Применение права как опосредованная форма реализации права носит производный характер, поскольку обеспечивает воплощение юридических предписаний в жизнь третьими лицами. Участие в правореализационном процессе третьих лиц (компетентных государственных органов) необходимо в тех типичных ситуациях, когда возникает необходимость вмешательство уполномоченного субъекта, олицетворяющего государство, для полноты реализации права, обеспечения баланса различных интересов, законности и правопорядка.
Таковая необходимость вмешательства в непосредственный, естественный процесс реализации права субъектами обусловливается следующими случаями: во-первых, когда возникает спор о наличие и мере субъективных прав и обязанностей , т.е. в случаях, когда стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях и обращаются для разрешения конфликта в компетентные государственные органы; во-вторых, когда необходимо определение меры юридической ответственности за совершенное правонарушение и, соответственно, применение мер властно-правого, принудительного характера к правонарушителю; в-третьих, когда необходимо определить момент действия или факт прекращения чьих-либо прав и обязанностей (например, признание в судебном порядке человека безвести отсутствующим и тем самым прекратить его право владения имуществом); в-четвертых, когда необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (например, государственная регистрация предприятий, общественных организаций, прав на недвижимое имущество органами юстиции).
Таким образом, применение права – это публично-правовая (властная) деятельность компетентных государственных органов и их должностных лиц по реализации предписаний юридических норм путем конкретизации общих правовых требований к индивидуально-конкретному случаю. Другими словами эта властно-правовая деятельность направлена на содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им субъективных прав и юридических обязанностей, а также на осуществление контроля за правомерностью данного процесса. Действительно, целью и результатом публично-правового воздействия на общественные и личностные отношения становится достижение соответствия между фактическим поведением сторон и теми правами и обязанностями, которые закреплены за ними с помощью юридических норм [590].
|
|
Как и любой социальный феномен правоприменение обладает рядом специфических признаков отличающих его от других правовых явлений и процессов, в частности от таких форм непосредственной реализации права как соблюдение, исполнение и использование права.
1. Правоприменение – это комплексная правореализующая деятельность, сочетающая в себе требования по соблюдению, исполнению и использованию юридических предписаний.
2. Применение права – это организующая властно-правовая деятельность, осуществляемая только компетентными государственными органами и уполномоченными на то должностными лицами. Все субъекты правоприменительного процесса осуществляют действия от имени государства.
|
|
3. Правоприменительная деятельность осуществляется всегда в точном соответствии закону и в строго установленных законом процессуальных формах, т.е. нормативно-правовыми актами устанавливается четкая процедура данного вида деятельности, требования, предъявляемый к ней, круг активных правореализующих субъектов и т.п. Поэтому применение права имеет двойственную юридическую природу, с одной стороны, данная форма реализации направлена на воплощение в жизнь норм материального права; а, с другой – все деятельность правоприменительную субъектов подчинена строго процессуальным нормам.
4. Применение права – это не однократное юридическое действие, а сложный процесс, имеющий начало и окончание, состоящий из ряда последовательных стадий реализации права.
5. Итогом применения права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (предписания), исходящего от конкретного субъекта правоприменения. Все издаваемые в процессе правоприменения акты являются юридическими, неисполнение которых влечет за собой властно-правовое принуждение, осуществляемое государственными органами.
Применение права в зависимости от функциональной направленности в деятельности компетентных государственных органов подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную формы. Оперативно-исполнительная форма применения права – это властно правовая организационная и оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний юридических норм путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений. Для нее характерно позитивное регулирование посредством издания конкретно-индивидуальных актов (например, регистрация брака, приказ о приеме на работу и т.п.). Поэтому, данная форма деятельности компетентных государственных органов является основным, доминирующим способом организации процесса воплощения положительных предписаний норм права.
|
|
Правоохранительная форма применения права представляет собой деятельность компетентных органов государственной власти по охране норм права от какого-либо посягательства на их нарушения, что предусматривает применение мер государственно-властного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также формирование условий и принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем. Отсюда вытекает, что в данном виде деятельности особую важность имеет процессуальный порядок рассмотрения дел, применения принуждения (взыскания), исполнения наказаний, который гарантирует полное и всестороннее изучение обстоятельств и фактов правонарушения, охрану прав и свобод граждан, привлекаемых к юридической ответственности, устраняющий возможность ошибок и неправильных решений.
Кроме того, правоприменительная деятельность компетентных государственных органов, их должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными принципами. К таковым принципам, как правило, относят: принцип законности, означающий строгое и неуклонное следование всех субъектов правоприменительного процесса закону; принцип социальной справедливости, направляющий властно-правовую деятельность на реализацию интересов граждан, их организаций, общества и государства, обеспечивая баланс между ними и их взаимодействие; принцип целесообразности, указывающий на необходимость учета конкретных условий и фактов при применении того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившийся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации юридических требований в тех или иных конкретных обстоятельствах; принцип обоснованности ориентирует правоприменительную деятельность на полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, приятие решения только на основе достоверных и не подлежащих сомнению фактов [591].
|
|
Следует подчеркнуть, что правоприменительный процесс это не механическая деятельность, которая не дает сбоев и конкретных проблем. Несмотря на то, что данная форма реализации права подчинена точному и неукоснительному следованию закона и юридическим процедурам, не следует забывать, что ее осуществляют конкретные люди, обладающие индивидуально-психологическими и национально-культурными особенностями. Поэтому на эффективность и качество применения права существенно влияют, кроме всего прочего, также и стиль юридического мышления, приобретающий в каждой правовой системе неповторимый национальный колорит, уровень правовой культуры, выработанная с течением времени профессиональная интуиция и т.п. Все это естественно влияет на процесс воплощения права в жизнь, та как именно посредством вышеназванных факторов происходит понимание смысла и требований права, приложение общих нормативно-правовых предписаний к конкретно-индивидуальным случаям [592].