Другой взгляд на реальность 9 глава




Перевранные числа являются проблемой в каждой области, и как мы видели, несоответствия могут быть огромными. Официальные оценки кризиса безнадежного долга дошли от ¥27 триллионов в начале 1990-ых к ¥35 триллионам в 1996 году, ¥60 триллионам в 1997 году и ¥77 триллионам в 1999 году – и даже тогда Министерство финансов было далеко от оценки истинного значения, которое могло бы удвоить это число. Государственный бюджет, как торжественно объявляется каждую весну прессой, не является тем, чем кажется. Есть «второй бюджет», названный Саито (или FILP, Fiscal Investment and Loan Program), из которого Министерство финансов распределяет фонды независимо от парламентского контроля. Саито, о котором почти никогда не сообщают в газетах – в действительности, многие даже не слышали об этом – составляет целых 60 процентов официального бюджета. Мы будем говорить о Саито в главе 6.

В области медицинских затрат расходы Японии, кажется, далеко ниже таковых в Соединенных Штатах - но потому, что данные затраты не включают платежи ¥100 000 - 200 000, которые пациенты обычно вручают докторам в белых конвертах в случае хирургического вмешательства. Нет способов вычислить, насколько незаконные счета превышают национальные медицинские счета Японии. Действительно, медицина - это статистическая Алиса в Стране чудес, где числа комичны, что касается допинг-контроля. Министерство здравоохранения и социального обеспечения никогда не проводит в жизнь научные протоколы, а выплаты фармацевтических фирм докторам являются банальными, так что в итоге японская медицина стала посмешищем в мировых медицинских журналах.

Мы не преувеличим, если скажем, что ни одна техническая или академическая область в Японии не стоит на устойчивой фактической земле. В ноябре 2000 года Маиничи Шимбун показал, что Фуджимура Шиничи, ведущий археолог Японии, закопал доисторические экспонаты на месте раскопок. Он позже "обнаружил" эти экспонаты и использовал их в качестве доказательств, что человеческое жилье в Японии произошло на сто тысяч лет раньше, чем полагали исследователи. Фуджимура работал на 180 территориях; скандал уничтожил большую часть работы доисторической археологии в Японии за прошлые пятнадцать лет. Никто не знает, исчезнет ли когда-нибудь этот беспорядок.

Короче говоря, всюду, куда Вы смотрите, Вы находите, что информации в Японии нельзя доверять. Я признаюсь с болью в своей неуверенности, поскольку эта книга заполнена статистикой, точность которой я не могу измерить.

Журнал Sapio называет Японию Джохо Сэкоку, "закрытой страной или информацией". Эта блокировка информации об остальной части мира происходит не только из-за откровенного государственного контроля, но и из-за узких мест в системе, с которыми сталкиваются всюду. Новости прибывают в Японию, и затем, как отгруженные бананы, которые передержали в порту, гниют на доке. За исключением нескольких промышленных зон, где для Японии жизненно важно приобрести последние методы с Запада, информация редко превращается в повседневную жизнь вне телевизионного экрана или газетного заголовка. Это потому, что для новых понятий из-за границы, чтобы быть осуществленными, должны существовать определенные предпосылки.

Одна из них - активное участие иностранцев. Когда Сёгун Хидеиоши импортировал новые методы керамики в Японию в конце шестнадцатого столетия, он отправил деревни корейцев в Японию и поселил их в Кюсю. Согласно раннему Мэйдзи (1868-1900), Япония приняла более сотни ятои гайкокьюн, "нанятых иностранцев", которые проектировали железные дороги, фабрики, школы и больницы и обучали десятки тысяч студентов. Действительно, самый термин, использованный журналом Sapio, Сэкоку ("закрытая страна"), является старым, датируясь указом, который закрыл Японию в начале 1600-ых годов; несмотря на открытие в период Мэйдзи, традиция никогда не умирала. После того как иностранцы послужили их цели, правительство отослало большинство из них, и в течение целого столетия иностранцам не разрешили иметь влияние в японском обществе.

В 1990-ых Министерство просвещения вынудило национальные университеты уволить иностранных учителей, включая тех, кто был в Японии долгое время, и нанимать впредь новых учителей из-за границы только по краткосрочным контрактам. Иностранцы, которые жили в Японии в течение десятилетий или больше, кто мог говорить на языке и кто был знаком с местными проблемами, могли, по-видимому, преподавать их студентам опасное иностранное знание. Эта политика находится все еще в силе, поскольку Япония входит в двадцать первое столетие. Но даже с учетом вышесказанного, академия является широко открытой по сравнению с медициной, законом и другими квалифицированными профессиями. Ни один иностранный архитектор, такой как Пэй И.М., не проживает в Японии. Иностранные архитекторы приезжают в Японию по краткосрочным контрактам, устанавливают небоскребы или музеи и затем уезжают. Но тонкие и сложные подходы к строительству и дизайну – основным элементам современной строительной технологии - не могут быть переданы таким образом. Из Японии уезжают с пустыми оболочками из архитектурных идей, как с аппаратными средствами без программного обеспечения.

Вторым требованием для использования информации является голодная общественность. Как преподают в древнекитайском классическомChing, символ образования - это клюв, стучащий по яйцу: родитель долбит яйцо снаружи одновременно с птенцом, который клюет внутреннюю часть. В Японии птенец не клюет яйцо. Для бизнеса или правительственного учреждения, чтобы использовать информацию, ответственные люди должны понять, что они нуждаются в ней. Но, успокоенный голосом Хэла, удивительно немногие руководители признают, что их фирмы или агентства в состоянии кризиса.

Третье требование - твердая статистическая основа. Новые данные имеют смысл, только если они основываются на правдивую старую информацию. Например, иностранные исследования диоксина могут быть полезными, только если Агентство по охране окружающей среды сделало свою местую работу и знает, какие окрестности загрязнены и до какой степени. Если же нет этой информации, как только Вы ввели данные иностранных исследований, Вы ничего не можете делать с ними. Хидеиоши привозил корейских гончаров в Японию, потому что был спрос на корейскую глиняную посуду. Но по большей части Япония не получает информации из-за границы сегодня. Например, развитые торговые дома в Нью-Йорке используют сложные методы для математических расчетов, тогда как числа, которые японские компании вставляют в свои финансовые отчеты, являются в значительной степени вымышленными.

Это отношение к информации, как оказалось, было препятствием японскому использованию Интернета. Войдите в систему на домашние страницы важных японских юридических лиц, и Вы найдете немного скудных сайтов, столь же бедных по качеству, как и по количеству, состоящих главным образом из лозунгов. От университетских домашних страниц, например, Вы никогда не получите доступ к любым серьезным данным, таким как университетский бюджет Токио, университетские активы, состав факультета, секция кросса для студентов и т.д, только «Для чего наш университет». Самая серьезная информация об этих школах является секретной, недоступной в любой среде, и еще меньше в Интернете. В конце концов Вы сочли бы это трудным – пожалуй, даже невозможным – получить любую практическую информациию об этих университетах. В проведении исследований для этой книги я нашел поразительный контраст между доступностью информации в Японии и в Соединенных Штатах и Европе. Посетите вебсайт Инженерных войск армии США, например, и Вы увидите, что можете работать с очень многими страницами данных, что Вы едва можете обработать это. Строительное Министерство Японии и Речное Бюро обеспечивают доступ к нескольким страницам лозунгов и некоторым битым ссылкам.

С лета 2000 года сайты фондовой биржи Токио и Осаки были не в состоянии предложить простую информацию (например, ценность новых или вторичных листингов) и даже не имели чего-то настолько элементарного как тикер с текущими уровнями индекса. По сравнению с ними, Сингапурская Веб-страница была на световые годы вперед. Отказ от Интернета, как способа принести открытость в Японию служит дурным предзнаменованием для национального будущего. Возьмите, например, понятие «индустриальной тайны». В старой производственной экономике в интересах каждой компании было запатентовать свои методы или, еще лучше, запереть их в хранилище и сохранять их абсолютно скрытыми от посторонних. И Япония была очень хороша в этом - один журналист, хваля японцев за их эффективность в хранении тайн, прокомментировал: «Патенты только на какое-то время; тайна - навсегда». Но в новой экономике у людей нет времени, чтобы ждать всегда. Время движется слишком быстро; сегодняшняя тайна - это завтрашняя неудавшаяся идея. Взрыв программного обеспечения и новых интернет-технологий был совместным усилием, в котором молодой инженер звонит своему другу и говорит, «У меня есть эти части загадки, но нет тех частей. Что Вы думаете?» Его друг слушает, дает ему ту, другую часть, и все извлекают из этого выгоду. В Японии такой свободный и легкий компромисс почти невообразим. Тайна создает помехи, новые идеи в Японии продолжают прибывать медленно – и в новой экономике нет большего греха, чем медлительность.

