Индикатор – доступная наблюдению и измерению характеристика (признак) изучаемого объекта.




В качестве индикаторов выступают факты, поддающиеся количественной характеристике, но это также могут быть оценки, установки, суждения, выражающие их отношение к различным социальным явлениям. Они представляют собой варианты ответов на вопросы.

При выборе индикаторов необходимо руководствоваться следующим:

– выбор индикаторов предопределен операционными понятиями, именно они очерчивают круг фактов, которые могут быть использованы в качестве индикаторов;

– есть операциональные понятия, которые сами выполняют роль индикаторов: возраст, национальность, пол и т. д. В данном случае ответ на вопрос строго определяется этими понятиями;

– имеются операциональные понятия, которые требуют использования не одного, а нескольких индикаторов;

– в каждом случае выбор совокупности индикаторов зависит от характера объекта социологического исследования, условий, в которых он находится.

Ответы, размещенные в определенной последовательности, образуют шкалу измерения .

В социологических исследованиях для измерения используются следующие типы шкал: номинальная (наименований), ранговая (порядков), интервальная (метрическая).

Номинальная шкала отражает лишь свойства объектов, которыми они отличаются друг от друга. Анализируемые объекты(явления) сводятся в группы относительно какого-либо признака и им присваиваются числа.

Например, пол: 1) мужской, 2) женский; национальность: 1) русский, 2) украинец, 3) белорус и т. д.

О степени выраженности данного свойства или признака ничего не говорится, фиксируется только факт его наличия.

С помощью номинальной шкалы измеряются интересы людей, их мнения, род занятий, семейное положение и т. д.

Ранговая, или порядковая, шкала отражает степень выраженности измеряемого свойства. Согласно этой шкале, ответы, отражающие измеряемое свойство, располагаются в строгом порядке от наиболее значимой к наименее значимой позиции и наоборот.

Например, в рамках данной шкалы ответы на вопрос: "В какой степени Вы способны управлять своими эмоциями?" располагаются следующим образом:

1) В большинстве случаев я в состоянии управлять собой.

2) Бывает, что не могу совладать с собой.

3) Часто чувствую, что не в состоянии управлять собой.

Номера ответов представляют собой ранги.

Интервальная (метрическая) шкала служит в основном для замера количественных характеристик, т. е. позволяет определить не только степень, но и меру выраженности какого-либо признака изучаемого явления.

Имеются в виду те признаки, которые можно выразить числом. Это возраст, доходы, время, затраченное на те или иные виды деятельности, и т.д.

Важно учитывать, что выбор шкалы, в которой предполагается измерение социальных величин, должен производиться исходя из требований, предъявляемых к ней: ее валидности, полноты и чувствительности.

Валидность выражается в том, что используемая шкала измеряет именно те свойства или качества изучаемого явления, которые исследователь хочет измерить.

Например,степень удовлетворенности своим материальным положением при изучении отношения к существующему социально-экономическому состоянию государства.

Полнота шкалы измерения предполагает, что в вариантах ответов на вопросы учтены все значения индикатора.

Например, при изучении названной проблемы должны быть учтены все факторы, обусловливающие удовлетворенность или неудовлетворенность своим материальным положением населения Российской Федерации.

Чувствительность шкалы – это способность выявить отношения респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации.

Она определяется количеством позиций в вариантах ответов на вопросы. Обычно используются шкалы с тремя, пятью и семью позициями. Чем больше позиций, тем выше чувствительность шкалы. Например, можно предложить пять позиций для ответа на вопрос: "В какой степени Вы удовлетворены своим материальным положением?":

1) удовлетворен полностью;

2) в основном удовлетворен;

3) не совсем удовлетворен;

4) удовлетворен в малой степени;

5) совсем не удовлетворен.

5. Выдвижение гипотез и постановка задач исследования.

Гипотеза – это обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые необходимо подтвердить или опровергнуть.

Многие авторы отмечают, что гипотезы возникают на стыке знания и незнания. При этом исходные предпосылки для их выдвижения – отсутствие знаний, позволяющих дать объяснения и предположения о причинах явлений, процессов, т. е. явление известно, а причины, порождающие его, – нет. На основе известного делается предположение о причинах данного явления, а затем в ходе исследования собираются данные, которые подтверждают или опровергают выдвинутое предположение. Это происходит следующим образом.

Выдвинув и четко определив проблему, исследователь в первую очередь пытается понять ее на основе имеющихся у него знаний и прежнего опыта. Другими словами, старается объяснить старыми знаниями и опытом то, что еще не полностью познано. В этом случае на основе имеющихся знаний он осуществляет предварительное толкование проблемы: делает предположения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, т. е. исследователь формулирует гипотезу или ряд гипотез.

При выдвижении гипотез необходимо руководствоваться следующими требованиями:

– гипотезы не должны быть тривиальными, т. е. такими, доказательство или опровержение которых ничего не дает социологической науке. Они должны выходить за рамки обыденного сознания;

– гипотезы должны быть четко сформулированы, так как в противном случае их нельзя проверить;

– они должны быть доступными проверке в процессе данного социологического исследования;

– они не должны противоречить известным и проверенным фактам, а также друг другу.

Следует помнить, что от правильного формулирования гипотез во многом зависят направленность и результаты исследования.

Гипотезы бывают описательные и объяснительные, основные и дополнительные.

Описательные гипотезы объясняют структурные функциональные связи изучаемого объекта, а объяснительные – причинно-следственные зависимости.

Основные гипотезы относятся к центральной проблеме исследования, а дополнительные – к косвенным. Поэтому в ходе исследования нередко выдвигаются не одна, а несколько гипотез.

Задачи социологического исследования формулируются в соответствии с целью исследования и его гипотезами и могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи подразумевают поиск ответа на главный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?

Дополнительные задачи обеспечивают решение главного вопроса. Кроме того, дополнительные задачи ставятся в интересах проверки вспомогательных гипотез.

Методико-организационный раздел программы включает следующие элементы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: