Методические рекомендации по экспертизе раздела «Общая часть»




Северо-Западный филиал Государственной экспертизы проектов МЧС России

УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Начальник Госэкспертизы проектов МЧС России   ________________Тескер И.М. «___» _______________ 2007 г. Начальник СЗРЦ МЧС России генерал-лейтенант   _______________В.А. Пучков   «___» _______________ 2007 г.
  СОГЛАСОВАНО  
  Исполняющий обязанности заместителя Руководителя МТУ Ростехнадзора по СЗФО   _________________В.И. Стебунов   «____»________________ 2007 г.

Методические рекомендации по экспертизе Планов

По предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Различных уровней

 

 

С.-Петербург

Г.


За методической помощью по использованию настоящих «Методических рекомендаций по экспертизе Плановпо предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН) различных уровней» и предложениями по их корректировке следует обращаться к разработчикам в Северо-Западный филиал Госэкспертизы проектов МЧС России

по адресу: 197136, Санкт-Петербург, ул. Подрезова, д. 26-Б или

электронной почтой geemercom@mail.ru

 

Исполнители:

 

Начальник Северо-Западного филиала –

заместитель начальника Госэкспертизы

проектов МЧС России

Кандидат технических наук

В.В. Диденко

 

Главный специалист Северо-Западного филиала

Госэкспертизы проектов МЧС России

Кандидат технических наук, доцент

Е.П. Глушков

 

Ведущий специалист Северо-Западного филиала

Госэкспертизы проектов МЧС России

О.В. Кузьмина


Содержание Стр.

 

Введение:4

Основные сокращения и определения 5

1. Методические рекомендации по экспертизе раздела «Общая часть» 7

1.1. Методические рекомендации по экспертизе подраздела «Цель и 7

нормативно-правовая база разработки Плана

1.2. Методические рекомендации по экспертизе подраздела «Основные 9

характеристики организации и прогнозируемой зоны загрязнения

в случае ЧС(Н)»

1.3. Методические рекомендации по экспертизе подраздела «Мероприятия 16

по предупреждению ЧС(Н)»

1.4. Методические рекомендации по экспертизе подраздела «Обеспечение 26

готовности сил и средств

1.5. Методические рекомендации по экспертизе подраздела «Организация 28

управления, система связи и оповещения

2. Методические рекомендации по экспертизе раздела «Оперативная часть» 34

2.1.Методические рекомендации по экспертизе подраздела «Первоочередные 34

действия при ЧС(Н)

2.2. Методические рекомендации по экспертизе подраздела «Оперативный 37

план ЛЧС(Н)»

3. Методические рекомендации по экспертизе раздела «Ликвидация последствий 45

ЧС(Н)»

3.1. Методические рекомендации по экспертизе подраздела «Ликвидация 46

загрязнения территорий и водных объектов»

3.2. Методические рекомендации по экспертизе подраздела 49

«Восстановительные мероприятия»

4. Методические рекомендации по экспертизе обязательных приложений 51

5. Методические рекомендации по экспертизе рекомендуемых приложений 60

Заключение 64

Литература 65

 


Введение

 

Настоящие методические рекомендации по экспертизе Планов ЛРН устанавливают порядок экспертизы Планов, требования к составу, содержанию и рекомендации по оформлению материалов Плана ЛРН и соответствующих календарных планов оперативных мероприятий (далее календарные планы).

Методические рекомендации разработаны с учетом требований постановлений Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ», приказа МЧС России «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» от 28.12.2004 г. № 621.

При разработке методических рекомендаций использовались также требования Международных Конвенций, ведомственных нормативно-правовых актов, постановления и распоряжения глав субъектов РФ в части, касающейся разработки Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН).

Целью экспертизы является проверка представленных Планов ЛРН на соответствие требованиям вышеуказанной нормативно-правовой базы.

В настоящих методических рекомендациях на основании опыта проведения экспертизы Планов ЛРН:

· обосновываются методологические подходы к проверке на соответствие содержания разделов, подразделов и пунктов Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов требованиям нормативных документов;

· предлагается ряд типовых макетов схем и алгоритмов.

Методические рекомендации могут применяться в обособленных подразделениях Северо-Западного филиала Госэкспертизы проектов МЧС России с целью обеспечения единства мнений по составу, содержанию и по оформлению материалов заключения экспертизы по Планам ЛРН и соответствующим календарным планам.

Экспертиза Планов ЛРН проводится штатными специалистами подразделений Северо-Западного филиала Госэкспертизы проектов МЧС России в соответствии с разграничениями полномочий и внештатными экспертами, имеющими соответствующие свидетельства на право проведения экспертизы Планов ЛРН.

В выводах заключения экспертизы следует дать четкое определение:

· План ЛРН по структуре и содержанию в основном соответствует требованиям нормативных документов и рекомендуется к утверждению и последующему введению в действие после устранения замечаний;

· План ЛРН по структуре и содержанию не соответствует требованиям нормативных документов и требует переработки.

Изложенные требования к содержанию основных разделов, подразделов и пунктов Плана ЛРН базируются на существующей системе управления, математических и инженерных расчетах, производственном опыте и природоохранной практике.

Выполнение данных методических рекомендаций позволит усовершенствовать работу по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, ликвидации их последствий, и в целом улучшить состояние экологической безопасности акваторий и территорий Российской Федерации.

Настоящие Методические рекомендации могут пересматриваться при изменении нормативно-правовой базы в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.


Основные сокращения и определения

АСГ/ЛРН аварийно-спасательная готовность по ликвидации разливов нефти нефтепродуктов
АСС аварийно-спасательная служба
ГПС государственная пожарная служба
ГСМ горюче смазочные материалы
КЧС и ОПБ комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
ЛРН ликвидация разливов нефти: комплекс мероприятий, направленных на ограждение и сбор разлитой нефти не зависимо от времени, места, источника и причины разлива нефти
ЛЧС(Н) ликвидация чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов
НМС нефтемусоросборщик
НСК (НСС) нефтесборочный комплекс (нефтесборочное средство)
НП Нефтепродукты
ППО и ППР планово-предупредительные осмотры и ремонты
ПТП (КТП) план (карточка) тушения пожара
РН разлив нефти и нефтепродуктов
РСЧС Российская единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
РТП руководитель тушения пожара
СИЗ средства индивидуальной защиты
ТТХ тактико-технические характеристики
ЧС(Н) чрезвычайная ситуация, связанная с разливами нефти и нефтепродуктов
ШРО штаб руководства операциями ЛРН
Авария разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ [ № 116-ФЗ]
Акватория водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами [№ 167-ФЗ]
Алгоритм Совокупность действий, правил для решения задачи
АСФ самостоятельная или входящая в состав АСС структура, предназначенная для проведения АСР, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами [ N 151-ФЗ]
АСФ(Н) аварийно-спасательное формирование для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов – формирование (подразделение), созданное из подразделений спасателей, аттестованное в соответствии с законодательством Российской Федерации и оснащенное специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, либо профессиональное аварийно-спасательное формирование (служба), выполняющее работы по ликвидации нефти и нефтепродуктов на основании договора, имеющее соответствующие лицензии и (или) аттестованные в установленном порядке [№ 151-ФЗ]
Водные ресурсы поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы [№ 74-ФЗ]
Водный объект природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима [№ 74-ФЗ]
Дежурно-диспетчерская служба, ДДС дежурный или диспетчерский орган городской службы, входящей в местную подсистему РСЧС и имеющей силы и средства постоянной готовности к действиям в ЧС [ГОСТ Р 22.7.01]
Диспергенты химические препараты, специально разработанные для ускорения рассеивания (разложения) разлитой нефти
ликвидация ЧС это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов
Нефть означает в любом виде, в том числе сырую нефть, топливную нефть, нефтяной отстой, нефтяные отходы и очищенные нефтепродукты
Разлив нефтепродуктов любой сброс нефтепродуктов, смазочных мате­риалов, смесей содержащих нефтепродукты в ок­ружающую среду как в результате аварийной си­туации, так и при эксплуатации объекта. Разлив нефтепродуктов, повлекший за собой негативные воздействия на окружающую среду и нарушение условий жизнедеятельности людей рассматрива­ется как чрезвычайная ситуация.
Ситуационный план операции ЛРН комплекс мероприятий по управлению операцией ЛРН, включающий учет данных по зоне действия Плана ЛРН, возможных источников и объемов разлива нефтепродуктов, составу и дислокации сил и средств ЛРН, организации системы связи и оповещения, планирование организации взаимодействия и проведения операции ЛРН
ЧС чрезвычайная ситуация: это обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизне­деятельности людей

Методические рекомендации по экспертизе раздела «Общая часть»

Методические рекомендации по экспертизе подраздела «Цель и нормативно-правовая база разработки Плана»

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Цель и задачи».

Вданном пункте плана должны быть отражены:

· основные цели разработки;

· задачи, решаемые для достижения целей;

· правовой статус – уровень и срок действия Плана;

· задачи Плана;

· порядок применения в практической деятельности.

Основные цели разработки должны включать требования п. 5 раздела I «Общие положения» [3]):

· заблаговременное проведение мероприятий по предупреждению ЧС(Н);

· поддержание в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий;

· максимально возможное снижение ущерба и потерь в случае их возникновения.

Основные задачи планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее ЛЧС(Н)) должны включать задачи, отраженные в п. 7 раздела I «Общие положения» [3]):

· обоснование уровня возможной ЧС(Н) и последствий её возникновения;

· установление основных принципов организации мероприятий по предупреждению и ЛЧС(Н) на соответствующем уровне для определения достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников ЧС(Н), а также географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного разлива нефти и нефтепродуктов;

· осуществление наблюдения и контроля за социально-экономическими последствиями ЧС(Н), мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;

· определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях чрезвычайной ситуации, организация мероприятий по обеспечению взаимного обмена информацией;

· обоснование достаточного количества и состава собственных сил и средств организации для ликвидации ЧС(Н), состоящих из подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке (далее АСФ(Н)), и/или необходимости привлечения в соответствии с законодательством АСФ(Н) других организаций, с учетом их дислокации;

· установление порядка обеспечения и контроля готовности к действиям органов управления сил и средств, предусматривающего планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышения его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности АСФ(Н);

· составление ситуационного графика (календарного плана) проведения оперативных мероприятий по ЛЧС(Н);

· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС(Н) и повышение устойчивости функционирования органов управления при возникновении чрезвычайной ситуации, а также экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС(Н);

· планирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС(Н).

Уровень и срок действия Плана определяется на основании требований п. 3 «Сроки действия Планов» раздела III «Введение Планов в действие и контроль их реализации» (Приложение № 1 [3]).

При этом необходимо учесть, что уровень Плана ЛРН определяется:

· объемом прогнозируемого разлива;

· местоположением (площадью) прогнозируемого разлива.

Задачами Плана ЛРН являются:

· определение вероятных источников разливов нефтепродуктов, прогнозирование и оценка объемов возможных разливов;

· организация управляющего и координирующего органа по ликвидации ЧС, определение его функций, распределение прав и обязанностей его членов;

· определение места базирования имеющихся средств ЛРН, их номенклатуры, количества, готовности;

· оценка риска и расчет достаточности сил и средств ЛРН для ликвидации ЧС, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, соответствие имеющихся сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований (АСФ);

· определение порядка процедуры уведомления, оповещения и системы взаимного обмена информацией между участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;

· определение первоочередных действий при получении сигнала о ЧС;

· организация работ по локализации и прекращению истечения разлива и порядок взаимодействия сил и средств организаций привлекаемых к его ликвидации;

· организация сбора, транспортировки и утилизации собранного нефтепродукта;

· обеспечение безопасности населения и организация, в случае необходимости, оказания медицинской помощи, обеспечение безопасности ведения работ, материально-техническое и финансовое обеспечение;

· определение порядка возмещения затрат и компенсации нанесенного ущерба.

Порядок применения в практической деятельности должен отражать:

· ответственность за внедрение Плана и доведение его положений до всех заинтересованных лиц и организаций;

· порядок утверждения и ввода в действия Плана с уведомлением органов, утвердивших и согласовавших ПЛРН;

· порядок корректировки Плана.

Порядок корректировки Плана определяется на основании требований п. 4 «Корректировка (переработка) Планов… » раздела III «Введение Планов в действие и контроль их реализации» (Приложение № 1 [3]).

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Руководящие документы»

К основным нормативно-правовым документам, регулирующим структуру и содержание Плана, относятся:

· Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» № 613 от 21.08.2000 г.;

· Постановление Правительства РФ «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» № 240 от 15.04.2002 г.;

· Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения чрезвычайных ситуации» № 794 от 30.12.2003 г.;

· Приказ МЧС РФ «Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» № 105 от 28.02.2003 г.;

· Приказ МЧС РФ «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» № 621 от 28.12.2004 г.;

· Приказ МПР РФ «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» № 156 от 03.03.2003 г.

Помимо вышеуказанных нормативно-правовых документов при разработке отдельных подразделов и пунктов Плана должны использоваться: Международные конвенции, Федеральные законы, отраслевые документы, региональные нормативные документы, Постановления Администрации субъектов РФ, Распоряжения Администрации субъектов РФ; Распоряжения Губернатора (Президента) субъекта РФ; Распоряжение КЧС и ОПБ субъекта РФ; Указания Начальника Главного Управления МЧС субъекта РФ и т.д., - требования которых будут частично рассмотрены в методических рекомендациях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: