Если мы научимся видеть скрытые достоинства собственного и чужого характера, мы поймем, что нужно развивать и над чем работать. Традиционный подход строится на предположении о том, что все наиболее результативные сотрудники обладают одним и тем же набором качеств, только в разной степени, и эти качества свойственны им от природы. Однако это не так. Приведу пример из собственной практики. За годы работы мне приходилось сталкиваться с разными специалистами из отделов кадров, которые по-разному добились успеха. Так, одни умели проявить участие и наладить эмоциональный контакт с людьми и развивали это качество в общении с сотрудниками компании. Другие не владели искусством эмоционального общения, но старались развить это качество за счет гибкости и уступчивости. Такие сотрудники занимались правилами трудовой дисциплины и бюджетными вопросами.
Хороший учитель обращается со своими учениками как с равными и верит в то, что они достигнут более высоких результатов, чем он сам. Плохой учитель просто выдает информацию для усвоения. Люди, которые любят свою работу, не замечают, как летит время. Хороший работник концентрируется на том, что нужно сделать, а плохой больше думает о том, что можно «опустить». Хороший тренер или руководитель делает упор на сильные стороны своих подопечных. Успех для него состоит в развитии личности спортсмена (сотрудника). Посредственный тренер или руководитель видит победу в перевесе очков и в показателях прибыли.
Концентрация на слабых сторонах притупляет нашу способность к восприятию сильных и тем самым препятствует адекватной оценке. Замечая чужой недостаток, мы огорчаемся или раздражаемся, выражаем сожаление или высказываем критические замечания. Со временем критика переходит в негодование и возмущение, потому что недостаток отдельного сотрудника воспринимается нами как препятствие к росту всего коллектива. Формирование лидерских качеств на каждом уровне корпоративной структуры будет достижимо только в том случае, если сотрудники компаний сосредоточатся на развитии своих достоинств, а не на преодолений недостатков. Практика признания чужих достоинств начинается с принципа, который состоит в выявлении сильных качеств собственной личности. Прежде чем искать положительные стороны в другом человеке, нужно увидеть их в самом себе. Соблюдение этого принципа особенно важно для руководителя, поскольку он (руководитель) распределяет обязанности между подчиненными. Kаждый сотрудник должен выполнять ту работу, с которой лучше всего справится. Если вы — руководитель и концентрируетесь на негативных сторонах собственного характера, на своих тревогах и опасениях, ваш механизм наблюдения настроен неверно. Приведите его в порядок — в противном случае вы рискуете превратиться в диктатора, который решает за своих подчиненных, что лучше для каждого из них.
|
Рассмотрим пример. Некий руководитель убежден, что успех одного — это неудача другого (принцип дефицита в мышлении)1. Среди его подчиненных есть сотрудник, который очень много работает и хочет сделать карьеру. Однако руководитель автоматически предполагает, что сотрудник мыслит так же, как он сам (то есть на основе принципа дефицита). Он видит в этом сотруднике угрозу собственной безопасности, боится, что подчиненный метит на его место, и как следствие не дает ему (подчиненному) расти. Недоверие к себе приводит к недоверию на межличностном уровне. Когда руководитель не верит в себя, он не верит и своим подчиненным и в результате предоставляет им только такую самостоятельность, которая позволяет сохранить существующий порядок вещей. В итоге потенциал сотрудников, руководителя и компании в целом остается нереализованным.
|
Оценка личности (в том числе соискателя на вакантную должность) должна строиться на выявлении умений и положительных (профессиональных) качеств. Если эта парадигма станет основой нашего мышления, эффективность работы заметно возрастет. Чтобы добиться успеха, нужно забыть о результате и предоставить его процессу2. Чрезмерное упорство и нажим ведет к неудаче. Предоставьте подчиненным возможность развиваться, и вы сами продвинетесь вперед. Не препятствуйте им — в противном случае вы потерпите поражение. Третьего не дано. Мы выбираем одно из двух состояний: открытое или закрытое, конфликт или позитивное взаимодействие, принятие или непринятие.
