Тема 1. Теоретические основы и психологические аспекты процесса принятия управленческих решений




Методы принятия управленческих решений

Тема 1. Теоретические основы и психологические аспекты процесса принятия управленческих решений. 2

1.1 Понятие и функции управленческих решений. 2

1.2 Технология разработки управленческих решений. 4

1.3. Психологические аспекты процесса принятия решений. 7

Тема 2. Методологические основы принятия управленческих решений. 17

2.1 Метод, методика, методология и подход. 17

2.2. Классификация методов принятия управленческих решений. 18

Тема 3. Методы оценки влияния внешней и внутренней сред при принятии управленческих решений. 24

3.1 Количественные методы.. 24

3.2 Качественные методы.. 28

3.3 Социологические методы.. 43

Тема 4. Методы прогнозирования при принятии управленческого решения. 67

4.1 Понятие, принципы и виды прогнозирования. 67

4.2 Классификация методов прогнозирования. 69

4.3 Методы экстраполяции. 71

4.4 Метод коллективных экспертных оценок. 82

Тема 5. Методы формирования целей, определения альтернатив и выбора решения 90

5.1 Понятие и характеристика целей. 90

5.2 Методы формирования целей, критериев и задач. 92

5.3 Методы определения альтернатив. 97

5.4 Методы организации и проведения коллективных экспертных оценок. 101

5.5 Методы сравнение альтернатив и выбора решения. 109

5.6 Методы выбора альтернатив при принятии коллективных решений. 113

Тема 6. Методы выбора альтернатив управленческих решений в условиях неопределенности и риска. 119

6.1 Принятие решений в условиях риска. 119

6.2. Принятие решений в условиях неопределенности. 122

 


 

Тема 1. Теоретические основы и психологические аспекты процесса принятия управленческих решений

 

1.1 Понятие и функции управленческих решений

 

На уровне организаций и объединений число документально оформленных решений достигает в среднем трехсот в год, на более высоких уровнях их значительно больше. Выборочный анализ показывает, что четвертую часть всех решений (до 25%) можно было не принимать из-за их неисполнимости. Происходит это по самым разным причинам: нелепости целей, сложности контроля, "обтекаемости" принимаемых мер, отсутствия сроков выполнения, закрепляемости ответственности за конкретными лицами. По существу отмеченное свидетельствует о браке в управленческой деятельности, порождающем серьезные экономические и социальные последствия (упущенную возможность, нерациональные затраты времени и средств, безответственность, снижение трудовой активности, разложение здорового психологического климата в коллективах). Поэтому организация глубокой проработки управленческих решений, грамотное оформление и соблюдение методологических принципов проведения этой работы приобретают особую актуальность[1].

Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся к числу междисциплинарных, поскольку выбор способа действий - это результат комплексной увязки различных аспектов: информационного, экономического, психологического, логического, организационного, математического, правового, технического и др.

Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъекта на объект управления), что в конечном счете ведет к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого организация как система функционировать не может. Данное обстоятельство подчеркивает определяющее место управленческого решения в процессе управления.

Однако, управленческое решение не самоценно. Оно не принимается просто так или ради самого процесса. Управленческие решения по сути есть реакции на какие-либо проблемы. С последними человек сталкивается ежедневно, если не ежечасно. Так, чувство голода, бесспорно, является проблемой и чтобы ее решить он должен совершить определенные действия – приготовить еду самому или же поесть в заведения общественного питания. Подавляющее большинство проблем, в том числе и управленческого характера, являются рутинными, т.е. обычными, повторяющимися, с решением которых человек настолько свыкся, что перестает их попросту замечать. В ходе разработки управленческих решений, какими обыденными они не казались, это обстоятельство важно помнить всегда, дабы деятельность руководителя не походила на описанный Р.Мертоном вид девиантного поведения – ритуализм.

Проблема в самом общем смысле это противоречивая ситуация требующего своего разрешения. Следует обратить внимание на смысловую разницу между терминами «противоречие» и «противоположность». В первом случае на объект управления воздействуют такие явления, которые препятствуют его нормальному функционированию.

Решение как процесс предполагает временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как акт выбора включает этап принятия решений с соблюдением особых правил. Решение как результат выбора - это волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов поведения ЛПР.

Учитывая вышесказанное и разнообразие в подходах к определению термина «управленческое решение» представляется наиболее удачным следующая ее формулировка.

Управленческое решение представляет собой акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), направленный на разрешение назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Исходя из этого определения, следует выделить ряд функций управленческого решения, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей, свидетельствующих о многогранности данного понятия.

Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития организации, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления - планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются через посредство решений.

Координирующаяроль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.

Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности, самоутверждение личности, творческая самореализация).

Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.

Важно социальное содержание выбранного способа действий, так как оно отражается на жизни менеджера, всех, кто с ним работает, то есть на интересе организации, коллектива. Не всякое экономически выгодное решение может быть эффективным в социальном плане. Примером тому может служить решение о росте производительности труда, сопряженное с нарушением техники безопасности, ухудшением условий труда работающих. В связи с этим чувство ответственности не должно покидать руководителя при выборе окончательной альтернативы. Просчет функционального исполнителя в аппарате управления (например, экономиста при определении нормы выработки для рабочего) имеет частный характер, ошибка руководителя при принятии решений является своего рода браком и отражается на результатах работы, политике организации в целом, а в крайних случаях может привести к ее ликвидации, потере рабочих мест, иметь глубокие социальные последствия.

 

1.2 Технология разработки управленческих решений

 

Процесс управления реализуется через управленческие решения, подготовку которых условно можно назвать технологией разработки (принятия) решений. Она представляет собой совокупность последовательно повторяющихся действий, складывающихся из отдельных этапов, процедур, операций.

Специалистами по управлению предлагаются различные схемы процесса разработки решений, различающиеся между собой степенью детализации отдельных процедур и операций. Одна из таковых будет приведена ниже, которая имеет важное значение, так как является основой для последующего описания методов принятия управленческих решения.

Итак, процесс разработки управленческих решений состоит указанных ниже этапов.

1-й этап – предварительная формулировка цели.

Как было уже сказано, управленческое решение это суть реакция на какую-либо проблему, поэтому предварительной целью будет разрешение проблемы. Но чтобы сформулировать пускай даже предварительную цель необходимо проблему осознать, если она, конечно, не является тривиальной. В противном случае следование описанной здесь технологии теряет всякий смысл. Также как нет смысла анализировать тренды цен на пшеницу, составлять план, разрабатывать и оценивать альтернативы только для того, что сходить за хлебом в магазин.

При осознании проблемы оценивается её актуальность и значимость, производится сравнение с иными возникающими проблемами, устанавливается степень её приоритетности.

Проблема может носить и потенциальный характер и тогда она предстает в виде противоречия между знанием и незнанием. В этом случае целью управленческого решения будет проведение своего рода профилактических мероприятий.

На этом этапе применяются всеобщие (логические) методы (анализ, синтез, сравнение, индукции, дедукции, аналогии, абстрагирования и другие). Не лишним здесь будет использование интуиции.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!