Задания для самостоятельной подготовки студента




Контрольные вопросы:

1. Гистиоцитоз Х (из клеток Лангерганса), синдромы Дауна, Папийона – Лефевра, Элерса – Данлоса: сущность заболеваний, проявления в полости рта, особенности лечения.

2. Пародонтомы (наследственный фиброматоз, эпулис) – этиология, клиника, лечение.

 

Тестовые задания входного контроля:

1. К пародонтомам относятся:

а) эпулис

б) фиброматоз

в) эозинофильная гранулема

г) болезнь Хенда – Крисчена – Шюллера

д) болезнь Леттерера – Зиве

2. К Х-гистицитозам относятся:

а) эпулис

б) фиброматоз

в) эозинофильная гранулема

г) синдром Хенда – Крисчена – Шюллера

д) синдром Леттерера – Зиве

3. Эозинофильная гранулема – это:

а) локализованная доброкачественная форма гистицитоза Х

б) генерализованная доброкачественная форма гистицитоза Х

в) локализованная злокачественнная форма гистицитоза Х

г) генерализованная злокачественная форма гистицитоза Х

4. Синдром Леттерера – Зиве – это:

а) острая диссеминированная форма гистиоцитоза Х

б) хроническая диссеминированная форма гистиоцитоза Х

в) наследственный фиброматоз десен

5. Синдром Хенда – Крисчена – Шюллера – это:

а) острая диссеминированная форма гистиоцитоза Х

б) хроническая диссеминированная форма гистиоцитоза Х

в) наследственный фиброматоз десен

Тестовые задания итогового контроля:

1. Гистиоцитоз Х – это заболевание связано:

а) с идиопатическим разрастанием фибробластов

б) с нарушением созревания Т-лимфоцитов

в) с патологической пролиферацией гистиоцитов и эозинофилов

г) с нарушением синтеза коллагена

2. Синдром Дауна – это заболевание связано:

а) с нарушением гидроксилирования лизина

б) с наличием трех хромосом в 21 паре

в) с неполной сборкой молекулы коллагена и нестабильностью ее тройной спирали

3. Синдром Элерса – Данлоса – это заболевание связано:

а) с нарушением гидроксилирования лизина

б) с наличием трех хромосом в 21 паре

в) с неполной сборкой молекулы коллагена и нестабильностью ее тройной спирали

4. Фиброма – это:

а) воспалительный процесс, сопровождающийся гиперплазией десневого края

б) полостное образование, ведущее к деструкции костной ткани

в) доброкачественная опухоль соединительнотканного происхождения

5. Эпулис – это:

а) наследственное заболевание, связанное с генерализованной деструкцией костной ткани альвеолярных отростков

б) опухолеподобный процесс, возникающий в ответ на местное раздражение или травму на фоне хронического воспаления

в) опухолеподобный процесс, связанный с появлением полостных образований и деструкций костной ткани альвеолярных отростков.

Ситуационные задачи:

1. Больной Н., 18 лет, обратился с жалобами на подвижность зубов. Объективно: десна в области резцов и моляров нижней челюсти отечна, синюшна, с пышными грануляциями. Пародонтальные карманы глубиной 3-5 мм без гнойного отделяемого. Подвижность зубов I-II степени. Рентгенологически: выраженный остеопороз костной ткани. Анализ крови: лейкоцитоз, тромбоцитоз, эозинофилия (8-14%), ускоренная СОЭ. Морфологически: при исследовании грануляционной ткани скопление ретикулоцитов и эозинофилов.

Задание: поставьте предварительный диагноз.

 

2. Больной С., 15 лет, имеет полные съемные протезы. Из анамнеза выяснено, что вскоре после прорезывания молочных зубов к 4 годам они все выпали. Постоянные зубы прорезывались с 8-и лет и через 1,5-2 года выпадали. Их выпадению предшествовали их прогрессирующая подвижность, гиперемия и отечность десен, образование пародонтальных карманов с гнойным отделяемым и частым абсцедированием. Одновременно отмечался гиперкератоз ладоней и подошв, с кровоточащими трещинами.

Задание: а) поставьте диагноз; б) план лечебных мероприятий.

Практические навыки:

1. Осмотр и характеристика пародонтологического статуса (десневого сосочка, маргинальной и прикрепленной десны).

2. Оценка состояния тканей пародонта по ортопантомограмме.

3. Оформление направления на физиотерапевтическое лечение заболеваний пародонта.

Список литературы по теме занятия

Основная литература:

1. Терапевтическая стоматология / под ред. Е. В. Боровского. – М.: Медицина, 2002. – С. 423-427.

