Удельные площади механических цехов




Цехи Обрабатываемые детали Удельная площадь (кроме автоматических линий), м2  
производ­ственная   общая  
Шасси   Для легковых автомобилей   Для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 5 т   То же, свыше 5 т   Для двигателей мощностью до 50, кВт                    
Коробок передач   Механические     Автоматные: с преобладанием (до 70%) многошпиндельных прутковых автоматов   с преобладанием одношпиндельных прутковых автоматов С автоматическими линиями, имеющими жесткие связи Для легковых автомобилей и грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,5 т   Для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 5 т   То же, свыше 5 т   Шестерни, поршни, кузовная арматура и т.п., выпуска­емые специализированными производствами   Для автомобильных и трак­торных прицепов   Детали массой до 0,04 кг   То же свыше 0,04 кг   Детали массой до 0,04 кг   То же свыше 0,04 кг   - " -                                                      
(на каждую позицию)

В величине удельной производственной площади, приведенной в табл.20, учтены площади, занимаемые производственным оборудованием и напольным транспортом, площадки для складирования загото­вок и деталей у оборудования и для контрольных пунктов, а также площади проездов и проходов между линиями станков.

В удельную об­щую площадь входят площади следующих вспомогательных помещений: кладовых инструментов, приспособлений, абразивов и вспомогательных материалов, помещений ОТК, базы наладки оборудования, промежуточных складов металла (для автоматных цехов), полуфабрикатов и го­товых деталей, а также площади, занимаемые магистральными проездами и трансформаторными подстанциями. Если помещения для приточно-вытяжной вентиляции находятся на площади цеха, то нормы общей пло­щади на единицу оборудования увеличиваются на 1–1,5 м2.

В общую удельную площадь не включены площади помещений для приготовления, сбора и регенерации смазочно-охлаждающих жидкостей, переработки стружки, ремонтных баз механика и энергетика, ремонт­ной мастерской приспособлений, а также конторско-бытовых помещений. Расчеты площадей, произведенные по табличным данным удельных площадей, уточняют при разработке конкретных планировок расстанов­ки оборудования.

Как показывает практика, при определении площади для размещения оборудования на современных отечественных и зарубежных заво­дах с высокоавтоматизированным производством и преимущественным использованием автоматических линий комплексной обработки деталей следует исходить из большей удельной площади (на единицу произ­водственного оборудования), чем при массово-поточном производстве со средним уровнем автоматизации и механизации. Это объясняется увеличением габаритных размеров автоматического оборудования, свя­занным с его усложнением, ростом концентрации операций, введени­ем в станках и линиях постов автоматического контроля и других вспомогательных позиций, а также увеличением площадей, занимаемых транспортными системами, линиями возврата спутников, накопителями заделов в автоматических линиях, число и объем которых растет с увеличением темпа работы линии.

В линиях, работающих с высоким темпом производства, предусматриваются площади для размещения инструментальных шкафов и стел­лажей, в которых хранятся запасные комплекты для плановой смены инструментов и специальные устройства для предварительной наладки инструментов на размер вне станков. Встраиваемое в автоматические линии механической обработки оборудование для термической и элек­трохимической обработки, мойки, консервации и других процессов, как правило, требует больших площадей для его размещения, чем металлорежущее оборудование.

Наконец, для организации бесперебойной работы современных сложных автоматических линий необходимо создание условий для облегчения и ускорения наладочных работ и профилактического ухода, быстрой замены отдельных элементов оборудования в случае их выхо­да из строя и обеспечения техники безопасности при обслуживании полностью автоматического оборудования и транспорта. В последнем случае оборудование следует располагать менее плотно, обеспечив более свободные подходы и подъезды к нему.

 

3. Основные принципы компоновочных решений

Основным принципом, которым следует руководствоваться при разработке компоновочного плана, является выбор такого взаимного расположения главных производственных подразделений цеха (корпуса), при котором обеспечивается кратчайший, по возможности прямолиней­ный, путь основных технологических грузопотоков от места поступле­ния заготовок до места выхода готовой продукции. Компоновка цеха (корпуса) должна быть увязана с его расположением на генеральном плане и транспортными коммуникациями, связывающими его с другими цехами или складами - поставщиками материалов и заготовок и потре­бителями готовой продукции. Для этого цеховые склады заготовок и начало линии механической обработки следует располагать со сторо­ны заготовительных цехов, а выход сборочных конвейеров - со сторо­ны склада готовой продукции.

Вспомогательные службы, а также санитарно-технические и энергетические подразделения должны размещаться, как правило, в зонах, обособленных от зон расположения производственных участков и ос­новных технологических потоков.

Расположение санитарно-технических и энергетических подразде­лений (трансформаторных подстанций, вентиляционных установок, сан­узлов, а также систем уборки стружки и др.) и устройства соответст­вующих им магистральных разводок не должны препятствовать возмож­ным перепланировкам оборудования и возможности присоединения к ма­гистралям нового оборудования, устанавливаемого в любой точке про­изводственной части цеха. В этом заключается универсальность зда­ния и приспособленность его к возможным в дальнейшем заменам или перепланировкам оборудования, связанным с изменением объекта или технологии производства.

Производственная часть механического цеха, как правило, представляет собой общий зал без перегородок, разделенный на отдель­ные участки (панели) магистральными продольными и поперечными про­ездами, обеспечивающими удобное транспортирование грузов, проход к рабочим местам.

Ширину магистральных проездов в зависимости от интенсивности движения и применяемых транспортных средств выбирают в соответст­вии с данными табл.21. Расположение магистральных проездов опреде­ляет длину и ширину размещаемых между ними производственных участ­ков. Расстояние между проездами не нормируется, его выбирают с та­ким расчетом, чтобы размеры участков, образуемых между проездами, позволяли рационально расположить поточные линии и предметно-замк­нутые участки, а также удовлетворяли противопожарным условиям.

Таблица 21



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: