Организация рекламной деятельности вуза




Реклама является одним из наиболее распространенных элементов комплекса маркетинговых коммуникаций. По определению известного американского маркетолога Ф. Котлера реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.

"Реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для определенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний".

Основными признаками рекламы являются ее платная и неличная формы. Реклама должна обязательно оплачиваться рекламодателем (коммуникатором) или спонсором. Неличная форма характеризуется отсутствием личного контакта между коммуникатором и коммуникантом, а передача сообщения от рекламодателя к получателю осуществляется через посредников, что гарантирует направленность рекламного обращения не на конкретного человека, а на определенную группу лиц – целевую аудиторию.

Цели рекламы вуза:

• представить новую образовательную программу;

• расширить знания потребителей образовательных услуг о вузе, специальностях, факультетах, условиях и сроках приема; содержании учебных программ, применяемых образовательных технологиях; ценах; дополнительных услугах и пр.;

• активизировать спрос на образовательные услуги, предоставляемые данным вузом;

• убедить абитуриентов в правильности сделанного ими выбора;

• создать благоприятное впечатление о вузе;

• побудить потребителя сделать выбор именно в пользу данного вуза;

• сформировать потребности в предлагаемых образовательных услугах;

• сформировать у предприятий и организаций образ инновационного вуза;

• оказать помощь потребителям образовательных услуг в выборе подходящей специальности;

• противоборство с вузами-конкурентами и т.д.

Реклама многофункциональна. Основными функциями являются маркетинговая, коммуникативная (информативная), образовательная, экономическая и социальная (табл. 8.3).

Таблица 8.3. Характеристика функций рекламы высших учебных заведений

Функции рекламы Характеристики
Маркетинговая Продвижение образовательных услуг и продуктов с целью достижения поставленных вузом маркетинговых целей
Коммуникативная (информативная) Передача информации о вузе и его услугах всем субъектам маркетинга образовательного учреждения (информирование о том, где находится вуз, что его выделяет среди вузов-конкурентов, каков перечень предлагаемых образовательных услуг и т.д.)
Образовательная Использование рекламы в качестве средства обучения (реклама несет потребителям знания о новых профессиях и специальностях, формах и сроках обучения и т.д.)
Экономическая Стремление к достижению экономических целей (увеличение набора и т.д.), которое возможно только при оптимизации рекламы (повышении эффективности при параллельном снижении затрат на рекламу), одновременном развитии рынка услуг и повышении их качества
Социальная Воздействие на общество, которое может нести в себе как положительные (стремление потребителей к повышению образовательного уровня), так и отрицательные черты (моделирование потребности в образовательных услугах, не имеющих реальной ценности)

Множественность целей и функций рекламы порождает разнообразие ее видов, средств распространения, вариантов ее создания и других элементов, из которых реклама складывается как система. Наиболее распространенные виды рекламы, применяемые в вузах, приведены на рис. 8.4.

В зависимости от классификационного признака выделяют следующие виды рекламы:

1) в зависимости от предмета рекламы:

• реклама образовательных услуг;

• реклама продуктов научной и творческой деятельности вуза в форме интеллектуальной собственности, изобретений, патентов, учебно-методической литературы;

• реклама сопутствующих услуг (консультационных, экспертных, инжиниринговых);

• реклама личности выдающихся ученых, преподавателей и выпускников вуза;

• имиджевая реклама.

Предметом имиджевой рекламы, как правило, являются общественный престиж и статус вуза, его связи с работодателями, контакты с международными и отечественными организациями, материально-техническое и учебное оборудование и т.д.

2) в зависимости от коммуникативной цели или характера решаемых задач:

информативная реклама;

• увещевательная реклама;

• напоминающая реклама.

Рис. 8.4. Основные виды рекламы вуза

Каждый из перечисленных видов рекламы соответствует определенному этапу жизненного цикла товара (услуги). Информативная реклама присутствует на этапе выведения услуги на рынок, увещевательная – на этапе роста, напоминающая – на этапе зрелости.

