- Издавна женщину считали берегиней дома. Об этом же говорят пословицы: «Хозяйкой дом стоит», «Муж - голова, жена - душа» и многие другие. Объясните, какие качества, свойства женщины обеспечивают успех этой «миссии» - хранить, беречь свой дом. Обладаете ли Вы ими?
- В.Гёте писaл: «Если мы принимaем людей тaкими, кaкие они есть, мы делaем их хуже. Если же мы относимся к ним тaк, кaк будто они тaковы, кaкими им следует быть, мы помогaем им стaть тaкими, кaкими они в состоянии стaть». Кaк этот принцип применим к семейному воспитaнию? Докажите на примерах.
- Соглaсны ли вы с утверждением A.С.Мaкaренко, что «нельзя воспитaть мужественного человекa, если не постaвить его в тaкие условия, когдa он мог проявить мужество – все рaвно в чем, – в сдержaнности, прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости»? Обоснуйте свой ответ.
- Соглaсны ли Вы с мнением Скиннерa о том, что необходимо «aкцентировaть внимaние нa хорошем и тем сaмым зaкреплять его»? Обоснуйте свой ответ.
- Психотерапевт А.Г.Добрович описывает специальные умения, которые помогают хорошо ладить с людьми, «умение держать улыбку» (сохранять приветливое выражение лица), обращать внимание на других, слушать, что говорят другие, говорить «нет», не обижая других, не вступать, не вмешиваться в конфликты, одобрять других. Раскройте, что значит каждое их этих умений, из каких действий оно состоит.
- Американский психолог Эда Ле Шан в книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» (М.1990) пишет о том, что у человека, независимо от возраста, есть потребность в приватности, в праве на личную жизнь Приватность возникает как потребность ребенка быть индивидуальностью, что составляет важный аспект развития и взросления. Э. Ле Шан приводит пример из своей многолетней практики, как одна мать «руководила жизнью своих детей, ни на минуту не выпуская их из-под контроля. Она постоянно просматривала их вещи под предлогом уборки их комнаты, следила за каждым их шагом. И результат оказался печальным: дети выросли скрытными, неискренними, лживыми» (с.46). Объясните, почему так произошло.
Так, например, во время ролевой игры «Дискриминация или сексизм в семье», студентам предлагаются следующие ситуации:
Ситуация №1.
Муж приходит домой. Заходит на кухню и видит, что ужин не готов, говорит жене: «Почему ты до сих пор не приготовила мне ужин? Я очень голодный».
Ситуация №2.
Заболел ребёнок. Муж просит дать ему отпуск по уходу за ребёнком. На работе ему отвечают: «У вас для этого есть жена, пусть она и сидит с ребёнком, вы нам нужны здесь».
Ситуация №3 «Сомневаешься? Не женись. Женишься? Не сомневайся»
Несколько лет назад в институте я влюбился в Ольгу, сокурсницу. Тогда я был типичным ботаником: толстый, неуверенный в себе очкарик, боящийся глаза поднять на девушку. Она же была самой заметной девушкой на курсе, с кучей поклонников… Долго не признавался ей, решил сперва поработать над собой, занялся спортом, сбросил 15 кг, стал вхож в её компанию. На последнем курсе мы встретились один раз без продолжения: я не произвёл на Ольгу должного впечатления. Но не мог выбросить её из головы, тянуло к ней. Старался не терять её из виду, поздравлял с днём рождения, с праздниками. Замуж Ольга не выходила, и я не терял надежды.
Сейчас я ведущиё специалист крупной компании, хорошо зарабатываю, больше уверен в себе. Ольга знает о моих успехах, начала проявлять ко мне интерес и даже не пытается скрыть, что интерес этот вызван тем, что молодость уходит (ей 27), поклонников поубавилось, хочется иметь семью и детей, да и родители намекают, что именно я самая перспективная партия на данный момент. Я же в сомнениях. Всё ещё люблю Ольгу, но надеялся и на ответное чувство, а не на простой прозаический расчёт на благополучие и стабильность. Меня сильно к ней тянет, но что-то внутри и противится… Может быть посоветуете что- нибудь?
Ситуация №4
Как вы понимаете высказывание А.С.Экзюпери:
«Любить - это значит смотреть в одну сторону».
Ситуация №5
Глеб собрался гулять.
-Надень пальто- говорит отец.
-Не надо, на улице тепло,- возражает мать.
-Надень!- приказывает отец.
-Не надо,- настаивает мать.
Мальчик не знает, кого слушать.
Каковы последствия подобных воздействий на ребёнка? Какое важное педагогическое требование не реализовано?
Ситуация №6
Дети играют в семью. Четырёхлетний Вова, развалившись в кресле, говорит «жене» - очаровательной кудрявой Леночке: «Не приставай ко мне с разговорами, лучше есть давай».
Что можно сказать о стиле отношений между родителями в семье мальчика?
Ситуация №7
- Папа, а меня сегодня Нина Петровна похвалила. Я запомнила стихотворение быстрее всех. Хочешь расскажу?
- Лучше расскажи мне о своём поведении, что ты натворила вчера,- строго говорит отец.
Лицо мрачнеет. Дома девочка делает ещё один «заход».
- Мама хочешь, расскажу стихотворение про ёлочку?
- Мне не до ёлочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Как в дальнейшем может отразиться невнимание отца, матери к делам дочери на установление доверительных отношений между нею и родителями? Какой стиль отношений взрослых с ребёнком в данной ситуации?