В качестве индикаторов выступают факты, поддающиеся количественной характеристике, но это также могут быть оценки, установки, суждения, выражающие их отношение к различным социальным явлениям. Они представляют собой варианты ответов на вопросы.
При выборе индикаторов необходимо руководствоваться следующим:
– выбор индикаторов предопределен операционными понятиями, именно они очерчивают круг фактов, которые могут быть использованы в качестве индикаторов;
– есть операциональные понятия, которые сами выполняют роль индикаторов: возраст, национальность, пол и т. д. В данном случае ответ на вопрос строго определяется этими понятиями;
– имеются операциональные понятия, которые требуют использования не одного, а нескольких индикаторов;
– в каждом случае выбор совокупности индикаторов зависит от характера объекта социологического исследования, условий, в которых он находится.
Ответы, размещенные в определенной последовательности, образуют шкалу измерения .
В социологических исследованиях для измерения используются следующие типы шкал: номинальная (наименований), ранговая (порядков), интервальная (метрическая).
Номинальная шкала отражает лишь свойства объектов, которыми они отличаются друг от друга. Анализируемые объекты(явления) сводятся в группы относительно какого-либо признака и им присваиваются числа.
Например, пол: 1) мужской, 2) женский; национальность: 1) русский, 2) украинец, 3) белорус и т. д.
О степени выраженности данного свойства или признака ничего не говорится, фиксируется только факт его наличия.
С помощью номинальной шкалы измеряются интересы людей, их мнения, род занятий, семейное положение и т. д.
|
Ранговая, или порядковая, шкала отражает степень выраженности измеряемого свойства. Согласно этой шкале, ответы, отражающие измеряемое свойство, располагаются в строгом порядке от наиболее значимой к наименее значимой позиции и наоборот.
Например, в рамках данной шкалы ответы на вопрос: "В какой степени Вы способны управлять своими эмоциями?" располагаются следующим образом:
1) В большинстве случаев я в состоянии управлять собой.
2) Бывает, что не могу совладать с собой.
3) Часто чувствую, что не в состоянии управлять собой.
Номера ответов представляют собой ранги.
Интервальная (метрическая) шкала служит в основном для замера количественных характеристик, т. е. позволяет определить не только степень, но и меру выраженности какого-либо признака изучаемого явления.
Имеются в виду те признаки, которые можно выразить числом. Это возраст, доходы, время, затраченное на те или иные виды деятельности, и т.д.
Важно учитывать, что выбор шкалы, в которой предполагается измерение социальных величин, должен производиться исходя из требований, предъявляемых к ней: ее валидности, полноты и чувствительности.
Валидность выражается в том, что используемая шкала измеряет именно те свойства или качества изучаемого явления, которые исследователь хочет измерить.
Например,степень удовлетворенности своим материальным положением при изучении отношения к существующему социально-экономическому состоянию государства.
Полнота шкалы измерения предполагает, что в вариантах ответов на вопросы учтены все значения индикатора.
|
Например, при изучении названной проблемы должны быть учтены все факторы, обусловливающие удовлетворенность или неудовлетворенность своим материальным положением населения Российской Федерации.
Чувствительность шкалы – это способность выявить отношения респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации.
Она определяется количеством позиций в вариантах ответов на вопросы. Обычно используются шкалы с тремя, пятью и семью позициями. Чем больше позиций, тем выше чувствительность шкалы. Например, можно предложить пять позиций для ответа на вопрос: "В какой степени Вы удовлетворены своим материальным положением?":
1) удовлетворен полностью;
2) в основном удовлетворен;
3) не совсем удовлетворен;
4) удовлетворен в малой степени;
5) совсем не удовлетворен.
5. Выдвижение гипотез и постановка задач исследования.
Гипотеза – это обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые необходимо подтвердить или опровергнуть.
Многие авторы отмечают, что гипотезы возникают на стыке знания и незнания. При этом исходные предпосылки для их выдвижения – отсутствие знаний, позволяющих дать объяснения и предположения о причинах явлений, процессов, т. е. явление известно, а причины, порождающие его, – нет. На основе известного делается предположение о причинах данного явления, а затем в ходе исследования собираются данные, которые подтверждают или опровергают выдвинутое предположение. Это происходит следующим образом.
Выдвинув и четко определив проблему, исследователь в первую очередь пытается понять ее на основе имеющихся у него знаний и прежнего опыта. Другими словами, старается объяснить старыми знаниями и опытом то, что еще не полностью познано. В этом случае на основе имеющихся знаний он осуществляет предварительное толкование проблемы: делает предположения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, т. е. исследователь формулирует гипотезу или ряд гипотез.
|
При выдвижении гипотез необходимо руководствоваться следующими требованиями:
– гипотезы не должны быть тривиальными, т. е. такими, доказательство или опровержение которых ничего не дает социологической науке. Они должны выходить за рамки обыденного сознания;
– гипотезы должны быть четко сформулированы, так как в противном случае их нельзя проверить;
– они должны быть доступными проверке в процессе данного социологического исследования;
– они не должны противоречить известным и проверенным фактам, а также друг другу.
Следует помнить, что от правильного формулирования гипотез во многом зависят направленность и результаты исследования.
Гипотезы бывают описательные и объяснительные, основные и дополнительные.
Описательные гипотезы объясняют структурные функциональные связи изучаемого объекта, а объяснительные – причинно-следственные зависимости.
Основные гипотезы относятся к центральной проблеме исследования, а дополнительные – к косвенным. Поэтому в ходе исследования нередко выдвигаются не одна, а несколько гипотез.
Задачи социологического исследования формулируются в соответствии с целью исследования и его гипотезами и могут быть условно разделены на основные и дополнительные.
Основные задачи подразумевают поиск ответа на главный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?
Дополнительные задачи обеспечивают решение главного вопроса. Кроме того, дополнительные задачи ставятся в интересах проверки вспомогательных гипотез.
Методико-организационный раздел программы включает следующие элементы: