Ния
Введение
Eще несколько лет назад названия “Intranet” или “интрасеть” не были известны в компьютерном обиходе. Однако сегодня эти слова встречается, пожалуй, чаще других. Данный термин служит обозначением нового направ- ления в развитии сетей. О значении этого направления говорит хотя бы тот факт, что все ведущие производители сетевого программного обеспечения уделяют ему повышенное внимание. Если руководство предприятия хочет, чтобы их локальная или корпоративная сеть в настоящем и будущем времени удовлетворяла современным требованиям, предъявляемым к организации се- тей, то переход к Intranet неизбежен. Так что же означает этот популярный
нию: “Современные корпоративные сети объединяют службы, первоначаль- но разработанные для глобальной сетевой среды Internet, и в результате сво- его развития они могут сегодня предоставить пользователям новые гибкие способы доступа к вычислительным ресурсам и информации в любое время и в любом месте. Такие корпоративные сети и называются интрасетями”. Internet и Intranet являются не только близкими по звучанию названиями се- тей, но они также имеют одинаковый способ построения, в них может ис- пользоваться одинаковое программное обеспечение для доступа к информа- ции и управления сетью и т.д.
Полнофункциональную интрасеть определяют восемь ключевых служб, включающих работу с файлами, печать, работу с каталогами, эффек- тивную защиту, систему обмена сообщениями, возможность внесения и про- смотра WEB-публикаций, организацию глобальных сетей и управления ими.
Благодаря возможностям оперативного общения технологии Internet и Intranet быстро проникают во все сферы человеческой деятельности, стано- вясь де-факто стандартом делового взаимодействия. Предприятия, еще не внедрившие этих технологий, отстают от развития цивилизованного общест- ва и, следовательно, рискуют оказаться на пути к банкротству.
|
В этой главе обсуждается необходимость и первые шаги внедрения технологии Intranet на предприятии. Рассматриваются преимущества этой технологии, прежде всего, в системе управления предприятием. Приводятся некоторые варианты организационных и технических решений в сфере Intra- net.
§ 3.2.1. Основополагающие принципы Intranet Рассмотрим с разных сторон основные принципы Intranet. Во-первых, Intanet – это “интеллект” организации.
Intranet – это внутренняя информационная система, основанная на тех- нологии Internet, сервисах Web, TCP/IP и HTTP протоколах связи, и HTML страницах. Intranet – технология, которая позволяет организации определять
себя в целом как объект, группу, семью, где каждый знает свою роль, и рабо- та каждого направлена на усовершенствование и здоровье организации. Как это достигается? Все задания, цели, процессы, связи, взаимодействия, инфра- структура, проекты, графики, бюджеты и культура, словом, все, чем живет организация, интерактивно, в едином интерфейсе, связывается воедино. При- чем каждый сотрудник может пользоваться необходимой информацией, и, по мере своей компетенции, пополнять ее. Иными словами, Intranet представля- ет “интеллект” организации. Конечная цель этого интеллекта состоит в том, чтобы организовать рабочий стол каждого сотрудника (а под понятием “ра- бочий стол” давно уже подразумевается персональный компьютер) с мини- мальной стоимостью, затратами времени и усилий, так, чтобы дать возмож- ность труду быть более производительным, а продукции – более своевремен- ной и конкурентоспособной.
|
Во-вторых, Intranet – это индивидуальный интеллект.
Internet – это соединение аппаратных средств, технологии и программ- ного обеспечения вместе. Intranet – нечто другое. Если в организации есть Internet, то все, что необходимо для построения Intranet уже существует. На самом деле построение Intranet подобно построению индивидуального ин- теллекта. Для этого необходимы подходы к изучению практического приня- тия решений, оперирование на всем информационном пространстве с четки- ми, ясными задачами, изучение информации для улучшения работы в буду- щем. Все это требует своевременной передачи информации всем, кому она нужна.
В-третьих, Intranet – это единый способ связи.
Intranet – это одновременно и локальная сеть, и система “клиент- сервер”, и персональный компьютер – словом, все то, что и раньше исполь- зовалось в различных организациях для работы с информацией. Но раньше все машины, программное обеспечение, и системы связи находились непо- средственно в их собственности. Невозможно было иметь внутреннюю связь всех данных без группы программистов и нового программного обеспечения
для каждого нового вида информации. С Intranet доступ ко всей информации, прикладным программам, данным, знаниям, процессам, и т.д. возможен в том же самом браузере для Internet. Нет больше огромного количества преобра- зований к различным форматам, а значит, упущенного времени, несовмести- мости версий и т.п. Вместо этого Intranet соединяет людей вместе, с Internet, серверами Web, базами данных единственным способом, позволяя им легко обучаться даже при использовании старого программного обеспечения.
|
В-четвертых, Intranet – это организационный центр.
Intranet – это возможность построить организацию на информационном уровне и предоставлять эту информацию всем, кому необходимо. Если со- трудник знает то, чем компания занимается, какова стратегическая система технического видения компании, каковы принципы руководства, кто есть клиентура и партнеры, то он может более ясно сосредоточиться на своем собственном вкладе в общее дело. Понятная всем единая web-страница, представляющая суть компании, эквивалентна успеху. Все филиалы и пред- ставительства могут постоянно обращаться к центральным сообщениям и выполнять указания. Таким образом, глобальная сеть используется не только как способ дешевой передачи информации на большие расстояния, но и как инструмент руководства процессом в организации.
§ 3.2.2. Уникальность Intranet
В этом параграфе мы попытаемся ответить на вопрос: “Что не является
Intranet?”
Во-первых, Intranet – не Internet.
Intranet не должен быть связан с Internet. Однако, рассылка почты и другой информации через Internet к клиентуре и партнерам весьма желатель- на, так что Internet хорош, но не необходим. Хотя Intranet и использует Inter- net, понятия и технологии Web, но внутренняя информация надежно удержи- вается внутри организации. Для обеспечения этой надежности очень акту- альны проблемы информационной безопасности, поскольку возможны ее
утечки. В связи с чем возникает ряд вопросов. Как организован надзор за ис- пользованием межсетевых технологий? Как установлен Intranet в каждом от- деле, кто помещает в него информацию и кто ею пользуется? Кто утверждает содержание информации? Имеются ли библиотеки графиков, эмблем, торго- вых марок, рабочих текстов, и другие дизайнерские вещи для каждой стра- ницы? Internet – это огромные возможности маркетинга и привлечения кли- ентов. Intranet же – внутренний механизм связи.
Во-вторых, Intranet – не локальная сеть.
При использовании одинаковых типов связи, разные локальные сети зависят от прикладных программ и от конкретного продавца. Эти продавцы оборудования и компании по установке сетей создали превосходные решения для любых информационных потребностей, но их технологии и решения от- личаются от Intranet. С моделью Intranet, возможно даже, что необходимость в их программном обеспечении отпадает. Раньше каждая организация, воз- можно, нуждалась в их операционных системах, их драйверах, их приклад- ных программах, и их программистах. Intranet-технология освобождает от
этого.
В-третьих, Intranet – не e-mail.
Intranet не только программа обмена почтой. Фактически, это альтерна- тива электронной почте. Внутренняя сеть предоставляет надежные, богатые различными свойствами прикладные программы, которые разделяют четыре стандартные сетевые услуги: управление директориями, электронной почтой, файлами и печатью.
В-четвертых, Intranet – это не только оборудование и программное обеспечение (серверы и браузеры).
Intranet не трудно установить. Связь одинакова в каждой операционной системе. Серверы – это нечто больше, чем просто компьютеры. Программное обеспечение – ни что иное, как универсальный графический интерфейс пользователя. Хотя существуют Netscape Communicator, Microsoft Internet Explorer и другие браузеры, они все имеют те же самые основные функцио-
нальные возможности. Они показывают web-страницы, web-формы и при- кладные программы Web. Intranet использует эти технологии, чтобы подклю- чить человеческую обработку информации с человеческими выводами и ре- шениями.
Таким образом, Intranet – не только эффективная организация инфор- мационного поля фирмы, но и организация ее структуры. Углубимся немного в технические подробности и покажем интерфейсы некоторых приложений Intranet.
§ 3.2.3. Архитектура Intranet
Рис. 32. Архитектура Intranet.
Как видно из рис. 32, в организации сохраняется и локальная сеть и выход в Internet. Появляется лишь новый узел, называемый брандмауэром или firewall. Firewall – это компьютер с установленным на нем специальном программным обеспечением, позволяющим:
* идентифицировать любого входящего из вне пользователя с тем, что-
бы запретить или разрешить ему доступ;
* распределять между пользователями права доступа;
* производить аудит и протоколирование вхождений, т.е. запись, кто,
когда и зачем входил во внутреннюю сеть;
* использовать криптографию, т.е. шифрование секретной информации;
* применять экранирование, т.е. возможность односторонней передачи данных.
Корпоративная Web-страничка в обычном MS Internet Explorer может выглядеть как на рис. 33.
Рис. 33. Вид корпоративной странички.
То, что мы видим на экране, – внутренняя информация, недоступная извне. Кроме браузеров информация может содержаться и в специально раз-
работанных приложениях, работающих в среде Intranet, если в этом есть не-
обходимость, рис. 34.
Рис. 34. Специальные приложения Intranet.
Вся эта информация может быть просмотрена и отредактирована в лю- бом месте, с любого компьютера, независимо от операционной системы или платформы, причем, нет никакой разницы, создается ли она в соседней ком- нате или на другом конце земного шара.
§ 3.2.4. Многоуровневый характер Intranet
Одним из важнейших достоинств Intranet с точки зрения принятия ре- шений о целесообразности внедрения этих технологий на предприятии явля- ется многоуровневый характер их функциональных возможностей. К одному концу спектра функциональных возможностей интрасети относятся статиче- ские Web-страницы, которые заменяют корпоративные печатные документы или обеспечивают новый способ совместного использования информации; на другом находятся сложные клиентские интерфейсы для офисных серверных
приложений. Естественно, что более высокий уровень функций стоит доро- же. Определение уровня возможностей своей интрасети, составляющего часть этого спектра, обеспечивает основу планирования, которое может ис- пользоваться компаниями для руководства принятием бизнес решений и осуществлением инвестиций в технологии.
Способность фирмы повысить уровень функциональности своей ин- трасети обуславливается рядом факторов, связанных с возможностью созда- ния соответствующей сетевой инфраструктуры. Сеть на базе TCP/IP с досту- пом к Internet, защищенным с помощью брандмауэра, - это необходимый стартовый минимум. Наличие соединений между персональными компьюте- рами, рабочими станциями, серверами и мэйнфреймами создаст массу благо- приятных возможностей для интеграции знаний и опыта, накопленных в компании. Наличие специалистов по технологиям клиент-сервер и Internet существенно влияет на качество и время выполнения работы.
Рассмотрим четыре основных функциональных уровня корпоративной интрасети.
* Уровень 1. Имея базовую сетевую инфраструктуру, организации мо- гут сделать следующий шаг для построения интрасети. Буквально в течение одного-двух дней можно установить недорогие браузеры и Web-серверы с базовым информационным наполнением. Это самый распространенный спо- соб создания интрасети “с нуля”.
Организационное значение исходной конфигурации интрасети непо- средственно связано с тем, насколько полезно ее информационное наполне- ние. Значимость этого наполнения способствует тому, что различные подраз- деления компании присоединяются к системе и добавляют информацию, и, следовательно, значимость интрасети экспоненциально увеличивается. Когда сеть начинает широко использоваться и появляется возможность доступа к “критической” массе данных, внимание администратора переключается на структуру и организацию информации.
На этом этапе мы имеем интрасеть уровня 1, обеспечивающую стати- ческий доступ к статическим данным. Термин “статический доступ” указы- вает на способ поиска информации пользователями. В рассматриваемом слу- чае он осуществляется с помощью имеющихся связей или известных адресов. Данные являются статическими: они однажды созданы и могут быть измене- ны только владельцем информации.
Сети уровня 1 характерны для начального этапа совместного использо- вания корпоративной информации. Являясь относительно простым, этот уро- вень, тем не менее, обеспечивает высокую отдачу от инвестиций. Компания Harris вычислила, что одно приложение, предоставляющее в интерактивном режиме справочник корпоративных методов и процедур, дает ежегодную экономию в 50 тыс. дол.
* Уровень 2. Со временем, когда пользователи обнаруживают, что най- ти нужную информацию становится все труднее и труднее, самая сильная сторона интрасети уровня 1 становится ее самой большой слабостью. Бога- тую сложную информацию трудно охватить с помощью структуры на основе ссылок. Значительный объем этой информации приводит к тому, что поиск нужных данных начинает требовать серьезных затрат времени. Поэтому на следующем этапе компания вводит поисковые средства.
Механизмы поиска информации и путеводители по Web упрощают пользователям нахождение документов, однако приводят к усложнению сис- темы, поскольку нуждаются в управлении индексами поиска. Кроме того, они заставляют администраторов с повышенным вниманием относиться к системной и сетевой производительности.
Итак, компания добралась до интрасети уровня 2. Инвестиции растут, поскольку многие из необходимых средств стоят намного дороже тех, кото- рые требовались для интрасети уровня 1. Но при этом пользователи получа- ют динамический доступ к статическим данным. Система помогает пользова- телю находить нужную информацию, но за поддержку информации по-
собствует более активному использованию информационной базы корпора-
ции.
* Уровень 3. Когда компания реализует интерфейсы между системой и
существующими базами данных и приложениями, происходит переход к ин- трасети уровня 3. Это позволяет связать с интрасетью финансовые, кадровые, инженерные, коммерческие и другие приложения и базы данных, чтобы обеспечить к ним более широкий доступ с помощью простого в использова- нии клиентского интерфейса.
Нередко такую систему считают интрасетью с полным набором услуг. Немногие инструментальные средства способны помочь в разработке подоб- ной среды. Для того чтобы обеспечить интерфейс с внешними ресурсами, требуется специализированный программный код. Во многих случаях необ- ходим дополнительный код для интеграции информации из множества ис- точников в единое представление.
Пользователи получают средства доступа нового поколения, которые помогают управлять все более усложняющейся информационной средой. Эти средства базируются на “выталкивающей” (push) модели предоставления ин- формации. Вместо осуществления запросов и поиска (по системе “вытягива- ния” информации), пользователи создают свои профили по интересам, на ко- торые ориентируется система, принимая решение, какую информацию вы- дать (“вытолкнуть”) данному пользователю. Пользователь получает сообще- ние, когда интересующие его данные поступают в интрасеть или когда про- исходят определенные изменения элемента базы данных. Теперь интрасеть обеспечивает динамический доступ к динамическим данным.
Интрасеть уровня 3 позволяет интегрировать все информационное бо- гатство корпорации. На этом уровне корпорация может строить приложения, обеспечивающие интеграцию данных из множества источников.
* Уровень 4. Это последний этап метаморфоз интрасети. Имея доступ ко всей корпоративной информации, организации могут настраивать его в
соответствии с задачами бизнеса, потребностями своих клиентов или отдель-
ных служащих.
Сложность и богатое информационное наполнение интрасети сделает возможной разработку нового поколения приложений. Данные о продажах будут взаимосвязаны с процессами отслеживания заказов, составления сче- тов и оплаты. В случае задержки поставок торговые агенты автоматически получат сообщения, которые позволят им оповестить заказчиков.
Организации будут разрабатывать приложения для настройки инфор- мации на специфические нужды пользователей. В качестве примера можно привести комплексную систему управления, которая обеспечит автоматиче- скую реализацию продаж при выполнении определенных условий и составит расписание, автоматически устанавливающее связь с нужной информацией о служащем или клиенте, либо сведениями по конкретному вопросу для прове- дения деловой встречи или какого-нибудь мероприятия.
Интрасети будут вовлечены в процесс обслуживания заказчиков, ин- тегрируя внутренние системы с продажами на базе Web, маркетинговыми и сервисными приложениями. Будет обеспечен персонифицированный доступ к персонифицированным данным внутри и - при соответствующих условиях - вне корпорации. Интрасети уровня 4 - это архитектура корпоративной ин- формации будущего, обеспечивающая плодородную почву для разработки и развертывания приложений.
Большинство сегодняшних интрасетей находятся на уровне 1 или 2, главным образом потому, что продукты, необходимые для создания функ- циональности уровня 2, начали появляться совсем недавно. В начале нового столетия стали разворачиваться и интрасети уровня 3. Приверженцы этой технологии уже вкладывают средства в разработку интрасетей уровня 3 и проводят некоторые эксперименты с приложениями уровня 4. Интрасети уровня 4 позволят компаниям реализовывать новые бизнес стратегии и при- ложения, которые фундаментальным образом изменят способы ведения де- ловых операций.
Пионеры в использовании интрасетей получили отдачу от инвестиций ROI (Return On Investment – возврат инвестиций) в размере более 1000% - го- раздо более высокую, чем дают вложения в любую другую технологию.
Экономия начинается уже в момент развертывания интрасети. По оценкам экспертов, даже одно приложение уровня 1, такое как Web-доступ к справочнику по персоналу компании, может дать твердую экономию в 10-15 долларов на каждого сотрудника. Проведенное компанией International Data Corp. (IDC) исследование “Интрасеть: снижение стоимости бизнеса”, показа- ло, например, что в компании Booz, Allen & Hamilton среда совместного ис- пользования информации, типичная для интрасети уровня 2, позволила полу- чить более 1300% отдачи от инвестиций.
Однако самые большие прибыли были получены от использования особо важных приложений, непосредственно связанных с конкурентоспособ- ностью компании, - это и характеризует интрасети уровней 3 и 4. Например, вычисленный IDC коэффициент ROI компании Cadence Design System соста- вил более 1700% для системы поддержки продаж, которая функционирует на базе корпоративной интрасети.
Резюмируя, можно сказать, что четырехуровневая модель интрасети обеспечивает эффективное планирование и реализацию стратегии создания интрасети, определения ожидаемых преимуществ и отдачи от инвестиций.