ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ КОНФЛИКТОВ?




Возьмем один пример: еду к обеду надо готовить на всех. Один приходит и просит прислугу приготовить горькую тыкву, так как это его любимый овощ. Другой не хочет есть горькую тыкву, потому что не любит. Это мелочь, но она может превратиться в большой конфликт. Это пример разделения как следствия различий в интересах.

Конфликт может разгореться из-за воображаемого соперничества изза чего-то. Я расскажу вам историю, чтобы исследовать этот вопрос.

Однажды спорили муж с женой. Жена сказала: «Я сделаю своего сына врачом», - а муж хотел, чтобы его ребенок был юристом. Спор получился очень горячим, и вокруг собрались люди. Неожиданно чувствительный очевидец спора попросил их перестать ссориться и сказал: «Почему вы оба ссоритесь? Хотя бы спросите у мальчика, чего хочет он». Жена на это ответила: «Наш сын еще не родился!»

Такого рода беспочвенные ссоры постоянно происходят в семьях. Это происходит потому, что люди не владеют искусством создавать гармонию. Они не знают, как оставаться спокойными, быть терпимыми или мириться. Им не достает искусства управлять семьей.

Если мы обратим немного внимания на три вещи – гармонию, примирение и управление – все конфликты можно разрешить. Мы видели братьев, которые когда-то были так близки друг другу, что их любовь можно было сравнить с любовью Рама и Лакшмана. Но когда дело дошло до дележа богатства, их враждебность можно было сравнить с враждебностью Рама и Равана.

УПРАВЛЕНИЕ

Эффективное управление является первым фактором мирного сосуществования. Без него раздор неизбежен. Это может быть семья, общественный институт или религиозная организация, недостаток управления является признаком диссонанса. Умная семья сначала уделит внимание управлению системой. Там, где нет управления, братская любовь быстро свернется, как молоко, в которое добавили лимонный сок.

Двое братьев жили вместе. У одного было четыре дочери, а у другого – ни одной. Тот подумал: у моего брата четыре дочери, и он потратил много денег на их свадьбы. У меня нет дочерей, поэтому я не отвечаю ни за какие расходы. Именно он должен уплатить все долги.

Такие мысли могут разрушить отношения двух любящих братьев. Однажды один активный член политической партии пришел к нам и сказал: «Гурудэв, я полностью разрушен». Мы спросили: «Почему? Что случилось? Он заплакал и сказал: «Нас четыре брата, и у нас большой бизнес. Пока я занимался политикой, они вели бизнес, и теперь они говорят, что я должен заплатить большой долг, поэтому у меня нет доли в бизнесе. Они попросили, чтобы я ушел из дома».

Было невозможно представить, как можно было так безжалостно поступить с таким человеком. Но это происходит, когда нет надлежащего управления.

ПРИМИРЕНИЕ

Вторым фактором мирного сосуществования является примирение. Люди невежественны в искусстве примирения, из-за чего даже небольшое происшествие время от времени становится причиной неприязни и враждебности. Пока не будет устранена неприязнь, проблему решить невозможно. Мир никогда не сможет развиваться без примирения.

На эту тему в Гайят сутре (канонической литературе) есть интересная история.

Слуга богатого купца убил сына своего хозяина, желая заполучить драгоценности. Его отправили в тюрьму. Самого купца обвинили в каком-то преступлении и тоже отправили в тюрьму. По случайному совпадению, их сковали одной цепью. В обед из дома купца в тюрьму прислали еду. Он ел, не обращая никакого внимания, на скованного напарника. Через некоторое время он захотел пойти в туалет. Он попросил своего напарника пойти с ним в туалет, потому что он никуда не мог ходить один (из-за кандалов). Тот отказался. Он сказал: «Я никуда не хочу идти. Я не обедал, и не хочу в туалет». Купцу пришлось договориться со слугой, что с этого момента он будет делиться всем, что пришлют ему на обед. Слуга согласился и пошел с ним. Со следующего дня купец начал делиться своей едой со слугой. Когда жена купца об этом узнала, она вышла из себя. Когда купца освободили из тюрьмы, и он вернулся домой, она перестала с ним разговаривать. Она сказала: «Я не хочу разговаривать с человеком, который кормил убийцу моего сына». Купец попросил ее хотя бы выслушать причину, по которой он это делал. Когда купец рассказал ей все, что произошло, она успокоилась.

Примирение – жизненная необходимость. Сколько можно продолжать ссориться? В конце концов, приходится договариваться. В прошлом происходили разрушительные войны, но каждая должна была быть закончена взаимным соглашением. Неверно направленное упорство и непримиримость ведут только к борьбе.

Для того чтобы жить спокойной жизнью, необходимо примириться с людьми. Когда плотник устанавливает в доме окна, он делает это не так уж примитивно. Сначала ему нужно сделать раму и внести различные поправки в ее размеры. Без этого он не сможет установить окна. Аналогично необходимо сделать поправки в жизни. Тому или другому человеку время от времени приходится подстраиваться. Только так человек может ладить со своей семьей.

ТЕРПИМОСТЬ

Гармония, примирение и управление являются важными факторами существования счастливой и устойчивой организации, но даже еще более важной является терпимость. Это краеугольный камень ненасилия, взаимопонимания и мирного сосуществования.

Проблема состоит в том, что сегодня люди утратили терпимость. Их умы стали сориентированы таким образом, что им стало очень трудно быть терпимыми к тем вещам, которые они считают неприемлемыми. Не говоря уже о взрослых, даже дети сегодня очень нетерпимы. Когда происходит нечто, с чем они не согласны, возникает хаос. Как могут два человека жить вместе, не будучи терпимыми по отношению друг к другу.

Если и пока мы не разовьем это качество, мы не сможем достичь мирного сосуществования. Для того чтобы жить вместе, люди должны быть терпимыми к слабостям, невежеству, умственной неуравновешенности, проблемам и болезням другого человека. Только когда человек способен быть терпимым ко всему этому, он может установить в семье мирное сосуществование. Если он этого не может, он страдает.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕРПИМОСТИ

Сегодня люди неверно понимают значение Терпимости. Терпимость не означает малодушие, слабость или немоту. Терпимость – это великая сила. Слабый ум никогда не может быть терпимым. Это черта сильного. Способность быть терпимым способствует развитию силы, развитию мужества. Это напоминает мне исполненные опыта слова Гурудэва Шри Тулси: «Ачарья должен быть более терпимым, чем обычный монах. Монах в некоторых случаях может терять самообладание, но Ачарья всегда должен оставаться спокойным». Это, воистину, акт величия. Не должно добавлять топливо в огонь гнева. Величие состоит в том, чтобы затушить огонь гнева водой мира и терпимости. Величие подобно брызгам воды, падающим на кипящее молоко, не давая ему убежать. Возможно, более старый человек может обладать этой силой понимания. Ребенок может не быть столь разумным. Когда глава семьи нетерпим, неизбежны конфликты и разрушение семьи.

Терпимость является самым важным фактором, способствующим мирной семейной жизни. Из всех искусств, искусство терпимости является самым лучшим. Ели даже многому научившись, человек не научился искусству терпимости, - он неудачник. Общество или семья, которым не достает этого искусства, никогда не будут счастливыми. Терпимость является ключевым фактором, способствующим развитию и прогрессу. Сегодня семьи разъединены, потому что эта способность исчезает. Эго не позволяет человеку быть терпимым. Каждый хочет жить по-своему. Это ясно описано в Махабхарате: «В обществе или у нации, где каждый считает себя лидером или учеником и становится излишне амбициозным, невозможно предотвратить несчастье и разрушение».

Семьи, где несколько поколений живут вместе, когда-то были образцом силы и единства. Никто не смел им перечить. Но сегодня семьи разделились, а следовательно, стали слабее. Люди предпочитают терпеть все несчастья и проблемы в одиночку, но не желают жить вместе, потому что они утратили способность к терпимости. Терпимость развивается в той среде, где люди привыкли уважать других. Тот, кто понимает важность жизни с другими в обществе, подчиняется главе семьи, сможет развить искусство терпимости.

ВЕРА В СВОЕГО ЛИДЕРА

Пятым фактором мирного сосуществования является вера в своего лидера. Только терпимый человек может уважать приказы старших и оставаться дисциплинированным. Послушание по-прежнему имеет большое значение в обществе, как и в семье, и только если люди относятся с уважением к указаниям старших или лидеров, общество будет процветать. Ачарьи сказали, что общество является успешным только тогда, когда в нем есть необходимое послушание и уважение к указаниям лидера или к его пути, тогда как другие общества – всего лишь мертвые общества. Другими словами, семья или общество являются идеальными, когда их члены верят в своих лидеров. Общество, где нет этой веры, теряет свое значение.

Хорошие отношения являются краеугольным камнем мира и прогресса. Семья, которая не стремится это принять, не может развиваться. Гармонизация лидерства, управления, послушания и указаний может вести к прогрессу.

Жила очень большая, но бедная семья. Однажды глава семьи подумал: «Почему мы не рубим деревья и не продаем древесину, чтобы заработать немного денег?» Он поделился своей идеей с семьей. Все они были рады это слышать и с готовностью согласились. Каждый взял в руки топор и направился в джунгли. Они выбрали одно большое дерево и начали его рубить. Ударив один раз, они услышали голос, который сказал: «Не рубите это дерево». Все хором ответили: «Мы делаем это, чтобы заработать себе на жизнь. Каждый человек имеет право зарабатывать себе на хлеб. Почему ты останавливаешь нас, когда мы решили сделать эту работу? Кто ты? Почему ты не выйдешь к нам поговорить?»

Такое единство произвело впечатление на говорящего, и он сказал: «Я священный дух этого дерева, и мне понравилось ваше единство. Не стоит беспокоиться. С этого момента я позабочусь о ваших заработках». «Как ты это сделаешь?» - спросили они все вместе. Неожиданно перед ними возникла чаша, и голос сказал: «Возьмите эту чашу, накройте ее крышкой и пожелайте любую еду, какую захотите. Когда вы снимите крышку, чаша будет заполнена едой». Теперь у голодной семьи был уникальный источник дохода. Для бедного человека еда является основной потребностью. Как только проблема обеспечения едой была решена, в семье воцарилось счастье. Сосед увидел перемены и подумал, что семья сейчас выглядит очень счастливой. Раньше они время от времени приходили, чтобы что-то одолжить. Но сейчас они даже не думают об этом, хотя у них нет ни работы, ни бизнеса. В чем причина их счастья? Чтобы удовлетворить свое любопытство, он спросил их: «Вы сейчас выглядите очень счастливыми. В чем причина?

Глава семьи был простым человеком. Он раскрыл секрет волшебной чаши, подаренной священным духом дерева. Когда сосед услышал эту историю, его одолела жадность. Он тоже решил отвести свою семью к этому дереву, чтобы получить волшебную чашу.

Он велел членам своей семьи сопровождать его, чтобы справиться с этим делом. Сначала члены семьи не согласились. Потом, после долгих настояний, они согласились пойти. Они пошли и остановились под деревом. Члены семьи начали спорить о том, кто первый начнет рубить дерево. В результате, вместо того, чтобы рубить дерево, они начали ссориться.

И тогда священный дух явился и спросил их: «Что вы делаете?» Глава семьи ответил: «Мы хотим срубить это дерево». Дух сказал: «Я божественный дух этого дерева. Уходите отсюда, иначе вы будете убиты». В ответ глава семьи пожаловался: «Это несправедливо. Нашему соседу ты дал божественную чашу, а нам ты угрожаешь».

Священный дух сказал: «Та семья была единой и дисциплинированной. Они уважали своего главу и усердно работали. Они не были жадными. Они пришли сюда с намерением заработать на жизнь, а не добыть божественную чашу. Но ваши намерения не были добрыми. Уходите отсюда, иначе ни один из вас не выживет». Разочарованной семье пришлось вернуться домой.

Когда человек верит в своего лидера и предан ему, нет ничего невозможного. Нам стоит глубоко задуматься об этом. Вера в своего лидера может стать основой единства, мира и развития семьи.

УЧТИВОСТЬ И ПРЕДАННОСТЬ

Шестым фактором мирного сосуществования являются учтивость и преданность. Джайнизм придает огромное значение скромности и преданности. Современный образованный человек воспринимает смирение как рабство. Такие мысли приводят к тому, что возрастает его гордость. Все религии в индийской культуре придавали должное значение учтивости. Поэтому говорится: «Винья Дадати Виньям», что означает: знание учит учтивости.

Трудно понять, чему нас учит образование. Глядя на сегодняшнюю систему образования, можно сказать, что она дает нам высокомерие. Так же современное образование учит студентов плохо вести себя со старшими, учителями и даже с директором и вице-премьером. С древних времен в индийской культуре существовала традиция вежливости и правила поведения. Это жизненная сила нашей традиции. Но сегодня это пересматривается. Семья, которая не следует традициям, не может жить в мире.

Учтивость по отношению к старшим – это одна сторона монеты. Другая сторона – это преданность. Учтивость и преданность идут рука об руку. Их равновесие является мантрой для мирной семейной жизни.

РАЗВИВАТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ

Седьмым фактором мирного сосуществования является развитие благодарности. Благодарность усиливает такое качество, как вежливость, и увеличивает среду преданности. Лорд Махавира сказал: «Трудно оплатить долг трем людям: гуру, родителям и мастеру». Люди обязаны проявлять благодарность учителю. Аналогично обязанностью ребенка является проявлять любовь к родителям, а обязанностью работника является отдавать должный труд работодателю с благодарностью. Эта мысль прогрессивна и ведет по пути ненасилия. Когда сострадание сходит на нет, ненасилие так же теряет свой смысл, и система нарушается. Порядок в обществе зависит от поведения людей, но его правила основаны на определенной философии и образе мышления.

Индийское общество сформировано на основе философии ненасилия и сострадания. Человек, который верит в ненасилие и сострадание никогда не может проявлять жестокость. Как он может игнорировать свою работу или беспомощных старых родителей? Он на это неспособен. Он не забудет тех, кто его вырастил. Поэтому, естественно, старые родители уверены, что о них позаботятся. Но там, где нет такого порядка, возникают проблемы. Сегодня страны Запада начали обращать внимание на эти проблемы. Они серьезно заботятся о том, чтобы развить чувство благодарности, основанное на ненасилии и сострадании. Тот, кто не благодарен своим родителям, никогда не может быть счастливым.

ВЕЖЛИВОСТЬ

Вежливость является восьмым фактором мирного сосуществования. Вежливость необходима для построения основы мирного сосуществования наряду со скромностью и благодарностью. Одним очень важным фактором, ведущим к разрушению семьи, сегодня является невежливость. Какой прекрасной раньше была система большой семьи, где несколько поколений жили вместе, сотня людей жила вместе в мире, с уважением к старшим и с любовью ко всем. Не было места для напряженности. Сегодня ситуация изменилась. В семье есть только один сын, и он может жить далеко от своих родителей. Бедные старые родители живут одни. Наилучшими решением для этой проблемы является «объединенная семья». Все члены объединенной семьи помогают друг другу. Никто никогда не будет брошен один.

УВЕРЕННОСТЬ И ДОВЕРИЕ

Девятым фактором, обеспечивающим мирное сосуществование, является уверенность и доверие. Уверенность и доверие – это два фактора, очищающие жизнь нашего общества. Без них жизнь была бы тупа и скучна. Человек не может быть счастливым без этих двух вещей.

Эти факторы даны нам, чтобы привнести в нашу жизнь энтузиазм. В «Упанишалах» говорится «раса ваи сах», что означает «что за жизнь без энтузиазма и страсти». Страсть сравнивается с божественностью, и ее нельзя обрести в одиночестве.

Индийская система организации семьи обладает этими качествами, хотя и в очень небольшом количестве. Похоже, западный мир находится на той стадии, когда эти качества отсутствуют. На Западе семьи рассредоточены. Отец не может быть уверен, что его дети, жена или невестка позаботятся о нем, когда он состарится. Семьи там разрушены, и не только в том смысле, что единство утрачено, но люди отказались и от добродетели благодарности. Пожилые люди на Западе унылы и мрачны. Причина их депрессии состоит не в недостатке возможностей или комфорта, это у них есть, и их правительства предоставляют им различные льготы. И все же они несчастливы. Старый человек жаждет любви и привязанности со стороны тех, кто ему дорог, и, если он этого не получает, он чувствует себя незащищенным и одиноким, и это является основной причиной депрессии пожилых людей.

В 1974 году известный писатель приехал ко мне и сказал: «Я был во многих европейских странах. Если кто-то хочет посмотреть, как выглядит несчастье, им надо посетить дома для престарелых в этих странах. Они являют собой живую картину несчастья на этой планете».

Я спросил: «Как же так, это же очень богатые страны. Это очень высоко развитые нации в этом мире. И я слышал, что их правительства обеспечили множество возможностей для своих престарелых жителей».

«Это правда, - ответил он. – Но правительство не обеспечивает лекарством, которое нужнее всего и необходимо для старого человека. Они предоставлены самим себе. У меня есть друг, который живет в доме для престарелых. Я пошел туда его навестить. Увидев меня, он меня обнял и заплакал. Я увидел, что все заботятся о внешних удобствах, таких, как еда и помещение, но чувства причастности и любви напрочь отсутствуют. Вот в чем причина того, что глаза почти всех пожилых людей полны печалью».

Жизнь нельзя прожить, основывая ее лишь на роскоши и удобстве. Помимо комфорта, любовь и чувство принадлежности являются факторами, которые по-настоящему удовлетворяют людей. Когда утрачены любовь и доброжелательность, из жизни уходит страсть, и она теряет свой смысл.

Этот писатель сказал мне: «Гурудэв, мой друг, живущий в доме для престарелых, сказал, что у них есть все необходимые удобства. Доктора приходят к ним два раза в неделю для регулярного осмотра, но за исключением этих двух дней никто не приходит даже посмотреть, живы они или нет. Если кто-то из них умрет, его тело заберут только в один их этих специальных дней. Более того, тело заберет муниципальный фургон, и человека похоронят как не имеющего наследников».

Воистину, это картина ада. При отсутствии сострадания, любви, близости, заботы и чувства принадлежности жизнь превращается в ад.

Однако совместная жизнь теряет свою привлекательность, если нет примирения, дисциплины, терпимости, послушания, скромности, благодарности, вежливости и доверия. Без всего этого невозможно сделать совместную жизнь совершенной. Мы встречали людей, которые оставляли своим наследникам наследство в миллионы долларов, но, когда они испускали свой последний вздох, с ними рядом не было никого. Слуги сообщали их детям об их смерти, и десяти человек не собиралось на их похороны. Последний ритуал приходилось выполнять слугам.

Эти люди, обладающие огромным состоянием, должны были умолять дать им две ложки лекарства. Не было никого, чтобы подать им хотя бы стакан воды. Разве это не ад? Любовь, это удобрение, без которого цветок жизни не может расти. Однако сегодня чувство любви и привязанности утрачивает свое значение. Ответ на вопрос, почему это происходит, является предметом для исследования. Происходит это вследствие существующих стандартов образования или в результате материалистского подхода, или это из-за всеобщей занятости? Сегодня традиции быстро исчезают, и люде утрачивают те преимущества, которые они давали.

Девять факторов мирного сосуществования являются следствием теории Анеканта. Над каждым из этих факторов необходимо серьезно размышлять и включать их в практику нашей жизни. Только тогда мы сможем обрести ключ к мирному плодотворному сосуществованию. Простое запоминание этих факторов не поможет.

Один человек спросил своего друга: «Я хочу поехать в Америку. Сколько это будет стоить?» Друг ответил; «Ни пенни». Человек удивился и спросил: «Кто возьмет тебя туда бесплатно? Деньги нужны в любом случае». Друг насмешливо ответил: «Я знаю тебя, мой дорогой, ты только строишь планы на бумаге, но никогда ничего не делаешь для их осуществления, а размышления ничего не стоят».

Только размышления и мечты об этих целях не помогут нам достичь желаемого. Полное следование принципам примирения, сотрудничества, дисциплины, терпимости, послушания, близости, благодарности, вежливости, уверенности и доверия позволить претворить в жизнь мечту о мирном сосуществовании.


ОСНОВНОЕ

k Мантра создания счастливого общества: «Мы с тобой должны жить вместе». «Или ты, или я» - это путь насилия.

k В любой религии человек, в первую очередь, должен научиться ненасилию и тому, что нет ничего абсолютного.

k Гармония, примирение и ненасилие – это три вещи, с помощью которых можно разрешить любой конфликт.

k Терпимость сохраняется в любой среде, где люди научились уважать других и понимать важность общества.

k Вера в своего лидера может стать основой единства, мира и развития семьи.

k Шестым фактором мирного сосуществования является вежливость и принадлежность. Баланс этих двух факторов является мантрой мирной семейной жизни.

k Седьмым фактором мирного сосуществования является развитие благодарности. Лорд Махавира сказал: «Трудно оплатить долг трем людям: гуру, родителям и мастеру».

k Вежливость является восьмым фактором мирного сосуществования. Для того чтобы построить основу мирного сосуществования, вежливость так же необходима, как скромность и благодарность.

k Еще одним фактором, ведущим к мирному сосуществованию, является уверенность и доверие. Два эти элемента очищают нашу общественную жизнь

ОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ

Для добродетели Мирного Сосуществования

Сосуществование – это добродетель, позволяющая существовать в мире при наличии различных взглядов верований, интересов и культур.

Поза

Выберите позу, в которой вы можете сидеть удобно и неподвижно в течение тридцати минут – полный лотос, полулотос, поза со скрещенными ногами или поза алмаза. Положение рук

k Гьяна мудра. Положите свою правую руку на правое колено, а левую – на левое ладонями вверх. Соедините кончики больших и указательных пальцев, слегка их сжав. Остальные пальцы должны оставаться прямыми и расслабленными.

k Брама мудра. Положите обе руки на бедра, одну поверх другой, развернув ладони вверх. Правая рука должна находиться над левой.

k Спокойно закройте глаза Произнесение Махапраны Двани

k Мягко сомкните губы, ваш позвоночник и шея должны составлять одну прямую линию.

k Ваш ум должен быть спокойным, отбросьте все мысли, расслабьте все мышцы и молча сделайте глубокий вдох в течение четырех-пяти секунд.

k Сконцентрируйтесь на своей макушке k Затем медленно выдыхайте через нос с закрытым ртом, произнося звук мммммм, похожий на жужжание пчелы. k Это может продолжаться в течение восьми-десяти секунд. Снова вдохните и повторяйте это упражнение в течение пяти минут.

Кайотсорга

k Расслабьте все мышцы тела.

k Отпустите из своего тела весь стресс

k Сконцентрируйтесь и позвольте своему мозгу путешествовать по всем частям тела от большого пальца правой ноги до макушки.

k Дайте себе команду расслабить каждую мышцу и почувствуйте, как ваши мышцы расслабляются.

k Используйте глубокую концентрацию и оставайтесь полностью бодрствующими Долгое дыхание

k Практикуйте медленное, долгое и ритмичное дыхание.

k Почувствуйте расширение мышц живота при вдохе и их сокращение при выдохе

Чтение

С полной концентрацией на центре блаженства, расположенном около вашего сердца, произнесите около девяти раз следующие строки:

k Я буду стараться придти к мирному сосуществованию k Я не буду поддерживать разрушительные или агрессивные действия.

Повторите это в своем уме девять раз.

Размышление

Размышляйте о желании обрести добродетель с помощью следующих строк:

k Сосуществование – это добродетель, дающая способность существовать в мире при наличии различных взглядов, верований, интересов и культур.

k Сосуществование – это искусство жить в мире как в семье, так и в обществе.

Завершите сеанс медитации трехкратным повторением Махапарана Двани.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: