(семинар)
Значение темы: Изучение пародонтита важно в связи с его высокой распространенностью и необходимостью своевременной диагностики и комплексного лечения для профилактики необратимых изменений в пародонте, приводящих к потере зубов.
Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений студент должен:
- знать этиологию, патогенез, классификацию, клинику, принципы комплексной терапии больного с пародонтитом, лечение и профилактику пародонтита в зависимости от степени тяжести процесса;
- уметь диагностировать, проводить дифференциальную диагностику, составлять план комплексного лечения пародонтита в зависимости от степени тяжести и стадии течения, выписывать рецепты препаратов для лечения пародонтита;
- иметь навыки обследования пациента, местного и общего лечения пародонтита в зависимости от степени тяжести и стадии течения;
- иметь представление о современных методах лечения пародонтита различной степени тяжести; механизме действия препаратов для общего и местного лечения пародонтита.
План изучения темы:
Этапы занятия | Оснащение, оборудование и учебные пособия | Время /мин./ |
1. Учет посещаемости. Ознакомление с темой, целью, планом занятия | Журнал преподавателя, методическое пособие | |
2. Входной контроль знаний | Контрольные вопросы, методическое пособие | |
3. Самостоятельная работа студента: УИРС | Ноутбук, мультимедийный проектор | |
4. Итоговый контроль знаний | Контрольные вопросы, методическое пособие | |
5. Задание на дом | Учебный план, методическое пособие |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия:
1. Анатомо-физиологические особенности пародонта.
|
2. Основные методы обследования пациентов с заболеваниями пародонта. Индексная оценка состояния тканей пародонта.
3. Дополнительные методы обследования в пародонтологии.
Задания для самостоятельной подготовки студента
Контрольные вопросы входного контроля:
1. Определение и классификация пародонтита (СтАР, 2001 г., МКБ-10).
2. Патогенез пародонтита. Роль зубной бляшки в развитии пародонтита.
3. Механизмы воспалительной резорбции костной ткани альвеолы.
4. Обострение хронического пародонтита. Клиника, диагностика.
5. Дифференциальная диагностика пародонтита.
6. Консервативное лечение: цель, содержание, этапы, методы выбора.
7. Хирургическое лечение: неотложные, резективные, репаративные, муко-гингивальные, регенеративные методы.
8. Ортопедическое лечение: цель, методы.
9. План комплексного лечения пародонтита средней степени тяжести.
10. Особенности терапии пародонтита в стадии ремиссии и обострения.
Контрольные вопросы итогового контроля:
1. Причины возникновения пародонтита. Значение местных и общих факторов в развитии патологии.
2. Механизм образования пародонтального кармана.
3. Клинико-рентгенологическая характеристика пародонтита легкой, средней и тяжелой степеней (критерии, определяющие тяжесть пародонтита).
4. Пародонтит в стадии ремиссии. Агрессивные формы пародонтита.
5. Понятие и содержание комплексной терапии больного с пародонтитом (этиологическое, патогенетическое, симптоматическое).
6. Обоснование выбора фармацевтических препаратов при проведении местной и общей медикаментозной терапии.
|
7. План комплексного лечения пародонтита легкой степени тяжести.
8. План комплексного лечения пародонтита тяжелой степени тяжести.
9. Прогноз заболевания.
10. Медикаментозная обработка пародонтального кармана.
Подготовить УИРС по теме:
Современные методы и препараты комплексного лечения больных с пародонтитом.
Список литературы по теме занятия
Основная литература:
1. Терапевтическая стоматология. Часть 2. – Болезни пародонта / под ред. Г.М. Барера. – М.: ГЭОТАР-Медиа, гриф УМО, 2008.
2. Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология: учеб.пособие / Цепов Л.М. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МЕД-пресс-информ, гриф УМО, 2007.
3. Базикян Э.А. Стоматологический инструментарий: цветной атлас. – М.: ГЭОТАР-Медиа, гриф УМО, 2007.
4. Максимовский Ю.М. Основы профилактики стоматологических заболеваний: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 040400 – стоматология / О.В.Сагина. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, гриф УМО, 2005.
5. Трезубов В.Н. Справочник врача-стоматолога по лекарственным препаратам: учебное пособие / И.В. Марусов, Л.М.Мишнев, А.М. Соловьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Фолиант, гриф УМО, 2005.
6. Лангле, Роберт П., Миллер, Крэйг С. Атлас заболеваний полости рта: атлас: пер. с англ. / под ред. Л.А. Дмитриевой. – 3-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, гриф УМО, 2008.
7. Лукиных Л.М., Жулев Е.Н., Чупрунова И.Н. Болезни пародонта. – Н. Новгород: Изд-во НГМА, гриф УМО, 2005.
Дополнительная литература:
1. Цепов Л.М., Николаев А.И. Заболевания пародонта: взгляд на проблему. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.
2. Перова М.Д. Ткани пародонта: норма, патология, пути восстановления. – М.: Триада, ЛТД, 2005.
|
3. Ласкарис, Дж.Скалли, К. Атлас по пародонтологии. Проявления местных и системных поражений / пер. с англ. А.И. Грудянова. – М.: Медицинское информационное агентство, 2005.
4. Грудянов А.И., Овчинникова В.В., Дмитриева Н.А. Антимикробная и противовоспалительная терапия в пародонтологии. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004.
5. Грудянов А.И. Методы диагностики воспалительных заболеваний пародонта: руководство для врачей. – М.: МИА, 2009.
6. Грудянов А.И. Профилактика воспалительных заболеваний пародонта / Овчинникова В.В., Дмитриева Н.А. – М.: МИА, 2007.
Тема занятия № 6: Пародонтоз. Этиология.
Патогенез. Клиника. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение
Значение темы: Знание особенностей этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, дифференциальной диагностики пародонтоза важно из-за его связи с нарушением общего состояния организма, сложностью лечения и возможностью потери зубов.
Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений студент должен:
− знать классификацию, этиологию, клинику, основные и дополнительные методы обследования больных пародонтозом;
− уметь диагностировать и проводить дифференциальную диагностику пародонтоза;
− иметь навыки определения степени тяжести пародонтоза, оценки состояния костной ткани по данным ортопантомографии;
− иметь представление о современных методах лечения пародонтоза, в частности, устранении гиперестезии, рецессии десны.
План изучения темы:
Этапы занятия | Оснащение, оборудование и учебные пособия | Время /мин./ |
1. Учет посещаемости. Ознакомление с темой, целью, планом занятия | Журнал преподавателя, методическое пособие | |
2. Входной контроль знаний | Тестовые задания, контрольные вопросы, методическое пособие | |
3. Демонстрация преподавателем практических навыков: оценка состояния тканей пародонта по ортопантомограмме; определение степени рецессии десны; местная флюоризация при гиперестезии твердых тканей зуба; вакуум – терапия; оформление направления на физиотерапевтическое лечение заболеваний пародонта | Стоматологическая установка, стоматологический инструментарий, лекарственные средства и материалы для пародонтальных повязок | |
4. Самостоятельная работа студента: оценка состояния тканей пародонта по ортопантомограмме; определение степени рецессии десны; местная флюоризация при гиперестезии твердых тканей зуба; вакуум–терапия; оформление направления на физиотерапевтическое лечение заболеваний пародонта | Стоматологическая установка, стоматологический инструментарий, лекарственные средства и материалы для пародонтальных повязок; дневник учета практических навыков | |
5. Итоговый контроль знаний | Тестовые задания, ситуационные задачи, методическое пособие | |
6. Задание на дом | Учебный план, методическое пособие |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия:
1. Классификация, этиология и патогенез заболеваний пародонта.
2. Основные и дополнительные методы обследования больных с заболеваниями пародонта.
3. Принципы реминерализующей терапии.
Основные понятия и положения темы:
Пародонтоз – дистрофический процесс, распространяющийся на все структуры пародонта. Его отличительной чертой является отсутствие воспалительных явлений в десневом крае, отсутствие пародонтальных карманов. Распространенность пародонтоза составляет 1-3% населения.