Все три вида целей присутствуют в комплексе рекламных мероприятий вузов. Это формирование первичного спроса на вновь открытые направления подготовки (информативная реклама), формирование избирательного спроса с описанием достоинств и отличительных свойств предлагаемых образовательных услуг (увещевательная), поддерживание и обновление информации о вузе (напоминающая).

3) в зависимости от основных средств распространения:

печатная реклама (проспекты, каталоги, буклеты, плакаты, календари);

• реклама в прессе (газеты, журналы, справочники, телефонные книги);

• телевизионная реклама (реклама на телевидении и в кино);

• радиореклама (радиообъявления, радиоспот, аудиорепортаж и др.);

• наружная реклама (щиты-билборды; плакаты наружной расклейки; световые экраны – неон, бегущая строка, призмавижн, световые вывески; штендеры и пр.);

• реклама на транспорте (внутри, снаружи, на вокзале, в аэропорту и т.д.);

• прямая почтовая реклама (по почте, лично вручаемая);

• сувенирная реклама (блокноты, папки, ежедневники, значки, авторучки и др.);

• реклама на месте продаж (вывески, указатели в торговом зале, упаковка, ярлыки, ценники);

• интернет-реклама.

К печатной рекламе относятся рекламные средства, объединенные по способу изготовления.

Современные виды печатной рекламы отличаются большим разнообразием и включают: плакаты, рекламные листовки, афиши, буклеты, проспекты, каталоги, прайс-листы, информационные письма и листы, коммерческие предложения, пресс- релизы, флаеры, постеры, лифлет-холдеры (табл. 8.4).

Таблица 8.4. Виды печатной рекламы, используемые вузом

Виды Характеристики
Плакаты Односторонние печатные издания. Отличаются малым количеством текста – как правило, это название фирмы, товара, реквизиты, рекламный лозунг и иногда небольшие пояснительные надписи. Плакат можно использовать для рекламы фирменных изделий, при введении на рынок новых товаров, при формировании новых потребительских навыков и др. Размеры плаката колеблются в зависимости от его содержания. Наибольший формат для изготовления плаката составляет 96 × 155 см
Листовки Одно или двухстороннее печатные издания. По своему содержанию напоминают плакат и часто отличаются от него только форматом. В листовках обычно приводится информация об особенностях товара или об удобствах обслуживания, о различных акциях, об изменении цен и пр.
Афиши Крупноразмерные рекламные издания, многоцветные и использующие большие иллюстрации
Буклеты Представляют собой специальные издания, рекламный материал, небольшой по объему, многоцветный, выполненный на хорошей бумаге с рисунками или фотографиями. Содержат рекламное описание конкретной образовательной услуги или вуза. Внешний вид – согнутый (сфальцованный) в один или несколько раз лист бумаги. Схема фальцовки может быть разной – от простых "гармошек" до сложных буклетов-плакатов (лист, одна стороны которого представляет собой плакат, а другая полосы буклета: в сложенном виде буклет, а в развернутом – подобие плаката)
Проспекты Многостраничные издания типа брошюры, листы которой скреплены. По оформлению походят на буклет, но отличается большим объемом, преобладанием цветных фото. Подходит для обстоятельного рассказа о вузе, предоставляемых им образовательных программах. Проспекты могут быть и престижными и рекламными. Выполняются только на хорошей бумаге
Каталоги Печатные издания, рекламирующие большой перечень услуг, предлагаемых данным вузом с краткими пояснениями и ценами. Имеют несколько страниц
Прайс-листы Перечень специальностей вуза и цен на них. Без иллюстраций. Обычно в один цвет и без пояснений
Пресс-релизы Материалы, предназначенные для раздачи представителям прессы, на выставках, презентациях, "днях открытых дверей" и пр.
Флаеры Красочно оформленные рекламные карточки, сообщающие о проведении какого-либо мероприятия и, как правило, дающие определенные льготы при его посещении
Постеры Представляют собой разновидность плаката. Обычно изготавливаются больших размеров, не менее 1 х0,7 м
Лифлет-холдер Оригинальная доска, снабженная большим количеством прозрачных кармашков из пластика, предназначенных для буклетов
     

Как показала практика, вузы в основном используют рекламные листовки или буклеты формата А4, многостраничные проспекты, карманные и настольные календари, носители фирменного стиля (фирменные папки, конверты и т.д.).

