Обращает на себя внимание тот факт, что исследованию подвергалась в основном та часть проблемы, которая связана с официальным толкованием и властной деятельностью субъектов праворазъяснительной работы. Между тем, неофициальное толкование, неоправданно часто выпадало из поля зрения исследователей. О нем писалось и говорилось чаще всего вскользь, да и то при рассмотрении официальной праворазъяснительной деятельности. Думается, что такое положение отражает годами складывающуюся атмосферу неверия в творческую свободу и принижения возможностей личности вне сферы власти и упраления, отсутствие в России развитого гражданского общества. Поэтому, в настоящее время имеются все основания полагать, что исследование закономерностей неофициального толкования, являющегося своеобразным “белым пятном” в науке, даст не только приращивание знаний в правовой науке, но и может оказать существенное влияние на юридическую практику. К тому же в научной литературе справедливо отмечается, что наряду с основными (доминантными) формами существуют и играют важную роль также вспомогательные (неосновные) формы правовой деятельности, назначение которых состоит в обслуживании (обеспечении) правотворчества, оперативно-исполнительной и правоохранительной работы с целью повышения их эффективности. Это подтверждает дополнительные возможности неофициального толкования права, так как последнее относится именно к вспомогательной форме правовой деятельности, что и определяет его место и роль в системе средств и способов познания и использования правовых явлений. Кроме того, роль и место неофициального толкования в системе средств и способов познавательной и разъяснительной деятельности определяются следующими факторами:
- во-первых, политической значимостью глубинных преобразований в обществе и государстве, повышением правовой активности субъектов на всех уровнях правоприменительной деятельности;
- во-вторых, учитывая дальнейшую демократизацию правовой политики, когда практически все законодательные акты стали доступными каждому субъекту правоотношений, неофициальное толкование открывает новые возможности для повышения качества правового сознания с выходом на практику реализации правовых норм.
Новый импульс неофициальное толкование российского права получило в связи с принятием на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации: “Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”;
- в-третьих, происходит возрастание роли права как средства общественного прогресса и повышение ценности прав человека в частности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - “обязанность государства”[560].
Названные факторы придают актуальность теории и юридической практики как продолжению научного познания.
Процесс толкования норм права носит объективный характер, подчиняясь законам формальной логики. Акт толкования всегда субъективен как отражение нашим сознанием существующих и интерпретированных норм права. Он носит творческий, созидательный характер в теории познания. Из логических правил вытекает, что неофициальное и официальное толкование имеет общие гносеологические и методологические
Отличительным признаком неофициального.толкования является произвольность его формы и в правовом плане - необязательность для юридической практики. “Неофициальным толкованием называется разъяснение смысла права, осуществляемое не уполномоченным специально на это органом, лицом и не имеющее обязательного характера”[561]. Официальное толкование нормативно регламентировано и его акты интерпретации имеют юридическую силу, в то же время акты интерпретации неофициального толкования юридической силы не имеют.
Как показывает практика, в последнее время в связи с принятием Конституции Российской Федерации активизировалась работа средств массовой информации, ученых-юристов, практиков по неофициальному толкованию ее основных положений, вновь принимаемых законов, указов, постановлений, дополнений и изменений к ним.
В целом, в рамках теории права неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное или научное.
Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых переживаний, чувств, эмоций, стереотипов и т.д. Особенно это проявляется в ходе референдумов, а также и в “обыденной” правовой жизни: имеет большое значение для соблюдения гражданами запретов, исполнения юридических обязанностей, весьма “чувствительно” и при осуществлении ими субъективных прав.
Профессиональное толкование осуществляется субъектами, сведущими в правовых вопросах (например, юристами-практиками, судьями, прокурорами, адвокатами и др.).
Особое место занимает доктринальное толкование. Оно дается как отдельными учеными, так и специальными научно-исследовательскими учреждениями в издаваемых ими монографиях, научных статьях, докладах, комментариях, лекциях и т.д.
По форме выражения неофициальное толкование может быть устным и письменным.
Воспитание правовой культуры у граждан посредством неофициального толкования действующего законодательства осуществляется путем объяснения целей правового регулирования и формирования ориентиров поведения в социально-правовой среде. Правовой мыслительный процесс направлен на объяснение важности и полезности определенных юридических ценностей: свободы, частного права, законности, справедливости и т.д. Отсюда у неофициального толкования, кроме всего прочего, существует ценностно-ориентировочная или регулятивная функция. Это может быть: развенчание “романтики” криминального поведения в художественной и публицистической литературе, пропаганда образцов принципиальности и гражданского мужества юристов-профессионалов, акцентирование внимания граждан на гуманные и демократические идеи правового регулирования и даже разъяснение вновь принятого законодательства с целью его правильной реализации. Конечно, регулятивность неофициального толкования относительна, ибо правовая.информация становится непосредственно работающей, когда она понятна, пережита и усвоена личностью в качестве внутренней установки. Но нельзя забывать, что большинство граждан ведут себя правомерно не потому, что они детально и глубоко знают законодательство, а в связи с тем, что в процессе жизни усвоили главные принципы, основные идеи правового регулирования, позволяющие им не вступать в конфликт с законом. А это достигается в ходе саморазвития общества, посредством культивирования ценностных ориентиров, обладающих привлекательностью в сознании людей, “призывающих” к законопослушному поведению.
Важной функцией неофициального толкования является мотивировочная, или функция юридического аргументирования. В ней выражаются своеобразный поиск и обоснование юридических мотивов для аргументации своего отношения к правовой ситуации или объяснения правовой позиции. Особенно наглядно это прослеживается в деятельности адвокатов, выступающих в суде, готовящих жалобы, заявления и другие документы. Такое же значение имеет юридическая аргументация в научных лекциях, статьях, монографиях по юриспруденции. Научность, образность мышления, авторский стиль и авторитет являются существенными чертами подобного толкования, показывающими его компетентность и убедительность.
В современной юридической литературе кроме ценностно-ориентировочной и мотивировочной выделяют также познавательную и воспитательную функции толкования права. Безусловно, что наряду с ними и внутри каждой можно выделить и отдельные стороны и направления той роли, которую играет невластная уяснительная и разъяснительная деятельность. Например, охрана правопорядка, сигнальная и т. д. Это еще раз подчеркивает значение и потенциальные возможности неофициального толкования в целях формируемого правового государства.
Структура неофициального толкования. Выяснить структуру неофициального толкования возможно при установлении основных звеньев и приемов, с помощью которых они вступают во взаимодействие. Известно, что понятие “структура”, в основном, используется в науке для выражения взаимосвязи частей и целого, элементов и системы, количественных и качественных изменений, содержания и нормы объекта исследования.
Структура неофициального толкования - это строение и диалектическое единство основных элементов связей, которые обеспечивают эффективную интерпретационную деятельность.
В структуру неофициального толкования входят следующие элементы:
- участники: индивидуальные - граждане РФ и иностранцы;
коллективные - Союз юристов РФ, Союз журналистов РФ, коллегии адвокатов субъектов РФ; коллегия адвокатов РФ, ученые советы, учреждения, организации различной формы собственности и организационно-правовой формы, кооперативы и т.д.
- объект: нормы права и регулируемые ими общественные отношения;
- правовые действия и операции;
- приемы и способы;
- результат;
- форма.
Применительно к официальному толкованию права обычно используется термин “субъект”, олицетворяющий органы или организации, имеющие государственновластные полномочия со строго определенными задачами и функциями. Их действия носят обязательный характер, а также могут обеспечиваться мерами государственного убеждения и принуждения.
В структуре неофициального толкования применяется термин “участники”. Участниками неофициального толкования являются индивидуальные лица, их коллективы и организации. Действия участников неофициального толкования не носят властно распорядительного начала, и результаты толкования необязательны в правоотношениях.
Основными чертами участников неофициального толкования и их результатов являются:
а) высокий профессиональный уровень в области права при доктринальном толковании;
б) неодинаковая правовая подготовка при обыденном толковании;
в) второстепенный, необязательный и в то же время вспомогательный характер результатов неофициального толкования;
г) отсутствие четкой системы координации усилий участников неофициального толкования и др.
Акты толкования права
Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют акты толкования или интерпретационные акты. Вопрос о юридической природе этих актов тесно связан с проблемой сущности толкования.
Интерпретационные акты – это правовые акты, компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.
Следует заметить, что акт толкования – это один из видов правовых актов. Они издаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством.
Тем не менее, в отечественной правовой литературе существуют различные мнения. Некоторые авторы считают акты толкования одной из форм права, другие утверждают, что таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права. Названными выше признаками определяется несомненное сходство актов толкования права с иными правовыми актами (нормативными и правоприменительными). Однако по другим признакам интерпретационные акты все таки достаточно сильно отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных. Так, нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь токует, объясняет эти нормы. Таким образом, интерпретатор никогда не сможет заменить законодателя. С другой стороны, многие акты толкования исходят от субъектов, которым вообще не предоставлено право нормотворчества (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и т.д.). От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.
Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения.
Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:
1. по форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования всегда имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, инструкции и т.д.);
2. по юридической значимости различают акты нормативного толкования и каузального. Как ранее уже отмечалось, акты нормативного толкования распространят свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение, в этом смысле они носят общеобязательный характер. Каузальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц (индивидуализированы);
3. юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа его издавшего;
4. акты толкования могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект – это аутентичное толкование. Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, то это легальные акты;
5. возможно рассматривать акты толкования и по отраслям права. Например, уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и др.
Поскольку интепретационные акты – это акты правовые, они публикуются в официальных источниках. Например, интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда и публикуются в «Бюллетене Верховного Суда РФ». Конституционный Суд издает свои акты в форме постановлений, которые публикуются в «Собрании законодательства РФ» и в «Вестнике Конституционного Суда РФ». Центризбирком свои интепретационные акты издает в форме разъяснений, которые публикуются в «Вестнике Центральной избирательной комиссии» и в «Российской газете».