Психология и педагогика семьи
Направление подготовки:
44.03.02 - Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки:
«Практическая психология в образовании»
Квалификация выпускника:
Форма обучения: очно-заочная
Язык обучения: русский
Автор: Биктагирова Г.Ф., Муртазина Э.И.
Рецензент:
Согласовано:
Заведующая кафедрой: Валеева Р.А.,Фролова А.В.
Протокол заседания кафедры № от «» 2014г.
Учебно-методическая комиссия Института психологии и образования:
Протокол заседания УМК № от «» 2014г.
Казань
Содержание
1. Цели освоения дисциплины | |
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы | |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины /модуля | |
4. Структура и содержание дисциплины/ модуля | |
5. Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения | |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) | |
8. Интернет-ресурсы | |
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины/модуля согласно утвержденному учебному плану |
Программу дисциплины разработали доцент, к.п.нБиктагирова Г.Ф. Кафедра общей и социальной педагогики, отделение педагогики, Институт психологии и образования, bikgf@mail.ru, доцент, к.п.н.Муртазина Э.И. Кафедра общей и практической психологии, Институт психологии и образования, elil@inbox.ru
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика семьи» является:
|
1.Познакомить и систематизировать психолого-педагогические знания учащихся в вопросах семейного воспитания и семейных отношений.
2.Сформировать у учащихся понимание основных проблем и тенденций развития семейно-брачных и детско-родительских отношений
3. Раскрыть причины психологического диссонанса в семье, концепции и формы распада семейных отношений.
4.Сформировать представления о родительстве как психолого-педагогическом феномене и психолого-педагогических факторах воспитания в семье.
5.Познакомить с особенностями диагностической и коррекционной работы с семьёй и умениями проводить мини-исследования семьи.
В результате освоения дисциплины студенты должны:
знать: об основных теориях и концепциях отечественных и зарубежных педагогов, психологов в решении проблем семьи; базовые понятия «Психологии и педагогика семьи»; дать систематизированное представление об эволюции и тенденциях развития семейно-брачных и детско-родительских отношений, показать характерные черты и особенности жизненного цикла семьи, основы и принципы семейного воспитания; выявить главные проблемы психологии семейных отношений, проблем взаимодействия семьи и образовательных учреждений, пути их разрешения.
уметь: анализировать литературу отечественных и зарубежных авторов; вести межличностную коммуникацию, применять в психолого-педагогической деятельности методы социально-психологической диагностики семьи, решать психолого-педагогические ситуации взаимоотношений детей и родителей, педагогов и родителей; диагностики взаимоотношений молодых людей в добрачный период, диагностики супружеских отношений, индивидуальности супругов, детско - родительских отношений.
|
владеть: профессионально значимыми навыками семейного консультирования, диагностической и коррекционной работы необходимыми будущим практическим психологам для осуществления психолого-педагогической работы в вопросах семейных отношений, семейного воспитания и взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Изучение курса предполагает слушание проблемных лекций, самостоятельную работу с педагогической литературой, выполнение самостоятельных и практических заданий, участие в проблемных семинарах, деловых и ролевых играх, подготовка мини-иследований и проектов, фрагментов родительских собраний и воспитательных мероприятий.
Обучение по данной программе строится по принципу многовариативности. Рабочая программа курса «Психология и педагогика семьи» включает в себя систему лекционных, и практических занятий, видов самостоятельной работы и заданий, выполняемых на практике, а также примерные вопросы к экзамену и практических заданий к нему. Лекционные занятия проводятся в форме лекций–дискуссии, лекций–бесед; практические занятия проводятся в форме ролевых, деловых игр, проигрывания педагогические ситуации. Итоговая форма работы состоит из двух частей: проверки теоретических знаний студентов и выполнение и защита мини-исследования или проекта (по выбору студента).
Организация самостоятельной работы студентов: подготовка педагогической папки-копилки (изучение семей, подбор педагогических ситуаций, разработка нетрадиционных родительских собраний, проведение мини-исследований т.д.), доклады на семинарах, и.др.