Методические рекомендации по экспертизе раздела «Оперативная часть»




Методические рекомендации по экспертизе подраздела «Первоочередные действия при ЧС(Н)»

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Оповещение о чрезвычайной ситуации»

Экспертиза данного пункта Плана проводится с учетом положений:

· п. 4 [2], п. 7 и 11 Постановления Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30.12.2003 г. № 794;

· «Инструкции о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды», утвержденной Зам. Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Зам. Министра транспорта РФ и Зам. Председателя Комитета Российской Федерации по рыболовству в 1994 году, зарегистрированный Министерством юстиции РФ № 598 от 14.06.94 г.;

· Приказа МЧС России «О введении в действие инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 07.07.1997 г. № 382;

· нормативно-правовых документов субъектов Российской Федерации;

· нормативно-правовых документов министерств и ведомств.

На основании требований указанных нормативных документов в данном пункте Плана должна быть отражена следующая информация:

· орган, незамедлительно оповещающийся о возникновении ЧС(Н);

· координационный орган (органы) на соответствующем уровне (уровнях) управления в том числе с учетом приоритетности оповещения (при необходимости);

· орган (органы) повседневного управления РСЧС;

· приводится схема оповещения в графическом виде;

· указываются технические средства оповещения конкретных взаимодействующих и контролирующих организаций.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Первоочередные мероприятия по обеспечению безопасности персонала и населения, оказание медицинской помощи»

Экспертиза данного пункта Плана проводится с учетом положений ст. 14 «Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» № 68-ФЗ, п. 4 [2], п. 24 Постановления Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30.12.2003 г. № 794.

На основании требований указанных нормативных документов в данном пункте Плана должна отражаться следующая информация:

§ оценка угрозы безопасности населения;

§ конкретные действия по обеспечению безопасности персонала (в случае необходимости, указывается о наличии и введении в действие плана (мероприятий) на проведение экстренных мер по защите работников);

§ порядок информирования персонала, работающего в непосредственной близости у места РН;

§ обязанности членов КЧС и ОПБ, в части касающейся выполнения первоочередных действий по обеспечению безопасности персонала и населения, оказанию медицинской помощи;

§ конкретные места оказания медицинской помощи.

При эксплуатации месторождений на суше и на акваториях экспертиза проводится с учетом требований положений п. 5.4 и 5.5. РД 08-254-98 «Инструкция по предупреждению газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов при строительстве и ремонте скважин в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.98 г. № 80.

Экспертизу содержания мероприятия по оказанию медицинской помощи пострадавшим рекомендуется проводить в соответствии с РД 153-43.0-03.702-99 «Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве».

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Мониторинг обстановки и окружающей среды»

Экспертиза данного пункта Плана проводится с учетом положений:

· п. 6.3. «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (ПБ 08-624-03) с точки зрения организации и содержания мониторинга обстановки;

· ст. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., п. 3.1. и 3.2. ГОСТ Р 22.1.02-95 «Безопасность в ЧС» с точки зрения организации и содержания мониторинга окружающей среды.

На основании требований указанных нормативных документов в данном пункте Плана должна отражаться следующая информация:

1) по мониторингу обстановки:

· цель организации мониторинга обстановки;

· параметры оценки обстановки;

· место поступления информации;

· при необходимости организации (лица), у которых запрашивается необходимая дополнительная информация;

· обязанности должностных лиц КЧС (ШРО) по организации и ведению мониторинга;

· орган (лица), осуществляющий анализ сложившейся ЧС и, в случае необходимости, после получения инструкций и квалифицированных рекомендаций специалистов, разрабатывающий текущие действия по ЛРН и передающий необходимые распоряжения непосредственным исполнителям работ.

2) по мониторингу окружающей среды:

§ цель организации мониторинга окружающей среды;

§ компоненты окружающей среды, подлежащих контролю;

§ силы и средства, привлекаемые для проведения мониторинга окружающей среды.

2.1.4. Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Организация локализации разливов нефти и нефтепродуктов»

Экспертиза данного пункта Плана проводится с учетом положения п. 7 [2], в соответствии с которым:

· время локализации разлива нефти и нефтепродуктов не должно превышать 4 часов - при разливе на акватории с учетом гидрометеорологических условий и 6 часов - при разливе на территории;

· мероприятия по локализации РН считаются завершенными после прекращения сброса нефти и нефтепродуктов в окружающую среду (выполнения аварийно-восстановительных работ) и прекращения расширения зоны загрязнения.

С учетом этого задача локализации источника разлива и прекращения выброса нефти/нефтепродукта в окружающую среду на начальном этапе ликвидации разлива, в случае необходимости, является приоритетной. Действия на данном этапе должны быть
максимально оперативными и включают мероприятия как по доставке сил и средств локализации в зону ЧС(Н), так и собственно мероприятия по локализации разлива.

Учитывая, что возможные действия по прекращению выброса нефти/нефтепродукта в окружающую среду сильно разнятся в зависимости от типа объекта, на котором произошел разлив, в данном пункте Плана должны отражаться конкретные мероприятия и технологии локализации применительно к конкретному сценарию ЧС(Н).

При локализации разлива возможны две стадии организации локализации РН:

Первая стадия локализации РН – недопущение распространения разлива по конкретным направлениям;

Вторая стадия – локализация разлива по всему периметру разлива.

Целью первой стадии является предотвращение распространения разлива по конкретным направлениям, попадание нефти и нефтепродуктов в определенные районы, или наоборот, выход разлива за границы определенной территории.

При локализации разливов на акватории должны быть учтены следующие особенности:

· для локализации РН на открытых участках акваторий портов боновое заграждение должно устанавливаться вокруг пятна нефтепродуктов либо по дуге с обхватом подветренной стороны пятна;

· при установке боновых заграждений вокруг судна между бортом судна и бонами должны быть предусмотрены приспособления (плавающие на воде распорки, буйки и т.п.), исключающие плотное прилегание бонов к бортам (возможна также установка бонов на якоря);

· участки акваторий, где существует постоянная угроза разлива нефтепродуктов (нефтяные терминалы, базы для бункеровки судов), которым разлив нефтепродуктов может принести наибольший ущерб, рекомендуется защищать стационарными боновыми заграждениями;

· за установленными для локализации разлива нефтепродуктов на акватории боновыми заграждениями необходимо вести постоянное наблюдение в течение всего периода ликвидации разлива и принимать соответствующие меры против их повреждения плавающим мусором, проходящими судами и нефтемусоросборщиками;

· установленные для локализации РН на акватории оперативные боновые заграждения должны удерживаться от сноса их ветром и течением постановкой на якоря, креплением к причалам или берегу, катерами;

· при наличии значительного течения, исключающего возможность локализации разлива нефтепродуктов на открытой акватории порта, оперативные боновые заграждения должны быть установлены так, чтобы разлитые нефтепродукты были отведены на участки с пониженной скоростью течения (в этом случае следует устанавливать боновые заграждения под острым углом к направлению течения с применением следующих вариантов установки боновых заграждений):

§ шевронный - боны от центра гавани отводятся симметрично на оба берега;

§ каскадный - боны от центра гавани отводятся на один берег. При значительной скорости течения необходимо устанавливать последовательно несколько заграждений;

§ диагональный - заграждение устанавливается через гавань от берега до берега.

· при РН на акваториях гаваней, где локализация бонами затруднена движением судов или ведением производственной деятельности в порту, рекомендуется сдерживать и изменять направление движения нефтяного пятна судами-экранами, струями воды из пожарных стволов катеров, буксиров и стоящих в порту судов.

· оперативные боновые заграждения могут доставляться к месту разлива на катерах или буксировкой.

· при доставке боновых заграждений к месту разлива на катерах спуск их на воду должен производиться на чистой воде па расстоянии 100-150 м от нефтяного поля.

· спуск боновых заграждений на воду следует производить с кормы при движении катера самым малым ходом вперед против ветра и течения.

2.2. Методические рекомендации по экспертизе подраздела «Оперативный план ЛЧС(Н»

При экспертизе материалов по данному подразделу необходимо отобразить следующие данные:

· последовательность работ по проведению операций по ЛЧС(Н), включающих: оповещение о ЧС(Н), локализацию РН; сбор разлитой нефти (нефтепродуктов) и первичную реабилитацию территорий и объектов;

· тактики реагирования на РН и мероприятия по обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей применительно к конкретной ЧС(Н), и с учетом при необходимости защиты районов повышенной опасности, особо охраняемых природных территорий и объектов;

· при необходимости технологии защиты берега, входов в заливы, устьев рек и водоемов, участков суши (сельскохозяйственных угодий, песчаных и глинистых грунтов) в зависимости от времени года;

· вопросы организации материально-технического, инженерного, финансового и других видов обеспечения операций по ЛЧС(Н);

· вопросы предварительного планирования боевых действий по тушению возможных пожаров (оперативное планирование тушения пожара);

· меры безопасности при проведении работ по ЛЧС(Н);

· вопросы организация мониторинга обстановки и окружающей среды, порядок уточнения обстановки в зоне ЧС(Н) при проведении операции ЛРН;

· организации документирования проведения мероприятий по ЛЧС(Н) и порядку учета затрат на ЛЧС(Н).

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Алгоритм (последовательность) проведения операций по ЛЧС(Н)»

В укрупненном виде алгоритм (последовательность) проведения операций по ЛЧС(Н) в данном пункте Плана может быть представлен в виде совокупности следующих мероприятий:

1. Обнаружение разлива;

2. Проверка информации и оповещение о разливе;

3. Выполнение судном (средством) АСГ/ЛРН первичных действий по локализации и при возможности по ликвидации РН до прибытия КЧС, сил и средств ЛРН;

4. Локализация и ликвидация РН силами и средствами ЛРН;

5. Проведение мероприятий по первичной реабилитации загрязненных территорий.

В соответствии с п. 32 и 33 Постановления Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» в данном пункте Плана должно отражаться:

· содержание основных этапов работы КЧС и ОПБ как органа управления при проведении операции по ЛЧС(Н);

· основные вопросы, по которым РР вправе самостоятельно принимать решения с дальнейшим информированием КЧС и ОПБ.

Содержание основных этапов работы КЧС и ОПБ должно соответствовать содержанию рекомендуемого приложения «Алгоритм (последовательность) принятия решений».

При экспертизе последовательности проведения операций по ЛРН необходимо учитывать естественные процессы трансформации продуктов и требования обеспечения безопасности, особенно при разливах легких нефтепродуктов и легковоспламеняющихся жидкостей.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Тактика реагирования на разливы нефти и мероприятия по обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей»

При экспертизе данного пункта Плана следует учесть, что под тактикой понимается краткосрочная стратегия или совокупность средств, методов и приемов, применяемых для достижения намеченной цели.

Учитывая, что основными принципами стратегии реагирования при проведении операции ЛРН являются: обеспечение безопасности людей; локализация источника разлива, прекращение выброса нефтепродукта в окружающую среду; локализация и ликвидация разлива; вывоз и сдача собранной нефтеводяной смеси при РН на акватории (собранных нефтепродуктов, загрязненного грунта и отходов при РН на местности) для их последующей переработки и утилизации, - под тактикой реагирования на РН понимается реализация намеченной стратегии в зависимости от конкретных условий РН.

Выбор тактики зависит от многих факторов, прежде всего: объема разлива; местоположения разлива; погодных условий; сезона и т.д.

В данном пункте Плана должны отражаться:

· основные положения, на которых базируется тактика реагирования при РН, к которым относятся:

· при разливах на территории – наличие мер, ограничивающих загрязнение объектов повышенного риска, систем жизнеобеспечения, особо охраняемых природных территорий и территорий с особым правовым статусом, а также водоохранных зон;

· при разливах на акватории первоочередные действия должны быть направлены на защиту побережья.

· совокупность средств, методов и приемов, мероприятий, проводимых применительно к этапам проведения операции ЛРН;

· обязанности членов КЧС применительно к мероприятиям по обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Защита районов повышенной опасности, особо охраняемых природных территорий и объектов».

В случае отсутствия особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов повышенной опасности в данном пункте Плана должна быть ссылка.

В случае наличия особо охраняемых природных территорий и объектов, а также для районов повышенной опасности (зон приоритетной защиты) указываются конкретные мероприятия по защите, ответственные за их выполнение и привлекаемые силы и средства.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Технологии ЛЧС(Н)»

В соответствии с положениями п. 2.4.2 ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» под ликвидацией ЧС(Н) понимается проведение в зоне чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций всех видов разведки и неотложных работ, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

При этом под данными терминами понимается:

- в соответствии с положениями п. 2.4.3 разведка в зоне ЧС(Н) означает вид обеспечения действий, сил и средств РСЧС, заключающийся в сборе и передаче органам повседневного управления и силам РС достоверных данных об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации необходимых для эффективного проведения неотложных работ организации жизнеобеспечения населения;

- в соответствии с положениями п. 2.4.4 неотложные работы в ЧС(Н) включают аварийно-спасательные (при необходимости) и аварийно-восстановительные работы, оказание экстренной медицинской помощи, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий и охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации;

- в соответствии с положениями п. 2.4.7 аварийно-восстановительные работы в ЧС(Н) включают первоочередные работы в зоне ЧС(Н) по устранению аварий и повреждений источников ЧС(Н) с целью прекращения разлива нефтепродуктов, по локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по предварительной очистке территории (акватории);

- в соответствии с положениями п. 2.4.8 экстренная медпомощь в ЧС(Н) – это комплекс экстренных медицинских мероприятий, осуществляемых в кратчайшие сроки при угрожающих жизни и здоровью персонала и населения в зоне ЧС(Н);

- в соответствии с положениями п. 2.4.9 под охраной порядка в зоне ЧС(Н) понимаются действия сил охраны общественного порядка в зоне ЧС(Н), охраны материальных ценностей любых форм собственности, а также по обеспечению режима ЧС(Н), порядку обеспечения доступа в зону ЧС(Н);

- в соответствии с положениями п. 3.1 ГОСТ Р 22.3.01-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в ЧС(Н). Общие требования» под жизнеобеспечением населения в ЧС(Н) понимается совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени действий территориальных и ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах отселения пострадавшего населения.

На основании положения п. 8 [2] мероприятия по ЛЧС(Н) считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:

· прекращение сброса нефти и нефтепродуктов и локализация разлива нефтепродуктов;

· сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;

· размещение собранной нефтеводяной смеси и нефтепродуктов для их последующей переработки и утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.

С учетом вышесказанного в данном пункте Плана должны отражаться: конкретные технологии ЛСЧ(Н) применительно к указанным этапам с учетом: наличия и особенностей применяемых сил и средств локализации и ликвидации РН; наличия средств временного хранения собранных нефтепродуктов и загрязненного грунта и полигонов (средств) для их переработки и утилизации.

Размещение собранной нефтеводяной смеси и нефтепродуктов для их последующей переработки и утилизации, как правило, производится на очистных станциях предприятий и организаций, имеющих соответствующие лицензии.

Размещение загрязненного грунта и отходов для их последующей переработки и утилизации, как правило, производится на специализированных полигонах предприятий и организаций, имеющих соответствующие лицензии.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Организация материально-технического, инженерного, финансового и других видов обеспечения операций по ЛЧС(Н)»

Экспертиза данного пункта Плана проводится с учетом положений следующих нормативных документов:

· ст. 77 и 78 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ;

· п. 4 Постановления Правительства РФ «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ» от 15.04.2002 г. № 240;

· п. 24 Постановления Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794;

· Постановления Правительства РФ «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» от 26.10.2000 г. № 810 (с изменениями на 20.11.2002 г.);

· Постановления Правительства РФ «О дополнительных мерах по финансированию затрат, связанных с поставками материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий» от 20.11.95 г. № 1127;

· Постановления Правительства РФ «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 10.11.96 г. № 1340;

· Инструкции МЧС России "Об учете и отчетности за использованием финансовых средств на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций" от 05.05.94 г.

На основании требований указанных нормативных документов в данном пункте Плана должна быть отражена следующая информация:

1) повопросам материально-технического обеспечения операций ЛРН, организации питания:

· непосредственный организатор материально-технического обеспечения операций ЛРН в соответствии с должностными обязанностями, изложенными в п. 1.5.2;

· рабочий орган КЧС (группа материально-технического обеспечения), в которую могут входить подразделения: оперативной связи; обеспечения питания; учета и обслуживания судов и наземной техники; учета и обслуживания технических средств ЛРН;

· наличие запасов материально-технических средств (топлива для судов и автотракторной техники, специальных технических средств), СИЗ, продовольствия и воды;

· организация возмещения расходуемых материалов и ГСМ силами и средствами организаций, привлекаемых к ЛРН.

2) повопросам инженерного обеспечения операций ЛРН:

· инженерное оборудование (дооборудование) района действия сил и средств ЛРН;

· организацию обеспечения плавсредств и специальной техники ГСМ, водой, паром, электроэнергией от береговых источников;

· другие инженерные мероприятия.

При экспертизе материалов по данному вида обеспечения следует руководствоваться положениями ГОСТ Р 22.9-03-95 «Средства инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ. Общие технические требования».

3) повопросам финансового обеспечения операций ЛРН:

· непосредственный организатор финансового обеспечения операций ЛРН в соответствии с должностными обязанностями, изложенными в п. 1.5.2;

· организацию возмещения ущерба и финансирования работ по ЛРН, в том числе и в случае, если РН произошел в результате стихийных бедствий;

· наличие Полиса и Договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде с указанием страховой суммы.

2.2.6. Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Материалы предварительного планирования боевых действий по тушению возможных пожаров (оперативное планирование тушения пожара)»

Экспертиза данного пункта Плана проводится с учетом положений следующих нормативных документов:

1. Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (изменениями на 18.12.2006 г. № 232-ФЗ.

2. Боевого устава пожарной охраны ( Приложение № 2 к приказу МВД РФ от 05.07.95 г. № 257). Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.95 г., регистрационный № 907;

3. Методических рекомендаций по составлению планов и карточек тушения пожаров, утвержденных Заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 2005 году;

4. НПБ 201-96 «Нормы пожарной безопасности. Пожарная охрана предприятия. Общие требования». Дата введения 1996-07-01.

На основании НПБ 201-96 документы предварительного планирования боевых действий включают: типовые схемы, планы боевых действий личного состава пожарной охраны, разработанные на основе прогнозирования развития пожара на предприятии.

В соответствии с главой 1 «Общие положения» «Боевого устава пожарной охраны» под боевыми действиями понимается, предусмотренное Уставом организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи, в качестве которой принимается достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.

В соответствии с п. 2 «Общих положений» «Методических рекомендаций по составлению планов и карточек тушения пожаров» в целях повышения готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров в организациях (на объектах), населенных пунктах на территории Российской Федерации разрабатываются документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров – планы тушения пожара (ПТП) или карточки тушения пожара (КТП), которые предназначены для:

· определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;

· обеспечения руководителя тушения пожара информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;

· повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и их органов управления;

· информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Так как ПТП и КТП являются самостоятельными документами, то в данном пункте Плана должны быть отражены выписки из данных документов, в части касающейся Планов ЛРН, а именно, сведения, отражающие:

· указание о наличии разработанного и утвержденного ПТП (КТП), причем, необходимо учесть, что на основании приложения 1 «Методических рекомендаций …» ПТП разрабатываются для:

· организаций (объектов организаций) нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м3 и более, нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м3 и более; объекты добычи и подготовки нефти и газа;

· организаций (объектов организаций) электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; стационарные дизельные электростанции установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных);

· организации транспорта.

На все остальные объекты составляются КТП.

· ответственное лицо, отвечающее за противопожарное состояние территории организации (объекта);

· наличие собственных средств противопожарной защиты организаций и организация поддержания их в постоянной готовности;

· указание о противопожарной подготовке персонала организаций;

· первичные мероприятия, выполняемые персоналом организаций при угрозе возникновения и возникновении пожара;

· краткую характеристику временных составляющих боевых действий подразделений пожарной охраны: обработки вызова; выезда и следования к месту пожара; разведки; спасения людей и имущества (при необходимости); боевого развертывания; ликвидации горения; выполнения специальных работ;

· краткую характеристику управления боевыми действиями на пожаре: принцип назначения руководителя тушения пожара, его обязанности;

· состав сил и средств пожарной охраны, привлекаемых для тушения пожаров, или ссылку на расчеты, проведенные в п. 1.3.5.;

· организацию взаимодействие подразделений пожарной охраны и администрации организации (объекта), начиная с момента вызова подразделений на пожар и до полной ликвидации причин повторного возгорания поэтапно:

§ Первый этап – с момента вызова и до прибытия подразделений пожарной охраны;

§ Второй этап – с момента прибытия подразделений пожарной охраны и до ликвидации пожара;

§ Третий этап – после ликвидации пожара.

Для Планов ЛРН территориальных подсистем РСЧС данный пункт Плана может не разрабатываться.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Меры безопасности при проведении работ по ЛЧС(Н)»

Экспертиза данного пункта Плана проводится с учетом положений следующих нормативных документов:

· Приказа Минтопэнерго РФ «О введении в действие нормативных документов по охране труда для предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса Российской Федерации» от 04.07.95 г. № 144;

· Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (ПОТ РМ-021-2002), утвержденных постановлением Минтруда РФ от 06.05.2002 г. № 33;

· Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 18.12.98 г. N 51 (с изменениями от 29.10.99 г., 03.02.2004 г.);

· Приказа МЧС России «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России» от 31.12.2002 г. № 630;

· Приказа МЧС России «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) от 18.06.2003 г № 313.

С учетом требований указанных документов в данном пункте Плана должны отражаться:

§ обязанности должностного лица из состава КЧС (руководителя работ) по организации обеспечения безопасности при проведении операций ЛРН в соответствии с должностными обязанностями, изложенными в п. 1.5.2;

§ наличие обязательной программы подготовки по охране труда и технике безопасности;

§ обеспеченность персонала ЛРН специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

§ мероприятия по обеспечению безопасности в аварийных ситуациях персонала организаций и персонала ЛРН применительно к конкретным операциям с нефтепродуктами и прогнозируемым РН с учетом требований типовых инструкций ТОИ Р-112-06-95 – ТОИ Р-112-19-95;

§ мероприятия по обеспечению безопасности мореплавания (при необходимости), взрывобезопасности и пожарной безопасности.

Для Планов ЛРН территориальных подсистем РСЧС данный пункт Плана может не разрабатываться.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Организация мониторинга обстановки и окружающей среды, порядок уточнения обстановки в зоне ЧС(Н)»

В данном пункте Плана экспертизе подлежат следующие вопросы:

· параметры оценки разлива, по которым руководителем работ на месте разлива (руководителем спецформирования) производится мониторинг обстановки и окружающей среды;

· наличие органа, осуществляющего сбор полученной на месте разлива информации;

· место (определенный участок территории, плавсредства) откуда производится мониторинг дальнейшего развития ситуации на месте РН;

· периодичность проведения мониторинговых наблюдений и передачи текущей информации с места РН;

· наличие мероприятий по уточнению и корректировке проводимых работ;

· наличие параметров, на которые обращается особое внимание при передаче текущей информации с места ведения работ по ЛРН.

При экспертизе организации уточнения обстановки в зоне ЧС(Н) следует обратить внимание на отражение в Плане мероприятий по уточнению предварительной оценки разлива с учетом требований Приказа МПР РФ «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» от 03.032003 г. № 156.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Документирование и порядок учета затрат на ЛЧС(Н)»

Экспертиза данного пункта Плана проводится с учетом положений следующих нормативных документов:

· Главы XIV Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, определяющей порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

· п. 7 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», определяющего содержание отчета о проведении операции по ЛРН;

· Постановлений Правительства РФ № 632 от 28.08.1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», № 344 от 12.06.2003 г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» и Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утверждены Приказом МПР от 26 января 1993 г.; зарегистрированы в Минюсте за №190 от 24.03.93 г. (в редакции 2000 г.), определяющих порядок расчета экономического ущерба за загрязнение окружающей среды;

· Постановлений Правительства РФ № 989 от 28.08.94 г. «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте» и № 794 от 30.12.03 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», определяющих порядок финансирование работ по ЛРН, определяющих порядок финансирования работ по ЛРН;

· Международных конвенций «О гражданской ответственности за ущерб в результате загрязнения нефтью» (1971 г.) и «По фонду» (1971 г.), а также Протоколов CLC и Конвенции по фонду (1992 г.), определяющих порядок пределы ответственности судовладельца и максимальную сумму компенсации;

· Приказов, методик и методических рекомендаций, определяющих в части касающейся:

·порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;

·оценку ущерба от аварий на опасных производственных объектах;

·определение экономических потерь от пожаров;

·исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод;

·определение ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах;

·расчет выбросов вредных веществ в атмосфере при свободном горении нефти и нефтепродуктов;

·внедрение обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

·правила страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте;

·определение размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами и т.д.

С учетом требований указанных документов в данном пункте Плана должен отражаться:

· порядок документирования и ответственное лицо из состава КЧС (ШРО) за документирование в ходе выполнения работ по ЛРН в соответствии с содержанием функциональных обязанностей, изложенных в п. 1.5.2 Плана;

· содержание и требования к отчёту по ЛРН, порядок его разработки и утверждения, срок хранения;

· в общем виде расчет, в части касающейся:

·объем затрат на эвакуацию и расселение населения;

·объем затрат на питание населения;

·объем затрат на оказание медицинской помощи пострадавшему населению;

·объем затрат на проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ;

·объем затрат на оказание коммунальных услуг пострадавшему населению;

·объем затрат на оказание единовре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: