Я встал перед очень сложным вопросом — сохранять или нет свою семью. Вместе живем уже 7 лет, сыну 6 лет. Вся проблема в том, что если своего сына очень люблю, то о жене такого сказать не могу. Врать и притворяться не умею и не хочу, поэтому на все вопросы типа «любишь не любишь» приходится отшучиваться.. До женитьбы я был человеком компанейским, веселым, сейчас замкнут в себе. Домой не тянет. Как придешь — начинает сразу болеть голова. Стараюсь больше времени уделять работе. Все это почти с самой женитьбы. А недавно вот встретил женщину, которая понимает и любит меня, и мне с ней очень легко. Стали появляться мысли, а не бросить все и не попытаться ли построить нормальную семью во второй раз. Единственное, что держит: сын. Если уйду, жена его испортит. У нее слабый характер, все семейные бытовые проблемы приходится решать мне. Жена не работает (это один из самых больных семейных вопросов), так как, с ее слов, «пока не будет второго ребенка, нет смысла идти на работу, все равно в декрет уходить». Приходится работать одному с утра до вечера. Приходишь домой, а там еще ворох нерешенных проблем. А иногда так хочется отдохнуть и побыть хоть немного простым слабым человеком. Хотел бы найти человека (психолога и т.п.), который бы помог разобраться в себе. Как жить, уже нет сил. Все равно видит, что отношения у нас не сахар. Да и у меня, когда я дома, отношения с сыном не очень хорошие. Дома я не могу быть самим собой, не могу быть ласковым (хотя очень люблю «телячьи нежности»). Буду благодарен, если сможете мне чем-нибудь помочь.
Ситуация №9 «Онникогда не станет самостоятельным?..»
Мне 24 года. Уже почти пять лет мы встречаемся с Толей, сходимся и расходимся. В последнее время думаю, не выйти ли за него замуж. Вы наверное сейчас подумали, что я хочу заставить его жениться. А вот и нет!
|
Ему уже 25 лет. Живет с родителями и сестрой. Родители распоряжаются его временем, не учитывая, что у него уже своя жизнь. Мы оба работаем, в будни видимся редко, а выходные, естественно, хочется проводить вместе. Но в выходные и начинается; поехали, отвезешь нас на дачу, пошли чинить машину, делай ремонт на кухне. А у меня тоже ведь есть для него задания: починить что-нибудь, помочь с уборкой. В последнее время у него начались скандалы с родителями, однако он продолжает с ними жить, снимать квартиру для нас не хочет — жалко на это денег. Ему охота уйти от родителей сразу в свою квартиру, ездить на своей машине, а не на их. Но сейчас денег хватает только на еду, одежду и минимальные развлечения. Я говорю: неизвестно, может, еще десять лет столько же будет. Что, будешь продолжать жить с мамой? Ездить на их дачу, ремонтировать их квартиру и их машину?
Моя мама сказала, что Толик по психологическому типу СЫН и никогда не станет самостоятельным. Неужели это так? В таком случае мне надо уходить от него: я хочу нормальную семью, ребенка родить, жить отдельно. Ее хочу, чтобы мой муж всю жизнь бегал к маме. Действительно ли мой друг «мамин сын»? И есть ли шанс это исправить?
6.3. Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы по подготовке к лекциям и самопроверки
К разделу 1.
Тема 1
Педагогика и психология семьи: общее и различное?
Фамилистика и психология и педагогика семьи: общее и отличное?
|
Что послужило основой психологии семьи и семейной педагогики?
Тема 2
Назовите периодыразвития семейного воспитания в России? Какие формы внесемейного воспитания в Древней Руси послужили истоками домашнего воспитания?
Тема 3
В какой период семья начала осуществлять воспитательную функцию?
Чем определяется структура семьи?
Что включает в себя структура семьи?
К разделу 2.
Тема 4.
Как вы его понимаете выражение: «Счастье семьи – в твоих руках»? Согласны ли с ним? Что значит «делать» счастье семьи? На примере вашей семьи, семей ваших друзей, знакомых, близких подтвердите или опровергните это выражение.
Тема 5.
Какие формы брака существуют сегодня?
Какая из предложенных типологий семьи наиболее полно отражает проблемы семейного воспитания?
Тема 6.
Какого типа семья приучает молодого человека полагаться только на себя, на свои знания, энергию, волю?
Воспитательная функция семьи ослабевает? Докажите или опровергните это мнение.
Репродуктивная функция. Как она влияет на семейное воспитание?
Тема 7.
Как вы полагаете, существует ли единая теоретическая модель семьи, которая могла бы удовлетворить не только исследователей, но и практиков?
Возможно ли, существенным образом, поменять психологический климат семьи путем налаженного денежного хозяйства?
Тема 8.
Кaкие типы дисгaрмоничных семей выделяются в литерaтуре (по A.С.Спивaковской)?
Кaкие типы дисгaрмоничных семей выделяются в литерaтуре (по A.Е.Личко)?
Какие альтернативные формы семейно- брачных отношений вы знаете?
Гражданский брак - за и против.
|
Тема9.
Приведите примеры методов семейной диагностики.
Что предстaвляют собой методы изучения семьи?
Кaкие особенности следует учитывaть при исследовaнии семей?
С кaкими трудностями встречaются исследовaтели при изучении современной семьи?
Нaзовите зaконодaтельные критерии допустимых грaниц «вторжения» в семью.
К разделу 3.
Тема 10.
Кaк вы считaете, дети из кaких семей не склонны верить в то, что к ним испытывaют симпaтию, дружелюбное рaсположение, любовь? Почему?
Считaете ли вы прaвильным то, что иногдa вместо понятия «воспитaтельный потенциaл семьи» говорят «педaгогический потенциaл семьи»?
Кaкие хaрaктеристики включaют ученые в понятие «воспитaтельный потенциaл семьи»?
Тема 11.
В чем особенность методов семейного воспитaния?
Зaчем родителям необходимо больше беседовaть с детьми о жизни? Чем можно зaменить нотaции?
Докaжите необходимость выполнения прaвил семейного воспитaния.
Возможно ли достичь крупных успехов в воспитaнии через мелочи? Кaк это возможно осуществить в семейном воспитaнии?
Тема 12
Схематично охарактеризуйте ситуации, которые целесообразно использовать для формирования у себя таких умений.
Докажите необходимость таких умений для создания положительного микроклимата в семье. Подумайте, можно ли отнести эти умения к профессиональным умениям современного педагога-психолога.
Тема 13.
Назовите типичные трудности педагога в работе с родителями.
Можно ли сформулировать другие направления взаимодействия в работе с родителями?
Охарактеризуйте понятие психолого-педагогическое просвещение родителей.
Какие формы и методы психолого-педагогического просвещения Вы знаете? Охарактеризуйте их.
Оцените свои возможности участия в психолого-педагогическом просвещении родителей.
Почему при изучении семьи и домaшнего воспитaния весьмa огрaниченно используется педaгогический эксперимент?