Естественный принцип открытого и закрытого состояния можно наблюдать в природных явлени-
1 О принципе дефицита в мышлении см. главу 1, раздел «Жизнь неделима».
2 Разъяснение этого принципа см. в плане 2, раздел «Взаимодействие противоположностей».
ях. Выбор между говорением и молчанием, инь и ян также является частью этого принципа. Понятия «инь» и «ян» — гораздо более широкие, чем принято считать на Западе1. Они предполагают невообразимое множество различных толкований. На фоне этих интерпретаций западные представления выглядят достаточно упрощенными. Древняя восточная мудрость гласит: «Действие в сочетании с ян развивает характер. Покой в сочетании с инь развивает тело. Поиск инь с помощью ян развивает добродетель. Постижение ян с помощью инь есть применение способности. Выбор инь или выбор ян зависит от состояния: открытого или закрытого». Последнее2 предполагает покой и молчание3. Чтобы достичь равновесия и эффективности, нужно прислушаться к голосу совести и сознания, погрузиться в свой внутренний мир (движение в себя)4 и прийти в гармонию с универсальными принципами и добродетелями (движение от себя)5. Выбор режи-
|
1 О понятиях «инь» и «ян» см. главу 2, раздел «Взаимодействие противоположностей».
2 Закрытое состояние.
3 В некоторых философских учениях Китая понятия «инь» и «ян» (пассивное и активное) связываются с другой понятийной парой: «покой» (цзин) и «движение» (дун). При этом инь (состояние пассивной восприимчивости) отождествляется с покоем, а ян (состояние активной деятельности) — с движением. Под «движением» здесь понимается любая активная деятельность, включая речь. Некоторые философские школы выступали с идеей главенства покоя над движением (чжу цзин). Принцип главенства покоя подразумевает упор на медитативную отрешенность в практике умственного совершенствования.
4 То есть войти в состояние покоя, или медитативной отрешенности.
5 То есть перейти в состояние активной деятельности, или движения.
ма (инь или ян) зависит от того, что необходимо в данную минуту. Закрытое состояние применяется в ситуации, когда нужно убедиться в искренности другого человека; увидеть, на чем строится его лояльность и интерес: на истине или универсальном принципе либо на эмоциональном удовлетворении от общения и т. д.
Люди приходят в ту или иную компанию по разным причинам: одних привлекает успех и материальное вознаграждение, других — чувство восхищения и вера в будущее организации, третьих — общность целей и идеалов. Чтобы понять людей, с которыми работаем, мы должны определить, почему они пришли в компанию. Чтобы предугадать возможную реакцию коллег (подчиненных), мы должны определить образ их мышления. Это необходимо для эффективной работы в коллективе и в особенности для эффективного руководства.
Состояние внутреннего и внешнего покоя позволяет нам внимательно слушать людей, не влияя на них своими реакциями. Речь другого человека — это движение, наше молчание — это покой. Если суждения собеседника противоречивы и мы не знаем, как на них ответить, мы должны сосредоточиться и погрузиться в себя, и ответ обязательно придет. Бизнесмены и политики из стран Азии постоянно используют этот метод. Если им что-то неясно, они ищут ответ внутри себя. Представители Запада, которые не понимают сути происходящего с восточным коллегой, склонны считать подобное поведение типичным проявлением азиатской загадочности. Войти в состояние покоя, чтобы услышать голос своего «я» — значит воспользоваться способностью, развитой посредством самонаблюдения. Эта способность состоит в умении взглянуть на предмет со всех сторон, отрешенно и беспристрастно, избегая эмоций, которые могут повлиять на его восприятие.
Когда компания молода, ее руководители и сотрудники слишком заняты укреплением своих позиций на рынке. Они делают акцент на сильные стороны предприятия и не думают о слабых. Со временем перед ними встает новая задача — совершенствование деятельности компании. При этом поиск «правильных» путей дальнейшего развития отождествляется с определением ошибок и просчетов. Корпоративные ресурсы должны быть направлены на развитие сильных сторон компании, то есть на то, что у нее получается. В противном случае она растеряет свои преимущества. Задача руководителей заключается в том, чтобы выявить собственные способности и способности подчиненных. Это главное открытие, которое может сделать корпоративный лидер. Способности — это сильные стороны личности, и они выводятся не из текущих умений, а из сильных желаний, возникших еще в детстве. Определение способностей предполагает погружение в себя, в мир собственного «я».
Способности зарождаются в нашем сознании. Они начинаются с непреодолимой тяги к деятельности, которой отдается предпочтение. Желание проявляется в тот момент, когда мы видим другого человека за каким-либо делом и говорим себе: «А что, было бы неплохо этим заняться!» Многие мечтают создать собственное предприятие, стать хозяевами самим себе, но для этого нужно не только желание быть бос сом, но и целый ряд специфических качеств, связанных с конкретной деятельностью.
Если вы почувствовали сильную тягу к определенному делу, прислушайтесь к голосу своего «я» и убедитесь в том, что это желание не толкает вас на неверную стезю. Слава, удовольствия, власть увлекают многих людей и уводят от подлинного призвания, подлинной миссии. В случае если руководство компании не уделяет должного внимания корпоративной миссии1 и способностям сотрудников, эта миссия превращается в простое средство достижения цели, и мы снова возвращаемся к проблеме расхождения целей и ценностей с руководящими принципами. Истинные способности человека — это знак того, чем он должен заниматься. Развивая свое сознание, мы выявляем, развиваем и совершенствуем эти способности в соответствии с принципами воспитания характера и тем самым реализуем свой потенциал.
Это простой, естественный процесс, но он прост только для тех, кто ему следует. К сожалению, многие из нас отдают предпочтение не внутренней, а внешней мотивации. Мы слушаемся «дружеского» совета, принимаем «выгодное» деловое предложение, которое привлекает нас в финансовом отношении, но уводит от подлинного призвания. В результате, мы игнорируем собственные способности и делаем то, что говорят нам люди. Когда это происходит, работа превращается для нас просто в работу, и мы стараемся отвлечься от нее, как только представляется возможность.
Нe игнорируйте свои способности, иначе вы станете исполнителем чужой воли. Не вы, а другие люди будут решать, что для вас лучше, и вы будете делать то, что вам говорят.
В своей жизни я не раз встречался с людьми, которые были счастливы от того, что наступил выход-
1 Определение понятия «корпоративная миссия» (программа) см. в главе 5, разделы «Корпоративная программа» и «Личное призвание».
ной: они закончили работу и теперь могут заняться собой. Существует два разных подхода к профессиональной деятельности: «Я должен работать» и «Я и моя работа — одно». В тот момент, когда вторая установка сменяет первую, разрядка не нужна, потому что напряжение уже снято. Важно не то, сколько мы работаем, а то, как мы относимся к своему труду и сколько души вкладываем в него.
Если в компании царит нестабильность, ее сотрудники отделяют себя от организации. Они задаются вопросом: «Почему я должен целиком посвящать себя этой работе? В конце концов нет никакой гарантии в том, что я здесь останусь». Многие люди перестраивают мышление и воспринимают работу как перерыв между выходными. При таком отношении, работа не может быть их «вторым я»: это просто способ зарабатывать деньги. Между тем преданность избранному делу — непременное условие успеха. Без нее не бывает больших результатов. Следует подчеркнуть, что преданность делу не поддается искусственному выращиванию. Ее нельзя сформировать — можно лишь обнаружить. Она проявляется, когда мыделаем то, к чему призваны, и углубляется, когда мы добиваемся успеха.
Следуя естественным наклонностям, мы используем свой потенциал, и приверженность к избранному делу помогает нам в достижении поставленной цели. Что заставляет вас заниматься тем, чем вы занимаетесь? Чем вы измеряете свой труд: количеством затраченного времени, заработанных денег или полученного удовольствия? Чтобы познать себя и других, нужно не просто делать «правильные» вещи,— нужно делать то, что правильно для нас. Процесс познания и самопознания развивается по спирали, и вместе с ним развиваются наши способности, закрепляется направление, растет эффективность работы и общения, гармоничность нашей жизни.
До тех пор пока мы не сбросим с себя тяжкий груз самооправдания, мы не сможем ответить на голос своего «я», голос совести и сознания. Примите твердое решение слушаться этого голоса, и вы испытаете небывалое чувство свободы. Те, кто следовал моему совету даже в течение недели, были просто поражены. Оказывается, это так легко! Сколько времени и сил уходит у нас на то, чтобы оправдать поступки, идущие вразрез с велениями совести!
Не ищите источник уверенности в постоянной занятости, в работе, в признании таланта, в отношениях с людьми — одним словом, во всем том, что находится вне вашего «я». Корень уверенности лежит в нашей цельности, в верности своему принципу, своему «я». Не позволяйте внешним факторам заслонять от вас подлинное призвание. Помните: источник стабильности и уверенности находится внутри вас, в вашем внутреннем, подлинном «я». Обратитесь к нему, и вы обретете настоящую свободой сможете делать то, к чему призваны.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
КОММУНИКАЦИЯ
Знание себя, своих предрассудков и особенностей восприятия облегчает общение с другими людьми. Познавая себя, мы познаем и другого. Процесс межличностного взаимодействия представляет собой зеркальное отражение внутриличностной коммуникации (общения с собственным «я») и находится в прямой зависимости от нее. Человек, который постоянно прислушивается к голосу внутреннего «я», находится в гармонии с окружающими. Общение с людьми строится по тому же принципу, что и оценка: прежде чем составить мнение о другом человеке, нужно познать самого себя, заняться самонаблюдением. Эффективная коммуникация с людьми невозможна без эффективной коммуникации с собственным «я».
Чтобы добиться подлинного успеха в межличностном общении, нужно стать самим собой. Это первый и самый важный шаг на пути к эффективной коммуникации. Всякий раз, когда мы слушаем другого человека, мы производим оценку его сообщений, которая заглушает значительную долю поступающей информации. «Могу ли я согласиться с этим? Почему он это говорит? Почему он не уточняет свою позицию? Случалось ли нечто подобное в моей жизни? Этот галстук ему ужасно не идет». И так далее. Мы в буквальном смысле слова ведем две беседы одновременно.
Верность себе — это первое и самое важное условие эффективной коммуникации.
Постоянный внутренний диалог забивает свободное пространство, необходимое для восприятия чужого сообщения. В чем предназначение цветочной вазы? В том, чтобы ставить в нее цветы. Какая часть вазы наиболее полезна? Конечно же, внутренняя: в ней есть пустота, которую можно заполнить. Внешний фасад, несмотря на всю свою привлекательность, не приносит никакой пользы. Учитесь видеть пустоту. Приходилось ли вам бывать в доме, где никто не живет? В его пустоте есть особая аура, не так ли? Возьмем другой пример. Когда несколько человек садятся в круг, общий климат группы определяется атмосферой, сосредоточенной в центре круга, в пустом пространстве. Так же и в общении с собой: голос высшего, внутреннего, «я» раздается в период пустоты, то есть в минуты затишья, паузы между мыслями. В случае если голос сознания заглушается внутренним диалогом, мы пропускаем важные элементы чужого сообщения1. Пропущенная часть постоянно возмещается оценкой и субъективным истолкованием услышанного.
1 Эта мысль строится на положении философии конфуцианства, согласно которому познание осуществляется сердцем (синь), исполненным пустоты, сосредоточенности и покоя.