преступления. Рецидив – повторное преступление.
Судебный процесс, как и в «Русской Правде», носил состязательный характер. Стороны назывались сутяжниками, но роль суда значительно усиливалась. Вызов в суд осуществлялся через судебного исполнителя по повестке. При неявке в суд ответчика дело автоматически проигрывалось (по небольшим, мелким преступлениям). При совершении тяжкого преступления преступник мог приводиться в суд силой.
Возникает институт судебного представительства (им могли пользоваться только женщины, монахи, немощные люди). Появляются новые судебные доказательства – судебный поединок, письменные доказательства (как частные расписки, так и официально заверенные документы).
Судебными функциями обладали все органы власти и управления (вече, посадник, тысяцкий, князь, Боярский совет, архиепископ, сотский, староста, купеческие и цеховые организации).
Развитие товарно-денежных отношений на северо-западе Руси оказало существенное влияние на формирование и правовой статус социальной структуры общества. Памятники права Пскова и Новгорода не упоминали о боярстве как о привилегированной категории. Они не устанавливали повышенной платы за убийство и посягательство на их честь. Бояре выступали как безусловные собственники земли. Отношения с зависимым населением они строили на экономической зависимости, а не на внеэкономическом принуждении. Располагая большими капиталами, бояре являлись элитарной прослойкой, из нее формировался высший управленческий аппарат республики.
Многочисленной прослойкой общества являлись житьи люди и своеземцы. Это был класс свободных собственников, которые пользовались правами свободных граждан в юридическом аспекте и правами собственников в отношении к земле. Житьи люди являлись крупными и знатными землевладельцами, занимали в феодальной иерархии второе место после бояр, в отличие от которых они не могли назначаться на высшие государственные должности (посадников, тысяцких, сотских, старост…). Они занимались торговлей. Своеземцы – мелкие землевладельцы, обладавшие хозяйственной самостоятельностью.
Для зависимого крестьянства (закупов, половников, закладников, изорников...) характерна экономическая зависимость и экономические формы зависимости. Принуждение к зависимости внеэкономическими методами не было распространено, поэтому все зависимое крестьянство не было резко ограничено в правах, сохраняло правоспособность.
Купечество и городское население пользовались правами свободных граждан, имели право владеть землей, были равноправными в политическом и хозяйственном отношении лицами.
Институт холопства на северо-западе Руси не был развит. Здесь складывается кабальное холопство. Формирование холопства переходит на экономическую основу. Кабальное холопство – получение займа под обязательство отработать проценты в хозяйстве кредитора, что создавало временную (до утраты долга) холопскую зависимость должника. Они могли за плату или безвозмездно передаваться другим хозяевам, а также переходить по наследству.
Таким образом, Древняя Русь развивалась в том же направлении, что и крупнейшие страны Европы. Княжества северо-запада Руси показали, в каком направлении могло пойти государственно-правовое развитие Руси. Но монголо-татарское иго в определенной степени деформировало и замедлило естественный ход политико-правового развития государства. Истреблялся, прежде всего, господствующий класс общества – феодалы как потенциальная вооруженная сила государства. В течение более чем двух веков воспитывалось послушание и раболепие. Дух рыцарства, независимости уничтожался на протяжении многих поколений.
ГЛАВА II
Государство и право периода
сословно-представительной монархии
На рубеже XV-XVI вв. завершается процесс централизации Московского государства. Предпосылками централизации явились причины социального, экономического и политического характера. Централизация шла как в территориальном, так и в управленческом аспектах. Изменялся сам характер государственности. Появлялись общегосударственные органы управления (приказы), общегосударственное право («Судебник 1497 г.»).
Необходимо отметить особенности централизации Русского государства. В западноевропейских странах основной силой, борющейся против сепаратизма за укрепление центральной власти, являлась буржуазия. Объединение государства было связано с экономическими (развитие буржуазных товарно-денежных отношений) и классовыми (рождение новых классов) причинами.
На Руси эти факторы действовали. Но не они являлись главными. Ввиду внешней опасности все классы и социальные слои общества выступали за единое государство. Российское государство формировалось как военно-национальное государство. Цементирующей силой была военная.
В первой половине XVI в. отходят в прошлое отношения Московского Великого князя на основе вассалитета (на основе договоров). На смену приходят отношения подданства к монарху.
Централизация государства автоматически требовала проведения ряда общегосударственных реформ. Так, при проведении финансовой реформы 30-х годов XVI века из обращения изымались «удельные» деньги, а их чеканка отныне являлась только государственной прерогативой. В этот же период проходит реформа налогообложения. Устанавливались единые критерии обложения земельных угодий. Вводились прямые и косвенные налоги и сборы.
Создавались новые учреждения, направленные на организацию местного самоуправления, – земские и губные избы. Земские избы в основном занимались хозяйственными вопросами; губные избы представляли собой следственные органы. Имея соответствующий штат, они разыскивали и арестовывали преступников, допрашивали свидетелей. Они же выносили приговоры и их реализовывали.
В отличие от пришлых в уезде людей - наместников и волостелей, избранные местным свободным населением земские старосты были кровно заинтересованы в установлении в своих уездах жесткого порядка.
Одновременно с земско-губными преобразованиями проходила судебная реформа. Ее суть состояла в том, что в судебном разбирательстве и при вынесении приговоров земско-губной администрацией участвовали избранные местным населением «добрые люди». Задача «добрых людей» заключалась в вынесении вердикта – является ли преступник профессиональным, неисправимым, или обычным. Мнение «добрых людей» учитывалось при вынесении приговора.
Централизованное государство не может обойтись без единой армии. В 1556 г. выходит царский указ, определивший воинскую повинность как обязанность подданных государя, а не как договор феодала с сюзереном. Начинается процесс создания профессиональной армии и пограничной службы.
При характеристике правового положения сословий следует обратить внимание, что класс феодалов, господствующий класс, был далеко не однороден по своему составу. Верхушка класса феодалов состояла из служилых князей (бывшие удельные князья, потерявшие после присоединения их уделов свою самостоятельность, но сохранившие право собственности на землю). Как правило, они занимали руководящие посты в армии.
Боярских фамилий насчитывалось около сотни. Они занимали важнейшие государственные должности. Земля находилась в их личной собственности. В XV в. структура боярства меняется. Если ранее термин «боярин» означал принадлежность к определенному социальному слою, то сейчас это уже и чин. Так, чин боярина давался князю, прежде всего, независимых княжеств. Подобное пожалование в бояре на деле означало понижение их социального статуса, т.к. они превращались из вассалов в подданных.
В целом социальный статус бояр в XV-XVII вв. резко меняется. Феодальная независимость сменяется подданством государю. Изменялись их вотчинные права (устанавливалась зависимость владения вотчиной от службы великому князю). Ограничивалось право суда (ряд судебных дел о душегубстве, разбое, татьбе передавались из их ведения в суд княжеских наместников), а тарханные грамоты вообще перестают выдаваться (они определяли феодальный иммунитет, освобождали от государственных податей). Начинает регламентироваться и их право сбора налогов в собственной вотчине. Отъезд за рубеж начинал считаться государственной изменой. С 1556 г. Уложение о службе обязывало и бояр нести воинскую службу. В 1682 г. официально отменяется местничество (порядок замещения государственных должностей в зависимости от знатности рода и важности государевой службы предков). Опричнина, «смутное время», постоянные семейные разделы вотчины резко подорвали экономическую силу боярства. Выходит даже указ о запрете холопить детей боярских. Бояре начинают становиться в оппозицию царю. Царь ищет новую социальную опору в лице дворян.
Дворяне – это служилые люди, слой которых формировался постепенно под влиянием государственных потребностей в людях. Нередко он формировался из низших сословий, но из лиц талантливых и преданных государю. За службу они получали землю-поместье, под условное держание. (В отличие от вотчины поместье не могло отчуждаться по воле землевладельца, передаваться по наследству.) Таким образом, класс дворян был весьма пестр по своему социальному и национальному составу. Здесь – и потомки «захудалых» княжеских и боярских родов, и поповичи, и казаки, и выходцы из Литвы и татар (принявших православие). Первоначально слой дворян был открыт для любых сословий. Только с 1675 г. запрещалось вводить во дворянство посадский люд и крестьян. Дворянство было заинтересовано в укреплении власти единого государя, т.к. свое благополучие напрямую увязывали с сильным централизованным государством.
Класс дворян делился на несколько служебных чинов. Высший слой – это лица, несшие службу при царском дворе, исполнявшие его поручения, – стольники, стряпчие, сокольники и др. Провинциальные служилые люди составляли средний слой дворянства. В XVIII в. из-за нехватки земли значительная часть государевых слуг превращалась в малопоместных и даже беспоместных дворян.
Со становлением единого Российского централизованного государства господствующий класс постепенно консолидировался, стирались различия между ними. А вотчинное или поместное землевладение стало со временем означать не о принадлежности к какой-либо прослойке господствующего класса, а о комплексе прав на землю. Так, поместное землевладение при определенных условиях превращалось в вотчинное, т.е. передавалось по наследству, а вотчинник ограничивался в правах по распоряжению землей: 1) он также обязан был нести государеву службу; 2) землю мог передавать по наследству только прямым родственникам; 3) запрещалось ее завещать церкви и монастырям и т.д.
Ограничивалось вхождение в класс феодалов представителей других сословий. Так, приобретать земли могли только крупные купцы из числа «не имевших владельца». Феодалы имели и другие привилегии: не платили подати, освобождались от ряда повинностей…
В изучаемый нами период завершается процесс прикрепления крестьян к земле. Следует обратить внимание на два пути их закрепощения – экономический (кабальный путь) и внеэкономический (институт холопства). Противопоставлять два метода закрепощения крестьянства неправомерно. Они дополняли друг друга. Тяготы Ливонской войны, сельскохозяйственные кризисы и т.д. заставляли крестьян брать ссуду у помещиков под труд на его земле.
С формальной точки зрения крестьянин мог разорвать эти отношения, заплатив долг с процентами. Но в реальной жизни сделать это было сложно. Можно было переменить хозяина, взяв ссуду у другого землевладельца, или убежать. Практика сманивания и вывоза крестьян крупными землевладельцами приобретала все более широкий размах. Крупные церковные и светские феодалы имели здесь все преимущества перед мелкопоместным служилым людом. Возрастали размеры бегства должников. Государство начало искать меры для защиты мелких феодалов.
В 1581 г. впервые вводятся заповедные лета, в течение которых переход крестьян вообще запрещался, в том числе и в Юрьев день. Ограничивается право вывоза крестьян.
Указ 1597 г. вводит урочные лета – пятилетний срок сыска беглых крестьян. С формальной точки зрения выигрывал беглый должник, т.к. если кредитор в течение пяти лет не находил должника, то терял право не только возвратить его на свою землю, но и взыскивать с него долги. Но с другой стороны, долговые обязательства и поземельные отношения сливались воедино. Отныне крестьянину запрещалось оставлять свой участок земли, не расплатившись с кредитором. Затем урочные лета увеличились на 10, 15 лет.
«Соборное уложение 1649 г.» определило бессрочный срок сыска, тем самым поставив последнюю точку в закрепощении крестьян. Они превратились из податного сословия в неравноправное, зависимое. Прикрепление крестьянина к личности феодала было оформлено как наследственное и потомственное.
Помимо крепостных крестьян, прикрепленных к земле и личности владельца, были черносошные (государственные) крестьяне, прикрепленные только к земле, но остававшиеся лично-свободными; дворцовые крестьяне могли изменить владельца только в результате пожалования.
Все крестьяне несли тягло – установленные государством натуральные и денежные повинности. Ответственность за выполнение тягла частновладельческих крестьян в конечном счете нес феодал, а у черносошных – община. Черносошные крестьяне платили самые высокие налоги. До 1680 г. единицей обложения была соха, включавшая в себя определенное количество земли. Размеры сохи зависели от социальной принадлежности владельца. Если соху черных земель принять за единицу, то монастырская соха составляла
1,2 единицы черных земель, а дворянская – 1,6. Чем больше была соха, тем меньшим был налог.
Вместе с тем «Соборное уложение» запрещало любые противоправные действия в отношении любого человека. Личность защищалась законом, хотя и с учетом сословного положения.
Резкое ухудшение положения крестьянства наступает в петровские времена. Среди многих сотен указов первой четверти ХVIII в. найден всего один в защиту крестьян, который запрещал продавать родителей отдельно от детей.
С XV в. повышался статус холопов. Он признавался личностью, приобретал имущественные права, в правовом статусе сближался с крестьянином. Сокращались возможности превращения зависимого человека в холопа. Верхушка холопов, обслуживающих феодальное хозяйство, со временем занимала высокие посты и даже наделялась землей. Практиковался отпуск холопов на волю. За заслуги перед Отечеством холопы получали свободу. С XVI в. государство устанавливало цену за каждый год отработки долга у хозяина. В начале XVIII в. институт холопства окончательно ликвидируется. Холопы включались в тяглое население.
Городское население состояло из купцов различных категорий, ремесленников, духовенства и администрации светских феодалов.
Население города было крайне неоднородным. Верхушку посадского (городского) населения составляли купцы. Они имели некоторые привилегии: освобождались от некоторых государственных повинностей, создавали свои корпорации (сотни, ряды, улицы) с ограниченными правами самоуправления.
Население слобод, принадлежащих духовным и светским феодалам, не несло тягло. Они получили название белых слобод, в отличие от черных слобод, выполнявших в полном объеме государственные повинности. Такое явное неравноправие явилось причиной крупного восстания в Москве в 1648 г. Царское правительство вынуждено было учесть требования восставших и упразднить белые слободы. Закреплялось монопольное право посада на торговлю и ремесло. Ограничивались, а затем ликвидировались привилегии иностранных купцов. На иноземный товар были введены повышенные пошлины. Новоторговый устав 1667 г. запретил иностранным купцам вести розничную торговлю в стране. Они могли торговать только в пограничных городах.
Непросто складывались взаимоотношения между церковью и государством. В этот период времени между ними начинается ожесточенная борьба по экономическим, политическим, правовым вопросам. Государство стремилось ограничить, прежде всего, экономическое господство церкви. К ХVI в. каждый третий гектар обработанной земли принадлежал церкви и монастырям. В некоторых регионах страны более половины всех земель принадлежало духовенству. В середине ХVI в. ставился даже вопрос о секуляризации церковных земель (пока, правда, безуспешно). Но уже запрещалась покупка земли духовными феодалами без ведома царя, ограничивались вклады земельных вотчин на помин души. В ХVII в. вообще запрещалось приобретать земли под любым предлогом.
Ограничивалось влияние церкви и монастырей и в торговле, и в ремесле. «Соборное уложение 1649 г.» ликвидировало так называемые белые слободы, включив население этих слобод в общее тягло наравне с черными слободами.
Притязание церкви на политическое господство в стране закончилось церковным расколом и отправлением наиболее активных притязателей на светскую власть (во главе с Никоном) в монастырь.
Постепенно ограничивалась и церковная юрисдикция. Из ее ведения изымались определенные категории дел. С 1649 г. по светским законам начинают судить преступления против нравственности, семьи (отрасли права, ранее и полностью находившиеся в юрисдикции церкви). Для суда над духовенством был создан государственный Монастырский приказ. Он же ведал некоторыми другими церковными делами.
Изменение социальной структуры общества неизбежно влекло за собой становление новой системы государственного управления.
Во главе государства стоял царь. Такой титул он стал носить с 1547 г. Он обладал всей полнотой власти – законодательной, исполнительной, судебной. Вместе с тем власть царя не являлась необузданной и неограниченной. Велика была сила обычаев, традиций, особенно церковных. Ввиду постоянных жалоб (челобитных) на злоупотребления чиновников в государстве, царь стремился законодательно регулировать их деятельность, – «чтобы суд и расправа были ровны».
Законосовещательным органом при царе была Боярская дума. В начале XV в. она приобретает определенные черты постоянно функционирующего органа. В ее состав входили представители наиболее знатных фамилий по принципу местничества, хотя постепенно здесь усиливалось влияние представителей дворянства. Компетенция думы была равнозначна царской, хотя в документах нигде это специально не оговаривалось.
Земские соборы («Советы всея земли») функционировали с середины XVI до середины XVII вв. Земский собор являлся высшим законодательным органом, решавшим важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законодательства, финансов, государственного строительства.
С введением института Земских соборов государственный строй в России приобретает черты сословно-представительной монархии. Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, предусматривающая участие в управлении представителей различных сословий. По составу государственный строй состоял из «выборных» от дворянства, посада и входивших по положению лиц из «Освященного собора» и Боярской думы.
В XV-XVI вв. на смену дворцово-вотчинной системе управления приходят приказы. Они являлись централизованными органами, выполняли свои функции на всей территории Руси, независимо от территориальной принадлежности. Каждый приказ ведал определенным направлением деятельности. Они же осуществляли и судебные функции по своей отрасли работы. Во главе приказов стоял боярин, но основную работу вели дьяки и подьячие. Общий контроль за деятельностью приказов осуществляла Боярская дума. В качестве структурного подразделения приказа выступал «стол». Приказы издавали многообразные документы: жалованные грамоты, указы от имени царя, памяти, наказы, доклады (проекты решения по конкретному делу), пыточные и расспросные грамоты. Сборник подобных документов назывался «Уставная грамота».
В начале ХVI в. было создано около 10 приказов. Они возникали тремя способами. В связи со становлением единого государства появлялись новые функции. Так возник, например, Посольский приказ. В связи со стремлением государства сконцентрировать в центре всю полноту власти появляется Разбойный приказ, в связи с усложнением функций дворцово-вотчинной системы управления – Казенный приказ. Приказы создавались по «мере надобности», что на практике не могло не привести к параллелизму в работе, волоките, злоупотреблениям. Поэтому во второй половине ХVII в. учреждается приказ Тайных дел, непосредственно подчиненный царю и ведавший контролем за деятельностью приказов.
Воеводы, назначаемые из центра, осуществляли на местах административные, полицейские и военные функции. (Институт воевод появился в XVII в. Он возник в связи с реорганизацией местного управления: земские и губные избы стали подчиняться воеводам.)
Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков вотчинной системы. Непосредственно на местах (в уездах и волостях) управляли наместники и волостели. Содержались они за счет местного населения – кормлений. Кормление – это плата за исполнение не сегодняшних функций, а за прежнюю службу в войсках. Поэтому они небрежно исполняли свои обязанности, а за решение конкретных дел брали взятки. К концу XV в. сокращались сроки их деятельности, регламентировались их штаты, нормы податей, ограничивались судебные полномочия. Государство стремилось установить своего рода таксу, нормировку кормлений, даже сбор «кормов» перепоручается выборным от обществ – старостам и сотским.
В 1556 г. система кормлений и наместников отменялась окончательно. На их место пришли выборные земские власти, а вместо «кормов» устанавливался денежный оброк («кормленый откуп»), поступавший в царскую казну. За счет этих средств оказывалась помощь выходцам на военную службу.
Произошли изменения и в городском управлении. Города были изъяты из владения удельных князей и перешли под власть великого князя. Отныне великий князь назначал в города городовых приказчиков, которые вели сбор податей, полицейские и военные функции.
Таким образом, для Московского государства XV-XVII вв. была характерна усиливающаяся централизация управления с одновременными общегосударственными реформами – финансовыми, военными. Возрастала роль и значение церкви. В 1589 г. учреждается патриаршество. Единое русское централизованное государство складывалось как многонациональное. Русское государство и религия оказались терпимыми к другим религиям и народам. Государственная политика России несла народам окраин культуру, просвещение, высокопроизводительные технологии. Основной опорой в централизации выступало дворянство. Централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации общества.