Тема 2. Методологические основы принятия управленческих решений




 

2.1 Метод, методика, методология и подход

 

Термины метод, методика, методология и подход близкие по содержанию, так сказать одного порядка понятия, знание содержания которых позволяет ответить на вопрос «Как принять решение?».Стоит отметить, что в науке имеются расхождение в определении данных понятий. Общепринятые значения отсутствуют. Однако, это не может являться поводом для отказа от их употребления вообще. Без опоры на определенные исходные положения дальнейшее изложение материала не возможно. Поэтому в целях установления начальной точки терминологических координат необходимо условиться о значении каждого из них.

Метод (греч. methodos – буквально “путь к чему-либо”) – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Соответственно, метод принятия управленческих решений это совокупность способов и приемов, правил разработки управляющих решений.

Методы управленческих решений конкретизируются в методике, т.е. последнее представляет собой описание конкретных действий, позволяющих правильно (в соответствии с правилами) принять управленческое решения. В качестве иллюстрации разницы между методом и методикой управления в описанных смыслах следует привести такой пример. Всем хорошо известный метод кнута и пряника может конкретизироваться у какого-либо руководителя в применении им преимущественно материального стимулирования (денежные премии и штрафы). В этом случае данная конкретизация и будет методикой.

К слову сказать, хотя штрафы и запрещены Трудовым кодексом РФ это не исключает их применения. Обычно это маскируется под лишение премий.

Помимо указанного, под методикой иногда понимается совокупность методов, а также целей, принципов и содержание управленческий деятельности.

Другим описываемым здесь понятием является методология принятия управленческих решений, которое может употребляться в двух смыслах.

Первый – совокупность методов, используемых в ходе принятие управленческих решений. В этом случае это понятие методология тождественно методике, во втором из приведенных значений.

Второй – область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации принятия управленческих решений, т.е. это наука о методах принятия управленческих решений.

Последним описываемым термином будет подход к принятию управленческих решений. Под ним понимается сложный методический комплекс, который включает в себя определенную совокупность методов, методик и методологий, особый ракурс рассмотрение управленческой проблемы и её решения. Это наиболее широкое из всех перечисленных здесь.

В теории и практике управления выделяют системный, административный, функциональный, нормативный, динамический, комплексный, ситуационный и другие подходы. Более подробно каждый из них будут рассмотрены ниже.

Следует еще раз подчеркнуть, что упомянутые определения не является единственно возможными. В иных научных дисциплинах они могут рассматриваться с различных исследовательских позиций.

 

2.2. Классификация методов принятия управленческих решений

 

Классифицировать методы, которые применяются в ходе принятия управленческих решений можно по нескольким основаниям.

Первое основание это распространенность и место методов в ходе теоретической и практической деятельности. В этом случае следует выделить всеобщие (логические), общенаучные и частнонаучные.

К методам первой группы (всеобщие или логические) относятся дедукция, индукция, синтез, анализ, абстрагирование, аналогия и другие. Их особенность заключается в том, что они применяются не только в научных исследованиях или практике управления, но также в ходе решения повседневной, житейских проблем. Некоторые из них настолько вжились в нашу обыденность, что мы зачастую не осознаем их применения. Так по количеству людей стоящих на остановке мы можем предположить как давно уехал автобус и, соответственно, сколько ждать следующего. Использованный в приведенном примере метод можно назвать индуктивно-дедуктивным: на основе опыта мы сделали обобщение (индукция), а затем распространили его на другие подобные случаи (дедукция).

Анализ (греч. – разложение, расчленение) – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.

Основная познавательная задача анализа состоит в том, чтобы из многообразия сторон изучаемого предмета выделить его сущность не путем механического расчленения целого на части, а путем выделения и изучения сторон основного противоречия в предмете, обнаружить основу, связывающую все его стороны в единую целостность, и вывести на этой основе закономерность развивающегося целого. Разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы – классификация и периодизация.

Синтез (греч. – соединение, сочетание, составление) – объединение реальное или мысленное различных сторон, частей предмета в единое целое. При этом следует иметь в виду, что синтез – это не произвольное, эклектическое соединение “выдернутых” частей, “кусочков” целого, а диалектическое целое с выделением сущности. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Они играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.

Абстрагирование это процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование).

Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными, – главный вопрос абстрагирования. Ответ на вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления, от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в зависимости, прежде всего, от природы изучаемого предмета или явления, а также от задач познания.

Идеализация чаще всего рассматривается как специфический вид абстрагирования. Идеализация – это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется так называемый “идеализированный объект”, которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов.

Индукция (лат. – наведение) – логический метод, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. В индукции данные опыта “наводят” на общее, индуцируют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы.

Дедукция (лат. – выведение) – процесс перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений – посылок к их следствиям (заключениям). Как один из методов (приемов) научного познания тесно связан с индукцией. Это, как бы, диалектически взаимосвязанные способы движения мысли.

Аналогия (греч. – соответствие, сходство) – метод научного познания при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами. Умозаключение по аналогии – выводы, которые делаются на основании такого сходства. Таким образом, при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта (“модели”) переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Заключения по аналогии являются правдоподобными: например, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.

Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным.

Вторая группа, именуемая общенаучной, в свою очередь, делится на теоретические и эмпирические методы.

Наблюдение, эксперимент, описание, измерение относят к эмпирическим.

Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях.

Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в "чистом виде".

Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

К теоретическим методам относят формализацию, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, системный и структурно-функциональный метод.

Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.).

Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного, естественного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Формализация служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания.

Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. Формализация, таким образом, есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания.

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода. Следовательно, доказательство в аксиоматическом методе - это некоторая последовательность формул, каждая из которых есть либо аксиома, либо получается из предыдущих формул по какому-либо правилу вывода.

Гипотетико-дедуктивный метод - метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер.

Восхождение от абстрактного к конкретному - метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции ("начало" - одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату - целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. В качестве своей предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их "закреплению" в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному - это и есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному - это процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему, здесь господствуют приемы синтеза и дедукции.

Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) - в физических характеристиках, структуре, функциях и др.

Системный метод - совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.

Структура понимается как нечто инвариантное (неизменное) при определенных преобразованиях, а функция как "назначение" каждого из элементов данной системы.

Третьей группой методов являются частнонаучные. Их особенность в применении лишь в отдельных (пускай даже нескольких) научных отраслях. Всеобщего или всенаучного распространения, в отличии от первой или второй группы, они не имеют. К таковым можно отнести опрос, анализ документов, игровые методы и ряд других. Более подробно они будут рассмотрены ниже.

Второе основание классификации методов применяемых при разработке управленческих решений это методологическая база. В этом смысле выделяют количественные и качественные (эвристические) методы. Отличие заключается в том, что при использовании первых те или иные характеристики объекта исследования и управления можно представить в количественном (численном) выражении. Более того это является главной задачей количественного исследования. Однако, подобное сделать не всегда возможно в силу сложности и неоднозначности окружающего мира. На выручку в данном случае приходят качественные методы. К количественным методам относится большой спектр методов опирающихся на математический аппарат (статистические, эконометрические и т.д.). К качественным – SWOT и PEST – анализ, деловая игра, «проблемное колесо» и т.д.

Третье основание - число лиц принимающих решения. Здесь различают коллективные (групповые) и индивидуальные методы принятия решения. Лейтмотивом использования коллективных методов может служить известная пословица "Одна голова хорошо, а как - лучше". К ним относятся мозговой штурм, методы суда, Дельфи и т.д.

Этапы принятия решения является четвертым основанием классификации методов принятия управленческих решений. Здесь необходимо выделить следующие группы методов: методы анализа влияния внутренней и внешней сред, прогнозирования, формирования цели, определения, сравнения альтернатив и выбора решения, оценки эффективности управленческих решений, моделирования, организации реализации решения, контроля реализации решений. Необходимо отметить, что ряд методов могут быть использованы чуть ли не на всех этапах принятия управленческого решения. Примером этого могут служить методы коллективных экспертных оценок, методы моделирования.

На взгляд автора последнее основание классификации является наиболее удачным с точки зрения порядка изложения учебного материала, так как имплицитно содержит в себе технологию принятия решения.

Конечно, приведенная классификация не является исчерпывающей или всеохватывающей. Существует ряд методов принятия управленческих решений, которые проблематично причислить к какому-либо из перечисленных классов или же они могут принадлежать сразу к нескольким. Однако, вряд ли можно утверждать, что существует более удачный вариант классификации.


 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!