Кто-то может сказать, что Япония позиционирует проблему как саму идею современного государства в начале двадцать первого столетия. Информация – ее обработка, анализ, коллекция и распределение – стоят в ядре постиндустриальной технологии. Или нет? Япония сделала другую большую ставку. У мудрого Запада есть достаточное количество точных данных о и способность проанализировать их - то, что делает банки и инвестиционные дома преуспевающими, атомные электростанции благополучно управляемыми; университеты хорошо функционируют, археологи создают вероятную картину прошлого, инженеры эффективно проектируют, доктора прописывают лекарства должным образом, фабрики производят безопасные автомобили и здоровое молоко, а граждане играют ответственную роль в политике. С этой точки зрения можно ожидать, что нехватка такой информации увеличит ответственность.

Ценность фактических данных бы была бы только здравым смыслом, но традиционная Япония оценила идеал выше реальности. Можно было утверждать, что чрезвычайное презрение современной японской бюрократии к фактам - это новый принцип от традиционной культуры, которая доведена до крайности. Это следует из чего-то столь же простого как факт, что чиновники выходят сухими из воды. В современной Японии бюрократия с неограниченным финансированием и без общественной ответственности может скрывать свои ошибки в течение многих десятилетий.

Однако, авторитарные лидеры Восточной Азии одобряют современную японскую модель развития. Они видят, что наличие бюрократии держит информацию в секрете и управляет ей для национальной пользы, не позволяя общественности заняться расточительными спорами о политике. Для этих лидеров свобода информации – это хаос, а эффективная информация - та, которой управляют. До сих пор диалог по этой проблеме был продолжен между азиатскими сторонниками жесткой руки и Западными либералами в значительной степени в политических рамках: заслуживают ли люди иметь право быть информированным. В случае Японии могло бы быть полезно игнорировать эти политические аспекты на мгновение и задать вопрос, действительно ли такой контроль информации делает правительство и бизнес более эффективными. Те, кто одобряет информацию, которой управляет бюрократия, предполагают, что, в то время как широкая публика остается в темноте, всезнающие чиновники будут вести страну безошибочной рукой.

Япония теперь получает результаты такой политики, и они указывают, что далекая от того, чтобы быть всезнающей, бюрократия Японии больше не имеет ясного понимания своих действий. То, что мы видим, является бюрократическим аппаратом, который запутан, ленив и устарел, приводя к невероятным грубым ошибкам в управлении всем: от ядерных установок до схем приема препаратов и пенсионных фондов. Десятилетие назад очень немного людей заметили, что было что-то идущее не так, как надо в Японии; скорее акцент был на "эффективности" Японии. Теперь становится возможно видеть то, что происходит со страной, которая развивается без критического компонента достоверной информации.

Много денег и миллионы слов потрачены в вопросе о том, догонит ли Япония Запад в новых информационных отраслях промышленности. Но немногие заметили, что у Японии есть основная проблема, непосредственно связанная с информацией: ее часто недостает и, когда она требуется, является в лучшем случае нечеткой, а в худшем случае поддельной. В этом отношении традиционная культура Японии стоит в прямом противоречии с современностью – и проблема сохраняется. Проблема скрытой или сфальсифицированной информации нападает на такие глубоко внедренные социальные отношения, что страна, возможно, никогда полностью не столкнется с ними. Из-за этого можно уверенно предсказать, что в ближайшие десятилетия Япония продолжит испытывать затруднения, переваривая новые идеи из-за границы – и ей будет все более трудно управлять ее собственными причудливыми византийскими внутренними системами. Страна надолго погрузилась в состояние продолжительной боли внутри.

В настоящее время бюрократы и иностранные академики как те, «кто наступает на собачьи экскременты в темноте», ходят на цыпочках вокруг деликатных ситуаций. Это удобно, так как уменьшает ответственность в любой безотлагательной ситуации, когда необходимо решить неотложные проблемы Японии. Невыплаченные кредиты, безработица, возрастающий государственный долг, выброс плутония, устаревшее аналоговое телевидение, свалки в сельской местности, просевшие школьные дворы, уродливые береговые линии, глобальное потепление, дефектные автомобили, ядовитое молоко – все это у Японии под твердым контролем. Есть только одна небольшая проблема с этим подходом. Авраам Линкольн указал на это однажды делегации, которая приехала в Белый дом, пытаясь убедить его сделать что-то невыполнимое, как он это чувствовал. Он спросил членов делегации: «Сколько ног будет у овцы, если Вы назовете хвост ногой?» Они ответили: "Пять". "Вы ошибаетесь", - сказал Линкольн,- «то, что Вы назовете хвост ногой, не сделает его ею».

 

 

Бюрократия.

 

 

Власть и привилегии

 

 

Мудрый принц должен создать пути, зависящие от него и от его власти, по которым его граждане будут следовать всегда и при любых обстоятельствах; и тогда они всегда будут преданы ему.

Макиавелли, Принц (1513)

 

 

Бюрократия Японии вызывала восхищение Западных аналитиков, которые главным образом поражались ее чрезвычайно тонким средствам контроля: ее щупальцами, достающими до самого низа промышленности и самого верха политики. И не возникало сомнений, что бюрократия Японии претендует на то, чтобы быть несколькими ступенями выше на эволюционной лестнице, чем слабые, принужденные бюрократические аппараты в большинстве других стран мира. Бюрократы в Соединенных Штатах или Европе огорожены политикой, местной активностью и прежде всего, законами, которые передают под мандат как свободу информации, так и наказание за извлечение незаконной прибыли фирм под их контролем. В коммунистических странах, таких как Китай, бюрократы могут быть коррумпированы, но в конце концов, существуют Партийные правила, и чиновники понимают, что их самые тщательно продуманные схемы рушатся за минуту росчерком пера члена политбюро.

В Японии все не так. В значительной степени ритуалистическая форма демократии, начиная со Второй мировой войны, дала бюрократии далеко идущий контроль над обществом. Министерства не только ограждены от иностранного давления, но и от функций вне собственной политической системы Японии. Школы учат детей не высказываться; следовательно, активисты в обществе - это редкость. Полиция исследует только самые скандальные случаи коррупции, а суды редко наказывают ее; удобный незаконный компромисс между чиновниками и отраслями промышленности стал установленной практикой. Не будет преувеличением сказать, что правительственные чиновники управляют почти каждым аспектом жизни: от курсов акций до помидоров в супермаркетах и содержанием учебников. С этой точки зрения, Япония – это тоже прецедент: что происходит со страной, которая выбирает чрезвычайную форму бюрократических правил?

У методов контроля бюрократии есть манера, которая видна в том, что происходит с реками Японии, городами, школьными дворами и экономикой, особенно из-за амакудари, "спустившихся с небес", отставных бюрократов, которые работают в отраслях промышленности под контролем министерств. Мужи Министерства финансов становятся директорами банков, мужи Строительного Министерства присоединяются к строительным фирмам, экс-полицейские укомплектовывают организации, которые управляют комнатами патинко и т.д. Отбор жесткий: уходящий в отставку амакудари бюрократ высокого уровня может заработать ежегодную официальную зарплату в ¥20 миллионов плюс неофициальные ¥30 миллионов в "офисных расходах" и, после шести лет, уйти в отставку, получив приблизительно ¥320 миллионов за эти годы!

Министерства энергично сопротивляются любым усилиям ограничить амакудари. «Именно, потому что мы уверены во второй карьере, мы готовы работать в течение многих лет за меньшие зарплаты в частном секторе», - говорит чиновник Министерства сельского хозяйства, Лесоводства и Рыболовства. Результат - перекрестная система, где наемные фирмы и оплаченные экс-бюрократы извлекают пользу от правительственных министерств.

В то время как амакудари привлекли внимание средств массовой информации в частной промышленности, есть другой, еще более влиятельный тип - амакудари, которые управляют обширной паутиной полуправительственных учреждений, через которые сочатся деньги на субсидии. Самым большим и самым сильным из них является токушу хойн, «специальные правительственные корпорации», почти половина директоров которых - амакудари. После того, как эти директора увольняются с токушу хойн, они опускаются на ранг ниже, становясь директорами второй группы агентств, коеки хойн или «государственных корпораций». Эти агентства функционируют с минимальным общественным вниманием, и они защищены коллегами из министерства, которые питают надежду воспользоваться преимуществами амакудари, когда их собственное время настанет.

Рассмотрим Автомобильную Федерацию Японии (JAF). Теоретически, JAF существует для оказания дорожных услуг водителям Японии. Однако, JAF тратит только 10 процентов своего ежегодного бюджета в ¥48 миллиардов на дорожное обслуживание, платя большую часть из остальных средств амакудари чиновникам Транспортного и полицейского министерств, которые сосут двойные доходы с JAF и его филиалов. Куда идет львиная доля денег JAF, никто не знает наверняка, и это типично для тайны подтасованных отчетов токушу хойн.

Токушу хойн - основной краеугольный камень бюрократического государства Японии и представляет еще одну экономическую склонность. Хоть и было много разговоров о сокращении или отмене их в значительной степени анахронических действий, тем не менее, они и их филиалы нанимают 580 000 человек; если посчитать семьи и иждивенцев, токушу хойн поддерживают больше чем 2 миллиона человек. Правительство не может позволить себе внезапно сократить токушу хойн - это может уменьшить строительный бюджет, так как большой процент рабочей силы зависит от дохода с этих агентств.

Другие мягкие посадочные площадки для амакудари бюрократов с золотыми парашютами - правительственные консультативные советы и киокай, «отраслевые ассоциации». Группы, такие как Коммуникационная Ассоциация Тестирования Оборудования Терминала Электроники и Ассоциация Тестирования Радио, управляют стандартами и рекомендуют новую политику. Это помогает объяснить, почему промышленность Японии настолько не спешит обновлять технические стандарты, как заметил один журналист: «Как только Вы пытаетесь отменить определенные инструкции, немедленно вырастает каменная стена. Ведь отмена распоряжений приведет к разрушению столь легких постбюрократических карьер».

Политики оказывают влияние через свои отношения с бюрократами, и пресса называет последних «членами парламентского племени». Бывший премьер-министр Хэшимото, чья главная область влияния относится к Министерству здравоохранения и социального обеспечения, получил еще раз власть из того, чтобы был членом этого министерского «племени». Промышленность платит обширные суммы участникам племени, которые могут обеспечить контракты для них через связанные с ними министерства. Строительное Министерство сидит наверху кучи, как было иллюстрировано в главном скандале 1990-ых годов, когда было выявлено, что влиятельное лицо парламента Кэнемэру Шин получил больше $50 миллионов.

 

 

"Власть",- сказал Мао Цзэдун, - «возникает из дула оружия». В Японии еще большая власть возникает из издания правил и разрешений. Правила существуют в каждой области и в изумляющем разнообразии, большинство из них в форме неопубликованных «административных руководств». Как Вы узнаете, каковы правила? Только, поддерживая тесную связь с правительственными чиновниками через практику сеттаи, «угощая на широкую ногу». Сеттаи не только предлагает дорогую еду, но простирается в туманную область, которую большинство других передовых стран назвало бы взяточничеством на высоких уровнях: свободные членства гольф-клуба, использование корпоративных автомобилей и денежные подарки.

Отделы, находящиеся ниже в пищевой цепочке, должны приправить специями тех, кто выше, что также требует практики чиновников сеттаи. Правительственные бюрократы тратят миллиарды иен каждый год, чтобы на широкую ногу угостить функционеров из других агентств. В этом богатом потоке фондов взяток они нашли способы мыть золотоносный песок – сверхсоставление счетов и взимание средств за фиктивные поездки и несуществующие функции, которые стоят префектурным правительствам миллионов долларов в год.

Только у бюрократов есть власть выдавать разрешения, и разрешения недешевые, как может быть замечено в примере про бизнес спортивного клуба. В 1980-ых годах, относительно новые для Японии, спортивные клубы вызвали интерес мужчин, работающих в Министерстве здравоохранения и социального обеспечения (MHW) и Министерстве просвещения. Они увидели способы обогатить себя через освященные веками методы предоставления принудительных лекций и сессий, издавая разрешения и верительные грамоты, а также придумав градации на "уровни" для профессионалов спортивного клуба; агентства, укомплектованные амакудари, должны были управлять сессиями и разрешениями, как описал социальный критик Иноз Наоки. Ничто лучше не иллюстрирует причудливую структуру бюрократии Японии.

Для начала министерство создало «Фонд Действий, Продвигающих здоровье и Физическую Силу», который лицензировал две категории рабочих: «инструктора по упражненям для здоровья» и «практические инструктора по упражненям для здоровья». MHW и Министерство просвещения тогда совместно спонсировали здоровье Японии и Спортивную Федерацию, которая давала разрешения для первой категории, в то время как MHW в одиночку также основало Ассоциацию Фитнесс и Аэробики Японии, которая давала разрешения для последней категории. Дабы не быть превзойденным, Министерство просвещения учредило Ассоциацию Гимнастики Японии, которая разработала два сертификата - для Спортивной Программы на Первом Уровне и Спортивной Программы на Втором Уровне. Чтобы получить свидетельство первого Уровня, преподаватель аэробики должен заплатить 90 000¥, для Второго Уровня - 500 000¥. Кроме того, нечто, названное «Центральная Ассоциация для Предотвращения Трудовых Нарушений», требует, чтобы преподаватель посетил сессию в двадцать занятий - по стоимости ¥170 000 - прежде, чем получить разрешение быть или «тренером здравоохранения» или «лидером здравоохранения». Короче говоря, если Вы хотите преподавать аэробику, Вы должны обежать спектр из четырех агентств и заплатить за шесть разрешений. Никакие законы явно не требуют их, но никто не смеет заниматься коммерцией, по крайней мере, без некоторых из этих разрешений. Взносы не возвращаются в общественный кошелек, а отправляются прямо в карманы амакудари, которые управляют агентствами по разрешению.

С инструкциями, зарабатывающими так много денег для бюрократов, неудивительно, что Япония стала одной из наиболее отрегулированных стран с одетой в бетон землей. Премьер-министр Хозокоа Морихиро однажды сказал, что, когда он был губернатором Кумамото, он не мог переместить телефонный столб, не спросив у Токио разрешения. Все же эти инструкции создали странный парадокс: они являются априорными и существуют исключительно на своих собственных условиях – они не обязательно делают бизнес честным и эффективным, продукты жизни надежными, а существование граждан безопасным.

Ключ к парадоксу - то, что инструкции управляют, но не регулируют в истинном значении слова. Отрасли промышленности в Японии являются в значительной степени нерегулируемыми. Нет ничего, что бы помешало навязать Вам платное лечение, у которого есть фатальные побочные эффекты; сваливая токсические выбросы или давая инвесторам мошеннические отчеты компании. Но зато открытие магазина лапши требует, чтобы Вы заполнили много форм в трех экземплярах с печатями и подписями. Смысл бюрократизма Японии - бюрократический контроль – ограничение бизнеса по обычным путям, благодаря чему чиновники могут получить прибыль.

Так же, как нет регулирования экологической экспертизы, нет никакого закона об ответственности за качество выпускаемой продукции, никакого закона ответственности кредиторов, выносится очень немного обвинительных заключений внутренней торговле или другим манипуляциям рынка, немного протоколов тестирования для новых лекарств – и никаких анализов стоимости и эффективности для гигантских строительных схем правительственных учреждений. Банки и фирмы, ведущие операции с ценными бумагами обычно фальсифицируют финансовую информацию для руководства Министерства финансов. Когда Yamaichi Securities разорились в конце 1997 года, исследователи нашли, что Министерство финансов проинструктировало скрывать больше чем $2 миллиарда потерь в оффшорных счетах. Хаманака Ясуо, торговец, который стоил Сумитомо Трейдинг $2,6 миллиардов посредством его сомнительного качества товара, не нарушил японского закона. В то время как частные строители должны спорить с путаницей постановлений, которые, оказывается, держат на высоком уровне прибыль строительной компании, нет никаких планов городского строительства.

Из-за парадокса контроля против регулирования Япония похожа на Алису в Зазеркалье. Магазин должен ждать спустя три года после получения лицензии на продажу ликера прежде, чем сможет продавать местное пиво – но торговые автоматы продают пиво свободно, даже детям, всюду. Сеть супермаркетов Daiei должна была иметь две отдельных лицензии, чтобы продавать гамбургеры и хот-доги, при этом компоненты продуктов есть в различных частях того же самого магазина – но обрабатывающие мясо стандарты для изготовителей еды не изменились с 1904 года. Если супермаркет продает аспирин, то должен присутствовать фармацевт и иметь медицинские инструменты под рукой – этого нет больше нигде в развитом мире. Врачи свободны выписывать лекарства непосредственно сами - в результате японцы используют гораздо большее количество лекарств сомнительной эффективности, чем любые другие люди на земле. Только «Алисой в Зазеркалье» можно объяснить такие нелепые цены как дыня за 100$ и чашка кофе за 10$. Совокупная стоимость для экономики является просто невероятной. Эти возмутительные цены, абсурдные инструкции, странные и необъяснимые общественные работы – все это компоненты мира, подобного комиксам манга – существуют по простой причине: бюрократы получают от них прибыль.

Чиновники разработали много изобретательных способов направить фонды в их собственные карманы. Речное Бюро, как мы видели, сделало особенно прибыльную привилегию из своей работы.

В то время как бюрократы получают львиную долю прибыли от строительных работ, приятный процент достается политическим партиям. Эмпирическое правило состоит в том, что подрядчики платят 1 - 3 процента от каждого большого проекта общественных работ политическим деятелям, которые его устроили. В проекте практикуется схема, когда Налоговый Офис тайно сговаривается с политиками, признавая «без вести пропавшие расходы» (то есть, взятки политическим деятелям и бюрократам) как корпоративные расходы, которые в случае строительной промышленности составляют сотни миллионов долларов ежегодно.

В Мито Комон, продолжительном японском телесериале о периоде Эдо, Лорд Мито, дядя Сёгуна, путешествует по всей стране инкогнито, исправляя заблуждения, в которых пребывают невинные люди. Сцены меняются с каждым эпизодом, но злодей - это неизменно коррумпированный самурай мачи бугио или городской администратор, которого мы видим сидящим в его просторном особняке, где альков украшен дорогими редкостями, считающим золото добытое нечестным путем. У его жертв нет никаких средств против него. Только в кульминационном моменте каждого эпизода лорд Мито поднимают высоко свой венец Ордена Цветов павловнии и показывает свою истинную личность, после чего администратор падает на землю в почтении и склоняет голову для наказания.

Различие между Эдо и современной Японией - то, что сегодня у нас нет никакого Лорда Мито. Общественность страдает от хронически дорогих товаров и услуг, в то время как бюрократы и политические деятели процветают в известной степени. В строительстве, которое находится на грани фантастики, амакудари пожинают пенсии огромного размера. Ни один экс-чиновник более чем из 500 000 строительных фирм Японии никогда не окажется без работы. Как только их личный будущий доход попадает под угрозу, так сразу бюрократы Министерства строительства начинают поддерживать и поощрять оснащение предложения, поступившего из строительной промышленности Японии, раздувая стоимость на 30 - 50 процентов. (Согласно некоторым оценкам, раздутые предложения обеспечивают 16 - 33 процента прибыли от промышленности, что составляет сумму между 50$ и $100 миллиардами каждый год).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: