Образовательной программы
Изучение психологии и педагогики семьи является междисциплинарным курсом, необходимым для педагога, работающего в образовательной среде. «Психология и педагогика семьи» является обязательной дисциплиной инструментального модуля "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде".
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Шифр компетенции | Расшифровка приобретаемой компетенции |
(ОПК-6) | Способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды. |
(ОПК-10) | Способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач. |
(ПК ПП-5) | Способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития и воспитания детей |
(ПКПП-6) | Способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности |
(ПКПП–11) | Способность проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся. |
4. Структура и содержание дисциплины/ модуля
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов. Форма промежуточного контроля-экзамен. Курс поддерживается электронным образовательным ресурсом.
Структура дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды и часы аудиторной работы, их трудоемкость (в часах) | Текущие формы контроля | ||||||||||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторная работа | |||||||||||||||
Раздел 1. Основные понятия в историческом и современном контексте | Учет результатов балльно- рейтиноговой оценки работы студентов | ||||||||||||||||
Тема 1. Педагогика и психология семьи в системе гуманитарных наук | Проверка эссе: «Моя семья» | ||||||||||||||||
Тема 2. Семья и брак в историческом ракурсе | Проверка СР, заслушивание докладов на занятии | ||||||||||||||||
Тема 3. Семья. Определение, функции, структура и динамика семьи | Проверка СР: конспектов и ответов на проблемные вопросы | ||||||||||||||||
Раздел 2. Психология семьи и семейных отношений | Учет результатов балльно-рейтиноговой оценки работы студентов | ||||||||||||||||
Тема 4. Альтернативные формы семейно-брачных отношений | Проверка СР, заслушивание докладов на занятии | ||||||||||||||||
Тема 5. Любовь и брак. Теории любви | Проверка СР: конспектов и ответов на проблемные вопросы | ||||||||||||||||
Тема 6. Супружеские отношения. Стадии супружеских отношений | Проверка СР: конспектов и ответов на проблемные вопросы, заслушивание докладов на занятии | ||||||||||||||||
Тема 7. Психологический диссонанс в семье | Проверка выполненных практических заданий | ||||||||||||||||
Тема 8. Основные теоретические подходы в семейной терапии | Проверка выполненных практических заданий | ||||||||||||||||
Тема 9. Диагностика семьи | Проверка практических заданий – миниисследований | ||||||||||||||||
Раздел 3. Педагогика семьи и взаимодействие семьи и образовательных учреждений | Учет результатов балльно- рейтиноговой оценки работы студентов | ||||||||||||||||
Тема 10. Воспитательный потенциал семьи. | Проверка СР: конспектов и ответов на проблемные вопросы | ||||||||||||||||
Тема 11. Семейное воспитание: основы, принципы, особенности, содержание. | Проверка выполненных практических заданий, диагностических заключений | ||||||||||||||||
Тема 12. Психолого-педагогические основы семейного воспитания и детско-родительских отношений. | Проверка СР, заслушивание докладов на занятии | ||||||||||||||||
Тема 13. Пути взаимодействия семьи и образовательных учреждений в воспитании детей | Проверка выполненных практических заданий, диагностических заключений | ||||||||||||||||
Всего: | Экзамен | ||||||||||||||||
Содержание дисциплины
Тема 1. Педагогика и психология семьи в системе гуманитарных наук (практическое занятие 2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практикум проходит в форме тренинга знакомства с основными понятиями и представлениями студентов о курсе, а также основных понятиях - семье и семейных отношений, семейном воспитании, а также проведение входной диагностики студентов (опрос, интервьюирование, анкетирование) Бумага, маркеры, журналы, ножницы, клей (разработка и презентация творческого проекта в мини-группах) Тема 3. Семья. Определение, функции, структура и динамика семьи (лекция 2 часа) Понятие семьи и брака. Реализация индивидуальных потребностей в браке. Многообразие семейных функций. Традиционные и современные функции семьи. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура. Анализ деформаций семейного функционирования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. Любовь и брак. Теории любви (лекция 2 часа) Аттракция. Механизмы возникновения симпатии. Феномен любви и её типы. Источники и стили любви. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины отрицательного отношения к себе и семейной жизни. Тема 6. Супружеские отношения. Стадии супружеских отношений (лекция 2 часа) Различные категории современной семьи и брачно - семейных отношений. Современная модель семьи, её особенности. Психологически благополучные и неблагополучные семьи. Психологическое здоровье семьи. Динамика семейных отношений. Периодизация семейной жизни. Период ухаживания. Молодая семья, её задачи и особенности. Пожилой человек и семья. Кризисные периоды в браке. Динамика семейных отношений. Периодизация семейной жизни. Период ухаживания. Молодая семья, её задачи и особенности. Пожилой человек и семья. Раздаточный материал с тестами, стимульным материалом и алгоритмами обработки и интерпретации Тема 7.Психологический диссонанс в семье (практическое занятие 2 часа) Удовлетворённость браком и супружеская совместимость. Социально-психологический климат в семье. Возрастные проблемы. Кризисы совместной жизни (нормативные семейные кризисы; принятие на себя супружеских обязательств; освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи; включение детей во внешние социальные структуры; принятие факта вступления детей в подростковый период; семья в которой выросший ребёнок покидает дом; кризис семьи, в основном выполнившей родительскую функцию, повторный брак). Разграничения сфер жизни. Особенности взаимоотношений с родителями супругов. Проявления ревности у мужчин и женщин.Ненормативные семейные кризисы (измена, развод, тяжёлая болезнь, инцест, смерть члена семьи). Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений. Искусство прощать и искусство принимать прощение. Раздаточный материал с тестами, стимульным материалом и алгоритмами обработки и интерпретации. Тема 8. Основные теоретические подходы в семейной терапии семье (практическое занятие 2 часа) 1.Структурная семейная терапия, стратегический, системный, психоаналитический, когнитивно - поведенческий подходы в терапии, семейная терапия В.Сатир, терапия основанная на опыте К. Витакера. 2.Техники семейной психотерапии. 3.Семейная психотерапия при невротических, соматоформных и психосоматических расстройствах, при шизофрении, при акцентуациях и расстройствах личности у подростков. 4.Тактика семейной психотерапии больных с акцентуациями и расстройствами личности. 5.Семейная психотерапия при алкоголизме. Использование техник семейной психотерапии анализ истории семьи, генограмма, а также методов групповой терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» и т. д. Тема 11. Семейное воспитание: основы, принципы, особенности, содержание (лекция 2 часа) Определение понятий «Семейное воспитание» и «Общественное воспитание»: общее и отличное; основ семейного воспитания, рассмотрение различных классификаций основных принципов семейного воспитания, особенностей семейного воспитания негативные проявления и содержание семейного воспитания. Тема 12. Психолого-педагогические основы семейного воспитания и детско-родительских отношений (практическое занятие 2 часа) Совместное обсуждение психолого-педагогических основ семейного воспитания: основные механизмы, компоненты, составляющие. В процессе студентам представляется обсуждение основных психолого-педагогических ситуаций. Тема 13. Пути взаимодействия семьи и образовательных учреждений в воспитании детей (практическое занятие 2 часа) Раздаточный материал в процессе выполнения групповой игры, с алгоритмами выполнения заданий. Ролевая игра «Родительское собрание». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3. Структура и содержание самостоятельной работы дисциплины (модуля) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|