Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Возможные источники ЧС(Н)».
В соответствии с положением п. 2.1.2 ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» под источником ЧС(Н) понимается: авария или опасное техногенное происшествие, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация, связанная с разливом нефтепродуктов.
В соответствии с ГОСТ Р 22.0.09-95 «Чрезвычайные ситуации на акваториях. Термины и определения» под источником ЧС(Н) на акваториях понимается: авария на морском (речном) объекте или опасное техногенное происшествие на водном пространстве или на побережье, неисправность и повреждение технологического оборудования или береговых сооружений, в результате которых возможно попадание нефтепродуктов в акваторию, а также выброс нефти при бурении на континентальном шельфе.
С учетом этого в качестве возможных источников применительно к конкретной организации (объекту) на основании [1] должны быть рассмотрены:
1) для магистральных и надземных технологических трубопроводов – разрыв или разгерметизация трубопроводов;
2) для резервуарных парков – разрушение (нарушение герметичности) резервуара;
3) для железнодорожной сливной (наливной) эстакады – разгерметизация (полная или частичная) 50% железнодорожных цистерн;
4) для автомобильной сливной (наливной) эстакады – разгерметизация (вылив груза) автоцистерны;
5) для технических средств подачи нефтепродуктов на суда на причальных сооружениях:
· разрывы перекачивающих шлангов;
· разрушения (повреждения) напорных трубопроводов подачи нефтепродуктов на суда, нарушение герметичности запорной арматуры и фланцевых соединений напорных трубопроводов;
|
· аварии насосных станций и насосного оборудования.
6) для АЗС:
· разгерметизация (вылив груза) автоцистерны;
· нарушение герметичности топливораздаточных колонок, запорной арматуры и фланцевых соединений;
· разрушение (повреждение) наземных трубопроводов.
7) для месторождений (скважин):
· разрушение (нарушение герметичности) резервуара;
· разрушения (повреждения) напорных трубопроводов подачи нефтепродуктов, нарушение герметичности запорной арматуры и фланцевых соединений напорных трубопроводов;
· аварии, связанные с транспортом, которым осуществляются вывоз добываемой нефти;
· аварии насосных станций и насосного оборудования.
8) для организаций, занимающихся транспортировкой нефтепродуктов, за исключением трубопроводного – аварии, связанные с транспортом, которым осуществляются транспортировка нефтепродуктов.
Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Прогнозирование объёмов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов»
При экспертизе данного пункта должны быть учтены требования п. 5 [2], в соответствии с которыми целью прогнозирования является определение:
· возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды;
· границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
· последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
|
При прогнозировании объемов разлива должны быть учтены требования п. 2 [1], в соответствии с которыми максимально возможные объемы разлившихся нефти и нефтепродуктов определяются для следующих объектов:
· нефтеналивное судно - 2 танка;
· нефтеналивная баржа - 50 % ее общей грузоподъемности;
· стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;
· автоцистерна - 100 % объема;
· железнодорожный состав - 50 % общего объема цистерн в железнодорожном составе (сливного фронта железнодорожной эстакады);
· магистральный трубопровод при порыве - 25 % максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на прорванном участке трубопровода;
· магистральный трубопровод при проколе - 2 % максимального объема прокачки в течение 14 дней;
· стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 % объема максимальной емкости одного объекта хранения.
Для технологического оборудования и технологических (грузовых) трубопроводов (шлангов) объем разлива должен определяться на основании представленных в п. 2.1.2 тактико-технических характеристик.
При экспертизе данного раздела следует помнить, что в соответствии с п. 3 «Рекомендаций по реализации Требований по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (Пр. МЧС РФ № 105) целью прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций является заблаговременное получение качественной и количественной информации о возможном времени и месте техногенных чрезвычайных ситуаций, характере и степени связанных с ними опасностей для населения и территорий и оценка возможных социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
|
Результаты прогнозирования объемов и площадей разливов влияют на:
· оценку риска (вероятности (частоты) возникновения ЧС(Н)) по различным сценариям;
· выявление и идентификацию границ зон ЧС(Н) с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов;
· разработку возможных вариантов возникновения и развития ЧС(Н), ситуационных моделей наиболее опасных ЧС(Н) и их социально-экономических последствий для персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории;
· моделирование параметров полей поражающих факторов возможных вторичных источников ЧС(Н);
· определение характеристик неблагоприятных последствий ЧС(Н) для населения, окружающей среды и объектов экономики, карты и сценарии ЧС(Н) различных уровней с учетом природно-климатических условий для прогнозирования обстановки (инженерной, пожарной, медицинской и др.) в районе возможной ЧС(Н) с целью планирования контрмер и необходимых сил и средств для проведения защитных мероприятий и ликвидации ЧС(Н);
· прогнозирование и оценку возможных социально - экономических и экологических последствий (затрат и ущерба).
Расчет распространения нефтяного пятна и площадей разлива может быть выполнен на основании требований следующих нормативных документов, программ и методик:
1. При аварии на местности:
· Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности объектов нефтепродуктообеспечения, расположенных на селитебной территории от 01.08.1997 г.;
· Временное методическое руководство по оценке экологического риска деятельности нефтебаз и автозаправочных станций (утв. Госкомэкологии РФ 21.12.1999 г.);
· Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах (утв. Приказом ОАО АК «Транснефть» от 30.12.1999 г. № 152);
· другие алгоритмы и программы, утвержденные (согласованные) в установленном порядке.
2. При аварии на акватории:
· методик расчета параметров нефтяного поля Фея, Бернулли, Букмейстера;
· электронной программы PICSES-II, созданной компанией ТРАНЗАС на основе исследований Государственного Института Океанографии Российской Академии Наук, в которой учтены требования MARPOL 73/78, OPR-90, OPA-90, а также Правила Организации Мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ (Программа адаптирована к требованиям МЧС России и используется Северо-Западным Региональным Центром по делам ГО, ЧС и ЛПСБ для предупреждения, расчета, ликвидации ЧС при разливах нефти и нефтепродуктов на акваториях);
· другие алгоритмы и программы, утвержденные (согласованные) в установленном порядке.
Организация прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций должна осуществляться на основе представляемой информации о всех имеющихся в регионе потенциально опасных объектах.
Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Границы зон ЧС(Н) с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов».
При определении границы зон ЧС(Н) следует руководствоваться требованиями ст. 5 «Определение границ зон чрезвычайных ситуаций» Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», в соответствии с которой границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации РФ, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
С учетом определенных в п. 1.3.2. объемов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов, дрейфа (распространи) пятна нефтепродуктов при разливе на акватории (территории) определяется классификация ЧС(Н) на основании требований п. 3. [1], которые представлены в таблицах 2 и 3 применительно к разливам на местности, во внутренних пресноводных водоемах, либо на море.
Таблица 2 – Классификация ЧСН на местности, во внутренних пресноводных водоемах
Значение ЧС | Объем, т | Характеристика зоны ЧС |
Аварийный разлив | МПР №156 | не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения |
Локальная (объектовая) | До 100 | |
Муниципальная (Местная) | До 100 | выходитза пределы территории объекта производственного или социального назначения |
100-500 | в пределах административной границы муниципального образования | |
Территориальная | 100-500 | выходит за пределы административной границы муниципального образования |
500-1000 | в пределах административной границы субъекта РФ | |
Региональная | 500-1000 | выходитза пределы административной границы субъекта РФ |
1000-5000 | в пределах административной границы субъекта РФ | |
Федеральная | > 5000 | выходит за пределы более чем двух субъектов РФ |
Таблица 3 – Классификация ЧСН на море
Значение ЧС | Объем, т | Характеристика зоны ЧС |
Аварийный разлив | МПР №156 | не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения |
Локальная (объектовая) | До 500 | |
Региональная | 500-5000 | выходитза пределы административной границы субъекта РФ |
Федеральная | > 5000 | выходит за пределы более чем двух субъектов РФ |
В данном пункте Плана должны быть приведены результаты расчетов риска возникновения ЧС(Н), сами расчеты приводятся в Приложении 2 «Свойства нефти и оценка риска возникновения ЧС(Н)».
Расчеты риска осуществляются применительно к основным операциям, проводимым в организациях, и конкретному оборудованию, применяемому в данных операциях с нефтью и нефтепродуктами, на основании положений следующих нормативных документов:
· Методических указаний по проведению анализа риска опасных производственных объектов РД 03-418-01, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10 июля 2001 г. N 30.
· «Методических рекомендаций по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта» (РД 03-357-00).
· «Отраслевого руководства по анализу и управлению риском, связанным с техногенным воздействием на человека и окружающую природную среду при сооружении и эксплуатации объектов добычи, транспорта, хранения и переработки углеводородного сырья с целью повышения их надежности и безопасности», - РАО «Газпром», 1996.
· «Рекомендаций по реализации Требований по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (Пр. МЧС РФ № 105).
· Методики Хелком (SSPA Отчет N№ 7596-1, 1996).
Следует подчеркнуть, что риск должен иметь количественное измерение. При этом если вероятность (частота) наступления события меньше 10-6, то данное событие (авария и ее последствия) может считаться маловероятной и не учитываться в дальнейшем в Плане.
При определении границ зон ЧС(Н) должно быть учтено в случае необходимости воздействие таких вторичных поражающих факторов от разлива нефтепродуктов на объекте, как: воздушная ударная волна; тепловое излучение горящих разлитий и огневых шаров; осколки и обломки оборудования и т.п.
Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Ситуационные модели наиболее опасных ЧС(Н) и их социально-экономических последствий для персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории
При экспертизе данного пункта учитывается, что в соответствии с «Рекомендациями по реализации Требований по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (Пр. МЧС РФ № 105) конечным этапом выявления (выбора) и моделирования различных вариантов (сценариев) возникновения и развития ЧС является разработка характеристик неблагоприятных последствий ЧС(Н) для населения, окружающей среды и объектов экономики, карт и сценариев ЧС(Н) различных уровней с учетом природно-климатических условий, которые представляются в Приложении 3.
Исходя из этого, в данном пункте Плана:
· дается характеристика наиболее опасных ситуаций с РН в зоне действия ПЛРН применительно к разливам на территории и акватории, в том числе, связанных с дальнейшим возгоранием разлившихся нефтепродуктов;
· делается вывод о степени опасности для персонала, населения и окружающей среды;
· приводятся прогнозируемые результаты социально-экономических последствий в случае возникновения наиболее опасных ЧС(Н).
При этом должно быть учтено, что под социально-экономическими последствиями ЧС, учитываемыми государством при оценке ущерба, понимаются:
· расходы на ликвидацию ЧС, включающие проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, эвакуацию и расселение, питание и коммунальное обслуживание пострадавших, выплаты им единовременной материальной помощи и т.п.;
· изменения важнейших показателей социально-экономического состояния территорий и регионов, в которых имела или может иметь место ЧС природного или техногенного характера, в сферах социальной, промышленной деятельности, сельском хозяйстве, экологической, а также косвенный экономический ущерб, под которым понимается не получение продукции в результате выбытия производственных мощностей.
Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Определение достаточного состава сил и средств ЛЧС(Н), а также подразделений пожарной охраны, на случай возгорания нефти и нефтепродуктов, с учетом их дислокации»
При разработке данного пункта Плана необходимо учитывать положения п. 5 [1], в соответствии с которыми при расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
а) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
б) площадь разлива;
в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;
ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;
з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;
к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
С учетом этого в данном пункте Плана должны быть приведены результаты расчета для всех возможных сценариев ЧС(Н), описанных в п. 1.3.1. – 1.3.3 Плана (сами расчеты для максимальных объемов разливов приводятся в Приложении 5 Плана):
1. Сил и средств локализации разлива (в случае необходимости):
· на акватории: количество боновых заграждений; средств погрузки на воду или на плавсредства (автокраны, автопогрузчики) в случае, если они не развернуты на акватории катеров-бонопостановщиков или иных самоходных плавсредств; количество стропальщиков, водителей автокранов, автопогрузчиков; персонала экипажей катеров-бонопостановщиков или иных самоходных плавсредств;
· на территории: количество бульдозеров или тракторов, оборудованных отвалами, экскаваторов и персонала автомобильной техники; количество песка или иных сорбирующих материалов, в случае необходимости.
Результаты расчета сил и средств локализации разливанефтепродуктадля конкретныхсценариев ЧС(Н) рекомендуется оформлять в виде таблицы 4.
Таблица 4 – Силы и средства локализации разлива мазута
№ п/п | Тип средств локализации | Количество (наименование) | Владелец | Дислокация |
Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на акватории | ||||
1.1 | Боновые заграждения: | |||
1.2 | Катера-бонопостановщики или иные плавсредства | |||
1.3 | Время окончания локализации | Ч+ … часов (в том числе в ночное время) | ||
Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на территории | ||||
2.1 | Бульдозеры, трактора, грейдеры, экскаваторы | |||
2.2 | Сорбирующие средства | |||
2.3 | Время окончания локализации | Ч+ … часов (в том числе в ночное время) |
2. Сил и средств ликвидации разлива (сбора нефтепродуктов):
· на акватории: количество скиммеров и плавсредств, на которых они установлены; нефтесборщиков; количество и объем плавемкостей для временного хранения собранной нефтеводяной смеси; персонала их обслуживающего;
· на территории: количество вакуумных машин (илососов) или передвижных поршневых насосов, либо при возможности штатных перекачивающих насосов; количество и объем емкостей для временного хранения собранных нефтепродуктов, в случае необходимости; количество бульдозеров или тракторов, оборудованных отвалами, экскаваторов, в случае ликвидации разлива методом засыпания песком или другим сорбентом; персонала автомобильной и специальной техники.
Результаты расчета сил и средств ликвидации разливанефтепродуктадля конкретныхсценариев ЧС(Н) рекомендуется оформлять в виде таблицы 5.
Таблица 5 – Силы и средств сбора разлившегося нефтепродукта на территории и акватории
№ п/п | Тип средств сбора | Количество (наименование) | Владелец | Дислокация |
Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на акватории | ||||
НСК, НСС, НМС | ||||
Время сбора разлившегося нефтепродукта: – в теплый период года; – в холодный период года | ||||
Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на территории | ||||
Вакуумные машины, илососы, другие средства | ||||
Время сбора разлившегося нефтепродукта: – в теплый период года; – в холодный период года |
3. Сил и средств для временного хранения собранной нефтеводяной смеси (нефтепродуктов), расчет достаточности которых рекомендуется оформлять в виде таблицы 6.
Таблица 6 – Силы и средства для временного хранения собранной нефтеводяной смеси (нефтепродуктов)
№ п/п | Наименование | Объем емкостей, м3 | Владелец | Дислокация |
Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на акватории | ||||
Емкости плавсредств | ||||
Плавемкости | ||||
Суммарный объем емкостей | – | – | ||
Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на территории | ||||
Емкости вакуумных машин (илососов) | ||||
Емкости береговые, в том числе аварийные резервуары | ||||
Суммарный объем емкостей | – | – |
4. Сил и средств проведения рекультивационных первичных мероприятий:
· на акватории: количество сорбентов и средств их нанесения и сбора (в случае необходимости);
· на территории: количество сорбентов (биосорбенотов) и средств их нанесения; количество бульдозеров или тракторов, оборудованных отвалами, экскаваторов и самосвалов для вывоза загрязненного грунта (в случае необходимости).
Результаты расчета количества сорбентов и средств их нанесения и сбора для конкретныхсценариев ЧС(Н) рекомендуется оформлять в виде таблицы 7.
Таблица 7 – Сорбенты для проведения доочистных мероприятий
№ п/п | Наименование | Количество, кг | Владелец | Дислокация |
Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на акватории и территории | ||||
Сорбент | ||||
Биосорбент | ||||
Суммарное | – | – | ||
Необходимое | – | – |
Результаты расчета количества силы и средства для сбора и вывоза загрязненного грунта для конкретныхсценариев ЧС(Н) рекомендуется оформлять в виде таблицы 8.
Таблица 8 – Силы и средства для сбора и вывоза загрязненного грунта
№ п/п | Наименование, количество единиц | ТТД | Владелец | Дислокация |
Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на территории | ||||
1.1 | Бульдозер (трактор, грейдер) | |||
1.2 | Экскаватор | |||
1.3 | Самосвал (грузовая машина) | |||
Время вывоза загрязненого грунта |
На основании указанных в таблицах 4 – 8 данных делаются выводы по расчету достаточности имеемых и привлекаемых по договорам: