Методические рекомендации по экспертизе подраздела «Мероприятия по предупреждению ЧС(Н)»




Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Возможные источники ЧС(Н)».

В соответствии с положением п. 2.1.2 ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» под источником ЧС(Н) понимается: авария или опасное техногенное происшествие, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация, связанная с разливом нефтепродуктов.

В соответствии с ГОСТ Р 22.0.09-95 «Чрезвычайные ситуации на акваториях. Термины и определения» под источником ЧС(Н) на акваториях понимается: авария на морском (речном) объекте или опасное техногенное происшествие на водном пространстве или на побережье, неисправность и повреждение технологического оборудования или береговых сооружений, в результате которых возможно попадание нефтепродуктов в акваторию, а также выброс нефти при бурении на континентальном шельфе.

С учетом этого в качестве возможных источников применительно к конкретной организации (объекту) на основании [1] должны быть рассмотрены:

1) для магистральных и надземных технологических трубопроводов – разрыв или разгерметизация трубопроводов;

2) для резервуарных парков – разрушение (нарушение герметичности) резервуара;

3) для железнодорожной сливной (наливной) эстакады – разгерметизация (полная или частичная) 50% железнодорожных цистерн;

4) для автомобильной сливной (наливной) эстакады – разгерметизация (вылив груза) автоцистерны;

5) для технических средств подачи нефтепродуктов на суда на причальных сооружениях:

· разрывы перекачивающих шлангов;

· разрушения (повреждения) напорных трубопроводов подачи нефтепродуктов на суда, нарушение герметичности запорной арматуры и фланцевых соединений напорных трубопроводов;

· аварии насосных станций и насосного оборудования.

6) для АЗС:

· разгерметизация (вылив груза) автоцистерны;

· нарушение герметичности топливораздаточных колонок, запорной арматуры и фланцевых соединений;

· разрушение (повреждение) наземных трубопроводов.

7) для месторождений (скважин):

· разрушение (нарушение герметичности) резервуара;

· разрушения (повреждения) напорных трубопроводов подачи нефтепродуктов, нарушение герметичности запорной арматуры и фланцевых соединений напорных трубопроводов;

· аварии, связанные с транспортом, которым осуществляются вывоз добываемой нефти;

· аварии насосных станций и насосного оборудования.

8) для организаций, занимающихся транспортировкой нефтепродуктов, за исключением трубопроводного – аварии, связанные с транспортом, которым осуществляются транспортировка нефтепродуктов.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Прогнозирование объёмов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов»

При экспертизе данного пункта должны быть учтены требования п. 5 [2], в соответствии с которыми целью прогнозирования является определение:

· возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды;

· границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

· последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

При прогнозировании объемов разлива должны быть учтены требования п. 2 [1], в соответствии с которыми максимально возможные объемы разлившихся нефти и нефтепродуктов определяются для следующих объектов:

· нефтеналивное судно - 2 танка;

· нефтеналивная баржа - 50 % ее общей грузоподъемности;

· стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;

· автоцистерна - 100 % объема;

· железнодорожный состав - 50 % общего объема цистерн в железнодорожном составе (сливного фронта железнодорожной эстакады);

· магистральный трубопровод при порыве - 25 % максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на прорванном участке трубопровода;

· магистральный трубопровод при проколе - 2 % максимального объема прокачки в течение 14 дней;

· стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 % объема максимальной емкости одного объекта хранения.

Для технологического оборудования и технологических (грузовых) трубопроводов (шлангов) объем разлива должен определяться на основании представленных в п. 2.1.2 тактико-технических характеристик.

При экспертизе данного раздела следует помнить, что в соответствии с п. 3 «Рекомендаций по реализации Требований по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (Пр. МЧС РФ № 105) целью прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций является заблаговременное получение качественной и количественной информации о возможном времени и месте техногенных чрезвычайных ситуаций, характере и степени связанных с ними опасностей для населения и территорий и оценка возможных социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

Результаты прогнозирования объемов и площадей разливов влияют на:

· оценку риска (вероятности (частоты) возникновения ЧС(Н)) по различным сценариям;

· выявление и идентификацию границ зон ЧС(Н) с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов;

· разработку возможных вариантов возникновения и развития ЧС(Н), ситуационных моделей наиболее опасных ЧС(Н) и их социально-экономических последствий для персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории;

· моделирование параметров полей поражающих факторов возможных вторичных источников ЧС(Н);

· определение характеристик неблагоприятных последствий ЧС(Н) для населения, окружающей среды и объектов экономики, карты и сценарии ЧС(Н) различных уровней с учетом природно-климатических условий для прогнозирования обстановки (инженерной, пожарной, медицинской и др.) в районе возможной ЧС(Н) с целью планирования контрмер и необходимых сил и средств для проведения защитных мероприятий и ликвидации ЧС(Н);

· прогнозирование и оценку возможных социально - экономических и экологических последствий (затрат и ущерба).

Расчет распространения нефтяного пятна и площадей разлива может быть выполнен на основании требований следующих нормативных документов, программ и методик:

1. При аварии на местности:

· Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности объектов нефтепродуктообеспечения, расположенных на селитебной территории от 01.08.1997 г.;

· Временное методическое руководство по оценке экологического риска деятельности нефтебаз и автозаправочных станций (утв. Госкомэкологии РФ 21.12.1999 г.);

· Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах (утв. Приказом ОАО АК «Транснефть» от 30.12.1999 г. № 152);

· другие алгоритмы и программы, утвержденные (согласованные) в установленном порядке.

2. При аварии на акватории:

· методик расчета параметров нефтяного поля Фея, Бернулли, Букмейстера;

· электронной программы PICSES-II, созданной компанией ТРАНЗАС на основе исследований Государственного Института Океанографии Российской Академии Наук, в которой учтены требования MARPOL 73/78, OPR-90, OPA-90, а также Правила Организации Мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ (Программа адаптирована к требованиям МЧС России и используется Северо-Западным Региональным Центром по делам ГО, ЧС и ЛПСБ для предупреждения, расчета, ликвидации ЧС при разливах нефти и нефтепродуктов на акваториях);

· другие алгоритмы и программы, утвержденные (согласованные) в установленном порядке.

Организация прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций должна осуществляться на основе представляемой информации о всех имеющихся в регионе потенциально опасных объектах.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Границы зон ЧС(Н) с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов».

При определении границы зон ЧС(Н) следует руководствоваться требованиями ст. 5 «Определение границ зон чрезвычайных ситуаций» Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», в соответствии с которой границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации РФ, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

С учетом определенных в п. 1.3.2. объемов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов, дрейфа (распространи) пятна нефтепродуктов при разливе на акватории (территории) определяется классификация ЧС(Н) на основании требований п. 3. [1], которые представлены в таблицах 2 и 3 применительно к разливам на местности, во внутренних пресноводных водоемах, либо на море.

 

 

Таблица 2Классификация ЧСН на местности, во внутренних пресноводных водоемах

Значение ЧС Объем, т Характеристика зоны ЧС
Аварийный разлив МПР №156 не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения
Локальная (объектовая) До 100
Муниципальная (Местная) До 100 выходитза пределы территории объекта производственного или социального назначения
100-500 в пределах административной границы муниципального образования
Территориальная 100-500 выходит за пределы административной границы муниципального образования
500-1000 в пределах административной границы субъекта РФ
Региональная 500-1000 выходитза пределы административной границы субъекта РФ
1000-5000 в пределах административной границы субъекта РФ
Федеральная > 5000 выходит за пределы более чем двух субъектов РФ

Таблица 3Классификация ЧСН на море

Значение ЧС Объем, т Характеристика зоны ЧС
Аварийный разлив МПР №156 не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения
Локальная (объектовая) До 500
Региональная 500-5000 выходитза пределы административной границы субъекта РФ
Федеральная > 5000 выходит за пределы более чем двух субъектов РФ

В данном пункте Плана должны быть приведены результаты расчетов риска возникновения ЧС(Н), сами расчеты приводятся в Приложении 2 «Свойства нефти и оценка риска возникновения ЧС(Н)».

Расчеты риска осуществляются применительно к основным операциям, проводимым в организациях, и конкретному оборудованию, применяемому в данных операциях с нефтью и нефтепродуктами, на основании положений следующих нормативных документов:

· Методических указаний по проведению анализа риска опасных производственных объектов РД 03-418-01, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10 июля 2001 г. N 30.

· «Методических рекомендаций по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта» (РД 03-357-00).

· «Отраслевого руководства по анализу и управлению риском, связанным с техногенным воздействием на человека и окружающую природную среду при сооружении и эксплуатации объектов добычи, транспорта, хранения и переработки углеводородного сырья с целью повышения их надежности и безопасности», - РАО «Газпром», 1996.

· «Рекомендаций по реализации Требований по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (Пр. МЧС РФ № 105).

· Методики Хелком (SSPA Отчет N№ 7596-1, 1996).

Следует подчеркнуть, что риск должен иметь количественное измерение. При этом если вероятность (частота) наступления события меньше 10-6, то данное событие (авария и ее последствия) может считаться маловероятной и не учитываться в дальнейшем в Плане.

При определении границ зон ЧС(Н) должно быть учтено в случае необходимости воздействие таких вторичных поражающих факторов от разлива нефтепродуктов на объекте, как: воздушная ударная волна; тепловое излучение горящих разлитий и огневых шаров; осколки и обломки оборудования и т.п.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Ситуационные модели наиболее опасных ЧС(Н) и их социально-экономических последствий для персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории

При экспертизе данного пункта учитывается, что в соответствии с «Рекомендациями по реализации Требований по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (Пр. МЧС РФ № 105) конечным этапом выявления (выбора) и моделирования различных вариантов (сценариев) возникновения и развития ЧС является разработка характеристик неблагоприятных последствий ЧС(Н) для населения, окружающей среды и объектов экономики, карт и сценариев ЧС(Н) различных уровней с учетом природно-климатических условий, которые представляются в Приложении 3.

Исходя из этого, в данном пункте Плана:

· дается характеристика наиболее опасных ситуаций с РН в зоне действия ПЛРН применительно к разливам на территории и акватории, в том числе, связанных с дальнейшим возгоранием разлившихся нефтепродуктов;

· делается вывод о степени опасности для персонала, населения и окружающей среды;

· приводятся прогнозируемые результаты социально-экономических последствий в случае возникновения наиболее опасных ЧС(Н).

При этом должно быть учтено, что под социально-экономическими последствиями ЧС, учитываемыми государством при оценке ущерба, понимаются:

· расходы на ликвидацию ЧС, включающие проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, эвакуацию и расселение, питание и коммунальное обслуживание пострадавших, выплаты им единовременной материальной помощи и т.п.;

· изменения важнейших показателей социально-экономического состояния территорий и регионов, в которых имела или может иметь место ЧС природного или техногенного характера, в сферах социальной, промышленной деятельности, сельском хозяйстве, экологической, а также косвенный экономический ущерб, под которым понимается не получение продукции в результате выбытия производственных мощностей.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Определение достаточного состава сил и средств ЛЧС(Н), а также подразделений пожарной охраны, на случай возгорания нефти и нефтепродуктов, с учетом их дислокации»

При разработке данного пункта Плана необходимо учитывать положения п. 5 [1], в соответствии с которыми при расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:

а) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;

б) площадь разлива;

в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;

г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;

д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;

е) влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;

ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;

з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);

и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;

к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;

л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;

м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.

С учетом этого в данном пункте Плана должны быть приведены результаты расчета для всех возможных сценариев ЧС(Н), описанных в п. 1.3.1. – 1.3.3 Плана (сами расчеты для максимальных объемов разливов приводятся в Приложении 5 Плана):

1. Сил и средств локализации разлива (в случае необходимости):

· на акватории: количество боновых заграждений; средств погрузки на воду или на плавсредства (автокраны, автопогрузчики) в случае, если они не развернуты на акватории катеров-бонопостановщиков или иных самоходных плавсредств; количество стропальщиков, водителей автокранов, автопогрузчиков; персонала экипажей катеров-бонопостановщиков или иных самоходных плавсредств;

· на территории: количество бульдозеров или тракторов, оборудованных отвалами, экскаваторов и персонала автомобильной техники; количество песка или иных сорбирующих материалов, в случае необходимости.

Результаты расчета сил и средств локализации разливанефтепродуктадля конкретныхсценариев ЧС(Н) рекомендуется оформлять в виде таблицы 4.

Таблица 4 – Силы и средства локализации разлива мазута

№ п/п Тип средств локализации Количество (наименование) Владелец Дислокация
  Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на акватории
1.1 Боновые заграждения:      
       
1.2 Катера-бонопостановщики или иные плавсредства      
     
     
1.3 Время окончания локализации Ч+ … часов (в том числе в ночное время)
  Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на территории
2.1 Бульдозеры, трактора, грейдеры, экскаваторы      
2.2 Сорбирующие средства      
2.3 Время окончания локализации Ч+ … часов (в том числе в ночное время)

 

2. Сил и средств ликвидации разлива (сбора нефтепродуктов):

· на акватории: количество скиммеров и плавсредств, на которых они установлены; нефтесборщиков; количество и объем плавемкостей для временного хранения собранной нефтеводяной смеси; персонала их обслуживающего;

· на территории: количество вакуумных машин (илососов) или передвижных поршневых насосов, либо при возможности штатных перекачивающих насосов; количество и объем емкостей для временного хранения собранных нефтепродуктов, в случае необходимости; количество бульдозеров или тракторов, оборудованных отвалами, экскаваторов, в случае ликвидации разлива методом засыпания песком или другим сорбентом; персонала автомобильной и специальной техники.

Результаты расчета сил и средств ликвидации разливанефтепродуктадля конкретныхсценариев ЧС(Н) рекомендуется оформлять в виде таблицы 5.

Таблица 5 – Силы и средств сбора разлившегося нефтепродукта на территории и акватории

№ п/п Тип средств сбора Количество (наименование) Владелец Дислокация
  Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на акватории
  НСК, НСС, НМС      
Время сбора разлившегося нефтепродукта: – в теплый период года; – в холодный период года  
  Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на территории
Вакуумные машины, илососы, другие средства      
Время сбора разлившегося нефтепродукта: – в теплый период года; – в холодный период года  

 

3. Сил и средств для временного хранения собранной нефтеводяной смеси (нефтепродуктов), расчет достаточности которых рекомендуется оформлять в виде таблицы 6.

Таблица 6 – Силы и средства для временного хранения собранной нефтеводяной смеси (нефтепродуктов)

№ п/п Наименование Объем емкостей, м3 Владелец Дислокация
  Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на акватории
Емкости плавсредств      
Плавемкости      
Суммарный объем емкостей  
  Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на территории
Емкости вакуумных машин (илососов)      
Емкости береговые, в том числе аварийные резервуары      
Суммарный объем емкостей  

 

4. Сил и средств проведения рекультивационных первичных мероприятий:

· на акватории: количество сорбентов и средств их нанесения и сбора (в случае необходимости);

· на территории: количество сорбентов (биосорбенотов) и средств их нанесения; количество бульдозеров или тракторов, оборудованных отвалами, экскаваторов и самосвалов для вывоза загрязненного грунта (в случае необходимости).

Результаты расчета количества сорбентов и средств их нанесения и сбора для конкретныхсценариев ЧС(Н) рекомендуется оформлять в виде таблицы 7.

Таблица 7 – Сорбенты для проведения доочистных мероприятий

№ п/п Наименование Количество, кг Владелец Дислокация
  Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на акватории и территории
Сорбент      
Биосорбент      
Суммарное  
Необходимое  

Результаты расчета количества силы и средства для сбора и вывоза загрязненного грунта для конкретныхсценариев ЧС(Н) рекомендуется оформлять в виде таблицы 8.

Таблица 8 – Силы и средства для сбора и вывоза загрязненного грунта

№ п/п Наименование, количество единиц ТТД Владелец Дислокация
  Для ЧС(Н), связанных с разливом нефтепродуктов на территории
1.1 Бульдозер (трактор, грейдер)      
1.2 Экскаватор      
1.3 Самосвал (грузовая машина)      
  Время вывоза загрязненого грунта  

На основании указанных в таблицах 4 – 8 данных делаются выводы по расчету достаточности имеемых и привлекаемых по договорам:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: