Однако еще сохранялась хозяйственная и экономическая самостоятельность. С именем Петра III и Екатерины II был связан новый этап наступления на церковь. Они расширили действие указа по секуляризации церковных земель. Секуляризация – отчуждение церковного имущества, земель, передача их в светское управление. Наступило резкое ограничение прав собственности церкви на землю, крепостных крестьян. Около 1 миллиона душ монастырских крестьян стали именоваться экономическими, перешли в казенное ведение под Управление коллегии экономии, с ними перешла и большая часть земли. (Полная секуляризация земель была проведена Декретом о земле в 1917 г.) Духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом. Регламентировалось материальное обеспечение епархий, сокращалось (почти на 2/3) количество монастырей.
Духовенство все реже упоминалось как особое сословие. Ограничивалось участие духовных лиц в работе государственных органов, четко определялись регламентация и полномочия церковных судов. Так, чисто юридические принципы вытесняли нравственные и церковные нормы. Отныне многие правонарушения, касавшиеся церкви, приравнивались к должностным, общеуголовным преступлениям, а церковные служители выполняли и общегосударственные обязанности. Духовных лиц, не имевших должностей в церкви, призывали в армию, вводили денежное и пенсионное обеспечение священнослужителям. Но духовенство по-прежнему относилось к привилегированному феодальному сословию. Оно освобождалось от рекрутской и подушной подати, других натуральных и денежных повинностей. Оно безвозмездно пользовалось дровяным и строевым лесом из казенных лесов.
Таким образом, в XVIII в. государство организационно и административно подчинило себе церковную организацию, сохранив ее в основном в качестве идеологической системы.
|
В первой половине ХIХ в. оттачиваются и законодательно регламентируются многие положения XVIII в. Окончательно утрачиваются церковные хозяйственные, финансовые и административные функции, – они переходят к светским органам и чиновникам. Так, представителям духовенства разрешалось переходить в другие сословия, а дети священников и дьяконов при выходе из духовного сословия получали звания почетных потомственных граждан.
Собственно сама организационно-управленческая структура Российской православной церкви представляла из себя довольно стройную систему.
Во главе стоял Святейший синод - высшее законосовещательное, административное и судебное учреждение по делам церкви. Он состоял из 6-7 высших духовных иерархов. Но все дела в Синоде вершил обер-прокурор, назначаемый Императором. При Синоде имелось и цензурное ведомство.
Вся территория страны делилась на епархии (церковные округа). Первичной церковно-административной единицей являлся приход. Как правило, должность приходского священника передавалась от отца к сыну.
В начале XVIII в. юридически оформилась достаточно стройная организация городского сословия. Все жители города делились на регулярных (постоянно проживающих в городах) и нерегулярных (временных жителей города). В свою очередь регулярные граждане делились на 2 гильдии - банкиров, крупных купцов, других лиц с высокими доходами и мелких торговцев и ремесленников. Обе гильдии имели определенное самоуправление - свои сходы, избирали должностных лиц. Нерегулярные граждане лишены были права участвовать в городском самоуправлении.
|
Постепенно городское сословие (первой гильдии) стало занимать ведущее положение в городах. Они были освобождены от обязательной рекрутской повинности, личной службы по казенным надобностям и даже получили право владеть крепостными людьми и землей (фабриканты и заводчики).
Во второй половине XVIII в. горожане (имущие и работные люди) получили статус мещан и разделились на 6 категорий. В зависимости от принадлежности к той или иной категории они имели определенные права. В целом городское население составляло к началу XIX в. приблизительно 8% от общего числа россиян.
Самым многочисленным и бесправным сословием являлись крестьяне. Помещичьи крестьяне составляли самую большую их категорию. С развитием буржуазных отношений шел процесс количественного роста слоя оброчных крестьян. Владельческие крестьяне, кроме повинностей в пользу помещиков, несли и государственные повинности: рекрутские наборы, подушную подать (Петр I определил ее в 74 коп.), работали на строительстве городов, дорог… Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями, практически распоряжались ими как собственностью. А крестьянину запрещалось даже жаловаться на помещика.
Несколько лучшим было положение государственных крестьян. Они платили фиксированные законом повинности (оброк) и платили общегосударственные и местные налоги.
Положение удельных или дворцовых крестьян было сходно с государственными крестьянами.
|
В первой половине XIX в., несмотря на усиление крепостного гнета (за 50 лет объем повинностей крестьян вырос в 3-3,5 раза), начинает проявляться тенденция по его отмене. В 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах», по которому крестьяне за выкуп освобождались с землей. До 1861 г. приблизительно 1,5 % крестьян получили, таким образом, свободу. С 1818 г. разрешалось всем крестьянам учреждать «фабрики и заводы». Отменялось крепостное право в прибалтийских землях.
Запрещалась любая продажа крестьян. С 1848 г. удельные и помещичьи крестьяне получили право покупать земли и другую недвижимость. С 1842 г. в обмен на денежный оброк и обработку помещичьей земли крестьяне могли получать личную независимость. Упразднялся институт посессионных и обязанных крестьян. Посессионные крестьяне (ХVIII – первая половина ХIХ вв.) – крестьяне, приписанные правительством к частным предприятиям, на которых они вместо несения государственных повинностей и выплаты налогов должны были выполнять по разверстке работы, как правило, неквалифицированные, вспомогательные. В отличие от частновладельческих крепостных крестьян посессионные крестьяне не могли переводиться на сельскохозяйственные работы, отдаваться в рекруты по усмотрению владельца и т.д.
Обязанный крестьянин – крестьянин, получивший по указу 1842 г. личную свободу на определенных условиях.
В первой четверти XVIII в. произошло не только фактическое, но и юридическое оформление неограниченной власти монарха. С октября 1721 г. Петр I получил титул «Император Всероссийский». Не было таких органов, которые ограничивали бы его власть. «Его Величество есть самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».
Боярская дума с 1711 г. преобразуется в Сенат. Боярская дума - аристократический орган, основанный по принципу местничества. Сенат обладал законосовещательными функциями, являлся высшим органом государственного управления, контролировал деятельность отраслевых органов управления. Одновременно он являлся и высшим судебным органом по государственным преступлениям и преступлениям высших должностных лиц. Его решение мог отменить только император.
По-иному он и комплектовался – учитывались не «порода» и знатность, а преданность и заслуги перед государством. Впоследствии он утратил свои первоначальные функции. Его значение сведут до уровня коллегии, а должность генерал-прокурора лишается своего значения. Во второй половине XVIII в. Сенат лишился и административных функций, сохранив право быть только высшей судебной инстанцией для судов губернского уровня. Структурно он делился на департаменты. Во время дворцовых переворотов создавались новые государственные структуры, однако, они были недолговечны. Так, в 1726 г. учреждается Верховный Тайный совет, который мог издавать даже законы наравне с императором. Но в 1730 г. он был упразднен. В 1731 г. учреждается Комитет министров из трех человек, который также получает законодательные полномочия – три подписи министра заменяли подпись императрицы. В 1741 г. и Кабинет министров упраздняется, а создается Кабинет ее величества. При Петре III учреждается Императорский совет из 8 человек, а Екатерина II создает Совет при высочайшем дворе, занимавшийся внешней и внутренней политикой. Но и он действовал до 1801 г.
В 1810 г. был создан Государственный совет – высший законосовещательный орган государства. Его председателем являлся император. Структурно он состоял из 5 департаментов - законов, дел военных, гражданских, духовных, государственной экономии и дел царства Польского. Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры). Отныне все указы императора сопровождались формулировкой «вняв мнению Государственного совета».
Но очень скоро Государственный совет утратил свою монополию на законодательство, которое было сосредоточено в Собственной Его Величества канцелярии, в специальных комитетах и министерствах.
По структуре Канцелярия состояла из 6 отделений, сформировавшихся в течение нескольких десятилетий.
На смену громоздким приказам в начале XVIII в. пришли коллегии. Они действовали по функциональному принципу, а свою работу осуществляли на основе регламентов, где подробно перечислялись конкретные обязанности по той или иной отрасли управления. Они являлись связующим звеном между Сенатом и губернской администрацией. Обладали не только административными правами в отведенной им области управления, но и судебными функциями.
С созданием системы коллегий завершился процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Вместо большого количества приказов создавалось несколько коллегий (вначале 9). Аппарат стал более простым, легче стало контролировать его деятельность. Впервые появились органы, руководившие промышленностью и торговлей, в особых учреждениях сосредоточились финансы и юстиция.
В начале XIX в. им на смену приходят министерства. Министерства обладали большей оперативностью в делах управления, усиливали персональную ответственность за принимаемые решения и действия. Во главе министерств стояли министры, единоличные руководители ведомств. В отличие от коллегий министерства не получили судебных функций и обладали исключительно административно-управленческими функциями.
Министры и его заместители назначались императором, высшие чиновники министерства утверждались императором по представлению министра, а низшие назначались непосредственно министром.
Для решения межведомственных вопросов был создан Комитет министров. Его функции состояли в рассмотрении законопроектов, отчетов министров, кадровых вопросов.
Особыми органами являлись временные комитеты, создаваемые, как правило, секретно, из особо доверенных лиц императору, для решения вопросов, по которым правительство не желало огласки. Именно такие комитеты разрабатывали проекты по созданию министерств, по отмене крепостного права, борьбе с голодом и т.д.
В сфере местного управления губернаторы, иные назначаемые центральной властью лица постепенно вытесняли выборные местные органы власти.
Для контроля за деятельностью государственного аппарата, соблюдением законов в государстве и привлечения виновных к ответственности Петром I вводилась должность прокурора в коллегиях и канцеляриях. Они непосредственно подчинялись генерал-прокурору. В отличие от фискалов, которые не вмешивались в ход решения того или иного вопроса, а лишь доносили о злоупотреблениях, прокуроры в коллегиях требовали и способствовали их устранению. С этой же целью в городах вводилась должность полицмейстера (с 1733 г.). Фискалы – это чиновники в системе органов административно-финансового и судебного надзора. Были учреждены Петром I в 1711 г. для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц в государственном аппарате, вооруженных силах и в церкви. Фискалы тайно вели сыск, доносили о злоупотреблениях через своего руководителя в Сенат. За ошибочные доносы фискалы не несли ответственности. Они раскрыли ряд значительных хищений, однако из-за форм и методов деятельности презирались в чиновничьей среде. С развитием прокурорского надзора система фискалитета свертывалась и прекратила свою деятельность в 30-е годы ХVIII в.
В результате проведения двух петровских губернских реформ страна разделилась на губернии, провинции и уезды во главе (соответственно) с губернаторами, воеводами, выборными из числа дворян.
В 1775 г. была проведена очередная губернская реформа. Ликвидировались старые территориальные органы и административные единицы - провинции и воеводства. Отныне Империя делилась на уезды и губернии по административному принципу.
Во главе губернии стоял губернатор – высшее должностное лицо в губернии, назначаемый и смещаемый императором. В своей деятельности он опирался на губернское правление, куда входили губернский прокурор и два сотника. Уездную администрацию возглавлял земский исправник, избираемый уездным дворянством.
Надзор за законностью осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В городах вводилась должность городничего – главы административно-полицейского управления в городе. Руководство несколькими губерниями возглавлял генерал-губернатор. Он подчинялся непосредственно императору и пользовался большими, чем губернаторы, полномочиями.
Основное значение реформ местного самоуправления состояло в обеспечении государственных расходов налогами. С этой целью проводилась и финансовая реформа. Вводились новые принципы сбора налогов - подушная подать (1718 г.). Реформа имела троякое значение - финансовое, социальное, полицейское.
Таким образом, в течение полутора веков, в результате многочисленных преобразований, сложилась стройная система государственного устройства России.
Во главе государства стоял монарх. Высшие государственные учреждения делились на органы верховного и подчиненного управления. Органами верховного управления (Государственный совет, Кабинет министров, Царская канцелярия, Министерство двора и уделов) император руководил сам. Органы подчиненного управления (Сенат, Синод, министерства) находились в ведении специальных должностных лиц, осуществлявших свои функции от имени и по поручению монарха.
В XVIII в. начинается реорганизация судебной системы. Во главе судебной системы была поставлена юстиц-коллегия. Высшей судебной инстанцией был монарх. Сенат - высшая апелляционная инстанция. Приказы и коллегии рассматривали дела своих чиновников и подведомственные дела. Непосредственно судебная коллегия делилась на 2 инстанции - надворные и нижние суды. Надворные суды создавались в 10 городах. Это был суд первой инстанции по должностным преступлениям, расследованиям по доносам фискалов и апелляционной инстанцией для дел, рассмотренных нижним судом. Он же утверждал решения нижних судов (где мера наказания – смертная казнь или политическая смерть).
Нижние суды рассматривали основную массу уголовных дел в отношении дворян и крупные уголовные преступления, совершенные крестьянами.
По гражданским и мелким уголовным делам крепостных крестьян судил помещик. Горожане судились в городских магистратах и в Главном магистрате. Политическими преступлениями ведали Преображенский приказ и Тайная канцелярия.
С 1722 г. начинается новая судебная реформа. Вместо нижних судов в каждой провинции учреждался провинциальный суд. В «глубинке» назначался судебный комиссар, который рассматривал гражданские дела с иском до 80 рублей и мелкие уголовные дела.
Создавался также и военный суд.
Петр I ввел новые принципы в функционирование судов – коллегиальное их устройство. Учреждался контроль за их деятельностью со стороны прокурора, фискалов, аудиторов. Происходило совмещение гражданской и военной юстиции. Пытались в XVIII в. и отделить судебную организацию от функций административной власти. Резко возрастала роль следственного процесса.
В 1775 г. судебная система вновь реформируется. Ее цель – пресечь произвол судебных органов и ограничить влияние администрации на суд. Но судебная система по-прежнему являлась громоздкой, сословной, зависимой от административной власти, негласной. Был учрежден сословный суд для дворян (уездный и губернский суд), горожан (городской и губернский магистрат) и государственных крестьян (нижняя расправа и верхняя расправа). Для всех этих судебных инстанций в качестве апелляционной и ревизионной инстанции создавались две палаты – уголовного и гражданского дела. Судьи назначались правительством из числа дворян. Заседатели выбирались. Сенат являлся высшим судебным учреждением страны.
В каждой губернии создавался совестный суд, куда входили председатель и по два заседателя от дворян, горожан и крестьян. Он разбирал в примирительном порядке гражданские дела и уголовные дела малолетних, умалишенных, о колдовстве.
В 1808 г. появились новые коммерческие суды, ведомственные суды – военные, горные, лесные, путей сообщения, духовные, волостные, крестьянские. В столице действовали надворные суды по делам сословий. Упразднялся верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа.
Судами руководило образованное в 1802 г. Министерство юстиции.
Однако процессуальное право по-прежнему оставалось сложным и запутанным. Судебное заседание проходило тайно, при закрытых дверях. На суде не могли присутствовать не только посторонние лица, но и стороны, свидетели. Дела рассматривались судом на основании письменных показаний, а устные показания на суде не допускались. При отсутствии веских доказательств у суда человек оставался на всю жизнь «в подозрении». Отсутствовал институт адвокатуры.
Одна из особенностей развития права в XVIII в. - многократное увеличение законотворчества государственных структур. Разнообразились виды нормативно-правовых актов: регламенты (определяли структуру, статус органов государства), манифесты (издавались только монархом и адресовывались конкретным государственным учреждениям), указы (могли издаваться монархом и Сенатом и направлялись на решение конкретного вопроса), уставы (сборники, содержащие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности).
Законы в обязательном порядке стали печататься, рассылаться на места и обнародоваться. Судьям запрещалось самостоятельно толковать статьи. Поэтому под статьей иногда сразу же давалось ее толкование. Если ранее судебники стремились охватить все стороны правового регулирования общества, то в XVIII в. появляются акты, состоящие нередко из сотен статей, посвященные одной области юридической деятельности.
Во второй половине ХVIII в. процесс правотворчества получил свое дальнейшее развитие и совершенствование. Так, для определения основных направлений правовой реформы формируется Кодификационная комиссия из представителей всех свободных сословий России. Каждый депутат получал «наказ» от своих избирателей, какие интересы он должен отстаивать при составлении нового законодательства. Екатерина II писала свой «Большой наказ», в котором формулировались принципы государственной правовой политики и правовой системы. Затрагивая многие проблемы государственно-правовой политики, Екатерина II в «Наказе» разработала юридическую технику, ранее неизвестную России. Так, говорилось, что постоянных законов должно быть немного; указы являлись подзаконными актами, и они могли быть краткосрочными и отменяться; учреждения государства определяли порядок своей деятельности через наказы и уставы; государственные учреждения имели право обращать внимание государя на то, что тот или иной указ «вреден, темен».
В «Наказе» предусматривалась реформа судоустройства и судопроизводства. «Наказ» протестовал против норм «Уложения 1649 г.», которые предусматривали одинаковое наказание за умысел и действие. Запрещались пытки в качестве способа судебного доказа-тельства. Однако Уложенная комиссия не смогла завершить дело кодификации.
После Екатерины II продолжались попытки кодификации действующего законодательства. Однако политические разногласия в верхних кругах власти не позволяли комиссиям завершить работу. Только Николай I, человек сугубо военный, четко определивший принципы составления Свода законов, сумел довести дело до логического завершения. Его принципы кодификации состояли в следующем:
1. Статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагались полностью, без изменений.
2. Статьи, основанные на нескольких указах, излагались словами главного указа, с дополнениями и пояснениями из других указов.
3. Под каждой статьей обязательно делались ссылки на указы, в нее вошедшие.
4. Сокращались многословные тексты законов.
5. Из противоречащих друг другу законов выбирались лучшие или более поздние.
Свод законов Российской империи – систематизированная инкорпорация действовавших законов, составленная на основе «Полного собрания законов Российской империи».
Свод законов состоял из 8 разделов, и впервые сфера гражданского права была выделена в особую отрасль права.
Параллельно с работой над Сводом законов проходила работа по подготовке хронологического собрания законов, издававшихся в России с 1649 г.
В 1832 г. выходят 15 томов Свода (40 тысяч статей) и 45 томов Полного собрания законов (31 тысяча законодательных актов). (Это было первое «Полное собрание законов Российской империи» с 1649 по 1825 гг., а всего до 1917 г. их будет издано 3.) Так, работа, начатая еще при Екатерине II, получила свое завершение.
К середине XIX в. впервые сложились основные отрасли права: государственная, гражданская, административная, уголовная, процессуальная.
Сфера уголовного права начала XVIII в. нашла свое отражение в «Воинских Артикулах» Петра I. Юридическая техника данного Кодекса достаточно высока. Здесь законодатель впервые стремился использовать наиболее емкие и абстрактные формулировки. Практически полностью отошли от традиционной для русского права казуальной системы. Чтобы отдельная норма могла вобрать в себя максимально большое количество случаев, она дополнялась особым толкованием. Под преступлением понималось не только нарушение законов и царской воли, но и деяние, не предусмотренное законом, но принесшее вред государству. Преступления делились на умышленные, неосторожные и случайные. Но по-прежнему главное – не мотив, а конечный результат. Вместе с преступником несли ответственность и родственники. Персональная ответственность будет установлена только в 1782 г.
Определялись смягчающие и отягчающие обстоятельства совершения преступления, понятие крайней необходимости и необходимой обороны. Преступление делилось на три стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. Наиболее опасными считались групповые преступления. Но институт соучастия в преступлении еще не был достаточно четко разработан - роли участников преступлений не дифференцировались. Недоносительство часто рассматривалось как самостоятельное преступление. В законе присутствовал фактор повторности. В XVIII в. впервые в законодательстве вместо термина «воровство» появился термин «преступление».
«Воинские Артикулы» определили 8 видов преступлений. Причем идеологические преступления (против религии) и государственные стояли на первом месте. Преобладающее место здесь занимали должностные преступления.
Основными целями наказаний являлись устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества. Для наказаний по «Воинским Артикулам» являлось характерным неопределенность формулировок, отсутствие индивидуализации и формального равенства перед законом разных сословий, жестокость наказаний. Всего предусматривалось 8 видов наказаний. Впервые вводились такие наказания, как каторжные работы в виде ссылки на работу, расширялось тюремное наказание. Изувечивающие наказания применялись очень редко, их заменяли болезненные. Законодательство времен Петра I вводило самые жестокие наказания в уголовном праве. Смертная казнь предусматривалась более чем в 100 случаях. (В «Соборном уложении 1649 г.» – только 35.) Специально разрабатывались и усложнялись болезненные наказания. (Вводятся, например, впервые шпицрутены – длинные гибкие прутья толщиной 2-3 сантиметра, плети – кошки – четыреххвостные плети с узелками на концах.)
Свод законов 1835 г. впервые в уголовном праве выделил «Общую» и «Особенную» части. В «Общей части» формулировались общетеоретические положения, – давалось определение преступления, действие закона в пространстве и времени, виды преступлений и виды наказаний и т.д. В «Особенной части» формулировались конкретные виды преступлений и наказание за их совершение. Однако по-прежнему здесь имелось много недостатков и противоречий.
Принципиальные изменения в сферу уголовного права вводились новым Уголовным кодексом 1846 г. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», состоящий из 2224 статей.
Здесь законодатель впервые подробно перечислял состояния невменяемости. Четко подразделялась субъективная сторона преступления (умысел, неосторожность, соучастники) и соучастники преступлений (сообщники, подговорщики, подстрекатели, пособники, попустители, укрыватели). Уголовная ответственность наступала с 7 лет. Незнание закона не освобождало от ответственности.
Система преступлений включала 12 разделов (против веры, государственные преступления, против порядка управления, должностные преступления, имущественные преступления, против благочиния, законы о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семей, собственности).
Система наказаний делилась на 11 родов, подразделявшихся на 35 ступеней – от смертной казни до внушения. Подразделялись уголовные и исправительные наказания. Наказания были главные, дополнительные и заменяющие. Они считались общими. Их дополняли особенные наказания (исключение со службы, понижение в должности...) и исключительные (лишение права христианского погребения...).
В начале ХVIII в. резко возрастали роль и значение розыскного процесса. Ведущая роль в процессе отводилась суду. Не допускалось судебное представительство. Сам процесс делился на три части. Начинался процесс с оповещения о явке в суд челобитчика и ответчика. Их претензии и объяснения делались в письменной форме. Вторая часть процесса начиналась с анализа доказательств. Доказательств было 4 вида: 1) собственное признание (считалось самым важным и правдивым, в связи с чем в судах широкое распространение получила пытка; пытать могли даже свидетелей); 2) свидетельские показания (выигрывал тот, кто «лучших и более свидетелей доставит», в связи с чем определялся статус свидетелей); 3) письменные документы (они также имели разную доказательную силу); 4) присяга.
После исследования доказательств наступала третья часть процесса – вынесение приговора и его исполнение.
Таким образом, в судебном процессе резко возрастала роль суда, а участники процесса являлись бесправными сторонами, объектами деятельности суда. Резко сократилась сфера устности суда. Если в уголовном праве розыскной процесс и играл положительную роль, то в гражданском праве он породил волокиту, злоупотребления, громоздкость…. Поэтому в 1723 г. для гражданских дел вновь вводилась состязательная форма процесса, устность судоговорения, определялись сроки рассмотрения дел, расширялось судебное представительство и т.д.
При Екатерине II была предпринята попытка отделить предварительное следствие от судебного разбирательства дел. В частности, предварительное расследование некоторых дел стало вестись управами благочиния и нижними земскими судами. В апелляционных судах вводилось раздельное разбирательство уголовных и гражданских дел.
В первой половине ХIХ в. судебный процесс получил свое дальнейшее развитие. Так, с 1801 г. при расследовании дел запрещались пытки. Свод законов уделил уголовному процессу свыше 800 статей. Решающая роль в расследовании дела отводилась полиции. Она проводила следствие и исполняла приговор. Прокуроры и стряпчие осуществляли надзор за следствием.
После окончания следствия дело направлялось в суд. Судебного следствия не было. На суде «докладывалось» дело и принималось решение. Даже подсудимый мог не вызываться в суд, а если вызывался, то для выяснения вопроса – применялись ли к нему недозволенные приемы? Так, подсудимый являлся не субъектом, а объектом процесса.
Сохранялась система формальных доказательств. Их деление на совершенные (собственное признание, письменные доказательства, заключение экспертизы) и несовершенные (внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелем, улики, повальный обыск). При недостаточном количестве доказательств суд не выносил обвинительного или оправдательного приговора, а оставлял подсудимого «в подозрении».
В связи с развитием промышленности, формированием и расширением новой социальной базы государственной власти стремительно развивалась сфера гражданского права. Идет процесс регулирования и совершенствования права залога, обязательственного права, договорных обязательств.
Формируется новое право – полицейское. «Устав благочиния» 1782г., фактически положивший начало полицейскому праву, регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицейскими деяний.
«Устав благочиния» состоял из 14 глав, 274 статей. По «Уставу» во всех городах создавались единые административно-полицейские учреждения – управы благочиния, города делились на части и кварталы. Здесь же полицейским чинам давались нравоучительные наставления в духе христианских моральных ценностей, устанавливались требования к их человеческим и профессиональным качествам.