Оглавление
Введение. 4
ГЛАВА I
Государство и право периода раннефеодальной монархии. 8
ГЛАВА II
Государство и право периода сословно-представительной монархии. 22
ГЛАВА III
Государство и право периода становления и упрочения
абсолютной монархии. 40
ГЛАВА IV
Государство и право периода перехода к конституционной монархии. 61
ГЛАВА V
Становление советского государства и права (1917-1921 гг.) 79
ГЛАВА VI
Советское государство и право в период многоукладной
экономики(1921-1928 гг.) 93
ГЛАВА VII
Государственный механизм и право в период расцвета советской модели социализма (1928-1964 гг.) 106
ГЛАВА VIII
Государство и право в период стагнации экономики и разрушения советской модели социализма (1965-1993 гг.) 130
ГЛАВА IХ
Основные тенденции развития государства и права РФ в современных условиях 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 154
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ. 155
ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА». 171
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. 174
КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ.. 188
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 191
ПРИЛОЖЕНИЕ. 193
Введение
История отечественного государства и права изучает эволюцию государственных структур и права, образование и становление различных отраслей права. Дисциплина одновременно историческая и юридическая. Историческая, т.к. мы изучаем историю государственного устройства и правовых документов. Но одновременно это и юридическая дисциплина, т.к. мы изучаем не вообще историю (войны, восстания, внешнюю политику и пр.), а только государственно-правовые институты.
Изучение отечественного государства и права проходит во временных и территориальных границах. Временные пределы означают изучение государственных и правовых институтов с момента их возникновения и до сегодняшних дней. Подобный подход позволяет увидеть последовательность становления и развития основных государственных институтов, отраслей права, их преемственность и взаимосвязь. Пространственные пределы означают изучение истории государства и права на определенных территориях – границы нашего Отечества постоянно изменялись (Древнерусское государство, Московское государство, государство в период абсолютной монархии, советское государство, современная Российская Федерация).
|
История государства и права является азбукой юриспруденции, ее начальной школой. Она знакомит будущих юристов с исходными понятиями, категорийным аппаратом, составляя тем самым фундамент юридических познаний. Также, как нельзя стать Эйнштейном, не изучив таблицу умножения, или Толстым, не освоив 33 буквы алфавита, так и нельзя стать юристом, не освоив дисциплину «История государства и права».
Десятивековую отечественную государственность можно условно разделить на несколько периодов. Первый период можно обозначить как Древнерусское государство. Его можно разделить на два подпериода – Древняя Русь (IХ-ХII вв.), период становления государственности и формирования государственных структур и права и удельный период Руси (ХII-ХIV вв.). Древняя Русь изначально не была единым централизованным государством, потому что не были выработаны механизмы передачи Киевского престола, а его единство базировалось не на праве как таковом, а на семейном праве. Отец, владелец престола в Киеве, раздавал в удельное владение земли своим сыновьям. Как только он умирал, начиналась очередная борьба за Киевский трон.
|
Второй период – период отечественного государства во времена классического феодализма. Здесь также можно выделить два подпериода. Первый – Русское (Московское) государство XIV-ХVII вв. Это время становления единого централизованного государства, общегосударственных институтов и права, механизмов передачи власти. Идет окончательный процесс закрепощения всех социальных слоев общества – от высших (дворян), до низших (крестьян). Второй – Российская империя в период абсолютизма (ХVIII-середина ХIХ вв.). Это годы стремительного роста и упрочения российского государства. Россия прочно вошла в число ведущих европейских держав, что оказывало влияние на государственное строительство и право.
В третьем периоде также можно выделить два подпериода: Российская империя в период перехода к буржуазной монархии (середина ХIХ-начало ХХ вв.) и Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.). В это время Россия становится на путь постепенного преобразования абсолютной монархии в конституционную. Вырабатываются буржуазные принципы и механизмы управления государством.
Четвертый период – советский период государства и права (1917-1993 гг.). Здесь можно выделить четыре подпериода. Первый – период социалистической революции и создания основ советского государства и права. Это время развязывания большевиками гражданской войны, выработки Конституции (1918 г.), имеющей ярко выраженный классовый характер, начало строительства советской модели социализма. Второй период НЭПа – Новой экономической политики (1921-1928 гг.): 1) временное отступление большевиков от первой концепции социализма, т.к. практически все население страны воспротивилось данной модели социализма; 2) был образован Союз ССР (1922 г.); 3) принята первая Конституция СССР (1924 г.); 4) проведена первая кодификация советского права. Период государственно-партийного социализма охватывает время 30-70-х годов XX века. Это годы формирования тоталитарного государства, где вся жизнь, как отдельного индивидуума, так и в целом государства определялась соответствующими коммунистическими партийными комитетами. В этом подпериоде принимаются две Конституции СССР (1936 и 1977гг.), проходит второй этап кодификации советского права. Четвертый подпериод – время стагнации и кризиса советской модели социализма (середина 70-х годов XX века – 1993 г.). Достигнув высоких показателей в количестве, советское общество стало стремительно отставать в качественных показателях. Всеобъемлющее обобществление показало несостоятельность. В этот период происходит крушение и распад некогда могучего государства – СССР (1991 г.).
|
Пятый период – период становления Российского государства и права (1993 – н.в.). Отсчет нового государства можно начинать с принятия в ХХ в. пятой Конституции – Конституции РФ, закрепившей и определившей классические буржуазные институты и право.
История отечественного государства и права – сравнительно молодая дисциплина. Наиболее четко она проявилась в XVIII в., когда возникла так называемая норманнская теория. Ее суть заключается в том, что немецкие ученые (Байер, Шлецер, Миллер), основываясь на «Повести временных лет», пытались доказать, что русичи не в состоянии были самостоятельно создать собственные государственность и право. И призвали на помощь варяжских князей – Рюриковичей.
Против подобной теории создания государства решительно выступили М.В.Ломоносов и С.Е.Десницкий (первый русский профессор юрфака МГУ). Они доказывали, что в основе исторического процесса, развития права лежит экономическая деятельность людей. В этом же веке историк В.Н.Татищев исследовал «Русскую Правду» и «Судебник 1550 г.», процессы развития самодержавия в Российском государстве.
В первой половине ХIХ в. историко-правовая наука становится самостоятельной отраслью знаний. Благодаря археологическим поискам П.М.Строева и К.Ф.Каляйдовича, был обнаружен Судебник 1497 г. Значительный вклад в систематизацию права внесла деятельность М.М.Сперанского. Под его непосредственным руководством впервые выходят Полное собрание законов и Российский свод законов. Н.М.Карамзин создает всеобъемлющий труд «История государства Российского».
В середине и второй половине ХIХ в. начинают складываться научные школы в области истории государства и права. Здесь наибольшей известностью пользуются три направления: школа официальной народности (М.П. Погодин, С.М.Соловьев). Они разрабатывали концепцию единения царя с народом и необходимости для России царской власти. Свои взгляды они отразили в лозунге «Самодержавие. Православие. Народность».
В славянофильском направлении (И.Д.Беляев) основной смысл сводился к тому, что Россия до ПетраI развивалась собственным путем. А реформы ПетраI трансплантировали в тело российской государственности чужеродные элементы, откуда и пошли все наши беды.
Государственная школа (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, В.Н.Сергеевич) имела наибольшее влияние в то время. Они разрабатывали концепцию о ведущей роли в историческом процессе государственных институтов, что все социальные преобразования шли сверху, по желанию государственных структур. Поэтому и все социальные слои общества подчинялись и служили государству.
В начале ХХ в. разрабатывается новая концепция – теория евразийства. Она зародилась в среде белоэмигрантских ученых – Г.Вернадского, Г.Флоровского, Н.Алексеева. Они доказывали, что Россия не похожа ни на европейские, ни на азиатские государства. Здесь сформировался особый социокультурный мир, со свойственным только ему чертами государства и права. Поэтому чужеродный опыт для России неприемлем.
Марксистская историография также внесла значительный вклад в исследовании государственных институтов и права (Л.В.Черепнин, Б.Д.Греков, Б.А.Рыбаков, П.А.Зайончковский). Сегодня мы можем не соглашаться с их теоретическими выводами и обобщениями, но введение в научный оборот огромного количества документальных источников, исследование ранее не разработанных вопросов продвинули Российскую историографию вперед.
Современная историография представлена тремя течениями:
1. И.И.Смирнов, А.М.Сахаров, А.Я.Аврех (изучают политическую историю).
2. Н.М.Дружинин, Н.П.Ерошкин, Ю.П.Титов (история государственных институтов).
3. И.Д.Мартысевич, О.А.Омельченко, В.А.Рогов (занимаются основными изменениями в сфере права).
ГЛАВА I
Государство и право периода
раннефеодальной монархии
На территории Древней Руси государство сложилось в форме раннефеодальной монархии. Эта форма правления означала, что наряду с классическими феодальными институтами власти существовали и институты власти, сохранившиеся от первобытнообщинного строя.
Следует обратить внимание на особенности возникновения государства и права Руси. В результате греко-римского влияния (принятия христианства, известные Руси их правовые акты) характерной чертой права становилась ее гуманистическая тенденция. Под влиянием норманнов (первые князья, дружины, путь «из варяг в греки») происходило формирование государственных институтов. Наличие соседской общины, патриархального рабства сдерживало резкую дифференциацию общества, рабовладельческие отношения не получили своего широкого развития. Правящий класс формировался из старой родоплеменной аристократии и разбогатевших общинников.
Изначально Древнерусское государство складывалось как полиэтническое государство. Помимо родственных восточных славян сюда вошли и некоторые другие племена – финно-угорские, балтийские, позднее – народы Поволжья и др. Славяне явились собирателями и хранителями небольших племен и народностей, а православное христианство – веротерпимой религией.
Начальным этапом в формировании государства можно считать становление «военной демократии». Для нее характерны 3 черты:
1) участие всех мужчин племенного союза в решении важнейших проблем; 2) их политическое равенство; 3) всеобщее вооружение народа.
Затем, в течение VIII-IX вв., происходит формирование территориальных, политических и военных связей и союзов. В «Повести временных лет» говорится, что до конца IX в. восточные славяне жили в состоянии «войны всех против всех». Поэтому они обратились к варягам с просьбой: «Придите правити и владети нами». В 862 г. князь Рюрик пришел княжить в Новгород, Трувор – в Изборск, Синеус – в Белозеро. В 882г. Новгородский князь Олег покорил Киев и объединил земли восточных славян в единое государство.
Так, с точки зрения этого документа, возникло государство восточных славян; она же – отправная точка норманнской теории. Но возможно ли возникновение государства по воле одного человека? Рюрик с братьями принесли с собой не государственное, а семейное право, родовое удельное начало, которое должно было скорее раздробить, чем сплотить славянский народ. Уже Святослав выделяет своим сыновьям владения, а после его смерти немедленно разыгрывается первая усобица. Между отцом и сыновьями существовало семейное право, но между его братьями – нет. С гибелью отца разрывались все политические связи между сыновьями, следствием чего являлся и распад молодого государства. Общество князей-родственников очень скоро превращается в общество самостоятельных правителей. Слово «брат» получает другой смысл: «Брат – тот, с кем можно жить в союзе».
Таким образом, за Х-ХI вв. не выработалась устойчивая система объединения русских земель, основанная на каком-либо государственно-правовом или династическом принципе. Киевщина оказалась не в состоянии создать единое государство и преодолеть внутреннюю разрозненность земель-волостей. Княжеская власть не смогла стать исторической силой, которая создавала бы единое русское государство.
Необходимо отметить, что в формировании и укреплении государственности значительную роль сыграло христианство. Церковь становилась собирательницей разрозненных русских княжеств, способствовала укреплению Московского князя и становлению монархической власти. Она несла культуру и грамоту, государственную структуру и законы византийского царства.
Механизм древнерусского государства состоял в следующем. На вершине власти находился князь и Княжеский совет. Князь состоял в договорных отношениях с дружиной. Военно-дипломатические функции князя еще не были четко разделены. Большую роль играла функция регулирования социально-политической деятельности, направленная на достижение социальной стабильности. Князья стремились гасить конфликты не только военной силой, но и мирными средствами. С этой целью широко практиковалась раздача денежных средств нуждающимся, бесплатные «столы», помощь сиротам и вдовам, организация общественных работ. Принимались законы, пресекающие злоупотребление (упорядочение сбора налогов, четкое определение старых племенных границ и т.д.). Постепенно возрастало значение судебной функции князя.
В своей деятельности князь опирался на княжеский совет, куда входили наиболее знатные и приближенные к князю феодалы. Но у него не было устойчивых форм работы. В будущем опыт его комплектования и функционирования будет использован в работе Боярской думы.
Феодальные съезды – Снемы – созывались для выработки совместных решений и ведали вопросами:
n войны и мира;
n раздела земли, захваченной добычи …;
n решения вассальных проблем.
На съездах феодалов согласовывали политику, обсуждали текущее законодательство, отменяли кровную месть и т.д. Первый съезд был созван после смерти Ярослава Мудрого в 1054г. Съезд в Любече в 1097г. фактически узаконил политическую раздробленность страны, определив, что каждый князь «держит отчину свою». Последний общерусский съезд феодалов состоялся накануне битвы с монголо-татарами на реке Калке (1223г.).
Снемы не способствовали укреплению государственности. Как аристократические органы власти они появились в результате усиления власти местных феодалов и не являлись цементирующим началом в централизации государственной власти.
Необходимо подчеркнуть, что в борьбе за киевский престол участвовали сыновья умершего Великого князя. Местные князья вели междоусобицу за огромные массивы земель, а к центральной власти были равнодушными. Исключение составляет, пожалуй, только период «смутного времени» конца ХVI-начала ХVII вв.
Следующие 2 органа управления сохранились от догосударственной Руси. Так, вече – народное собрание – выросло из традиций племенных сходов. По мере его функционирования появлялись элементы организованности и организации (заранее вырабатывалась повестка дня, подбирались должностные лица для выполнения принимаемых решений и др.). Основными функциями вече являлись:
n вопросы налогообложения;
n вопросы обороны и организации военных походов;
n избрание князя (для Новгородской и Псковской республик).
Функции Верви (соседской общины) заключались в следующем:
n в земельных переделах;
n в полицейском надзоре и решении судебных вопросов, исполнении наказаний;
n в налогово-финансовых вопросах.
Судебных органов как специально созданных государственных институтов власти не существовало. Суд не был отделен от административных органов. Осуществляли правосудие практически все структуры власти и управления, как центральные, так и местные. С развитием государства возрастала роль боярского суда над зависимым населением. Постоянно возрастало значение церковной юрисдикции. Помимо суда над зависимым населением церковных земель, церковь начинала вторгаться и в светскую жизнь в целом, осуществлять правосудие по целым будущим отраслям права – преступление против нравственности, семьи, религии …
В качестве вывода необходимо отметить, что основными характеристиками русского государства являлись совместная власть княжеского рода над всей русской землей и право каждого родича на временное владение известной частью земли.
На формирование правовой культуры русского населения огромное влияние оказала община. Древнерусская мифология сосредоточила свое внимание на природных явлениях, аграрном секторе, борьбе с врагами, в то время как мифология других народов - на праве, справедливости, суде.
Древнерусский человек не выделял, не воспринимал и не осознавал четко своего социального бытия, его нормативности, упорядоченности. Он во многом был погружен в природу, кровнородственные связи и зависимости.
В то же время в греческой мифологии есть Фемида – богиня Правосудия, Эвномия и Дике – богини Благозакония и Справедливости. У римлян – Юстиция – богиня Правосудия, Права, Эквитас – богиня Справедливости и т.д.
В русской мифологии этого нет. А «правда и кривда» чаще изображались и воспевались как «Доля» – что-то непостижимое и предопределенное.
Коллективная форма собственности и соответствующие ей формы социальной организации препятствовали индивидуализации. Защищались лишь общинные интересы. Формировался менталитет важности не писаного закона, а мнения вышестоящего руководства. «Вот приедет барин, – барин нас рассудит». «Закон, что дышло, куда повернул – туда и вышло».
При характеристике права того или иного периода необходимо обращать внимание на его источники. Древнейшими источниками права изучаемого периода являлись обычаи, княжеская судебная практика, договоры Руси с Византией, церковные уставы (как правило, содержали нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи), нормативно-правовые акты князей.
В обобщенном виде право содержится в «Русской Правде». До нас «Русская Правда» дошла в более чем ста списках, которые классифицируются по составу и времени происхождение на три редакции: «Краткая Правда» (1054г.), «Пространная Правда» (1113г.), «Сокращенная Правда» (середина XVв.) Первый текст «Русской Правды» обнаружен и подготовлен к печати В.Н. Татищевым в 1738 г.
Из «Русской Правды» видно, что господствующий класс феодалов формировался постепенно. Они осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Их правовой статус в Х-ХI вв. еще не был четко прописан. Утверждения о том, что «Русская Правда» выражала интересы класса феодалов, не совсем корректны. Двойная вира (штраф) за посягательство на их жизнь защищала не только и не столько их господствующее положение в общества, сколько честь и достоинство государственных служащих.
Необходимо также отметить, что классическое феодальное общество строго стратифицировано, т.е. делилось на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом. С этой точки зрения они были неравны. Но это не значит, что их преимущества друг перед другом были очень велики. Все относительно. Например, конкретный феодал, несмотря на все свои феодальные выгоды, мог потерять жизнь проще и чаще, чем бедное сословие крестьян, т.к. они составляли боевую силу княжеских дружин. Монашество, имея колоссальные богатства, проживало в таком аскетизме и самоограничениях, что с материальной стороны вряд ли могли вызывать зависть других сословий.
Основу экономического могущества древнерусских феодалов составляла земля. Дань (полюдье) постепенно превращалась в феодальную ренту (часть продукта прибавочного труда, которую получал собственник земли). Начинается процесс формирования владения землей, именуемое вотчиной – постоянное владение, которое передавалось по наследству. Право феодала на землю выражалось в том, что они получали с крестьян феодальные подати. Постепенно зависимость крестьян от феодалов приобретала более четкие контуры и стала выражаться формулой «так заведено, так положено».
Вся масса населения разделялась на свободных и зависимых, определялись промежуточные и переходные категории.
Юридически и экономически независимыми группами людей являлись посадские люди и смерды-общинники. Смерды – это не попавшие в личную зависимость крестьяне-общинники. Посадские люди – ремесленники и торговцы городов.
При характеристике их социального статуса необходимо подчеркнуть, что свободный смерд обладал определенными преимуществами перед зависимым населением. На него распространялась государственная юрисдикция и княжеский суд. За проступки и преступления он нес личную и имущественную ответственность, в судебном процессе являлся полноправным участником и т.д.
Более сложной юридической фигурой является закуп. Впервые о нем упоминает «Пространная Правда». Закуп – это человек, работающий в хозяйстве феодала за купу (заем земли, зерна, скота, денег....). Этот долг следовало отработать. Объем отработки, процентные ставки определялись самим кредитором. Первоначально государство не регулировало взаимоотношения кредиторов и должников, вследствие чего постоянно вспыхивали восстания должников. Поэтому в 1113 г. Владимир Мономах установил предельные размеры процентов за долг. Так, годовой заем давался под 20%. Долгосрочные займы могли доходить до 50%. Но если кредитор получал 150% от первоначально полученной суммы в течение 3-4 лет, то договор считался исполненным. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещал господину беспричинно наказывать его. Но за попытку уйти от господина, не расплатившись полностью, закуп превращался в полного холопа.
Холоп – наиболее бесправный субъект права. Холоп чаще всего рассматривался как объект права. Все, чем он обладал, являлось собственностью господина. За его убийство налагался штраф, как за порчу чужого имущества, либо господину передавался другой холоп. В судебном процессе он не мог выступать в качестве полноправной стороны. Его свидетельские показания не принимались во внимание (облегчение участи холопов протекало под влиянием церкви).
Источники холопства определялись статьями 55,56,64,110 «Пространной Правды» – самопродажа в рабство, рождение от раба, женитьба на рабе, совершение тяжкого уголовного преступления, злостное банкротство; беглый закуп обращался в раба.
Городское население состояло из ремесленников, торговцев, администрации феодала. Но правовой статус горожан недостаточно ясен из-за отсутствия источников. Особую роль здесь играло купечество.
Немногочисленный слой общества состоял из изгоев. Изгой – это человек, лишившийся своего социального статуса. Это мог быть и князь, и смерд.
При общей характеристике «Русской Правды» необходимо отметить некоторые ее характерные черты. Так, здесь отсутствует понятие юридического лица. Все субъекты являлись физическими лицами. Нет понятия «преступление против государства». Отсутствуют абстрактные понятия – «собственность», «владение», «преступление» и т.д. Сборник строился на казуальной системе. Казус – это случай. Законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации и случаи и зафиксировать их в кодексе. Кровная месть ограничивалась кругом мстителей или вообще заменялась денежным штрафом. Круговая порука сохранялась как полицейская мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление.
В «Русской Правде» определялся порядок защиты частной собственности (движимой и недвижимой), регламентировался порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам. В качестве объектов права движимой собственности могли выступать животные и одежда, сельхозинвентарь и оружие...
Сложнее обстояло дело с недвижимостью – земельной собственностью. Нет четких разграничений феодальной земельной собственности, общинной, частной.
Субъектами права могли быть лица не рабского происхождения. Собственник имел право на возврат имущества из чужого незаконного владения на основе строго установленной процедуры – свидетельских показаний, разбирательства перед «Сводом» в 12 человек. Защита собственности не носила ярко выраженного сословного характера.
Важное место в «Русской Правде» отводилось обязательственному праву. Обязательство – это правоотношения, взаимоотношения двух или нескольких лиц, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего.
Договорные обязательства возникают при становлении частной собственности. Заключать договоры могли лица, отвечавшие определенным требованиям – возрасту, правоспособности, свободе.
Ответственность за нарушения договоров двоякая – личная и имущественная. В «Русской Правде» доминировала имущественная ответственность.
В Древней Руси наибольшее распространение получили договоры купли-продажи, займа, поклажи, найма.
В наследственном праве различалось наследование по закону и завещанию. Сыновья имели преимущественное право на получение наследства. Незамужние дочери смерда (при отсутствии сыновей) получали часть наследства, а остальное имущество (после смерти отца) переходило князьям. Но имущество бояр и дружинников переходило полностью по наследству (при отсутствии сыновей) к дочерям.
«Русская Правда» определяла преступление не как нарушение закона, а как «обиду», т.е. причинение морального и материального ущерба лицу или группе лиц. Вопросам уголовного права и процесса посвящено максимальное количество статей.
Устанавливались смягчающие и отягчающие обстоятельства совершения преступления. Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не существовало. Соучастники преступления несли одинаковую ответственность. В «Русской Правде» встречаются следующие виды преступлений: убийство, разбой, преступления против личности, имущественные преступления, преступления против церкви и морали.
Высшей мерой наказания было поток и разграбление. Оно включало в себя конфискацию имущества и выдачу преступника вместе с семьей в рабство. Она применялась за разбой (ограбление, сопровождаемое насилием), поджог, конокрадство, кражу из закрытых помещений.
Вира – штраф, назначаемый за убийство. Особый вид виры – дикая или повальная вира. Она налагалась на всю общину, если она не выдавала своего подозреваемого члена в убийстве или не могла «отвести от себя след», т.е. подозрения. За убийство старшего должностного лица при князе предусматривалась двойная вира – 80 гривен, за убийство простого человека – 40 гривен (вира), а свободной женщины – полувирье – 20 гривен.
Ведущими и основными видами наказаний являлись штрафы. В качестве наказания выступала кровная месть, которая постепенно ограничивалась законодателем. Членовредительские кары применялись очень редко. В темницу заключали на срок от нескольких дней до нескольких месяцев.
При характеристике судебного процесса следует обратить внимание на его состязательность. Различий между гражданским и уголовным процессами не было. Собственно суд состоял из трех основных этапов – заклич,свод, гонение следа. Заклич – это публичное объявление о пропаже вещи. Свод – поиски надлежащего ответчика, очная ставка. Гонение следа – розыск преступника по следам. Система доказательств состояла из свидетельских показаний, вещественных доказательств, ордалий – испытаний огнем, водой, железом и присяги (применялась, когда не было других доказательств).
Ответчик имел почти аналогичные с истцом права. Он также искал и представлял доказательства в свою пользу. Судопроизводство велось открыто и устно. Законодатель различал две категории свидетелей – видаки и послухи. Первая категория – это свидетели в современном понятии этого слова – очевидцы совершения преступления. Послухи – это лица, что-то слышавшие о факте преступления, имевшие сведения из вторых рук. Иногда они просто давали характеристику истцу и ответчику.
Особый государственный строй и право сложились на северо-западе Руси. Становление республиканского строя в Новгороде и Пскове связано с двумя причинами. Земли Новгорода и Пскова не стали наследственными владениями Рюриковичей, а частая смена князей препятствовала становлению княжеского землевладения, системы вассалитета.