2. Лангле, Роберт П., Миллер, Крэйг С. Атлас заболеваний полости рта: атлас: пер. с англ. / под ред. Л.А. Дмитриевой. – 3-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, гриф УМО, 2008. – С. 94-96, 98-101.

3. Лукиных Л.М., Жулев Е.Н., Чупрунова И.Н. Болезни пародонта. – Н. Новгород: Изд-во НГМА, гриф УМО,2005. – С. 122-131.

4. Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология: учеб.пособие / Цепов Л.М. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МЕД-пресс-информ, гриф УМО, 2007. – С. 823-824.

5. Трезубов В.Н. Справочник врача-стоматолога по лекарственным препаратам: учебное пособие / И.В. Марусов, Л.М.Мишнев, А.М. Соловьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Фолиант, гриф УМО, 2005. – С. 110, 148, 206, 309.


Дополнительная литература:

1. Боровский Е.В. Атлас заболеваний слизистой оболочки полости рта. – М., 2005. – С. 177-203, 204-210, 211-244.

2. Ласкарис, Дж., Скалли, К. Атлас по пародонтологии. Проявления местных и системных поражений / пер. с англ. А.И. Грудянова. – М.: Медицинское информационное агентство, 2005. – С. 117-158, 285-306.

Тема занятия № 8: Профилактика

заболеваний пародонта

 

Значение темы: Профилактика заболеваний пародонта важна в связи с их высокой распространенностью.

Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений студент должен:

− знать основные направления профилактики заболеваний пародонта;

− уметь правильно выбирать методы, средства и предметы гигиены полости рта;

− иметь навыки проведения профессиональной, обучения и коррекции индивидуальной гигиены полости рта;

− иметь представление о механизме влияния лечебно-профилактических средств на ткани пародонта.

План изучения темы:

Этапы занятия Оснащение, оборудование и учебные пособия Время /мин./
1. Учет посещаемости. Ознакомление с темой, целью, планом занятия Журнал преподавателя, методическое пособие  
2. Входной контроль знаний Тестовые задания, контрольные вопросы, методическое пособие  
3. Демонстрация преподавателем практических навыков: определение гигиенических индексов Грина – Вермильона, Федорова – Володкиной; обучение, коррекция и контроль индивидуальной гигиены полости рта; удаление зубных отложений инструментальным (ручным) способом; удаление зубных отложений ультразвуковым способом; шлифование и полирование корня зуба после удаления зубных отложений Стоматологическая установка, стоматологический инструментарий, лекарственные средства и материалы для пародонтальных повязок  
4. Самостоятельная работа студента: определение гигиенических индексов Грина –Вермильона, Федорова –Володкиной; обучение, коррекция и контроль индивидуальной гигиены полости рта; удаление зубных отложений инструментальным (ручным) способом; удаление зубных отложений ультразвуковым способом; шлифование и полирование корня зуба после удаления зубных отложений Стоматологическая установка, стоматологический инструментарий, лекарственные средства и материалы для пародонтальных повязок; дневник учета практических навыков  
5. Итоговый контроль знаний Тестовые задания, ситуационные задачи, методическое пособие  
6. Задание на дом Учебный план, методическое пособие  

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия:

1. Гигиенические индексы.

2. Методы чистки зубов. Основные и дополнительные предметы и средства гигиены.

3. Зубная бляшка. Состав. Виды. Роль в развитии заболеваний пародонта.


Основные понятия и положения темы:

Профилактика заболеваний пародонта строится с учетом индивидуальных особенностей стоматологического статуса пациента, его возраста и пола. В последние годы наблюдается значительное «омоложение» заболеваний пародонта: деструктивные явления выявляются, уже начиная с молочного прикуса. Поэтому наряду с тщательной индивидуальной гигиеной полости рта необходимо проводить у врача-стоматолога своевременное и регулярное удаление зубного налета. Система профилактики заболеваний пародонта складывается из первичной, вторичной профилактики и третичная.

I. Первичная профилактика, направленная на предупреждение заболеваний пародонта, предусматривает реализацию следующих направлений:

1. Организация санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию населения. При этом оправдано привлечение средств массовой информации, показ видеофильмов, выпуск санлистов, использование возможностей комнат гигиены. При беседах с пациентами в комнатах гигиены врач-гигиенист должен напоминать о правилах ухода за полостью рта, демонстрировать технику чистки зубов, проводить контрольную чистку с использованием индикаторных средств, рекомендовать применение комбинированных и комплексных профилактических паст, очищение межзубных промежутков и аппроксимальных поверхностей зубов интердентальными средствами гигиены.

2. Реализация программы рационального питания. Врач-стоматолог должен рекомендовать больному сбалансированное питание, которое предусматривает достаточное поступление питательных веществ, аминокислот, увеличение доли растительных нерафинированных масел, продуктов с активными метильными группами, оказывающими липотропный эффект (овощи, молочные и морские продукты), витаминов, микроэлементов, сокращение употребления сахаров до минимума.

3. В программе первичной профилактики заболеваний пародонта должны участвовать все врачи-стоматологи, особенно стоматологи-терапевты.

Задачи лечебно-профилактических мероприятий:

1) контроль за гигиеническим состоянием полости рта пациентов;

2) проведение профессиональных гигиенических мероприятий.

Профессиональная гигиена – элемент базового лечения болезней пародонта, представляет комплекс мероприятий, устраняющих и предотвращающих развитие патологии пародонта путем механического удаления с поверхности зуба над- и поддесневых зубных отложений. Отличие профессиональной гигиены от гигиены индивидуальной состоит в том, что все лечебные воздействия выполняет врач-стоматолог. Профессиональная гигиена включает в себя:

1) мотивацию пациента к лечению; 2) коррекцию индивидуальной гигиены рта; 3) удаление над- и поддесневых зубных отложений; 4) полирование поверхности зуба и проведение реминерализации; 5) контроль гигиены рта на этапах лечения.

Профессиональная гигиена полости рта должна проводиться строго индивидуально и в соответствии с медицинскими показаниями.

3) своевременное лечение воспалительных изменений в тканях пародонта;

4) своевременное выявление и лечение аномалий зубных рядов, рациональное ортопедическое лечение при наличии дефектов зубных рядов;

5) устранение факторов, способствующих развитию патологических изменений в пародонте (углубление преддверия полости рта, тяжи, короткие уздечки), с помощью хирургических методов лечения.

II. Вторичная профилактика – еецелью является воздействие на ранние проявления патологии тканей пародонта с целью предупреждения их прогрессирования. Составными компонентами вторичной профилактики являются:

1) полноценный гигиенический уход за полостью рта пациента с использованием специализированных средств гигиены (зубная паста «Пародонтакс» и др.);

2) исключение травматических факторов;

3) рациональное ортопедическое лечение, предупреждение травматической окклюзии;

4) динамическое наблюдение у стоматолога-пародонтолога;

5) регулярная санация полости рта;

6) ретгенологический контроль, повторяемый через год, позволяющий выявить характер и интенсивность деструктивных процессов в костной ткани альвеолярного отростка;

7) улучшение микроциркуляции с помощью немедикаментозных методов, физиотерапевтических процедур;

8) устранение и предупреждение стрессовых ситуаций (закаливание, здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек);

9) устранение гипоксии организма и тканей пародонта (кислородные аппликации, кислородные коктейли и др.);

10) устранение скрытой витаминной недостаточности, интенсификация трофических и нервно-трофических процессов в пародонте.

В настоящее время эксперты ВОЗ и большинство исследователей считают, что правильный уход за полостью рта у больных с заболеваниями пародонта в значительной мере содействует успеху проводимого лечения и предупреждает возникновение рецидивов.

Гигиеническими приемами, направленными на улучшение кровообращения, устранение застоя, вывод продуктов распада и тканевого метаболизма за счет активации обменных процессов, являются гидромассаж и аутомассаж, вакуумный массаж, гидрогазовакуумный массаж. Помимо перечисленных гигиенических рекомендаций для профилактики заболеваний пародонта, нередко возникает необходимость назначить специальный гигиенический режим.

После хирургического вмешательства на пародонте предусматриваются щадящие гигиенические мероприятия. Первые три дня чистка зубов исключается. Кроме обычного полоскания полости рта после еды, рекомендуются полоскания растворами хлоргексидина, отварами ромашки, шалфея. Спустя 3-4 дня после операции можно осторожно чистить зубы мягкой щеткой. По мере заживления тканей после операции мероприятия по гигиене полости рта становятся более интенсивными. Нередко после операции возникает обнажение шеек зубов и появляется гиперчувствительность твердых тканей зубов. В этих случаях показано покрытие этих поверхностей фторсодержащими препаратами, а больным рекомендуется пользоваться специальными зубными пастами и ополаскивателями для гиперчувствительных зубов (например, серия «Сенсодин»).

ІІІ. Третичная профилактика – направлена на восполнение утраченной функции. Это использование средств, необходимых для замещения отсутствующих органов и тканей, и реабилитация пациентов, насколько возможно приближающая их состояние к норме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: