И грузоподъемность подъемно-транспортных средств




Ширина пролета, м Высота цеха до нижнего пояса ферм, м Высота отметки головки кранового­ рельса, м   Подъемно-транспортные средства  
Тип крана   Грузоподъемность, т  
          6,0,7,2;8,4 7,2;8,4 7,2;8,4   8,4;9,6 10,8     12,6;14,4     16,2;18,0     16,2;18,0 19,8   19,8 -   6,15*; 6,95* 8,16     9,65; 11,45     12,65*; 14,45* 12,0;13,8   12,0*; 13,8* 15,6   11,2*; 13,0* 14,8 Подвесной   Электри­ческий мостовые     То же     - " -     Электрический мостовой   То же 0,25-5,0   10; 20/5   10;20/5 30/5   30/5 50/10* 75/20   100/20   150/30

*Примечание. Наиболее употребительные размеры.

 

Для всех конструктивных схем зданий шаг внутренних колонн принимается равным 12 м, а шаг колонн, расположенных по периметру здания, 6 или 12 м в зависимости от конструкции стеновых ограждений. При выборе габаритных размеров здания следует иметь в виду, что ширина здания (число пролетов) и его длина (длина пролетов) не регламентируются.

В настоящее время механосборочные цехи автотракторного произ­водства большей частью размещают в одноэтажных зданиях с бескрановыми пролетами, сеткой колонн 24х12 м и высотой пролета 7,2; 8,4; 9,6 м. В массово-поточном производстве с постоянными направлени­ями технологических транспортных потоков мостовые краны не могут рационально использоваться и, как правило, не применяются в совре­менных проектах этих цехов. Здания с пролетами большой ширины и высоты, в том числе и с крановыми, строятся для произ­водства особо крупных изделий: большегрузных автомобилей и тракто­ров, при блокировании в одном корпусе с механическими цехами це­хов и участков главных сборочных конвейеров, прессовых, гальвани­ческих, ремонтно-инструментальных и металлозаготовительных цехов со складами металла, а также при устройстве железнодорожных вво­дов.

При выборе конфигурации, габаритных размеров и основных пара­метров здания следует учитывать возможности развития производства и перепланировки оборудования, связанные с изменением имеющихся или внедрением новых технологических процессов, а также модерниза­цией или изменением объекта производства, но без необоснованного увеличения объемов и стоимости здания. Требование универсальности зданий объясняется тем, что промышленное здание служит десятиле­тия, и за это время технологические процессы и объекты производ­ства, для которых это здание первоначально проектировалось, много раз модернизируются и видоизменяются.

Одноэтажные здания, как правило, универсальнее и экономичнее многоэтажных. Они допускают лучшие планировочные решения с исполь­зованием горизонтального транспорта всех видов для связи между участками и цехами, не стеснены более частым расположением колонн, присущим многоэтажным зданиям, и допускают установку тяжелого обо­рудования на всей площади цеха, тогда как в многоэтажных зданиях из унифицированных конструкций нагрузка на перекрытие ограничива­ется величиной 25 кПа.

После выбора основных строительных параметров здания с уче­том особенностей размещаемого в них производства и предварительно­го согласования их с проектной строительной организацией приступа­ют к разработке компоновочного плана цеха (корпуса).

 

2. Компоновочный план

Компоновочным планом, или компоновкой цеха (корпуса), называ­ется план, выполненный в заданном масштабе (обычно 1:200 или 1:400 в зависимости от размеров здания) с нанесенными на нем в том жемасштабе границами производственных и вспомогательных участков, служебно-бытовых помещений, магистральных проездов, входных и въездных проемов, но без изображения детального расположения обо­рудования. На компоновочном плане с помощью условных обозначений указывают основные стены, границы между цехами и участками, уст­ройства, не имеющие ограждения, и другие устройства (трансформа­торные подстанции, вентиляционные камеры, компрессорные установки), а также расположение и трассы основных подъемно-транспортных уст­ройств (кранов, кран-балок и конвейеров). На план наносят также границы подвалов, антресолей, тоннелей и других помещений с указа­нием их высотных отметок.

К компоновочному плану прилагается поперечный разрез здания с указанием высоты пролетов до нижнего пояса ферм, а для крановых пролетов – до отметки головки кранового рельса. Все высотные от­метки даются относительно чистого пола первого этажа здания.

При разработке компоновочного плана решаются вопросы взаимно­го расположения всех подразделений цеха (корпуса) и окончательно устанавливаются основные параметры здания: его конфигурация в плане, этажность, сетка колонн и высота пролетов. Компоновка неразрывно связана с принимаемой формой организации производства. Вслед­ствие этого при корпусной организации производства прежде всего необходимо решить вопрос о целесообразности объединения ряда вспо­могательных участков и служб в общекорпусные подразделения. К ним, в первую очередь, относятся подразделения по обслуживанию и ремон­ту технологического, энергетического и подъемно-транспортного оборудования с их ремонтными цехами и участками, инструментальное хо­зяйство с отделением заточки инструмента, инструментальными и аб­разивными кладовыми, маслоэмульсионное хозяйство, служба уборки и переработки стружки, некоторые объекты складского хозяйства и др.

После определения организационной структуры цеха (корпуса) и составления перечня всех его производственных и вспомогательных подразделений, подлежащих размещению на компоновочном плане, приступают к расчету необходимых площадей для каждого подразделения и цеха (корпуса) в целом.

По назначению площади цехов делятся на производственные, вспо­могательные и служебно-бытовые. При разработке компоновочного плана необходимо четко разделять производственные и вспомогательные подразделения и соответственно производственную и вспомогательную площади, каждая из которых рассчитывается по своей методике.

К производственной площади относится площадь, занятая производственным оборудованием и рабочими местами у этого оборудования, верстаками, стендами, а также рабочими местами для выполнения сле­сарных, сборочных и вспомогательных производственных операций (без оборудования), рабочими местами мастеров и контролеров, средствами механизации и автоматизации, межоперационным транспортом, складами заделов у рабочих мест, проходами и проездами между рядами оборудования (кроме магистральных).

Вспомогательная площадь включает площади, занятые вспомогательными подразделениями (ремонтными и инструментальными службами, лабораториями, помещениями для сбора и переработки стружки, эмульсионным хозяйством, объектами складского хозяйства), а также магистральными проездами между цехами и участками, расположенными в корпусе.

На служебно-бытовых площадях размещаются помещения для административно-технического персонала и общественных организаций, объ­екты санитарно-гигиенического назначения, общественного питания, медицинского и культурно-массового обслуживания.

Общей площадью цеха (корпуса) называется сумма производственных и вспомогательных площадей без служебно-бытовых помещений. Расчет общей площади входит в состав технологической части проекта и при разработке компоновочного плана производится по укрупненным показателям удельных площадей, предусматриваемых нормами техноло­гического проектирования.

Расчет площадей и разработка плана служебно-бытовых помещений относятся к архитектурно-строительной части проекта, выполня­емой специализированной проектно-строительной организацией по за­данию проектанта технологической части. В задании на проектирова­ние служебно-оптовых помещений указывается общее число работающих (в том числе в наибольшую смену) с распределением их по группам характеристики производственных процессов и процент работающих женщин. В зависимости от этих данных выбирают расчетные нормы и сос­тав бытовых устройств.

Основным показателем для определения общей площади цеха и каждого из его производственных участков при разработке компоновочно­го плана цеха является удельная площадь (площадь, приходящаяся на один производственный станок).

Величина удельной площади зависит от характера производства, уровня его механизации и автоматизации и габаритных размеров принимаемого оборудования, обусловленного характером и размерами обрабатываемых деталей. Эти удельные пока­затели разрабатываются отраслевыми проектными организациями на ос­новании ранее выполненных проектов аналогичных производств и пе­риодически уточняются по данным передовой отечественной и зарубежной практики. Удельные площади механических цехов, разработанные Гипроавтопромом и применяемые при проектировании заводов автомо­бильной и тракторной промышленности, приведены в табл. 20.

Таблица 20



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: