Цехи | Обрабатываемые детали | Удельная площадь (кроме автоматических линий), м2 | |
производственная | общая | ||
Шасси | Для легковых автомобилей Для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 5 т То же, свыше 5 т Для двигателей мощностью до 50, кВт | ||
Коробок передач Механические Автоматные: с преобладанием (до 70%) многошпиндельных прутковых автоматов с преобладанием одношпиндельных прутковых автоматов С автоматическими линиями, имеющими жесткие связи | Для легковых автомобилей и грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,5 т Для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 5 т То же, свыше 5 т Шестерни, поршни, кузовная арматура и т.п., выпускаемые специализированными производствами Для автомобильных и тракторных прицепов Детали массой до 0,04 кг То же свыше 0,04 кг Детали массой до 0,04 кг То же свыше 0,04 кг - " - | ||
(на каждую позицию) |
В величине удельной производственной площади, приведенной в табл.20, учтены площади, занимаемые производственным оборудованием и напольным транспортом, площадки для складирования заготовок и деталей у оборудования и для контрольных пунктов, а также площади проездов и проходов между линиями станков.
В удельную общую площадь входят площади следующих вспомогательных помещений: кладовых инструментов, приспособлений, абразивов и вспомогательных материалов, помещений ОТК, базы наладки оборудования, промежуточных складов металла (для автоматных цехов), полуфабрикатов и готовых деталей, а также площади, занимаемые магистральными проездами и трансформаторными подстанциями. Если помещения для приточно-вытяжной вентиляции находятся на площади цеха, то нормы общей площади на единицу оборудования увеличиваются на 1–1,5 м2.
В общую удельную площадь не включены площади помещений для приготовления, сбора и регенерации смазочно-охлаждающих жидкостей, переработки стружки, ремонтных баз механика и энергетика, ремонтной мастерской приспособлений, а также конторско-бытовых помещений. Расчеты площадей, произведенные по табличным данным удельных площадей, уточняют при разработке конкретных планировок расстановки оборудования.
Как показывает практика, при определении площади для размещения оборудования на современных отечественных и зарубежных заводах с высокоавтоматизированным производством и преимущественным использованием автоматических линий комплексной обработки деталей следует исходить из большей удельной площади (на единицу производственного оборудования), чем при массово-поточном производстве со средним уровнем автоматизации и механизации. Это объясняется увеличением габаритных размеров автоматического оборудования, связанным с его усложнением, ростом концентрации операций, введением в станках и линиях постов автоматического контроля и других вспомогательных позиций, а также увеличением площадей, занимаемых транспортными системами, линиями возврата спутников, накопителями заделов в автоматических линиях, число и объем которых растет с увеличением темпа работы линии.
В линиях, работающих с высоким темпом производства, предусматриваются площади для размещения инструментальных шкафов и стеллажей, в которых хранятся запасные комплекты для плановой смены инструментов и специальные устройства для предварительной наладки инструментов на размер вне станков. Встраиваемое в автоматические линии механической обработки оборудование для термической и электрохимической обработки, мойки, консервации и других процессов, как правило, требует больших площадей для его размещения, чем металлорежущее оборудование.
Наконец, для организации бесперебойной работы современных сложных автоматических линий необходимо создание условий для облегчения и ускорения наладочных работ и профилактического ухода, быстрой замены отдельных элементов оборудования в случае их выхода из строя и обеспечения техники безопасности при обслуживании полностью автоматического оборудования и транспорта. В последнем случае оборудование следует располагать менее плотно, обеспечив более свободные подходы и подъезды к нему.
3. Основные принципы компоновочных решений
Основным принципом, которым следует руководствоваться при разработке компоновочного плана, является выбор такого взаимного расположения главных производственных подразделений цеха (корпуса), при котором обеспечивается кратчайший, по возможности прямолинейный, путь основных технологических грузопотоков от места поступления заготовок до места выхода готовой продукции. Компоновка цеха (корпуса) должна быть увязана с его расположением на генеральном плане и транспортными коммуникациями, связывающими его с другими цехами или складами - поставщиками материалов и заготовок и потребителями готовой продукции. Для этого цеховые склады заготовок и начало линии механической обработки следует располагать со стороны заготовительных цехов, а выход сборочных конвейеров - со стороны склада готовой продукции.
Вспомогательные службы, а также санитарно-технические и энергетические подразделения должны размещаться, как правило, в зонах, обособленных от зон расположения производственных участков и основных технологических потоков.
Расположение санитарно-технических и энергетических подразделений (трансформаторных подстанций, вентиляционных установок, санузлов, а также систем уборки стружки и др.) и устройства соответствующих им магистральных разводок не должны препятствовать возможным перепланировкам оборудования и возможности присоединения к магистралям нового оборудования, устанавливаемого в любой точке производственной части цеха. В этом заключается универсальность здания и приспособленность его к возможным в дальнейшем заменам или перепланировкам оборудования, связанным с изменением объекта или технологии производства.
Производственная часть механического цеха, как правило, представляет собой общий зал без перегородок, разделенный на отдельные участки (панели) магистральными продольными и поперечными проездами, обеспечивающими удобное транспортирование грузов, проход к рабочим местам.
Ширину магистральных проездов в зависимости от интенсивности движения и применяемых транспортных средств выбирают в соответствии с данными табл.21. Расположение магистральных проездов определяет длину и ширину размещаемых между ними производственных участков. Расстояние между проездами не нормируется, его выбирают с таким расчетом, чтобы размеры участков, образуемых между проездами, позволяли рационально расположить поточные линии и предметно-замкнутые участки, а также удовлетворяли противопожарным условиям.
Таблица 21