Три основные добродетели




Добродетель пестует процесс. Успех любого действия невозможен без сохранения трех основных добродетелей. Умеренность позволяет вовремя остановиться, Мужество поддерживает направление, а Справедливость помогает сделать правильный выбор пути2. Все они ведут нас к наивысшему благу — счастью. Счастье частью единого мира (макрокосма, Мироздания). Чтобы войти в гармонию с макрокосмом, нужно воссоединиться со своим подлинным дао, со своей подлинной сущностью. См. главу б, раздел «Единство», а также главу 3, раздел «Развитие механизма совести».

1 Добродетель (дэ; сила порождения и упорядочения) пестует или взращивает все сущее. Сохранение добродетели, с точки зрения китайских философов разных направлений, лежит в основе гармонии в государстве.

2 В китайской традиции двум последним добродетелям соответствуют понятия «юн» (мужество), «и» (долг, справедливость, честность), которые составляют основу гармоничного правления.

невозможно без сохранения добродетелей. Другие добродетели, такие, как рассудительность (осторожность), или здравый смысл, и интуитивное познание, или мудрость1, развиваются тогда, когда наша жизнь построена на основе первых трех.

Добродетели выступают в качестве основы ценностей, таких, как честность, прямота, сострадание, усердие, искренность, дисциплина и порядок. Эти ценности находятся в соответствии с универсальными принципами и представляют собой необходимые составляющие сильного характера и совершенного сознания. Универсальный принцип причины и следствия может стать нашим союзником или врагом. Он работает на нас или против нас. Этот принцип гласит, что следствие зависит от причины и характер результата определяется характером действий. Иными словами, мы получим только то, что вытекает из наших поступков. К примеру, человек, который теряет связь со своим «я», перестает быть собой и в результате ощущает постоянный внутренний разлад. Наши ценности должны находиться в соответствии с универсальными принципа-

1 Си (осторожность) и чжи (мудрость, знание). Помимо указанных добродетелей в книге упоминаются и другие, которые приобретают здесь особую важность: это благонадежность, или надежность (синь), гибкость, или уступчивость (жан), верность, или преданность (здесь также лояльность— чжун). О надежности см. схему на стр. 73, глава 2 (разделы «Как достичь равновесия», «Объединяющие принципы»), главу 4 (раздел «Умение слушать»), главу 5 (раздел «Гармоничная «Солнечная система»). О гибкости и уступчивости см. главу 2 (разделы «Взаимодействие противоположностей», «Равновесие ведет к единству»), главу 7 (раздел «Коммуникация»). О преданности, приверженности, верности и лояльности см. главу 3 (раздел «Учитесь видеть чужие достоинства»), главу 7 (разделы «Парадигма, основанная на принципах», «Лояльность»).

ми — от этого зависит качество нашей жизни, стабильность и счастье, которое мы испытываем при достижении поставленных целей.

Влияние на окружающих

Рост начинается со здорового, жизнеспособного семени. Каждый из нас представляет собой живое семя, или ядро, и все, что мы делаем, вызывает волновой эффект. Вы хотите оказывать положительное воздействие на окружающих? Для начала приведите в порядок собственную жизнь — в этом вам поможет принцип здравомыслия и эффективности мышления. Если он станет вашим ориентиром, вы завоюете уважение людей, и степень вашего воздействия на окружающих заметно возрастет. В результате волнового эффекта это воздействие будет передаваться по цепочке, потому что каждый человек в той или иной мере влияет на тех, кто его окружает1. При этом сильные люди оказывают сильное влияние. Личное преуспевание человека передается его коллегам и близким. Преуспевание семьи или отдельной рабочей группы передается окружающим людям и организации в целом. Воздействие начинается с нас и выходит наружу, в окружающий мир, поэтому убедитесь в том, что ваше воздействие благотворно и эффективно. Стройте свою жизнь на основе этого принципа, и вы познаете силу вселенской гармонии.

Личный и профессиональный рост предполагает развитие характера и повышение профессионализма. Когда мы развиваемся, мы чувствуем себя бо-

1 Ср. тезис конфуцианства о том, что «[наделенный] интеллектом (мудростью, здравомыслием) воздействует [на других]», тем самым изменяя их.

лее уверенно и смотрим на жизнь с новых позиций. Жизнь — это возможность, а не обязанность. Эффективный руководитель не принуждает своих подчиненных: он предлагает им новые возможности и тем самым стимулирует их деятельность. Эффективный руководитель повышает продуктивность за счет новых возможностей, а не давления.

Знание универсальных принципов и знание того, «что нужно делать»,— отнюдь не одно и то же. Универсальные принципы показывают нам лишь то, как возникают явления и как все происходит в этом мире. Никто не скажет нам, что делать. Мы наделены свободной волей и сами выбираем свои действия и поступки. Это наше право и наша ответственность. Не ищите совета. Наблюдайте за ситуацией, учитесь определять, что происходит на самом деле, и вы увидите, что нужно предпринять. Мы сами решаем, что делать,— ответственность за наши поступки лежит на нас, но модель нашего поведения подчиняется природному закону. Природный закон настолько универсален, что распространяется на все события и явления, и настолько специфичен, что действует в каждом отдельном случае. Никто не в праве диктовать нам, как поступить в той или иной ситуации. Мы сами должны решать. Ответственность за свои поступки составляет основу сильного характера. Перекладывание ответственности на чужие плечи —это порочная практика, которая несовместима с творческим мышлением1.

1 Долг и ответственность также являются важными понятиями китайской философии (в частности, конфуцианства). В условиях, когда власть вана (китайского правителя доим-перской эпохи) стала номинальной, состояние дел в Поднебесной стало осознаваться как зависящее от дэ каждого человека. Понятие дэ в данном случае можно трактовать как ответственность, долг и нравственность. Сделаем оговорку, что это толкование носит весьма приблизительный характер, поскольку основные понятия китайской философии (дао, дэ, ци и т. д.) имеют такое огромное множество взаимоисключающих толкований, что подчас их называют «пустыми позициями», не имеющими фиксированного смысла. В книге К. Тернера мы находим влияние разных философских школ Древнего Китая, которые подчас вступают друг с другом в жесткую полемику (к примеру, даосизм и конфуцианство).

Выявление принципов

Принципы и ценности — это не одно и то же. Мы знаем, что система ценностей, сформировавшаяся в сознании человека, определяет его ожидания, а также их дальнейшие трансформации на протяжении его жизни. От этой системы зависит характер развития личности. Мы уже убедились в том, что нельзя добиться больших результатов, если заниматься непосредственным воздействием на установки или модели поведения. И напротив, смена неверной карты (парадигмы) на точную позволяет достичь невиданных высот. Однако здесь важно вспомнить о том, что составление правильной карты невозможно без компаса, поскольку в основе каждой карты лежит так называемый принцип севера.

Географическая карта эффективна только в том случае, если настроена на истинный север, а ценности — если настроены на принципы, т. е. согласуются с ними. В качестве компаса выступает встроенный в нас механизм совести. Человек, который слышит голос совести, легко выявляет универсальные принципы. Их реальность с очевидностью просматривается в любом серьезном исследовании, посвященном проблемам семьи, организаций или объединений. Мы можем не соглашаться с определением принципов, с их истолкованием или характером применения, но в конкретных, жизненных ситуациях все мы сходимся на том, что они реальны и валены. И если наши ценности согласуются с ними, мы ощущаем гармонию и равновесие во всех областях жизни.

Понимание того, как работают эти принципы и установки сознания, необходимо каждому из нас, потому что оно позволяет выстроить прочный фундамент для будущих достижений в личной жизни и профессиональной деятельности. Безусловно, мы можем поставить перед собой определенные цели — значение планирования нельзя переоценить. Но сами по себе планы могут обесцениться уже через несколько месяцев после их составления. Если же мы соизмеряем свою жизнь с универсальными принципами, этого не происходит. У нас появляется ориентир, компас, применимый в любой ситуации, и этот компас позволяет нам выбрать правильные задачи и действия.

В реальной жизни, на работе и в быту, мы пользуемся устоявшейся практикой, которая заключается в постановке целей и задач, разработке плана действий и получении определенного результата. Подобная парадигма лишена содержания, и подчас достижение заветной цели происходит совсем не так, как было запланировано. На своем пути мы встречаем препятствия, и, ради того чтобы реализовать задуманное в намеченный срок, мы прилагаем дополнительные усилия и нередко обращаемся к методикам быстрого успеха. В итоге, когда цель достигнута, наступает пустота и усталость. Более того, ожидаемый результат и чувство удовлетворенности оказываются кратковременными и незначительными по сравнению с тем, что представлялось раньше.

Если мы хотим построить надежный фундамент и заложить основу стабильных результатов в будущем, нам необходима другая, более исчерпывающая парадигма. Таблицы на страницах 59—60 иллюстрируют две модели поведения: парадигму устоявшейся практики и альтернативную, холистическую1 (целостную) парадигму равновесия.

Парадигма устоявшейся практики позволяет достичь кратковременных результатов. Применение подобной схемы в долговременном плане требует огромного напряжения. На самом деле никто по-настоящему не заинтересован в достижении цели, к которой стремится изо всех сил. Мы хотим одного: быть в мире с собой, но наше воспитание и прежний опыт мешают нам понять, как этого добиться.

Источник нашей стабильности — не в том, что

мы делаем или чем себя считаем. Источник

стабильности — в нашем подлинном «я».

Мы живем в двух мирах: внутреннем и внешнем. Внешний мир оказывает на нас поверхностное воздействие. Мы думаем, что источник нашей стабильности находится в домах, деньгах, работе, машинах и других людях. Между тем мы можем получать необходимую мотивацию из другого источника: из нашего внутреннего мира с его мыслями, чувствами и желаниями, интуицией и стремлением к познанию. Внутренний мир должен стоять на первом месте, потому что именно им определяется наш внешний мир. Это требование здравого смысла, которое мы находим во всех истинных религиях и философских доктринах. Однако, несмотря на то, что, на словах, человечество придержи-

1 Холизм — философия целостности, утверждающая, что целое не сводится к сумме частей, но является неделимым и нерасчленимым единством.


вается этого правила, на деле оно руководствуется совсем другим, а именно устоявшейся практикой. Источник нашей стабильности — не в том, что мы делаем или чем себя считаем. Источник стабильности — в нашем подлинном «я».

Целостная парадигма позволяет человеку уютно ощущать себя и во внутреннем, и во внешнем мире, и этому есть простое объяснение: мы живем в двух мирах одновременно, но внутренний мир занимает первое место. Любое действие есть результат мысли, а мысль оперирует ценностями, которые должны строиться на основе Всеобщих Законов.

Установка сознания, основанная на парадигме устоявшейся практики, формирует предположения, возникающие вследствие стереотипов мышления. Подобная установка создает одни и те же стандартные картины, только в разной рамке. Ни в коем случае мы не должны видеть только то, что хотим увидеть. Предположим, что некий человек находится в состоянии гипнотического воздействия и ему кажется, будто за ним гонятся львы. Как вы поступите: крикнете, чтобы он бежал быстрее, дадите ему ружье или выведете из транса?

Если мы поддадимся на гипноз иллюзий и ложных представлений, возможности роста и эффективного развития будут для нас ограничены. Главная иллюзия, которая лежит в основе всех остальных,— это неверное представление о своем истинном «я». До тех пор пока мы не станем собой, мы не сможем добиться подлинного доверия людей и построить общение, необходимое для достижения главной цели: душевного спокойствия. Чтобы обрести свое подлинное «я» и стать собой, нам необходимо углублять самопознание, которое поможет нам избавиться от ложных представлений. Быть собой — значит быть в гармонии с универсальными принципами. Обретая свое подлинное «я», мы становимся собственным принципом и причиной, и все процессы, которые происходят в результате наших поступков, способствуют постоянному повышению качества нашей жизни.

Как достичь равновесия

Лао-Цзы1 в своем трактате «Дао Дэ Цзин» писал: «Путь в тысячу миль начинается с одного шага». Эта строчка стала хрестоматийной. Развитие характера, укрепление взаимоотношений с людьми и достижение целей строится по тому же принципу. Это принцип постепенности, поэтапности действий: освоение азов языка предшествует знакомству с его сложностями, а возведение стен здания — сооружению крыши. Мы можем отжаться тридцать раз только после систематической подготовки. Такая подготовка требует времени: один, два или даже три месяца. Но мы не можем отжаться тридцать раз с первой попытки — мы должны научиться. Однако люди не любят ждать. Очень часто они стремятся достичь желаемой цели в кратчайший срок и в результате не выдерживают нагрузки. Всякий раз, когда мы пропускаем шаг или перепрыгиваем через ступеньку, равновесие теряется. В первое время утрата равновесия может не ощущаться, но в долгосрочном плане она обязательно дает о себе знать. Многие из тех, кто сейчас читает мою книгу, остро чувствуют это, но все же не пользуются мудрым советом древнего философа. Знать и не поступать в соответствии с полученными знаниями означает не понимать их

1 Лао-Цзы (Ли Эр) — великий китайский философ, живший в IV—III в. до нашей эры. Основоположник даосизма.

важности. Как правило, люди стараются оправдать подобное поведение, и вот как выглядит наиболее распространенная отговорка: «Что ж, это очень хорошо и разумно, но у меня нет времени. Мир жесток, и, чтобы выжить в нем, нужны деньги. Мне необходима эта сделка». Кто знает, может быть, представление о реальности и есть наша первая иллюзия? Действовать — значит делать то, что важно, а не то, что диктуется насущной необходимостью. Достижение стабильных результатов возможно только в том случае, если мы будем заниматься важными вещами.

Успех в реализации поставленных целей (как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности) зависит от успешного взаимодействия с окружающими. Люди стремятся поддерживать деловые отношения только с теми людьми, которых знают, которым симпатизируют и доверяют. Фундаментом долговременных отношений является доверие, но, прежде чем его завоевать, нужно выполнить два предыдущих шага: знание и симпатия. Доверие — это следствие надежности человека1. Как стать надежным? Для этого есть только один способ — развивать основные составляющие надежности: характер и профессионализм. Развитие этих двух компонентов требует от нас честности и верности обещаниям,

1 Надежность, или благонадежность (синь) — также переводится как истинность, доверие,— одна из основных добродетелей человека с точки зрения конфуцианства. «Благонадежен» тот, кто «способен чувствовать добро» (см. философский трактат «Мэн-цзы», IV—III вв. до н. э.). «Благонадежность» входит в число пяти моральных основ совершенного правления. В настоящей книге принято первое обозначение этого понятия («надежность»), поскольку слово «благонадежность» вызывает нежелательные ассоциации с идеей политической благонадежности, или лояльности, которых нет у термина К. Тернера.

данным самим себе. Только так мы сможем выполнить это условие. Честность вытекает из принципа верности собственному «я».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: