Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения




Освоение дисциплины базируется на общей для всей программы «Практическая психология в образовании» мультитехнологии реализации модулей, алгоритм которой рассчитан на каждый отдельный модуль изучаемой дисциплины.

Соответственно, применяются проблемные лекции на большой поток студентов, обучающихся по одному направлению подготовки бакалавров, которые раскрывают не отдельные вопросы и темы модуля, а анализируют основополагающие теории, причинно-следственные связи во всем комплексе рассматриваемых тем данного модуля. Выполняются разнообразные виды самостоятельной работы (в том числе, видео просмотры и обсуждение фильмов, проектные задания, мини-исследования, мультимедийные презентации), охватывающие основные вопросы данного модуля. Виды самостоятельной работы определяет педагог, однако студенты могут и сами предложить собственные идеи. Очные и дистанционные консультации по выполнению студентами творческих самостоятельных работ. Творческие отчеты студентов о выполнении своих самостоятельных заданий в виде круглых столов, защиты проектов, конференций, ролевых игр, практикумов по решению профессиональных задач.

Перед посещением лекции требуется ознакомиться с теоретическим материалом по соответствующему модулю и проблемными вопросами. Первая лекция является вступительной, на которой объясняется логика изучения модуля, характеризуются основные творческие и самостоятельные работы, которые студенты должны выбрать для самостоятельного выполнения к определенному преподавателем сроку. Задания носят дифференцированный характер. Проблемная лекция предполагает изложение материала преподавателем и в конце лекции в течение 15-20 минут - интерактивное обсуждение ключевых вопросов изучаемого явления. Содержание итоговых лекций также не повторяет содержание учебного материала для самостоятельного изучения, носит обобщающий, проблемный и активизирующий характер.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий на семинарах-дискуссиях, семинарах-практикумах, собеседованиях по обсуждению итогов (или хода и методов) выполнения заданий на практических занятиях, когда студентам нужно высказаться. Иногда практикуются и лекции-дискуссии, когда лектор по ходу изложения материала обращается к аудитории с отдельными вопросами, требующими коротких и быстрых ответов. Групповая дискуссия в психологическом тренинге - это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

Использование игровых методов чрезвычайно продуктивно. Через ролевые игры преподаватель может обучать студентов навыкам общения, понимания в любой ситуации, что вынуждает их использовать широкий спектр функций и структур.

Активной формой образовательного процесса в вузе является «круглый стол». Метод круглого стола используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путём рассмотрения их в разных научных аспектах. Подобные формы дают возможность обсудить различные вопросы касающиеся воспитания, опыта преодоления конфликтных ситуаций, которые могут складываться в отношениях, семье, у ребёнка в школе. В психолого-педагогической работе с семьёй будущие педагоги - психологи могут применить данную форму, когда на одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги, родители и учащиеся, либо студенты между собой. Затем изучаются различные точки зрения и анализируются. Данная форма играет огромную роль в просвещении родителей, так как предполагает практическое решение уже назревших проблем, которые требуют решения.

Семинары и практикумы включают интерактивные формы обучения:

- Творческие задания

- Ролевые игры

- Решение психолого-педагогических ситуаций и задач

- Метод проектов

- Исследовательский метод

- Работа в малых группах

- Работа в парах

- Презентации

- Сообщения по прочитанной литературе о семейных отношениях и семейному воспитанию

- Просмотр видеофильмов, видеофрагментов.

Ролевые игры

Для максимальной эффективности ролевой игры, предлагаемые ситуации наиболее близкие к реальности. Инструкция к ролевой игре детально описывают все аспекты ситуации. Вместе с тем, эта инструкция не ставит жестких границ, препятствующих участникам сыграть свои роли в соответствии с их собственными представлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях. Задача, к решению которой стремятся члены группы, участвующие в ролевой игре, – создание модели поведения, характерного в повседневной жизни для реальных людей. Именно поведение, а не проявлению талантов выступающих будет основой последующей дискуссии. Группа должна наблюдать за содержанием каждой разыгрываемой сцены. Тем, кто не принимает участия в игре, следует предложить занять роли наблюдателей и записывать особенности поведения участников и его последствия. Наблюдение может стать еще более полезным, если сделать видеозапись ролевой игры и в случае необходимости использовать ее для обеспечения обратной связи или индивидуальных консультаций.

Метод кейсов используются различные варианты применения метода кейсов:

1. Диагностика проблемы.

2. Диагностика одной или нескольких проблем и выработка участниками методов их разрешения.

3. Оценка участниками предпринятых действий по решению проблемы и их последствий (проблема и ее решение сообщаются в инструкции).

При работе с кейсами преподаватель обеспечивает контроль посредством:

· увеличения либо уменьшения времени работы;

· установки определенных рамок, внутри которых должна действовать группа, например: «не нужно пользоваться никакой дополнительной информацией» или «группа должна предпринять любые дополнительные изыскания»;

· ограничения или расширения требований к выполнению задачи, например: подробный доклад, важнейшие рекомендации, презентация и т. д.;

· увеличения или уменьшения давления, инициирования соревнования между группами, введения неожиданных элементов и т. д. В конце упражнения группе необходимо собраться, обсудить причины своих действий и обобщить полученный опыт.

Дискуссия

Дискуссия, как метод тренинга, имеет тенденцию ограничиваться одним вопросом или темой и строится в определенном порядке. Очень важным является то, чтобы каждый имел свои взгляды и уважал взгляды других. Полностью исключается прерывание говорящего. Дискуссия может проходить, только когда все стремятся достигнуть общих целей. Чтобы дискуссия была эффективной, обучающимся необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, относящиеся к опыту, приобретенному до начала тренинга, или опирающиеся на информацию, изложенную во время курса. Так, например, после демонстрации группе нового процесса можно провести дискуссию о трудностях или опасностях, которые участники видят в самостоятельном проведении этой процедуры.

Для контроля знаний применяется дистанционные методы: онлайн тестирование и сообщения (ответы на задания) в чате в рамках элетронно-образовательного ресурса.

Промежуточная аттестация осуществляется на основе балльно-рейтинговой системы. Студентам заранее сообщаются критерии оценки их работы на занятии. Ежемесячно подводятся итоги работы каждого студента. Сообщается также сумма баллов по итогам работы в семестре, которая является допуском к экзамену.

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена. Допуском к экзамену является выполнение в полном объеме предусмотренной рабочей программой учебной работы, которая фиксируется суммой баллов, набранных по условиям балльно-рейтинговой оценки работы студента.

Методические указания для студентов.

Курс «Психология и педагогика семьи» осуществляется с помощью модульно-рейтингового обучения и контроля знаний, что способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов.

Весь курс разделен на 3 модуля, каждый из которых оценивается по бальной системе: 1 модуль – максимум – 25 баллов, 2 модуль – 40 балла, 3 модуль – 35 баллов. На каждого студента заполняется учебная карта балльно - рейтинговой системы с использованием модульной технологии обучения. Максимальный промежуточный балл, набираемый в течение трех разделов равен 100. К экзамену он пропорционально переводится в соотношении как 1:2. Максимальное количество баллов за период обучения студента оценивается как 50 баллов.

Экзаменационный ответ в совокупности вопросов и выполненных заданий составляет 50 баллов.

Итоговый максимальный рейтинг студента будет равен 100 баллам, что соответствует оценке «отлично», 86-100 б. – отлично, 71-85 б. – хорошо, 55 – 70 б удовлетворительно.

Примерные критерии оценки работы студентов: выполнения обязательных заданий и заданий для самостоятельной работы – каждое задание оценивается 2 баллами; выступление и выполнение заданий на семинаре, практическом занятии, в обсуждении вопросов темы занятия, в решение психолого-педагогических задач и заданий, участие в ролевых играх – 2 балла; выступление с докладом – 3 баллов, подготовка миниисследования – 5 баллов, выполнение проекта, учебно-исследовательской работы – 10 баллов.

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена и состоит из 2 частей: теоретической (на знание пройденного теоретического материала, при этом вопросы, заявленные как вопросы к экзаменам проверяются в соответствии с практическим заданием) и практического задания (вариативно на выбор - презентация проведенного мини-исследования своей семьи, семей учащихся (или студентов) или выполненного проекта по одной из тем)). Допуском к экзамену является выполнение в полном объеме предусмотренной рабочей программой учебной работы, которая фиксируется суммой баллов, набранных по условиям балльно-рейтинговой оценки работы студента.

К экзамену дается примерный перечень теоретических вопросов проблемного характера, которые нужно раскрыть через призму практических умений.

Также студенты готовят практическое задание, которое он защищает.

Кроме практического задания на экзамен по курсу студент обязан предоставить:

− портфолио будущего практического психолога в образовании в работе с семьей, которое содержит информацию всех выполненных видов работ:

а) отчеты по выполнению мини – исследований, проведенных при подготовке к практическим задания, самостоятельной работы и на практике или проведенного проекта по определенной тематике;

б) анализ проведенного на учебной практике совместного мероприятия детей педагогов и родителей (или интерактивного родительского собрания (по выбору студента);

в) диагностические методики по работе с семьей;

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: