ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ РОЛИ МЕДСЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ОКИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ





Целью данной работы было выявление роли медицинской сестры в профилактике острых кишечных инфекций у детей первого года жизни.

Была выдвинута гипотеза, что проводя профилактические беседы с родителями, объясняя им правила гигиены и способы повышения иммунитета у детей, можно предотвратить возникновение многих острых кишечных инфекций.

Для проверки гипотезы было проведено исследование. Исследование проводилось на базе Детской Городской Клинической больницы №5 им. Н.Ф. Филатова, инфекционное боксированное отделение № 9, в период с 17 апреля по 5 мая, обработка данных производилась в период с 6 мая по 15 мая 2015 года. Исследование проводилось путем анкетирования родителей (образец анкеты представлен в Приложении №1).

В исследовании принимали участие 12 мам, все разного возраста (от 18 до 25 лет - 4 мамы; от 26 до 35 лет – 5 мам; 36 лет и старше – 3 мамы), разного социального и материального положения, у всех дети в возрасте до 1 года, у детей была та или иная кишечная инфекция.

План исследования:

a. Констатирующий эксперимент

- провести анкетирование родителей

- оценить результаты анкетирования

- составить памятки о профилактике кишечных инфекций

 

б. Формирующий эксперимент

- провести профилактические беседы с теми родителями, у кого оказался наиболее отрицательный результат

- выдать памятки

Уважаемые родители! Чтобы ваши дети не болели кишечными инфекциями, нужно соблюдать следующие правила:

1. Правильное вскармливание на первом году жизни (по возрасту). Не вводите самостоятельно прикормы и добавки! Это можно делать только по назначению врача

2. Не рекомендуется блюда детского питания готовить заблаговременно и впоследствии разогревать.

3. Мытье рук с мылом после посещения туалета, после любых контактов с животными, с землей и песком, по возвращении с улицы домой.

4. Мытье рук с мылом перед каждым приемом пищи (даже если это небольшой перекус).

5. Мытье рук и груди с мылом перед и после каждого кормления ребенка.

6. Мытье рук после каждой смены памперса.

7. Обработка бутылочки, сосок перед каждым кормлением ребенка (облизывание пустышки не является ее «дезинфекцией»)

8. Тщательное мытье фруктов, овощей и зелени перед употреблением.

9. Использование для мытья посуды, приготовления пищи, питья и купания ребенка доброкачественной воды, что особенно актуально в период летних отпусков, когда жители мегаполисов выезжают на дачи, турбазы и т.п.

10. Поддержание чистоты в помещении, где находится ребенок. Регулярная обработка игрушек мыльным раствором или специальными моющими средствами не реже 1 раза в неделю. Регулярная обработка кроватки, пеленального столика.

11. При наличии домашних животных – не допускать их контакта с продуктами питания и посудой, исключить для них возможность забираться на рабочие кухонные поверхности, обеденные столы, в детские кроватки и коляски. Очень важно содержание животных в чистоте, их мытье после возвращения с улицы, регулярное проведение профилактических курсов противоглистного лечения.

 

в. Контролирующий эксперимент

- провести анкетирование повторно с этими родителями

- сравнить полученные результаты и подвести итог

Результаты констатирующего эксперимента показаны в диаграмме № 1. Вопросы разделены на блоки. В блок «Гигиена» вошли вопросы анкеты №№ 5-7; в блок «Питание» – вопросы №№ 8-13, 19; в блок «Иммунитет» – №№ 14-15; в блок «Домашние животные» – №№ 16-18.

Диаграмма №1

Из ответов на вопросы блока «гигиена» видно, что только 56% мам соблюдает все правила гигиены, а остальные допускают погрешности. Наиболее частые погрешности: не моют свои руки после каждой смены памперса, не часто моют руки с мылом, а только ополаскивают.

Блок «питание»: 85% мам кормят детей по возрасту, то есть у ребенка присутствует грудное или искусственное вскармливание в течение первых шести месяцев с постепенным введением надлежащего питательного и безопасного прикорма. Также в это число входят мамы, которые внимательно подходят к покупке смесей и детского питания, всегда проверяют целость банки, дату изготовления, сроки реализации. К несчастью, есть и такие мамы, которые, например, начали давать соки раньше 3-х месяцев. Процент таких мам не превысился 15.

В блок «иммунитет» включались вопросы о принятии витаминов и прогулок. И, как видно, витамины принимают 3-4 мамы из 12, гуляют с детьми, к счастью, большинство. В число 60% мам входят те, например, которые считают сон на балконе альтернативой прогулок, даже в теплую безветренную погоду.

«Домашние животные»: 8 мам из 12 вообще не держат животных в доме, 2 мамы содержат своих питомцев в чистоте и сводят контакт с детьми к минимуму, остальные 2 мамы, к сожалению, к этому относятся лояльно. Лояльность проявляется в том, что мама считает абсолютно нормальным, если кошка спит в детской кроватке, а собака облизывает его личико.

Формирующий эксперимент. После анализа результатов тестирования с мамами была проведена беседа о профилактике повторного заражения, и каждой была выдана памятка.

Контролирующий эксперимент.

В диаграмме №2 показаны результаты вторичного анкетирования. После беседы с родителями о профилактике кишечных инфекций у детей, а также после выдачи памяток результаты анкетирования значительно возросли в положительную сторону.

Диаграмма №2

Так процент матерей, после беседы ставших более тщательно соблюдать правила гигиены, возрос с 56% до 75%. Результат положительный, но далекий до идеала и требует дальнейшей санитарно-просветительской работы, т.к. основной механизм передачи острых кишечных инфекций – фекально-оральный.

Возрос процент и матерей, которые соблюдают все правила и режим прогулок. Есть мамы, которые задумались, о важности принятия того же витамина D при явном его дефиците. Результат, конечно, хочет желать лучшего, но и 10% немало важно.

Главное для медицинского работника – доверие к нему пациента. Как выяснилось, беседы медицинской сестры положительно влияют на поведение и отношение мам.


Заключение

Рост материального благосостояния и культурного уровня населения, развитие медицинского обслуживания в нашей стране создали благоприятные условия для снижения и ликвидации многих инфекционных заболеваний. Однако острые кишечные заболевания еще и сегодня угрожают здоровью людей, в особенности здоровью детей. Небрежное отношение к своему здоровью взрослых ведет к тому, что расплачиваются за это дети, так как они наиболее восприимчивы к кишечным инфекциям и болеют гораздо тяжелее, чем взрослые. Ведь, к сожалению, острые кишечные инфекции занимают одно из первых мест в инфекционной патологии детского возраста.

Кишечные инфекции иногда называют «болезнями грязных рук». И действительно, выполнение всем известного правила «регулярно мыть руки» позволяет значительно снизить заболеваемость кишечными инфекциями.

Решающим фактором профилактики являются аспекты воспитания ребенка, направленные на формирование устойчивых гигиенических навыков. Личный пример и последовательное соблюдение санитарных правил взрослыми членами семьи становятся необходимой базой для формирования полезных стереотипов поведения ребенка. А повышение знаний взрослых об этих санитарных правилах – обязанность медицинских работников, в частности медицинских сестер.

В данной работе было проведено исследование на базе Детской Городской Клинической больницы №5 им. Н.Ф. Филатова, инфекционное боксированное отделение №9. В исследовании принимали участие 12 мам, все разного возраста, разного социального и материального положения, у всех дети в возрасте до 1 года, у детей была та или иная кишечная инфекция.

Процент матерей, после беседы ставших более тщательно соблюдать правила гигиены, возрос с 56% до 75%. Возрос процент и матерей, которые соблюдают все правила и режим прогулок до 70%. А что, главное, доверие к медицинской сестре со стороны мам возросло на 10%. После беседы удалось отношение к болезни ребенка, моральное состояние, поведение многих матерей вывести на адекватный, разумный уровень.

В результате исследования удалось повысить знания родителей о защите себя и ребенка от кишечной инфекции: о правилах личной гигиены, гигиены ребенка, об обработке предметов ухода и обихода, детской посуды, о правильном обращении с домашними животными с точки зрения гигиены.

Вывод: профилактические беседы медицинской сестры с матерями повышают уровень знаний родителей о гигиене, правильном питании детей и повышении иммунитета у детей первого года жизни. Эти знания помогают снизить риск заражения детей острыми кишечными инфекциями.

Гипотеза о том, что проводя профилактические беседы с родителями, объясняя им правила гигиены и способы повышения иммунитета у детей, можно предотвратить возникновение многих острых кишечных инфекций у детей подтвердилась.

Санитарное просвещение родителей, а также профилактические беседы, проводимые медицинскими сестрами при патронажах, при посещении детских поликлиник и коллективов играют важную роль для предупреждения заболеваний и повторного заражения, в том числе и кишечными инфекциями. Кроме того, при снижении процента заболевших, уменьшаются и затраты государства на лечение.

Глоссарий

Гастроэнтерит - воспаление желудка и желудочно-кишечного тракта, которое может вызывать тошноту, рвоту и/или диарею (понос).

Дегидратация - обезвоживание организма (потеря организмом слишком большого количества воды).

Диарейный синдром – комплекс различных симптомов, связанных с нарушением процесса опорожнения кишечника, характеризующимся увеличением частоты стула (более 3 раз в сутки) с выделением жидких каловых масс и их большего количества.

Императивные позывы к дефекации - невозможность контролировать процесс дефекации.

Источник инфекции – зараженный человек (или животное), организм которого является естественной средой обитания патогенных микроорганизмов, откуда они могут тем или иным путем заражать восприимчивого человека (животного).

Коинфекция - одномоментное инфицирование двумя бактериальными инфекционными агентами.

Колит - воспаление или воспалительно-дистрофическое поражение слизистой оболочки толстого кишечника, развивающееся в отдельных его частях или во всех отделах.

Кувез (кювез) — приспособление с автоматической подачей кислорода и с поддержанием оптимальной температуры, в который помещают недоношенного или заболевшего новорожденного.

Механизмы передачи инфекции – процесс передачи возбудителей от инфицированного организма к неинфицированным.

Нозокомиальные инфекции - госпитальные, внутрибольничные инфекции.

Серотип (серовар) — штаммы одного вида, отличающиеся от типового штамма по антигенной структуре.

Суперинфекция - повторное заражение новым инфекционным заболеванием в условиях незавершившегося инфекционного заболевания, вызванное другим микроорганизмом.

Токсикоз – это болезненное состояние, обусловленное действием на организм экзогенных токсинов (например, микробных) или вредных веществ эндогенного происхождения.

Энтероколит - синдромокомплекс, для которого характерно поражение слизистой оболочки тонкого и (или) толстого отделов кишечника.

Эубиотики - группа биологически активных препаратов, в состав которых входят лиофильно высушенные (в вакууме при сильном охлаждении) или живые штаммы микроорганизмов, являющихся представителями нормальной микрофлоры здорового человека.

 

 


 





Читайте также:
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.027 с.