Органы власти обязаны реагировать на конкретные факты нарушений, указанные в СМИ, и находящиеся в сфере их компетенции. Реакция на такие факты должна быть конструктивной. Должна быть предусмотрена и ответственность, если эта обязанность не выполняется. Необходима также государственная поддержка СМИ без вмешательства в их текущую деятельность, так как должна быть гарантирована их максимальная независимость.[18]
Лекция 13. Методы рационализации личного труда госслужащего. (2 ч.)
Вопросы:
1.Личная тектология.
2. Поиск резервов при рационализации личного труд государственного служащего.
1. Личная тектология.
Вопрос о методах рационализации личного труда государственных служащих целесообразно рассматривать в рамках науки тектологии, которая применительно к нашей теме дает советы как «строить свою жизнь», организовывать свою деятельность и поведение. В рамках данной науки предлагается ряд правил организации самоуправления и методов рационализации личного труда среди которых необходимо отдельно выделить следующие:
Самопознание - непрерывный процесс активного творческого анализа «человеческого бытия», существования, взаимодействие с окружающим миром.
Самовоспитание - процесс самоуправления личности; сознательная, целенаправленная, творчески преобразующая деятельность, в ходе которой индивид волевым усилием развивает в себе социально и личностно значимые природные задатки и способности.
Самовоспитание можно рассматривать как ряд методов, выработанных в процессе опыта жизни людей и делающих самоуправление возможным и рациональным.
Условно можно разделить эти методы на пять подгрупп:
- методы побуждения себя к осмысленной деятельности;
|
- методы овладения собой;
- методы сдерживания поступков, влечений, чувств, неблагоприятных для общества, окружающих;
- методы одобрения в ситуациях, которые вызывают растерянность и неуверенность в своих силах;
- методы переключения себя с одного вида деятельности на другой в процессе преодоления отрицательных явлений.
Самопознание и самовоспитание как факторы регулирования поведения личности.
Исходя из этих позиций государственный служащий выявляет особенности постановки и достижения целей, принципы и правила грамотного планирования своих действий.
Важным здесь является:
1. Приоритетность;
2. Соотношение чисто рабочего времени к рабочему времени – 40-60;
3. Выполнение самых трудных заданий в первую очередь;
4. Учет ритма работоспособности: подъем – 5-6; 11-12; 16-17; 20-21; 24-1 (час); спад – 2-3; 9-10; 14-15; 18-19;23-24 (час);
5. Учет повышенной продуктивности в первой половине рабочего дня (до обеда), в среду и в четверг;
6. Установление точных сроков для исполнения дел. (Происходит приучивание себя к самодисциплине, отказ от нерешительности, промедления и откладывая дел);
7. Резервирование продолжительных промежутков времени для решения крупных задач, коротких – для мелких;
8. Перенесение невыполненных задач в план следующего дня;
9. Составление планов в письменном виде;
10. Фиксирование в планах результатов или целей;
11. Выработка умения отличать важное от спешного.
В практике повседневной работы руководителю не рекомендуется первоначально браться за решение самых простых и легких задач, которые требуют минимальных затрат рабочего времени. Следует приступать к решению задач, сообразуясь с их значением и важностью.
|
Это положение подтверждается известным принципом Парето или принципом 80:20. В общем виде данный принцип свидетельствует о том, что внутри данной группы или множества отдельные малые части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их относительному удельному весу в этой группе. Перенесение содержания принципа на рабочую ситуацию означает, что в процессе работы за первые 20% расходуемого времени руководителем достигается 80% итогового результата. Остальные 80% затраченного времени приносят ему лишь 20% общего итога работы. Следовательно, руководителю рекомендуется первоначально решать немногочисленные «жизненно важные» проблемы, а затем — многочисленные «второстепенные».
В рамках тектологии также исследуется техника личной работы и поиск резервов для повышения эффективности управленческого труда.
Техника личной работы – это часть научной организации личного труда, его технологии, индивидуальный слить и методы каждого работника. Техника личной работы служащего – это часть техники управления.
Говоря о технике личной работы, приходится иметь дело с очень большим кругом проблем: от машин до технической эстетики. В технике личной работы проблемы ставятся в чисто техническом плане: при каком оборудовании (письменный стол, стул, шкаф и т.д.), при каком внешнем оформлении письменных материалов, при каком способе хранения этих материалов и т.д. достигается максимальный эффект в личной работе при минимальных затратах времени и сил.
|
Техника личной работы должна отвечать основной идее научной организации труда – максимальному эффекту. Эта цель достигается за счет методов и приемов организации и за счет правильной техники личной работы.
Необходимым звеном техники личной работы является техника рабочих операций. Сюда включается умелое распределение дел, грамотная форма записей, ясная картина загруженности недели, регулярный анализ сделанного, рационализация операций, работа с картотекой и т.д.
Необходимым элементом эффективности работы являются условия труда. Условия труда – это совокупность элементов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на функциональное состояние организма человека – здоровье, работоспособность, удовлетворённость трудом и его эффективность. В комплексе мер, обеспечивающих эффективность труда, большая роль отводится организации рабочих мест и созданию благоприятных условий труда. Под рабочим местом понимается зона трудовой деятельности служащего, оснащенная необходимыми средствами труда.
Культуру техники работы во многом определяет и техника литературной работы. Государственный служащий должен грамотно писать, литературным языком излагать свои мысли, пользоваться цитатами, примерами, цифрами. Грамматическая правильность, точность и выразительность языка позволяют свободно выражать свои мысли и умело использовать «оружие слова».
С этими требованиями также связан подготовка выступлений на собраниях, стиль оратора, выразительность языка и в целом вся техника выступления.
2.Поиск резервов при рационализации личного труд государственного служащего.
Обозначенная в названии вопроса проблема тесно переплетается с проблемой поиска резервов в повышении эффективности управленческого труда в целом.
Повышение эффективности управленческого труда государственных служащих может происходить за счет: устранения потерь рабочего времени, совмещения профессий, совершенствования кадровой политики и систем оплаты труда, механизации управленческого труда за счет ликвидации ненужной работы; лучшей организации исполнения отдельных операций управления, воздействующих на ход производства; повышения эффективности отдельных операций управления производством в организации. В каждой организации существует еще много операций управления, которые никакого воздействия на ход дел не оказывают.
Повышение эффективности управленческого труда за счет совмещения функций управления достигается путем расширения области обслуживания в пределах одинакового вида работ или совмещения видов работ в пределах данного управленческого участка. Изучение фактической загрузки рабочего дня управленца, специалиста, служащего указывает на значительные возможности совмещения профессий. Так, фотографии рабочего дня этих категорий работников свидетельствуют, что потери рабочего времени составляют от 20 до 40%. Однако совмещение функции управления как формы повышения производительности труда работников управления не получило должного распространения.[19]
Определяющим при всем этом является движение за научную организацию труда в России, которое связано с именами известных ученых - А.К.Гастева и П.М. Керженцева.
В конце 1920 г. видный общественный деятель, ученый и поэт А.К.Гастев начал создавать Центральный институт труда (ЦИТ). В 1921 г. прошла 1-я Всероссийская конференция по вопросам научной организации труда.
На ЦИТ были возложены задачи исследования, разработки и практического внедрения в промышленность наиболее совершенных и прогрессивных методов организации труда и производства, подготовки кадров, усовершенствования орудий труда.
Сотрудники ЦИТ считали, что создание собственной концепции реорганизации труда на научной основе возможно в результате критического переосмысления всех теоретических достижений и практического опыта, накопленных в промышленно развитых странах.
Разработанная коллективом ЦИТ концепция, названная Гастевым концепцией трудовых установок, включала в себя три главных органически взаимосвязанных и взаимоперекрещивающихся направления:[20]
• теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места;
• методику рационального производственного обучения;
• теорию управленческих процессов.
Концепция ЦИТ охватывала сферы техники и технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории, педагогики.
Лекция 14. Работоспособность и самоконтроль в деятельности государственного служащего. (2 ч.)
Вопросы:
1. Проблемы самоконтроля процесса и результатов деятельности государственного служащего.
2. Основные функции и способы контроля.
1. Проблемы самоконтроля процесса и результатов деятельности государственного служащего.
Прежде всего необходимо отметить, что под контролем понимается процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданными. Руководитель корректирует общие планы и свои собственные при решении стоящих перед ним проблем.
Контроль, как функция самоменеджмента, охватывает три задачи:
1. осмысление физического состояния;
2. сравнение запланированного с достигнутым;
3. технологии процесса контроля текущей деятельности.
Занимаясь контролем, руководитель должен хорошо знать принципы и функции контроля. В этом плане крайне важным является владение всеми технологиями контроля. Сюда входят:
- регулярный анализ своей деятельности и своего времени;
- учет специфики предстоящей работы;
- продумывание перспективных производственных проблем;
- поиск наиболее эффективного решения задач;
- своевременное вмешательство в сложившуюся ситуацию, с целью текущего контроля за результат.
2. Основные функции и способы контроля.
Чрезмерный контроль может помешать инициативе государственных служащих, поэтому способы и функции контроля должны быть хорошо продуманны.
Руководитель составляет распорядок рабочей недели, в недельном плане предусматриваются разделы «основные дела» и «основные задачи недели». По итогам работы можно делать выводы о том, насколько выполнены запланированные дела.
Для контроля дня применяется ретроспективный обзор событий. Здесь в ежедневном анализе всех произошедших событий, восстанавливается хроника прошедшего дня и выявляется логика поведения каждого действующего лица.
Полученный в результате анализа рабочего времени опыт, позволяет выявить «поглотителей времени», среди которых:
1. отсутствие целей, приоритетов, планов дня.
2. попытки слишком много сделать за один раз.
3. нерешительность боязнь ошибок, стремление знать все факты.
4. спешка нетерпеливость.
5. неспособность сказать «нет», боязнь обидеть, потребность помогать, желание понравиться.
6. не доведение намеченного до конца.
7. Дезорганизованность - отсутствие системы, перенос сроков.
Тщательный самоконтроль является гарантией успешной собственной деятельности. Он позволяет не заниматься текущими переделками, знать главное в процессе своей деятельности в и успешно решать стоящие задачи.
Лекция 15. Формирование имиджа государственного и муниципального служащего. (2 ч.)
Вопросы:
1. Основные характеристики имиджа государственного служащего.
2. Внутренние и внешние составляющие имиджа.
3. Технологии формирования имиджа государственного служащего.
1. Основные характеристики имиджа государственного служащего.
Понятие «имидж» впервые появилось в советской публицистике в 1970-е гг., причем с негативной окраской, а в 1980-е гг. уже вошло в активный лексикон ученых разного рода социальных дисциплин. С тех пор в научных кругах продолжается, рефлексия относительно данного понятия, его содержательные характеристики сравнивают с характеристиками таких понятий, как «образ», «репутация», «престиж», «авторитет», «рейтинг» и т.п.
Единого общепринятого научного определения понятия «имидж» не существует. В переводе с английского, понятие «имидж» буквально означает «образ», «изображение», «точное подобие».
Многие авторы (Маслова Е.Л., Почепцов Г.Г., Перелыгина Е.Б., Семенов А.К.) сходятся в том, что имидж — это целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей, причем в качестве отражаемого в имидже объекта выступает человек, группа людей, организация и т.п.
Имидж — это устойчивый образ, который будучи созданным, способен существовать и в отсутствие субъекта, являющегося его прообразом. Это «визитная карточка», создаваемая личностью для других, это образ, ориентированный и предполагающий возможную реакцию, впечатление, которые мы рассчитываем вызвать у окружающих.
Имидж государственных и муниципальных служащих включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Он связан как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием, психологическим типом, черты которого отвечают требованиям и запросам времени.
Имидж — это внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать нужное ему впечатление, мнение, отношение у других (К.А. Брянцева). Имидж — это совокупность свойств, приписываемых объекту рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему.
Выделяют разнообразные типы имиджа. Некоторые из них применимы к государственным и муниципальным служащим.
Так, Кондратьев Э.В. и Абрамов Р.Н. рассматривали разнообразные типы имиджа. Некоторые из них можно применить к муниципальным служащим: зеркальный, текущий, желаемый, мифологический, моделируемый, закрытый имиджи.
Признаки, по которым складывается мнение о человеке, дают основание для следующей структуры индивидуального имиджа:
- габитарный компонент имиджа, то есть внешность, включающая в себя статические (конституция тела), среднединамические (одежда, прическа, аксессуары, запах) и экспрессивные компоненты (мимика, жесты, взгляды, походка, позы);
- вербальный компонент имиджа — что человек говорит и как говорит, что пишет и как пишет;
- кинетический компонент имиджа — характерные типичные движения (экспрессия мягкая, жесткая, вязкая) или положение в пространстве частей тела персоны;
- средовый компонент имиджа как среда обитания вещественная и социальная, включающая жилище, кабинет, автомобиль, а также ближайшее окружение, семью, коллег, друзей, основные каналы социальных контактов (членство в клубах, профессиональных сообществах, место проведения встреч, излюбленные места отдыха);
- овеществленный компонент имиджа — предметы и вещи, созданные персоной (визитка, деловое письмо, статья, книга, выступления в средствах массовой информации).
2. Внутренние и внешние составляющие имиджа.
Внутренние составляющие имиджа — это менталитет, профессиональный интерес, внешние — одежда, прическа, мимика, позы, жесты. Существует еще процессуальная сторона имиджа: общение, самоподача, индивидуальный стиль деятельности, особенности маркировки социальной среды и стиль жизни. Эстетическая сторона определяется гармонией человека, внутренней и внешней, социальным и личностным обаянием, сексуальной привлекательностью.
Эффективный имидж государственного и муниципального служащего формируется так, чтобы вызывать исключительно положительные эмоции, которые, естественно, для большинства людей обладают привлекательной силой.
Действие имиджа основано на сильном эмоциональном впечатлении. Имидж является особым психическим образом, но он все же обладает общими характеристиками, присущими любому психическому образу.
Имидж государственного или муниципального служащего может быть:
- внешним, то есть проявляющимся в основном во внешней среде, ориентированной на публику (широкую массу);
- внутренним, формируемым как впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции и пр.);
- позитивным — на его достижение направлена вся РR-деятельность;
- естественным — складывающийся стихийно, без специальных ПР-акций и рекламы, в результате практической деятельности муниципального служащего;
- искусственным — создаваемый специально рекламой или ПР-акциями и не в полной мере соответствующий характеру и результативности деятельности муниципального служащего;
- когнитивным — дающим «сухую» специальную информацию
- эмоциональным, чувственным (такой имидж ориентирован на широкую аудиторию и призван вызвать сильный эмоциональный отклик).
Каждый из этих типов имиджей имеет свою психологическую специфику, которая и определяет стратегию и методы его формирования, особенности ПР и рекламной деятельности.[21]
3. Технологии формирования имиджа государственного служащего.
Образ служащего, внедряемый в массовое сознание, предстает как сложный социально-психологический феномен, в котором отражена совокупность его реальных личностных качеств, сформированных его деятельностью, средствами массовой информации, политической рекламой на фоне соответствующих стереотипов массового сознания.
Компоненты образа противоречивы, поскольку отражают несовпадение между личностными качествами чиновников и теми ролевыми требованиями, которые предъявляются к ним обществом с учетом социально-политической и экономической обстановки, между реальным имиджем и «эталонным образом», уже сформированным в общественном сознании. Поэтому актуальным становится изучение механизмов и современных тенденций формирования образа муниципального служащего.
Управление имиджем — это отражение события направленное на улучшения имиджа, интенсивное владение информацией с прогнозируемой реакцией на нее. Для того чтобы привлечь внимание к образу, нужно показать его с новой, никогда не виданной стороны, убедить аудиторию, удержать внимание публики.
Формирование имиджа идет двумя путями: «стихийным» и «искусственным» (классификация Егоровой Е.В.).
«Искусственный» путь подразумевают такое формирование имиджа личности, которое производиться опосредованно, целенаправленно и сознательно имиджмейкерами, специалистами из области Паблик Рилейшинз или самим человеком.
«Стихийный» путь подразумевают «бессознательное» формирование имиджа личности «в голове» у воспринимающего субъекта, с помощью социально-перцептивных механизмов восприятия.
При формировании имиджа муниципального служащего все усилия направлены на благожелательное отношение к нему широких слоев населения. В формировании имиджа политика участвуют ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, специалисты ПР, организаторы публичных акций, рекламисты.[22]
Специфика деятельности муниципального служащего заключается в постоянном общении с людьми. Поэтому одна из важнейших задач муниципального служащего – научиться оставлять о себе хорошее впечатление, научиться формировать собственный имидж. Имиджем муниципального служащего называют комплекс его внешних и внутренних качеств, ставший достоянием общественности.
Что же является составляющими частями имиджа? Это привлекательный внешний вид, умение вести себя в обществе, представить себя и свою работу путем организации презентаций, связей с прессой.
Одним из условий создания собственного имиджа является знание правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними. Как и мораль, этикет есть одна из форм регулирования человеческого поведения. Правила этикета просто надо знать и соблюдать.
Для создания положительного имиджа немаловажное значение имеет здоровая психика человека, внешний вид и одежда.
Роль одежды в деловом общении очень значительна. Одежда несет многомерную информацию о своем обладателе: о его экономических возможностях, об эстетическом вкусе, о принадлежности к определенной социальной группе, профессии, об отношении к окружающим людям.
Психологически значимо: умение подобрать одежду, умение ее носить, умение пользоваться разнообразными аксессуарами.
Деловой мир во внешнем облике скорее придерживается не моды, а определенного уровня – одеваться таким образом, чтобы не подмочить репутацию. В этом смысле экстравагантность и неряшливость воспринимаются отрицательно. Важно, чтобы одежда и обувь были чистыми и аккуратными.
Лекция 16. Стиль руководства государственного служащего. (4 ч.)
Вопросы:
1. Эффективность руководства в системе ГМУ.
2. Основные черты стиля.
3. Пути овладения стилем руководства.
1. Эффективность руководства в системе ГМУ.
Слить руководства – это особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как субъективных и объективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя. Это типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с людьми. Она проявляется в умении говорить и слушать подчиненных, и в том, как он организует подготовку, принятие и реализацию решений, как ставит цели перед подчиненными и как организует работу по их достижения. Все это позволяет обеспечить эффективность деятельности организации, которая представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Что бы судить, насколько эффективен тот или иной руководитель в системе государственного или муниципального управления, нужны определенные критерии, которые позволят провести такую оценку. Их выбор не так прост. Что брать за точку отсчета: деятельность самого конкретно взятого руководителя, трудовые показатели возглавляемого им коллектива, стиль руководства, культуру и т.д. Надо принимать во внимание как активность самого руководителя, как и показатели эффективности возглавляемого им коллектива. Но нужно заметить, что реализовать практически такой подход к оценке эффективности руководства очень трудно.
Подлинным критерием служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органических соединены результаты труда и руководителя и исполнителей. Крайне важна при этом личность и стиль деятельности непосредственно руководителя. Научная картина личности чрезвычайно многообразна и нуждается в какой-то упорядоченности. Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биологические характеристики, способности, черты стиля личности.
Говоря о биологических характеристиках необходимо выделить такие характеристика как:
- возраст руководителя;
- пол руководителя;
- социально-экономический статус;
- образование.
В отличие от возраста и пола две другие биохимические характеристики руководителя - социально-экономический статус и образование - не нуждаются в специальном анализе на предмет выявления основных составляющих социального плана. Социальная природа этих личностных характеристик совершенно очевидна.
И статус, и образования чрезвычайно важны как для занятия должности руководителя, так и для успешной работы.
Рассмотрев ряд важнейших биологических характеристик руководителя, мы можем перейти к другому блоку составляющих личности - к способностям.
Для достижения успеха в работе руководителя особенно крупного ранга должен обладать достаточно высоким уровнем развития интеллекта. Во-первых, его интеллектуальная активность может блокироваться цепью ситуационных факторов, которых в жизни очень много. А, во-вторых, следует, конечно, иметь в виду качественную сторону интеллекта.
2. Основные черты стиля.
Рассмотрение практических аспектов стиля деятельности современного руководителя государственного и муниципального управления предполагает конкретный анализ эмпирической информации и опыта местных органов власти. В широком смысле слова стиль охватывает все сферы деятельности государственного и муниципального управления. Отталкиваясь от теоретических наработок относительно стиля, мы в данном вопросе обращаемся к практике используем примеры такого стиля, которым руководствуются сегодня в текущей работе.
Стиль руководства лидера целесообразно рассмотреть через черты стиля. Их нельзя противопоставить друг другу, они взаимосвязаны и дают эффект, когда реализуется последовательно и целеустремленно.
Следует отметить объективный характер стиля, который всегда исходит от форм исторического развития, учета реальных условий экономического и политического положения в стране.
Воспринимая стиль как единое целое, целесообразно в тоже время выделять его важнейшие черты. Каждая из черт, обладая известной самостоятельностью, может реализовываться с большей эффективностью лишь в сочетании с другими. В них на практике воплощаются личные, деловые, морально-этические, психофизиологические качества государственных и муниципальных служащих, выражаются особенности мировоззрения, ценностные ориентации, социальные установки.
Основываясь на теоретических разработках и практическом опыте, можно выделить следующие определяющие черты стиля работы руководителя властных структур:
- деятельность, основанная на компетентности и профессионализме;
- грамотное планирование;
- обеспечение постоянного контроля за исполнением принятых решений;
- умелый подбор кадров;
- критическое отношение к достигнутому;
- опора на прогрессивные тенденции, преемственность и новаторство;
- демократизм, гласность, опора на здравый смысл;
- научный подход;
- коллегиальность в сочетании с персональной ответственностью;
- личное обаяние и авторитет;
- гуманизм в поступках;
- самокритичность;
- внимание и доверие к людям и так далее.
Все эти черты взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Каждая из этих выше обозначенных черты в свою очередь имеет содержательный аспект, технологию использования, способ применения. Это целая прикладная наука, дающая возможность государственному или муниципальному служащему с учетом объективных факторов и субъективных условий решать поставленные задачи грамотно и профессионально.
3. Пути овладения стилем руководства.
Оптимальный стиль управления не может быть определён заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации нестандартно. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качеством своих подчиненных и способностям решать проблемы. Различные модели стилей руководства, которые изучались многими исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от их использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя, но и эффективность его работы.
Руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи не смогли разработать и обосновать теорию оптимального стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных ситуациях и самыми разными руководителями. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всякую привлекательность, рискованность, превратилась бы в набор стандартных действий и приемов.
Как известно, объективные слагаемые стиля сводятся к закономерностям управления, специфике сфер конкретной деятельности, единым требованиям, предъявляемым к руководителям, эффективным способам и приемам управления. Вместе с тем всякой управленческой деятельность, так или иначе, субъективно крашена, во многом зависит от личных качеств руководителя и его индивидуального стиля.
Особый интерес представляют управленческие технологии процедур совершенствования стиля руководителя в системе государственного и муниципального управления. Стиль руководства выражается в тех приемах и методах, которые побуждают коллектив к инициативному, творческому выполнению обязанностей.
Можно выделить уже известные основные пути повышения эффективности стиля деятельности руководителя:
- научно обоснованная стратегия, воплощенная в практику с конкретными целями и оптимальными путями достижения поставленных задач.
- умение устроить свою работу планомерно, добиваясь сочетание перспективно-проблемного, текущего и оперативного планирования деятельности, связи его с планами экономического, социального и культурного развития.
- реализация социальной политики и повышение ответственности кадров как важнейшая черта стиля работы руководителя, критерии оценки реализации курса коренные социальные обновления в обществе.
- регулярная подготовка резерва кадров на все номенклатурные посты органов власти.
- умение обеспечить комплексный подход и деловитость во всех направлениях работы.
-курс на конкретные результаты как критерий социальной эффективности руководителя.
- выработка эффективного стиля, в котором в совокупности задействованы все его определяющие черты.
- повышенный уровни организационной работы, ответственности и исполнительской дисциплины должностных лиц, совершенствование системы контроля фактической реализации принимаемых решений.
-воспитание деловых, политических, морально-этических и патриотических качеств руководящих кадров.
Лекция 17. Анализ и оценка уровня организации труда государственного служащего. (2 ч.)
Вопросы:
1. Общая социальная эффективность государственного управления.
2. Эффективность организации и субъекта государственного управления.
1. Общая социальная эффективность государственного управления.
Как известно труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Управленческий труд - это разновидность умственного труда. Таким образом, управление - это работа с людьми, их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.
Эффективность определяется исходя из поставленных целей как функция достигнутых результатов и затраченных на это ресурсов. В.И. Ленин говорил: «Целью всякой деятельности является достижение необходимых результатов при приложенных усилиях».
Эффективность государственной службы определяется исходя из поставленных целей. Можно выделить четыре основных концепции оценки эффективности:
1. Экономическая эффективность труда, которая путем соизмерения экономии и вложений позволяет экономически обосновать результаты трудовой детальности по законченным проектам, планам, мероприятиям и т.д.
2. Социальная эффективность создает возможность оценки общественного характера труда с помощью количественных и качественных показателей.
3. Оценка эффективности по количественным результатам позволяет количественно определить результаты и динамику трудовой деятельности организации в целом и её подразделений на основе показателей.
4. Бальная оценка эффективности труда позволяет с помощью интегрального показателя оценить итоговые результаты деятельности за определённый период (год, квартал).
2. Эффективность организации и субъекта государственного управления.
Оценка трудового вклада, участия государственного служащего является главным инструментом измерения коллективного и индивидуального вклада в конечные результаты.
Современный этап развития российской государственности характеризуется повышенным вниманием к проблемам эффективности государственной власти и управления. Этой проблеме уделяется большое внимание Президентом Российской Федерации в его публичных выступлениях. Материалы всех его посланий Федеральному Собранию РФ содержат постановку задач в этой области.
Общая эффективность государственного управления достигается усилиями двух компонентов: государства, и органов и государственных служащих, и общества. В рамках нашей проблематики необходимы является анализ и оценка состояния организации и функционирования самого государства.
Надо знать критерии социальной эффективности государственного управления, среди которых особое место занимают 5 из них:
1. Целиориентированность. Здесь имеется в виду целевая обоснованность организации и функционирования всей государственной управленческой системы.
2. Ко второму критерию социальной эффективности государственного управления относятся затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих действий. Чем меньше затраты времени на выполнение единицы той или иной работы, тем выше производительность труда.
3. В качестве третьего критерия можно назвать стиль управления государственных служащих. В этом плане рассматривается и практика управленческого поведения конкретных должностных лиц.
4. Четвёртый критерий эффективности государственного управления выражает сложность организации субъектов государственного управления. Здесь возникают существенные препятствия в деле координации множественных узкоспециализированных органов исполнительной власти.
5. Следующий критерий отражает общие экономические, социальные, технические, кадровые и другие издержки на содержание деятельности всей управляющей системы.
вопросы к семинарским занятиям для очной формы обучения
СЕМИНАР 1