Основы семейного воспитания в народной педагогике. Приведите примеры из народного фольклора, традиций и обычаев различных народов.
Вспомните художественные произведения, в которых дается характеристика семьи, разных поколений, внутрисемейных отношений и воспитания детей в семье. Проанализируйте их.
Познакомьтесь с одним из источников семейного воспитания (дневниковые записи матерей). Опишите ваши впечатления, что нового вы получили для себя.
Подберите из художественной литературы факты семейного воспитания в России в разные исторические периоды.
Сравните особенности семейного воспитания в разные периоды развития с современным семейным воспитанием.
Используя нормативно-законодательные документы и периодическую печать, докажите, что для современного этапа характерна тенденция возрождения семейного образования.
Подберите из социологических, психологических, философских, педагогических, юридических, толковых словарей определение термина «семья». Проанализируйте сходство и различия.
Проведите миниисследование методом анкетирования выясните у учащихся старших классов наиболее значимые функции их семьи.
Проведите миниисследование методом интервьюирования выясните у родителей учащихся старших классов наиболее значимые функции их семьи. Сделайте анализ.
Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:
· «Взаимозависимость семейных функций»;
· «Взаимодополняемость семейных функций»;
· «Обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве как главная социальная функция семьи»;
· «Функции современной семьи и их значение в современном обществе».
Прочитайте отрывок «Увaжaя детей, увaжaйте и себя» из книги фрaнцузского писaтеля, членa Aкaдемии Гонкуров Эрве Бaзенa «Во что я верю». Проaнaлизируйте эти десять зaповедей. Придумaйте, добавьте свои.
|
Методом aнкетировaния выясните, нaсколько хорошо знaют родители прaвилa семейного воспитaния, кaк понимaют смысл кaждого из них.
Методом интервью выясните у учaщихся, нaсколько хорошо они знaют прaвилa семейного воспитaния и понимaют смысл кaждого положения.
Соотнесите правила семейного воспитания с основными принципами. Обоснуйте.
Сравните два понятия «авторитарность» и «авторитет». Докажите, что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключают друг друга.
Изучите учение А.С. Макаренко об авторитете. (Лекции о воспитании детей // Пед соч.: В 8 т. – М., 1984. – Т. 4). Докажите, что «авторитет подавления» - «самый страшный сорт авторитета» (А С Макаренко).
Напишите мини-сочинение «Мой дом».
Вспомните биографии знаменитых людей или героев художественных произведений, в жизни которых значительную роль сыграли бабушки.
Выпишите несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметьте, какие из них вполне применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими.
Оцените свои возможности участия в психолого-педагогическом просвещении родителей.
Познакомьтесь с книгой Ю.Хямяляйнен «Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы». Изучите одну из моделей воспитания родителей и проанализируйте.
Выясните, нaсколько хорошо знaют родители модели семейного воспитaния, кaк понимaют смысл кaждой из них.
Рисуночная методика «Моя семья», проведите ее с детьми и проанализируйте.
|
Примерный перечень вопросов к экзамену и заданий
По всему курсу
ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ
1. Альтернативные формы брачно-семейных отношений: одиночество, бездетный брак, "гражданский брак".
Решение психолого-педагогической ситуации на данную тему, доводы «за» и «против» относительно стабильности отношений.
2. Любовь и брак. Механизмы возникновения симпатии.
Уметь анализировать на примере изучения мифов, художественной, психологической литературы или художественных фильмов.
3. Определение семьи. Структура и функции семьи. Доказать на примере одной из семей (исследованной на практике) необходимость каждой из основных функций.
4. Этапы жизненного цикла семьи. Анализ и особенности данных этапов на примере изучения семьи.
5. Молодая семья, ее задачи и особенности. На примере диагностики особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре.
6. Появление ребенка в семье. Исследование, диагностика семьи ожидающей ребёнка.
7. Зрелая семья. На примере исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребёнок» глазами ребёнка.
8. Семья с взрослыми детьми. На примере исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребёнок» глазами родителя.
9. Семейные ссоры. Феномен прощения в психологии супружеских отношений. Построение диагностических профилей брака.
10. Концепции и формы распада семейных отношений. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения. Психолого-педагогическая характеристика супружеских взаимоотношений на примере семьи.
|
11. Развод, как социально психологический феномен. Стадии развода. Психолого-педагогическая характеристика супружеских взаимоотношений на примере семьи.
12. Основные теоретические подходы в семейной терапии, на основании анализа и осмысления практики и литературных источников.
13.Функции отца и матери. Как они соотносятся с основными функциями семьи. Какую роль они играют в воспитании ребенка в семье.
14.Общие и различные признаки общественного и семейного воспитания. Докажите на примерах (в соответствии с проведенными исследованиями на практике)
15.История развития семейного воспитания. Зачем необходимо знать. Объясните.
16.Характеристика понятий семья и брак. Соотношение данных понятий. Объясните на примерах.
17.Типы семей. Обосновать согласно классификаций. Плюсы и минусы каждого типа
18. Принципы воспитания в семье. Доказать на примерах.
19. Воспитательный потенциал семьи. Основные компоненты: их влияние на воспитание (на примерах мини-исследований)
20.Традиции семейного воспитания. Зачем они необходимы. Плюсы и минуся.
21.Значение родительского очага в воспитании детей. Родительским дом и его значение в своей семье.
22.Воспитание детей в неполной семье. Особенности воспитания. Как минимизировать негативные последствия
23.Роль и авторитет родителей в воспитание детей. Примеры положительного и отрицательного влияния.
24.Воспитание детей в многодетной семье. (Плюсы и минусы на примерах исследования)
25.Специфика воспитания мальчиков (особенности воспитания, на что необходимо обращать внимание и почему?)
26.Специфика воспитания девочек (особенности воспитания, на что необходимо обращать внимание и почему?)
27.Специфика воспитания близнецов. Главные правила воспитания и почему?
28.Методы изучения семьи. Объяснить на примерах мини-исследований значение методов
29. Основные формы, методы и технологии работы с семьей в образовательном учреждение. Как подбирать, правила проведения (на примерах мини-исследований)
30.Стили родительского поведения. Плюсы и минусы.
31.Психолого-педагогические основы семейного воспитания (основные составляющие). Объясните их назначение.
32.Роль бабушки и дедушки в воспитании детей. Обоснуйте на примерах.
33.Родительская любовь как основная ценность воспитания.
34.Основные направления взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Почему они необходимы и как реализовывать (на примерах и на основании миниисследований.
35.Пути повышения педагогической культуры (обосновать на примере).
Практические задания к экзамену:
Выполнение и защита проектной работы на темы:
1. Семейные традиции моей семьи (национальные, религиозные, профессиональные, трудовые, бытовые, семейные празднования и др.)
2. Семейные ценности подростков
3. Семейные ценности младших школьников
4. Семейные ценности юношества
5. Типы воспитания в семье
6. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения.
7. Эффективные формы работы с родителями
8. Нестандартные родительские собрания
9. Тренинг как форма повышения психолого-педагогической культуры родителей
10. Стили родительского поведения
11. Тренинг «Моя семья - в настоящем и будущем»
12. Тренинг «Супружеских отношений»
13. Совместимость ценностных ориентаций, установок, ожиданий предбрачной пары.
Проведение и защита мини-исследования на темы:
14. Специфика воспитания в многодетной (молодой, неполной, однодетной и т.д.) семье
15. Особенности воспитания девочек (мальчиков, близнецов, синблингов и т.д.)
16. Формы исследования семьи в условиях школы (дошкольного учреждения, учреждениях дополнительного образовательного учреждения и т.д.)
17. Исследование ролевых установок в супружеских парах.
18. Изучение ценностных ориентаций в супружеских парах.
19. Исследование представлений подростков об отношении к ним родителей.
20. Ценностные ориентации юношей и девушек до брака и в браке.
21. Стратегии мужчин и женщин в семейных конфликтах.
22. Исследование стиля родительского воспитания.
23. Эмоциональные отношения в браке.
24. Установки на воспитание ребёнка и семейную роль у матерей.
25. Исследование стиля воспитания отцов.
26. Исследование установок к сексу в супружеских парах.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
7.1. Основная литература
Журавлев А. Л., Ляшенко А. И., Иноземцева В. Е., Ушаков Д. В.Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе.-М.:Институт психологии РАН, 2012.-335с.// https://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=10856&search_query
Темплар Р.Правила родителей.-М.:Альпина Паблишер, 2011.-247с.// https://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=9999
7.2. Дополнительная литература
Aзaров Ю.П. Семейнaя педaгогикa: Педaгогикa Любви и свободы. – М.:, 2008. – 238 с.
Биктагирова Г.Ф. Семейная педагогика: Семейная педагогика: Краткий конспект лекций для студентов ОЗО / Г.Ф. Биктагирова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. –123 с
Биктагирова Г.Ф.Семейная педагогика: Краткий конспект лекций / Г.Ф. Биктагирова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. –118 с.
Зверевa О.Л., Гaничевa A.Н. Семейнaя педaгогикa и домaшнее воспитaние: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. зaведений. – М.: Aкaдемия, 1999. – 160 с.
Куликовa Т.A. Семейнaя педaгогикa и домaшнее воспитaние: Учебник для студ. сред. пед. учеб. зaведений: – 2-е изд. – М.: Aкaдемия, 2000. – 232с.
Мaленковa Л.И. Педaгоги, родители и дети. – М.: Влaдос,. – 2002. – 248 с.
Сахапова Э.И. Психология семьи и семейного консультирования: учебное пособие /Э.И.Сахапова. - Казань: ТГГПУ, Ч.1, 2005.-96с.
Сахапова Э.И. Психология семьи и семейного консультирования учебное пособие/Э.И.Сахапова. - Казань: ТГГПУ, Ч.2, 2006.-92с.
Сахапова Э.И. Психология семьи или секреты семейного счастья: учебное пособие /Э.И.Сахапова – Казань: ТГГПУ, 2010. - 134 с.
Овчaровa Р.В. Психология родительствa. - М: Aкaдемия 2005. – 368 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общaться с ребенком. Кaк? – М.:АСТ: Астрель, 2009. – 238 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжaем общaться с ребенком. Тaк? – М.:АСТ: Астрель, 2009. – 256 с.
Дружинин В.Н. Психология семьи:5 изд. – СПб: Питер, 2012. – 215с.
Корчак Я. Как любить ребенка. – Екатеринбург, У-Фактория, 2004. – 352 с.
Петрова Л.И. Родители - особая профессия. – М.: Феникс, 2010. – 319 с.
Петрова Л.И. Секреты воспитания в вопросах и ответах. – М.: Феникс, 2011. – 251 с.
Платонова С.М. Родительская азбука взаимодействия с ребенком. - М.: Феникс, 2010. – 221 с.
Популярнaя психология для родителей / под ред. A.Л. Бодaлевa, A.С. Спивaковской, М.П. Кaрповой. – М.: Флинтa, 2008.- 400с.
Руденко В.И. Родители и подростки: Умные отношения: Изд.2-е. - М.: Феникс, 2012. – 219 с
Чернышева А. Учимся быть родителями: Школа для молодых мам и пап. - М.: Феникс, 2006. – 237 с.
Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 496 с.
Интернет-ресурсы
— www.labirint.ru/books/209110/
— www. pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-1.shtml
— www.psyjournals.ru
— www.psyparents.ru
— www.ucheba.ru
— www.rospsy.ru
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины/модуля согласно утвержденному учебному плану
Материалы лекций сопровождаются презентациями, с применением мультимедиа (ноутбука, проектора, экрана). На отдельных практических занятиях обработка данных проводится с применением компьютерных программ. При выполнении практических контрольных заданий применение компьютера при обработке и оформлении данных является обязательным требованием.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и учебным планом дополнительной профессиональной программы (программы профессиональной переподготовки) по направлению «Практическая психология в образовании».
Автор (ы):
Биктагирова Г.Ф., Муртазина Э.И.
«___» __________ 2014 г.
Рецензент(ы): |
________________________________ |
«___» _________ 2014 г. |