Колин ТЕРНЕР
Умный, стань богатым!
ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА (Ю. Анохиной)
Книга Колина Тернера «Умный, стань богатым, или Творческое мышление в бизнесе» написана для тех, кто работает в бизнесе и прежде всего для руководителей компаний и корпоративных подразделений. Тернер ставит своей целью помочь представителям делового мира добиться подлинного успеха на рынке, но делает это совсем не так, как другие авторы литературы для бизнеса, которую принято называть «мотивационной». Его книга очень сильно отличается от прочих изданий подобного рода. Сейчас, когда особую популярность приобретает синтез идей Запада и Востока (в частности, Индии, Японии и Китая), Колин Тернер предлагает интересную концепцию «компании XXI века», которая строится на основных положениях китайской философии. При этом в отличие от других «мотивационных» авторов он не предлагает нам воспользоваться отдельными принципами и практиками (такими, как медитация), он говорит о необходимости перестроить мышление и взглянуть на мир глазами восточных мудрецов. Эта цель заявлена уже в авторском предисловии.
Как следствие, неслучайно обращение Колина Тернера к концепции «научных революций», разработанной американским физиком и историком науки Т. С. Куном. Эта теория позволяет К. Тернеру обосновать переход со старой модели мышления на новую. Вслед за Т. С. Куном К. Тернер пользуется термином «парадигма» для обозначения модели, или схемы, мышления, которая лежит в основе человеческого поведения и установок сознания. Разъяснение этого термина и особенности его употребления в книге К. Тернера и в книге Т. С. Куна («Структура научных революций») приводится в первой главе («Восприятие»).
|
Итак, каковы основные идеи книги К. Тернера и в чем ее особенности? Прежде всего вы не найдете здесь специфических методик и техник, позволяющих достичь определенных результатов (к примеру, оказать воздействие на потенциального покупателя с целью заключения сделки). Почему? На страницах своей книги автор неоднократно говорит нам о том, что подобные методики позволяют добиться успеха в кратковременном плане, но подлинный руководитель (и бизнесмен вообще) смотрит в будущее и стремится к завоеванию стабильной потребительской лояльности. Методики, нацеленные на быстрый результат, в долговременном плане не работают. Чтобы достичь подлинного успеха и стабильности, нужно не осваивать методики, а перестраивать сознание. Залог успеха — в формировании творческого мышления и восприимчивости к новым идеям.
Но не только позиция автора в отношении «моментальных» методик обращает на себя внимание читателя. Книга К. Тернера необычна по своей структуре, по характеру изложения и по общему ходу рассуждений. Автор в буквальном смысле слова ломает стереотипы традиционного западного мышления. Жизнь, говорит К. Тернер, едина и неделима и подчиняется универсальным законам и принципам. Человек, который живет в гармонии с этими принципами и со своей подлинной природой, находится в мире с собой и преуспевает во всем. Тот, кто поступает вопреки вселенским законам и вопреки своему истинному «я», испытывает неудовлетворенность, усталость и дискомфорт.
Понимание принципа как универсального закона и первопричины, причины отдельной вещи или явления, составляет основу представления о мироздании в китайской философии и выражается чрезвычайно многозначным словом «дао». Представление о дао менялось с течением веков и с появлением новых философских и религиозных учений. Дао — это и первопричина всех явлений, и абсолют, и благой ход человеческой жизни (на уровне отдельной личности и общества в целом). Гармония с дао несет за собой гармонию и равновесие в жизни людей, государства и общества.
|
Исследователи китайской философии отмечают две ее особенности: во-первых, взгляд на природу, человека и дух как на нераздельное единство, подчиняющееся одним и тем же законам; во-вторых, неразрывность философских знаний с этикой и политикой. К высшим знаниям китайская мудрость относила правила и искусство управления. И это неслучайно. Признавая органическую целостность мироздания, китайские философы утверждали, что правила, действующие в природе, действуют и в человеческом обществе, а также в жизни отдельных людей. Эта мысль проходит через всю книгу К. Тернера.
Принципы построения гармоничной жизни и «совершенного правления» государством, выдвинутые мыслителями Древнего Китая, К. Тернер переносит на современный бизнес и создает оригинальную концепцию эффективного руководства, основанную на «стратегии следования естественности», верности своему подлинному «я» и постепенном развитии, которые также представляют собой переработку философского наследия этой страны. Взаимоотношения концепции К. Тернера и китайской философии (даосизма, конфуцианства и буддизма) отражены в постраничных комментариях к тексту книги.
|
Помимо введения понятий китайской философии (универсальный принцип, принцип недеяния, принцип всеобщего единства) К. Тернер обновляет понятия, сложившиеся на Западе, и дополняет их восточными компонентами. Так, «эффективная коммуникация», в понимании автора книги,— это не только правильное говорение или невербальное общение, но и эффективное молчание, то есть медитативная концентрация на словах собеседника, которая позволяет воспринять все сообщение целиком, без утраты отдельных элементов.
Концепция К. Тернера достаточно оригинальна и может быть интересна не только бизнесменам, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся расширить горизонты своих представлений и познакомиться с другим взглядом на мир. В завершение следует отметить, что книга К. Тернера требует вдумчивого чтения. Для удобства понимания авторской концепции перевод сопровождается подробным комментарием с разъяснением специфических понятий.
При подготовке предисловия и постраничных комментариев использовались следующие издания:
1. История философии (энциклопедия) / Сост. А. А. Грицанов.— Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. Статья «Китайская философия», с. 458—459.
2. Китайская философия (энциклопедический словарь РАН, Институт Дальнего Востока) / Гл. ред. М. Л. Титаренко.— М.: Мысль, 1994.
3. Древнекитайская философия. Т. 1—2. / Сост. Ян Хин-шун-М.: Мысль, 1972-1973.
ОБ АВТОРЕ
Колин Тернер — профессор предпринимательства в Международном институте управления «Тезеус» (Франция), колледж «София Антиполис». Институт «Тезеус» проводит годичные курсы очного обучения на получение степени магистра экономики управления (МВА) по специальностям: «информационный менеджмент» и «предпринимательство в области высоких технологий». Коллектив института разработал специальные программы для руководителей высшего звена, в частности, по развитию и укреплению навыков управления. В институте проводятся прикладные научные исследования.
Колин Тернер — автор многочисленных книг по бизнесу, которые были переведены на двадцать пять языков. Среди них — мировой бестселлер номер 1: «Рожден, чтобы побеждать». Авторитетный еженедельник «Бизнес эйдж» признал Колина Тернера лучшим специалистом по моти-вационному обучению в Европе. Журнал «Тайм» назвал его «крупнейшим авторитетом в области бизнеса, управления, процветания и успеха». Колин Тернер консультирует крупнейшие мировые корпорации, среди которых «Пфайзер», создатель «Виагры». В 1997 году компания поставила перед собой цель выйти на первое место в своей отрасли и обратилась к Колину Тернеру. При содействии Колина был создан ряд преуспевающих корпораций, чей доход исчисляется миллиардами долларов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В мире действуют универсальные законы, соблюдение которых так же необходимо для успеха и самореализации, как закон всемирного тяготения — для сохранения живых существ. Эти фундаментальные принципы1 определяют уровень нашей жизни, поэтому наши ценности и призвание должны находиться в согласии с ними. Ценности и призвание дают смысл и направление жизни человека.
Если мы приведем свою жизнь в гармонию с универсальными принципами, наши взаимоотношения с людьми заметно укрепятся, а ощущение пустоты, которое наступает после достижения цели, исчезнет навсегда. Новые, творческие идеи, ведущие к позитивным результатам, станут для нас постоянной реальностью. Наша жизнь наполнится смыслом, и мы добьемся успеха не только в профессиональной деятельности, но и в дружбе и любви, потому что одни и те же принципы действуют во всех областях.
Цель моей книги — стимулировать работу вашей мысли, перестроить сознание, а не убеждать с помощью примеров и теоретических выкладок. Но эта цель будет достигнута только в том случае, если вы готовы к работе над собой. Изменение должно начинаться изнутри — в противном случае оно не будет действенным и долговечным.
1 Определение понятия «фундаментальные (универсальные) принципы» см. в главе 2, раздел «Принцип и процесс».— (Здесь и далее примечания переводчика.)
Читайте не торопясь. Обдумывайте каждое новое понятие, каждый принцип. Если вы с чем-то не согласны, пропустите этот момент и идите дальше. Воспользуйтесь рекомендациями, которые не вызывают сопротивления с вашей стороны, и они помогут вам стать настоящими катализаторами перемен, повысить свои способности к творческому, новаторскому мышлению в бизнесе.
Основная идея книги проста: будьте самими собой. Верность своему «я», жизнь в гармонии с естественными принципами повышает восприимчивость к новым идеям, которые доступны каждому из нас.
Будьте в согласии с собственным «я» и с универсальными законами, и творческое озарение станет постоянной реальностью вашей жизни. Источник силы и безопасности, который мы ищем во внешнем мире, находится внутри нас. Осознание этой истины лежит в основе творческого мышления.
Новое понимание поможет вам разобраться в причинах неэффективного мышления и поведения. Это очень важно, поскольку общая практика не всегда соответствует здравому смыслу. Мы нередко идем за большинством и поступаем так, как поступают все (подчас неразумно), до тех пор пока не осознаем требований здравого смысла.
Когда мы смотрим вглубь вещей, мы видим то, чего не замечали раньше. Мы запускаем процесс, который заканчивается ощущением открытия и радостным возгласом: «Эврика! Я нашел!» И чем тверже старые убеждения, тем сильнее это ощущение.
Семь глав моей книги представляют собой семь ступеней познания. Они проливают свет на различные стороны нашей жизни и помогают обрести то, что важно для нас: ощутить чувство сопричастности1, повысить заинтересованность в работе, определить свое предназначение, свое подлинное «я» и т. д. Каждый найдет здесь то, что наиболее актуально для него в настоящий момент, и испытает просветление, которое станет основой устойчивых позитивных изменений.
1 Разъяснение понятия «чувство сопричастности» см. в главе 2, раздел «Равновесие ведет к единству», сноска на стр. 65.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ВОСПРИЯТИЕ
Характер восприятия определяет наши ожидания и настрой. Он создает предрассудки. Он искажает наши верования и заставляет нас видеть то, чего нет на самом деле. Он делает нас циниками и скептиками. Но что если наше восприятие обманывает нас? Что если мы не готовы проверить его, потому что привыкли смотреть на мир определенным образом? Жизненный опыт вырабатывает у нас не функциональное, а историческое мышление. Когда нас спрашивают о причинах того или иного поступка, мы склонны отвечать, почему мы это сделали, а не для чего. Мы говорим: «потому что», а не «для того, чтобы». Следствием подобного мышления является то, что будущее представляется нам простым продолжением прошлого, а это пагубно сказывается на всей нашей жизни. Все, что не вписывается в привычный алгоритм мышления, попросту отметается.
Вселенная находится в постоянном процессе эволюции, то есть в состоянии изменения. Мир ежеминутно меняется, но для каждого из нас он становится таким, каким мы его видим и воспринимаем. Чтобы изменить свой мир, мы должны изменить характер восприятия. Неизменными остаются только универсальные принципы, которые обеспечивают стабильность в ситуации постоянных перемен и роста. Отсюда следует, что знание и применение этих принципов к себе помогут нам в достижении успеха, самореализации, роста и равновесия — в общем всего того, к чему мы так стремимся.
Успех в личной жизни и профессиональной карьере невозможен без понимания этих принципов и ориентации на них. Но для того, чтобы прийти к этому пониманию, нам необходимо изменить свое восприятие — то, как мы видим мир и свою жизнь. У каждого из нас есть определенная система взглядов, на основе которой мы выстраиваем свое восприятие мира. Это своеобразный «фильтр», сформировавшийся в результате жизненного опыта и под влиянием среды. Через этот «фильтр» проходит вся информация, поступающая к нам извне. Тем самым мы видим только то, что хотим видеть. Во внешнем мире мы находим те кусочки мозаики, которые соответствуют нашим внутренним представлениям, моделям или критериям, сформировавшимся под влиянием прошлых воспоминаний и переживаний. В этом и состоит суть процесса восприятия. Мы — не пассивные наблюдатели за внешним миром, мы — его активные толкователи и интерпретаторы. Мы реагируем на каждую ситуацию в соответствии с собственными «схемами», которые подчас необъективны, но находятся в полном соответствии с нашими установками.
Для примера рассмотрим следующую ситуацию. Представьте себе мужчину-женоненавистника, который едет в открытой спортивной машине. На повороте дороги он замечает водителя-женщину. Она едет к нему навстречу и явно «отклоняется от курса». В какой-то момент их автомобили почти врезаются друг в друга, и только быстрая реакция мужчины предупреждает столкновение. Женщина тоже сворачивает в сторону и кричит в открытое окно: «Осторожно: свинья!» В ярости, мужчина бросает ей гневное: «Корова!» Не без удовольствия, он замечает, что обидчица услышала его ответ. Затем он минует поворот и наскакивает на живую свинью, которая переходит дорогу.
Мужчина отреагировал по определенной, устоявшейся схеме и даже не усомнился в ее справедливости. Это объясняется тем, что он не осознавал эту схему, как и все мы. Она сформировалась под воздействием определенных верований и повлияла на характер его восприятия. Неверная система взглядов препятствует позитивным изменениям и восприятию новых идей. Когда мы оперируем ошибочными схемами, мы отбрасываем эти мысли за ненадобностью, и они заканчивают свои дни в «сундуке с предрассудками». «Фильтры» определяют характер восприятия и тем самым влияют на наше мышление. Выражаясь научным языком, «фильтры» — это «парадигмы»1, которые лежат в основе социальных установок и моделей поведения. Термины «парадигма» и «смена парадигмы» были введены Томасом Куном2 в его книге о глубинных установках сознания в науке: «Структура научных революций» 3. Парадигмы очень важны, потому что они представ-
1 Здесь: исходные концептуальные схемы.
2 Кун, Томас Сэмюэль (род. 1922) — американский историк, физик.
3 В оригинале называется: «The Structure of Scientific Revolutions». Перевод с английского И. 3. Налетова. Книга неоднократно выходила на русском языке. Первое издание вышло в 1975 г., в издательстве «Прогресс». Т. С. Кун исполь-
ляют собой увеличительные стекла, сквозь которые мы смотрим на окружающий мир. Смена парадигмы имеет большое значение: она открывает путь навстречу переменам и дальнейшему развитию. Парадигмы — это модели, ценностные системы или карты, которые ведут нас по жизни.
Стивен Кови в своей книге «Семь привычек высокоэффективных людей »1 подчеркивает важность этих моделей и сравнивает их с неточными или неверными картами города. Если я пошлю вас в Чикаго и дам
зует термин «парадигма» для ообозначения «признанных всеми научных достижений, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений; признаются как основа для его [научного общества] дальнейшей практической деятельности» (Т.Кун.Струуктура научных революций. М., 1977, с. 11, 28).
1 В оригинале называется: «The Seven Habits of Highly Effective People». Вышла на pyсском языке и 2003 г. в издательстве «Попурри».
вам карту Детройта, на которой (по ошибке) написано «Чикаго», вы обязательно заблудитесь. Если вы участвовали в тренингах по эффективному поведению, это произойдет еще быстрее, потому что вы будете действовать строго по схеме (которая неверна). Если вы прошли курс позитивного мышления, вы, по крайней мере, не расстроитесь по этому поводу. Но факт остается фактом: вы все равно заблудитесь. А теперь представьте, что произойдет, если ваша парадигма исправится. Каких огромных результатов вы сможете достичь, когда изменится сама основа вашего поведения и установок!
Вы не продвинетесь далеко вперед, если сконцентрируете все усилия на собственных установках и поведении. Этого недостаточно. Если вы хотите стать подлинным лидером в своей отрасли, вам необходимо предугадывать события: чувствовать то, что должно произойти, до того как это случится. Тем самым вы сможете заранее принять необходимые меры, то есть проявить активность вместо пассивной реакции.
Если вы хотите стать лидером в своей отрасли, вы должны научиться предугадывать события.
Новые идеи неизбежно влекут за собой изменения, неизвестность и нередко — повышение объема работы. Но для достижения успеха вам необходимо отбросить старую установку, согласно которой будущее — это продолжение прошлого. Установка сознания — это неизменный, доминирующий образ мышления и восприятия, который находит подтверждение в этом мире, когда мы воспринимаем его в соответствии с устоявшимися верованиями и предположениями. Наши поведенческие модели и социальные установки — не более чем следствие этих верований, так что в некотором смысле можно сказать, что наше восприятие ситуации и есть сама ситуация. Каждый из нас предполагает, что мир таков, каким мы его видим. Это слово неслучайно распадается на две части: «пред» и «полагать».
Внимательное изучение собственных «фильтров», или парадигм, поможет нам увидеть идеи и возможности, мимо которых мы проходили раньше. Парадигмы, или системы взглядов (как верные, так и ошибочные), становятся основой наших верований. Как следствие всякий раз, когда наши утверждения вызывают несогласие собеседника, мы делаем вывод, что мы правы, а он ошибается. Я уверен, что каждый из вас может вспомнить подобный случай.
Смена парадигмы
Термин «смена парадигмы»1 используется для обозначения ситуаций, в ходе которых происходит пересмотр сложившихся моделей восприятия, мышления и поведения. Иногда смена парадигмы осуществляется мгновенно, как в нашем примере с водителем и свиньей на дороге, однако в других случаях она представляет собой длительный, постепенный процесс.
Пересмотр старых моделей мышления происходит не столько вследствие волевого усилия, сколько в результате определенных идей или вне-
1 Термин «смена», или «изменение парадигмы» (paradigm shift), также предложен Т. С. Куном («Структура научных революций»). Согласно его концепции «смена парадигмы» — это переход к новой традиции научного исследования, который сопровождается изменением взгляда на мир (в частности, на круг исследовательских проблем).
запного озарения, когда нечто знакомое видится нам" в совершенно новом свете. Мы не сразу воспринимаем подобные идеи. Они входят в наше сознание постепенно и в какой-то момент становятся частью наших взглядов. Первая реакция, как правило, носит отрицательный характер: «Я не могу согласиться с этой мыслью, потому что она противоречит моим убеждениям». Когда мы слышим ее во второй раз, мы реагируем несколько иначе: «Я понимаю, что вы хотите сказать, но не могу согласиться с этим». И, наконец, в третий раз мы уступаем: «Видите ли, я согласен с ходом ваших мыслей, но не считаю, что подобные рассуждения правомерны в этом случае». В конце концов новая идея находит себе место в нашей системе взглядов, и мы восклицаем: «Я абсолютно согласен с вами! Вы просто читаете мои мысли!» И чем тверже старые верования, ценности и взгляды, тем сильнее сопротивление новизне.
Наши внутренние карты формируются под воздействием полученной информации, прошлых переживаний и среды. Эти факторы создают установки сознания, или парадигмы, которыми мы оперируем всю нашу жизнь. Модели мышления (парадигмы) в свою очередь задают определенную схему и устанавливают границы наших возможностей и достижений. Как мы уже знаем, парадигмы выступают в качестве фильтров, которые производят отбор поступающей информации. При этом новые сведения, не соответствующие сформировавшимся установкам, отклоняются.
Мы, в буквальном смысле слова, теряем способность к восприятию новых данных. Существующие ограничения мешают нам видеть новые рынки, стратегии, идеи и возможности. Чтобы прозреть, нам необходимо перестроить сознание, то есть сменить парадигму. Если мы обратимся к истории, мы увидим, что все крупные научные открытия и технические достижения происходили в результате отказа от традиционных стереотипов мышления. Нарушителями общепринятых норм, как правило, становились аутсайдеры — люди, которым было нечего терять и которые могли смотреть на мир по-новому.
Смену парадигмы можно сравнить со столкновением двух физических тел в пространстве. Тело движется по заданной траектории до тех пор, пока не встретит на своем пути другое тело. После столкновения правила меняются, открываются новые горизонты, и отсчет начинается заново. Опыт прошлого теперь не актуален. Парадигмы сменились, и мы возвращаемся на исходную позицию.
Веками человечество полагало, что Земля имеет плоскую форму. Эти верования нашли отражение в старых географических картах. Когда парадигма сменилась и люди поверили в то, что Земля — это шар, начался невероятный прорыв в науке. Смена парадигмы произошла в результате ломки существующей традиции, когда моряки открыли путь на восток через запад. Коперник отказался от парадигмы Птолемея, согласно которой Земля неподвижна и находится в центре Вселенной. Он провозгласил, что центром является Солнце, а Земля вращается вокруг него. Однако современники сочли его взгляды ересью. На протяжении веков Ватикан держал теорию Коперника под замком, в строжайшей тайне, потому что она ломала традиционные представления о Небе и Земле.
Позднее Галилей подтвердил учение Коперника и пошел дальше него. Ой заявил, что Солнце не является центром мироздания. Вселенная бесконечна, и наша галактика — лишь небольшая ее часть. И снова, взгляды ученого подверглись осуждению. Галилею грозила тюрьма и смерть. Ниспровержение существующих традиций влечет за собой революцию в познании, расширяет границы и способствует движению вперед. Между тем, как и всякая революция, она встречает мощное сопротивление консервативных сил, заинтересованных в сохранении существующего порядка.
Очередная смена парадигмы произошла после открытия Ньютона, а затем и Эйнштейна. И тот, и другой ученый был убежден, что создание новой парадигмы невозможно при сохранении старой. Нельзя открыть новые пути при помощи традиционных правил и формул. Чем дольше существует старая теория, тем сложнее ее ломать. Коперник столкнулся с вековыми стереотипами мышления. Его гипотеза вызвала недовольство современников. «Если все так, как он говорит,— недоумевали они,— то почему никто другой не додумался до этого?» Время укрепляет позиции научной теории, и, чем дольше она существует, тем сложнее с ней бороться. Неприятие новых идей нередко строится именно на том, что старая теория освящена веками и стала традицией. Она уютно обживается в сознании людей, и люди защищают ее, сопротивляясь переменам.
Закрепившиеся парадигмы и установки сознания препятствуют восприятию новых идей и ситуаций. Многие деловые люди и целые компании держатся за устаревшие модели мышления по примеру солдат и офицеров, которые учатся воевать на опыте прошлой, а не будущей войны. В 1916 году в Великобритании был принят закон, согласно которому продажа алкогольной продукции осуществлялась только в определенные часы. Мера вводилась с единственной целью: укрепить трудовую дисциплину рабочих на предприятиях оборонной промышленности. На патронных заводах существовал строгий график труда, и правительство было заинтересовано в том, чтобы он соблюдался. После Первой мировой войны эти правила сохранились и определили характер потребления спиртных напитков в Великобритании на целые семьдесят лет.
Продажа алкоголя в некоторых заведениях по-прежнему осуществляется только в определенные часы, и отнюдь не из коммерческих соображений, а из соображений традиции.
Современная клавиатура пишущих машинок, принятая в англоязычных странах («Qwerty»), была разработана свыше ста лет назад. Эта схема создавалась с двойной целью — снизить скорость печати и предотвратить защемление клавиш. Несмотря на дальнейшее развитие печатающих устройств, клавиатура не изменилась. От механической пишущей машинки она перешла к электрической, затем к электронной и, наконец, к современному компьютеру. Тесты показали, что альтернативные схемы более эффективны, легче усваиваются, снижают утомляемость оператора и повышают скорость печати. Но, несмотря на это, никто не спешит отказываться от традиционной клавиатуры. Инерция и сопротивление переменам стали основным препятствием на пути полезных нововведений в этой области.
Пронаблюдайте за своей речью. Каждый из нас, в тот или иной момент, держится за сложившиеся традиции и говорит: «Так принято» или «Привыкай к здешним правилам». Если вы заметили у себя подобные высказывания, задумайтесь над этим. Возможно, тем самым вы закрываете новые пути для другого человека. Если вы говорите, что «сейчас все не так, как раньше», подумайте: может быть, вы зациклились на прошлом и ваша парадигма устарела? Помните: мы живем не в «добрые старые времена» и не в «лучшем будущем». Мы живем здесь и сейчас. И мы должны осознать, что парадигмы оказывают огромное влияние на наши поступки и действия.
В момент своего рождения новая идея говорит еле слышным, одиноким голосом, который тонет в море насмешек и издевательств. Однако со временем она крепнет и набирается сил, потому что к этому голосу присоединяются другие голоса.
Эйнштейн писал о своей новой теории: «Мне казалось, что я строю ни на чем. У меня не было твердого основания, на которое я мог бы опереться». Замечательный историк науки Хансон1 говорит о том, что создатель новой научной парадигмы «берет палку с другого конца». Он «оперирует той же информацией, что и его предшественники, но помещает ее в новую систему отношений и сообщает ей новую структуру». Научные данные в этом случае выступают в качестве «гештальта» 2, то есть целостного образа, который вызывает совершенно разные картины в сознании двух людей. При этом каждый из них считает свою картину единственно верной. Он полагает, что оппонент, выражаясь словами Хансона, «берет палку не с того конца».
Население земного шара составляет шесть миллиардов человек, при этом все они по-разному интерпретируют окружающий мир. Следовательно, шесть миллиардов человек — это шесть миллиардов способов восприятия. Если одна группа видит одно,
1 Хансон Н. Р.— историк науки и гештальтпсихолог. Изучал связь процессов восприятия и научных убеждений. Автор книги «Модели открытия» (в оригинале: N.R. Hanson. Patterns of Discovery. Cambridge, 1958).
2 Гештальт (от нем.) — целостная форма, структура, образ. Термин гештальтпсихологии, популярного научного направления первой половины XX века.
а другая — другое, значит ли это, что одна из них обязательно ошибается? И если да, то какая именно? В момент своего рождения большинство идей говорят еле слышным, одиноким голосом, который тонет в море насмешек и издевательств. Однако со временем они крепнут и набираются сил, потому что к изначальному голосу присоединяются другие. Их становится все больше, поскольку постепенно людям открывается то, что сначала видел только один человек. Взгляните на следующий рисунок. Он изображает профиль мальчика. Сколько ему лет? Что еще вы можете сказать о нем?
А теперь представьте себе следующее: вам говорят, что на рисунке изображен не мальчик, а старуха. Что вы на это скажете? Если вы не видите другую картинку, вы наверняка составите определенное суждение о своем собеседнике и о характере его восприятия. Не спешите с выводами. Взгляните на рисунок еще раз, и вы заметите, что щека и челюсть мальчика — это нос старухи, а его ухо — это ее глаз. Теперь вы видите обе картинки, но при первом взгляде на рисунок вы по-прежнему будете различать профиль мальчика. Почему? Потому что эта картинка соответствует инструкциям, полученным ранее. (Рисунок выполнен по образцу знаменитого «двойного портрета», который был придуман в 1914 году У. Т. Хиллом и традиционно используется в гештальтпсихологии).
Мы не можем рассчитывать на долговременный успех в профессиональной карьере или взаимоотношениях с коллегами, друзьями и близкими, до тех пор пока не отбросим неподтвержденные предположения и предрассудки по поводу людей и идей. Мы интерпретируем окружающий мир на основе прошлого опыта и полученной информации. Нередко формирование стереотипов мышления и восприятия становится той ценой, которую мы платим за определенные переживания и события жизни.
В качестве примера различий визуального восприятия можно привести мозаику «Волшебный глаз». Эта мозаика требует определенных инструкций. Нам необходимо знать, что мы должны увидеть,— в противном случае, она останется для нас бесформенной цветной картинкой. Обнаружение «скрытого» образа без посторонней подсказки возможно только в одном случае: если нами движет стремление найти что-то новое, необычное, то есть парадигма творческого поиска. В остальных ситуациях отсутствие ориентиров вызывает у нас полную растерянность. Нам необходима карта или аналогичный прошлый опыт, которым можно воспользоваться в новой ситуации. Взгляните на следующую картинку. Вы что-нибудь видите?
Когда у нас нет ориентира (воспоминания, переживания и т. д.), в соответствии с которым можно истолковать картинку, мы теряемся. Но как только нам предлагают определенный вариант интерпретации, мы забываем о своей растерянности и подстраиваем восприятие и мышление под новое толкование. Если я скажу, что картинка изображает глаз и лоб коровы, через некоторое время вы действительно это увидите. Теперь вы убедились в том, как быстро мы формируем установки восприятия? Мы активно (пусть и неосознанно) сопротивляемся усвоению того, что не вписывается в наши схемы, системы взглядов, и, таким образом, отбрасываем новые идеи. (Эта фотография была сделана в 1918 г. Л. Л. Тиллери).
Мы подстраиваем мир под собственные установки и поступаем в соответствии с тем, что сами привносим в каждую ситуацию. Взгляните на следующую фразу и просчитайте, сколько раз вам встретится буква «в».
Фантастическое чувство юмора, присущее создателям Фреда Флинтстоуна1, снискало ему невероятную популярность среди зрителей всех возрастов, которая не угасла и по сей день.
Сколько букв вы насчитали? Обычно ответы варьируются от одного до пяти, при этом чаще всего отмечается цифра «3». На самом деле их шесть. Прекрасно, если вы нашли все шесть букв с первого раза. Люди редко бывают столь наблюдательны. Это объясняется тем, что индивидуальные фильтры восприятия отбрасывают букву «в» в отдельных словах («всех», «чувство», «возрастов»). Каждый из нас в той или иной мере страдает дефектами поля зрения. В данном случае это происходит от нашей склонности к «фонетическому» чтению, когда мы концентрируемся не на буквах, а на звуках устной речи. Тем самым, мы видим «чуство» вместо «чувство», «фсех» вместо «всех».
Здесь нет никаких фокусов. Вы знаете, что мы склонны защищать свою точку зрения, даже когда встречаем откровенные возражения окружающих. И это при том, что мы видим одну и ту же картинку. Следовательно, дело не в ней, а в нашем восприятии. Мы по-разиому интерпретируем визуальную информацию и оперируем различными системами координат. Мы замечаем лишь то, что подтверждает наши верования, и отбрасываем все остальное. Рассмотрим пример. Некто пришел к вам с потрясающей идеей — назовем ее «программой шести В». Он показал ее вам, но вместо шести, вы увидели только три «В». Какое мнение вы составите об этом челове-
1 Персонаж знаменитого мультипликационного сериала «Семейство Флинтстоунов» (The Flintstones, 1960—1966), повествующего о жизни семейной пары из каменного века.
ке? В какой «сундук с предрассудками» вы отправите своего собеседника? В сундук «возмутителей спокойствия», «заблуждающихся» или «дураков»?
Здесь очень важно осознать одну простую истину: мир не становится другим после смены парадигмы,— меняется наше восприятие мира. В одном и том же явлении (колебании подвешенных грузов) Аристотель видел несвободное падение, а Галилей — колебания маятника. Принципы, порождающие процесс1, существуют вне зависимости от их интерпретации. Оттого, что вы видите только три буквы «В» из шести, остальные не перестают существовать. И если вы не принимаете новые идеи или возможности, это не означает, что ими не воспользуются другие.
Парадигмы представляют собой основу наших поведенческих моделей и социальных установок. Как следствие, смена парадигмы на более эффективную способствует достижению невиданных результатов. Подобная перестройка влечет за собой автоматическую смену установок и моделей поведения, потому что вынуждает их подстраиваться под новые правила, методы и возможности. В условиях нынешнего, постоянно меняющегося рынка, новые, гибкие компании более жизнеспособны, чем традиционные, которые держатся за старые парадигмы и установки сознания. В конце концов гибкие компании расшатают основания традиционных организаций, и последним неизбежно придется подстраиваться под новые правила.
Наше восприятие носит избирательный характер, и мы знаем это по опыту. Мы воспринимаем только то, что подтверждает нашу точку зрения, и опуска-
1 Понятия «принцип» и «процесс» см. в главе 2, первый раздел.
ем противоречащую информацию. Мы покупаем новую машину и тотчас же замечает.!, что наш выбор отнюдь не так оригинален, как нам казалось раньше. Мы видим эту модель повсюду. Но факт остается фактом: когда установка сформирована, мы с легкостью находим сведения, которые ее подкрепляют.
Осознание парадигмы
Ранее я говорил о том, что мы не осознаем свою парадигму. В таком случае, как ее изменить? Для начала мы должны осознать, что она есть,— только так мы сможем воздействовать на нее и при необходимости заменить на другую. Цель моей книги — стимулировать ваше мышление, сделать вас более восприимчивыми и гибкими.
Прежде всего мы должны осознать тот факт, что установки сознания определяют нашу жизнь, становятся препятствием на пути или способствуют движению вперед. Затем нам необходимо взглянуть на проблемные области своей жизни. Любое проявление дискомфорта (во взаимоотношениях с людьми или профессиональной карьере) свидетельствует о существовании неэффективной, старой парадигмы, и до тех пор, пока мы не изменим установку сознания, которая формализует процесс, проблемы будут повторяться. Не критикуйте методы1,— в противном случае вы уподобитесь рабочему, который ругает свои инструменты. Непосредственное воздействие на методы или процесс тоже не приносит долговременных изменений. Вы только наложите повязку, но не
1 Имеются в виду методы осуществления конкретного процесса (о понятии «процесс» см. главу 2, раздел «Принцип и процесс»).
срастите кость. Если вы действительно хотите добиться положительных результатов и изменить характер процесса, перестройте установку сознания.