Реклама в прессе представляет собой совокупность периодических газетных и журнальных изданий международного, общенационального, регионального или местного характера, охватывающих как очень большие территории и массы читающего населения, так и небольшие узкопрофессиональные или узкополитические группы численностью до десятков человек.

Реклама в прессе достаточно неоднородна по своему составу и классифицируется по целому ряду признаков объявления (рекламные блоки), очерки, интервью, обзоры, специальные статьи и т.д. (рис. 8.5).

Рис. 8.5. Классификация рекламы в прессе

Основными характеристиками периодических изданий являются периодичность (с указаниями дня недели или даты выхода), тираж в тыс. экземплярах (с указанием распространения в розницу и подписки), район распространения, количество и формат листов издания, стоимость размещения рекламно- информационных материалов (стоимость одной полосы, 1 см2, одной строки с указанием листа издания).

Телевизионная реклама является наиболее массовым средством рекламы по охвату потребителей. К телевизионной рекламе относятся реклама на телевидении, в кино и на видеокассетах.

Телевидение обеспечивает максимальный охват и является лидером по стоимости в расчете на один контакт с рекламой. Телереклама максимально вовлекает зрителя в процесс за счет уникального сочетания цвета, звука, движения, голоса, драматургии и т.д. Но при всех своих преимуществах, телевизионная реклама имеет самую высокую стоимость.

Наиболее распространенные формы телерекламы, используемые высшими учебными заведениями:

• рекламные ролики (развернутые и блиц-ролики);

• телетексты и телетексты на слайдах (статичные телезаставки);

• рекламные сюжеты и репортажи (в передачах и программах);

• бегущая строка;

• рекламные и представительские фильмы;

• участие в передачах в прямом эфире.

Радиореклама также относится к массовым средствам рекламы. Основным достоинством радиорекламы является ее узкая направленность, которая позволяет очень точно выходить на различные специфические целевые группы (автомобилисты за рулем, домохозяйки, молодежь, которая в определенные часы слушает любимые передачи) при относительно низких ценах по сравнению с другими медиасредствами. Достоинством является и оперативность: достаточно короткое время уходит на подготовку рекламы к эфиру, а так как радио не дает визуального образа, у слушателя появляется возможность включить воображение.

Но радио не слушают с повышенным вниманием, поэтому недостатками являются невнимательность аудитории (информация плохо воспринимается из-за отсутствия картинки и поэтому быстро забывается) и относительная перегруженность рекламой из-за низких цен, которые позволяют часто повторять одни и те же сообщения.

В России существует около 30 крупных радиостанций, из них сетевое вещание осуществляет около 13, наиболее крупные сети ("Русское Радио" и "Европа Плюс") транслируют свои программы круглосуточно в реальном времени на всю территорию России. Наиболее популярный формат – музыкальное вещание. Размещение радиорекламы в утренний период – так называемое "водительское время" (drive time) – позволяет охватить высокодоходную часть аудитории, которая добирается в это время на работу.

Вузы используют следующие формы радиорекламы: радиообъявление, радиоспот (информационные, игровые, музыкальные и имиджевые), радиорепортаж, спонсорское участие в тематических рубриках и утренних шоу (или спонсорство конкурса).

К наружной относится реклама на улицах и площадях городов и населенных пунктов. Наружная реклама распространяется в виде плакатов, стендов, световых табло и других технических средств и размещается, как правило, вне помещений в городской среде. Наружная реклама рассчитана на пешеходов, шоферов, пассажиров, а по целям, как правило, является напоминающей.

В качестве рекламного места могут выступать поверхности зданий, сооружений, иных объектов или земельных участков, используемых для размещения наружной рекламы. Выделение места под наружную рекламу осуществляется по согласованию с муниципальными властями, которые утверждают ее определенные формы и макеты в соответствии с действующим законодательством. Оно предусматривает оформление специального паспорта на место размещения рекламы, согласование с рядом организаций – архитектурных, градостроительных, транспортных и др.

Вся наружная реклама подразделяется на: коммерческую и городскую визуальную информацию. За размещение коммерческой рекламы рекламодателем вносится плата за право размещения наружной рекламы на рекламных местах, находящихся в муниципальной собственности (т. е. арендная плата идет городу). За размещение городской визуальной информации рекламодатель арендной платы не вносит.

К средствам коммерческой рекламы относятся следующие носители рекламных сообщений, размещаемые в городской среде:

• крышные и щитовые конструкции;

• брандмауэрные панно;

• транспаранты-перетяжки через проезжую часть улиц;

• толедо (консольная реклама на опорах освещения сериями более 50 штук);

• лайтпостеры (отдельно стоящие двухсторонние световые стенды);

• пилларсы (объемные трехсторонние конструкции);

• призмавижены (движение призмы или куба вокруг своей оси);

• штендеры (временные выносные средства рекламы).

Средства городской визуальной информации имеют функциональное и информативное значение, а также используются для декоративного оформления учреждений, организаций, предприятий и объектов потребительского рынка и услуг. К этому типу относятся средства рекламы, которые устанавливаются у входа в помещения, над помещениями, находящимися в собственности или аренде хозяйствующих субъектов и содержащие информацию только по профилю данного предприятия: основные направления деятельности, название, юридический адрес, режим работы, фирменный товарный знак, логотип.

К рекламе на транспорте (на движущихся носителях) относят рекламу на бортах транспортных средств (поездов, автобусов, теплоходов); рекламу с помощью авиасредств (подъем рекламы воздушными шарами, дирижаблями, вертолетами), разбрасывание рекламных материалов с авиасредств, рекламные полеты; рекламу на вокзалах, в аэропортах и в метро.

Реклама на транспорте бывает трех видов:

• внутрисалонные рекламные планшеты в общественном транспорте;

• наружные рекламные планшеты на боковых, задней и передней частях транспорта;

• станционные плакаты на станциях общественного транспорта, в аэропортах, на вокзалах и вокруг них (например, на станциях метро).

Преимуществами транспортной рекламы является ее заметность и доступность потребителям в течение 16 или 18 ч в сутки. Недостатком является то, что транспортные носители находятся в постоянном движении, поэтому у человека есть лишь несколько секунд для того, чтобы усвоить информацию. Кроме того, данная реклама подвержена воздействию атмосферных осадков и актам вандализма, а также не всегда уместна и не всегда доступна.

Реклама на месте продаж. Процесс продажи образовательных услуг происходит, как правило, в помещениях консультационного пункта и приемной комиссии вуза. Принять решение о приобретении образовательных услуг потребителю помогают работники консультационного пункта вуза, основная задача которых – дать исчерпывающую информацию о предоставляемых вузом услугах и подвести потребителя к принятию решения о приобретении. После чего потребитель следует в помещение приемной комиссии, в котором и проходит оформление документов и заключение договоров на предоставление образовательных услуг.

Наружное оформление должно помочь потребителю быстро определить место нахождения указанных помещений. К средствам наружного оформления можно отнести баннеры на фасаде здания или крышные установки с соответствующими надписями, указатели в коридорах и таблички на дверях помещений. К средствам внутреннего оформления (POS- материалам)[1] мест продаж относятся:

• наружная полноцветная реклама для оформления внутренних помещений (печатная продукция в форме плакатов, настенные и переносные стенды и баннеры и т.д.);

• рекламно-информационные и имиджевые видеоматериалы, демонстрируемые на мониторах ПК и TV;

• информационные материалы (учебные планы специальностей и направлений подготовки), доступные для ознакомления в электронном виде на ПК.

Основная цель размещения POS-материалов в месте продаж – направить покупателя к месту выкладки товара, а в нашем случае – к месту продажи соответствующих услуг.

Применительно к образовательным услугам в качестве POS- материалов можно использовать плакаты, стикеры, настольные подставки, световые короба, флаги, напольную графику, гирлянды и мобайлы (рекламные изображения большого формата, как правило, из картона).

К POS-материалам относятся и рекламно-информационные материалы в форме листовок и буклетов, предоставляемые потребителям в консультационном пункте. Данные материалы должны подробно освещать каждую специальность и направление подготовки, так как на них ложится основная ответственность за осуществление покупательского выбора. Печатные материалы должны привлечь к услуге максимальное внимание, помочь наиболее выгодно ее представить, проинформировать о скидках и льготах. В качестве POS-материалов можно использовать рекламные фильмы и другие видеоматериалы о деятельности вуза и предлагаемых направлениях подготовки.

Прямая почтовая реклама (direct mail) – наиболее простой и доходчивый способ рекламы с минимальными затратами. Его смысл заключается в том, что по специально подобранным адресам предприятий и частных лиц рассылаются рекламные материалы в определенные периоды и в определенных количествах. Прямая почтовая реклама максимально использует человеческий фактор, обращаясь лично к человеку, а не к абстрактному "потребителю".

Эффективность прямой почтовой рекламы легко определяется по числу вернувшихся открыток или писем с запросами на дополнительную информацию. Обычно возвращается 4–8% от общего количества отправленных писем, реже – 12, а 15–18% – это большая удача.

Прежде чем организовать прямую почтовую рекламу, составляют списки адресов. Посредством direct mail рассылают проспекты, каталоги, календари, листовки, специальные журналы, приглашения, пропуска, прайс-листы и личные письма руководителей. Кроме традиционной почты в настоящее время используют факс, телекс, модем. Прямая почтовая реклама может представлять собой рассылку специально подготовленных рекламно-информационных писем или целевую рассылку печатных рекламных материалов.

К сувенирной рекламе относятся утилитарные предметы, имеющие самостоятельную ценность. Сувенирная реклама бывает:

• полиграфического исполнения (блокноты, календари, ежедневники, папки, плакаты);

• промышленного исполнения (значки, брелки, авторучки, бейсболки, сумки, футболки и пр.).

Под рекламой в Интернете понимается прописка сайта компании рекламодателя на наиболее популярных массово посещаемых серверах (платное размещение рекламных баннеров) и прописка сайта в базах данных поисковых систем (практически бесплатная).

На баннерном рынке используются такие единицы измерения, как показы и клики (переходы). Крупные сервера и сайты (издатели), как правило, продают показы; рекламодателю, наоборот, выгодно платить за клики. Основной оценочной характеристикой эффективности размещенного баннера является CTR (click-through rate). Этот показатель рассчитывается как соотношение кликов к показам и измеряется в процентах. Нормальным считается CTR в 3–4%.

Среди способов ведения электронного бизнеса в российском Интернете можно выделить следующие:

• виртуальные витрины (или web-представительства);

• агентства коммерческой информации;

• интернет-барахолки, интернет-аукционы, виртуальные магазины.

Вуз, который решил использовать Интернет как канал продвижения своих образовательных услуг и продуктов, должен разработать и содержать собственный сайт.

Размещение баннеров на сайтах, являющихся участниками систем обмена баннерами, позволит рекламодателю за те же деньги значительно расширить сферу воздействия интернет- рекламы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: