Ширина пролета, м | Высота цеха до нижнего пояса ферм, м | Высота отметки головки кранового рельса, м | Подъемно-транспортные средства | |
Тип крана | Грузоподъемность, т | |||
6,0,7,2;8,4 7,2;8,4 7,2;8,4 8,4;9,6 10,8 12,6;14,4 16,2;18,0 16,2;18,0 19,8 19,8 | - 6,15*; 6,95* 8,16 9,65; 11,45 12,65*; 14,45* 12,0;13,8 12,0*; 13,8* 15,6 11,2*; 13,0* 14,8 | Подвесной Электрический мостовые То же - " - Электрический мостовой То же | 0,25-5,0 10; 20/5 10;20/5 30/5 30/5 50/10* 75/20 100/20 150/30 |
*Примечание. Наиболее употребительные размеры.
Для всех конструктивных схем зданий шаг внутренних колонн принимается равным 12 м, а шаг колонн, расположенных по периметру здания, 6 или 12 м в зависимости от конструкции стеновых ограждений. При выборе габаритных размеров здания следует иметь в виду, что ширина здания (число пролетов) и его длина (длина пролетов) не регламентируются.
В настоящее время механосборочные цехи автотракторного производства большей частью размещают в одноэтажных зданиях с бескрановыми пролетами, сеткой колонн 24х12 м и высотой пролета 7,2; 8,4; 9,6 м. В массово-поточном производстве с постоянными направлениями технологических транспортных потоков мостовые краны не могут рационально использоваться и, как правило, не применяются в современных проектах этих цехов. Здания с пролетами большой ширины и высоты, в том числе и с крановыми, строятся для производства особо крупных изделий: большегрузных автомобилей и тракторов, при блокировании в одном корпусе с механическими цехами цехов и участков главных сборочных конвейеров, прессовых, гальванических, ремонтно-инструментальных и металлозаготовительных цехов со складами металла, а также при устройстве железнодорожных вводов.
При выборе конфигурации, габаритных размеров и основных параметров здания следует учитывать возможности развития производства и перепланировки оборудования, связанные с изменением имеющихся или внедрением новых технологических процессов, а также модернизацией или изменением объекта производства, но без необоснованного увеличения объемов и стоимости здания. Требование универсальности зданий объясняется тем, что промышленное здание служит десятилетия, и за это время технологические процессы и объекты производства, для которых это здание первоначально проектировалось, много раз модернизируются и видоизменяются.
Одноэтажные здания, как правило, универсальнее и экономичнее многоэтажных. Они допускают лучшие планировочные решения с использованием горизонтального транспорта всех видов для связи между участками и цехами, не стеснены более частым расположением колонн, присущим многоэтажным зданиям, и допускают установку тяжелого оборудования на всей площади цеха, тогда как в многоэтажных зданиях из унифицированных конструкций нагрузка на перекрытие ограничивается величиной 25 кПа.
После выбора основных строительных параметров здания с учетом особенностей размещаемого в них производства и предварительного согласования их с проектной строительной организацией приступают к разработке компоновочного плана цеха (корпуса).
2. Компоновочный план
Компоновочным планом, или компоновкой цеха (корпуса), называется план, выполненный в заданном масштабе (обычно 1:200 или 1:400 в зависимости от размеров здания) с нанесенными на нем в том жемасштабе границами производственных и вспомогательных участков, служебно-бытовых помещений, магистральных проездов, входных и въездных проемов, но без изображения детального расположения оборудования. На компоновочном плане с помощью условных обозначений указывают основные стены, границы между цехами и участками, устройства, не имеющие ограждения, и другие устройства (трансформаторные подстанции, вентиляционные камеры, компрессорные установки), а также расположение и трассы основных подъемно-транспортных устройств (кранов, кран-балок и конвейеров). На план наносят также границы подвалов, антресолей, тоннелей и других помещений с указанием их высотных отметок.
К компоновочному плану прилагается поперечный разрез здания с указанием высоты пролетов до нижнего пояса ферм, а для крановых пролетов – до отметки головки кранового рельса. Все высотные отметки даются относительно чистого пола первого этажа здания.
При разработке компоновочного плана решаются вопросы взаимного расположения всех подразделений цеха (корпуса) и окончательно устанавливаются основные параметры здания: его конфигурация в плане, этажность, сетка колонн и высота пролетов. Компоновка неразрывно связана с принимаемой формой организации производства. Вследствие этого при корпусной организации производства прежде всего необходимо решить вопрос о целесообразности объединения ряда вспомогательных участков и служб в общекорпусные подразделения. К ним, в первую очередь, относятся подразделения по обслуживанию и ремонту технологического, энергетического и подъемно-транспортного оборудования с их ремонтными цехами и участками, инструментальное хозяйство с отделением заточки инструмента, инструментальными и абразивными кладовыми, маслоэмульсионное хозяйство, служба уборки и переработки стружки, некоторые объекты складского хозяйства и др.
После определения организационной структуры цеха (корпуса) и составления перечня всех его производственных и вспомогательных подразделений, подлежащих размещению на компоновочном плане, приступают к расчету необходимых площадей для каждого подразделения и цеха (корпуса) в целом.
По назначению площади цехов делятся на производственные, вспомогательные и служебно-бытовые. При разработке компоновочного плана необходимо четко разделять производственные и вспомогательные подразделения и соответственно производственную и вспомогательную площади, каждая из которых рассчитывается по своей методике.
К производственной площади относится площадь, занятая производственным оборудованием и рабочими местами у этого оборудования, верстаками, стендами, а также рабочими местами для выполнения слесарных, сборочных и вспомогательных производственных операций (без оборудования), рабочими местами мастеров и контролеров, средствами механизации и автоматизации, межоперационным транспортом, складами заделов у рабочих мест, проходами и проездами между рядами оборудования (кроме магистральных).
Вспомогательная площадь включает площади, занятые вспомогательными подразделениями (ремонтными и инструментальными службами, лабораториями, помещениями для сбора и переработки стружки, эмульсионным хозяйством, объектами складского хозяйства), а также магистральными проездами между цехами и участками, расположенными в корпусе.
На служебно-бытовых площадях размещаются помещения для административно-технического персонала и общественных организаций, объекты санитарно-гигиенического назначения, общественного питания, медицинского и культурно-массового обслуживания.
Общей площадью цеха (корпуса) называется сумма производственных и вспомогательных площадей без служебно-бытовых помещений. Расчет общей площади входит в состав технологической части проекта и при разработке компоновочного плана производится по укрупненным показателям удельных площадей, предусматриваемых нормами технологического проектирования.
Расчет площадей и разработка плана служебно-бытовых помещений относятся к архитектурно-строительной части проекта, выполняемой специализированной проектно-строительной организацией по заданию проектанта технологической части. В задании на проектирование служебно-оптовых помещений указывается общее число работающих (в том числе в наибольшую смену) с распределением их по группам характеристики производственных процессов и процент работающих женщин. В зависимости от этих данных выбирают расчетные нормы и состав бытовых устройств.
Основным показателем для определения общей площади цеха и каждого из его производственных участков при разработке компоновочного плана цеха является удельная площадь (площадь, приходящаяся на один производственный станок).
Величина удельной площади зависит от характера производства, уровня его механизации и автоматизации и габаритных размеров принимаемого оборудования, обусловленного характером и размерами обрабатываемых деталей. Эти удельные показатели разрабатываются отраслевыми проектными организациями на основании ранее выполненных проектов аналогичных производств и периодически уточняются по данным передовой отечественной и зарубежной практики. Удельные площади механических цехов, разработанные Гипроавтопромом и применяемые при проектировании заводов автомобильной и тракторной промышленности, приведены в табл. 20.
Таблица 20