В начале обучения необходимо измерить скорость чтения для того, чтобы иметь точку отсчета, относительно которой вы будете определять свои достижения.
При проведении данного теста читайте с обычной для себя скоростью в той самой манере, как вы обычно это делаете. Старайтесь, чтобы тестовая ситуация не повлияла на скорость вашего чтения. Лучше, если кто-то поможет вам и засечет время.
Можно использовать секундомер или любой другой таймер, засекая время от первого до последнего слова.
При отсутствии секундомера или помощника время можно засекать по ручным часам: запишите время начала чтения текста и после прочтения запишите время окончания, учитывая время на запись.
Методика определения скорости чтения:
После окончания чтения контрольного текста необходимо объем текста, выраженный в словах, разделить на время чтения, выраженное в минутах. Например, количество слов в тексте равно 1100 слов, время чтения составило 5 минут, 15 секунд. Переведем сначала секунды в минуты: 15:60=0,25. Затем 5+0,25=5,25 мин. После чего 1100 слов разделим на 5,25, получим примерно 210 слов/ мин.
Текст 1
"Счастливая" годовщина (Ричард Америан).
Я надолго запомню четвертую годовщину моей свадьбы. Четыре года назад женщина вошла в мою жизнь и изменила ее. В день четвертой годовщины другая женщина вошла в зал судебных заседаний и заставила меня задуматься над некоторыми вещами.
В этот день моя удачная женитьба оказалась связанной с тем, чего я никогда не мог себе представить - с неуважением к суду. И если о первом событии в моей жизни было сказано много, то второе удостоилось только нескольких строчек в газетах и было занесено в судебные протоколы.
|
Судье дана большая власть там, где дело касается неуважительного отношения к суду. Когда используется эта власть, судебный чиновник становится не только судьей, присяжным или судебным исполнителем, но также и свидетелем, поскольку в большинстве случаев, зал суда является тем местом, где наносится оскорбление. И именно судья, основываясь на своих взглядах о подобающем поведении в суде, определяет, что такое неуважительное отношение; и именно он, основываясь на фактах, решает, имело ли место это противоправное действие; и если имело, то он также выносит и приговор.
Обладая такой властью, судья должен взвешенно принимать решения; в противном случае возникает риск злоупотребления властью.
Но вернемся к событиям моей четвертой годовщины.
В этот особый для меня день у нас с женой был запланирован праздничный ланч. До обеденного перерыва я должен был справиться с тремя делами - все они были назначены на 11:30. Я рассчитывал завершить одно из дел к полудню и отложить другие на более поздний срок. Однако было уже 11:45, когда ответчики были в суде, а я изучал их дела: один обвинялся в словесном оскорблении, другой - в управлении автомобилем под воздействием алкоголя и наркотиков, третий - в воровстве.
Я должен был решить, какое дело заслушать первым. В этот день я положился на случай - просто взял один из розовых листков и объявил напечатанное на нем имя. В зал вместе со своим адвокатом вошла женщина лет сорока.
Я произнес: "Вы обвиняетесь по статье 23102а транспортного кодекса, за управление автомобилем под воздействием алкоголя и наркотических веществ. Этот проступок...
|
"Наркотики?", вскрикнула женщина. "Что вы пытаетесь мне приклеить?"
"Мадам, я только говорю в чем вы обвиняетесь, согласно жалобе; я пока совершенно ничего не знаю об этом деле."
"Что это за спектакль? Это суд или балаган?" продолжала женщина громким голосом.
"Пожалуйста, замолчите", сказал я - "больше ни слова. Каждая женщина в суде должна вести себя как леди, а каждый мужчина как джентльмен. Оставьте зал заседаний и приходите снова в 13:30. Я надеюсь, на этот раз вы будете вести себя как леди, иначе у вас будут проблемы, совершенно не связанные с вашим делом."
Ответчики, свидетели по другим делам и персонал суда - все замерли в напряжении. Меня переполняло раздражение. Когда все оставшиеся дела были закончены, и я ударил судейским молотком, было уже начало первого.
В течение тех пятнадцати минут, пока я ехал домой, я размышлял о различных приятных вещах: о своем дне свадьбы четыре года назад, и о ланче с женой, который ждал меня сейчас. Ребенок уже будет отдыхать, и мы с женой в одиночестве сможем предаться сладким воспоминаниям.
Однако время, проведенное вместе, оказалось гораздо короче. В 13:00, согласно жесткому судейскому расписанию, я должен быть уже в суде. И, что еще хуже, я должен был иметь дело с этой неприятной особой с непомерно острым языком. По дороге в суд я прокрутил в голове возможный сценарий: я начну с того, что попытаюсь ей объяснить, что, как судья, я не имею никакого отношения к содержанию обвинения (которое вызвало у нее такое раздражение) - это дело обвинителя.
|
В суде, когда все расселись по местам, я попросил женщину войти. Десять минут я входил в курс дела, чтобы разобраться во всем тщательно и справедливо. Женщина улыбнулась и кивнула головой, поэтому я подумал, что дела пошли на лад.
Затем я сказал: "Вы понимаете суть предъявленных вам обвинений?"
"Может быть, мне встать на колени?" - ответила она с сарказмом.
Моя реакция была немедленной: "За такое заявление вы обвиняетесь в выражении неуважения к суду. Поэтому вам выносится приговор - три дня тюрьмы. Уведите ее."
Я быстро сошел со своего места. Было 13:45, времени оставалось мало. Мне нужно было оформить документально заключение под стражу, в котором бы детально описывалось, почему женщина попала в тюрьму. Если бы мое решение было проверено вышестоящей инстанцией, то правомерность моих действий полностью бы зависела от содержания этого документа. Когда пришел мой секретарь, я уже заканчивал предварительный набросок документа. Время не ждало: пока я оформлял документы, женщины - заключенные ожидали отправки в окружную тюрьму.
Во время работы над бумагами я вдруг понял, что не сделал ничего по делу, из-за которого женщина была вызвана в суд. Все, что я сделал, было скоропалительной реакцией на сказанные ею насмешливые слова. Сейчас было слишком поздно, чтобы исправить ошибку. Я передал ее дело другому судье.
В 16:00 я подписал последний документ в соответствии с калифорнийским гражданским процессуальным кодексом. Затем, после разбора других дел, я направился домой с некоторым облегчением.
За рулем я обдумывал события этого дня. Не в первый раз за шесть лет своего судейства я сталкивался с некорректным поведением в суде, и, я думаю, не в последний. Почти всегда я давал правонарушителям шанс обдумать свои слова и изменить отношение; и почти всегда они делали это.
Почему сегодня было все не так? Может быть потому, что судьи, как и ответчики, тоже люди со своими проблемами, надеждами и ожиданиями. Они тоже живут в обществе. И у них также бывают годовщины свадеб. Они реагируют на события как в суде, так и за его пределами.
Иногда люди совершают резкие поступки как в суде, так и вне суда. Иногда эти случаи забываются как судьями, так и ответчиками. Конечно, время от времени стоит напоминать судьям, чтобы они крепче держали свою огромную власть в руках.
Мои мысли прервались, когда я приехал домой. Когда я вошел на кухню, жена встретила меня словами: "Привет, дорогой, еще раз поздравляю тебя со счастливой годовщиной! У тебя сегодня был хороший день?"
Количество слов в тексте: 942
Затраченное время:_______
Скорость чтения:_______слов/мин
Тест на понимание.
Какое из нижеследующих утверждений наиболее полно и точно передает основную идею текста?
1. Четвертая годовщина свадьбы судьи совпала с выражением неуважения к суду.
2. Судья должен взвешенно принимать решения.
3. Первым ответчиком в это утро была очень невежливая женщина.
4. Годовщина свадьбы судьи была испорчена в связи с необходимостью выполнить дополнительную работу по оформлению документов, связанных с выражением неуважения суду.
5. Бывают дни, когда судьи, как и другие люди, могут вспылить или проявить резкость, и судьям следует помнить о своих слабостях для того, чтобы более надежно держать свою власть в руках.
6. У судей, как и у других людей, существуют проблемы, надежды и ожидания.
Ключ к тесту: ответ дается в виде примера, чтобы вы случайно не увидели ответ до того, как вы выберете нужное утверждение. Номер утверждения, наиболее полно и точно выражающего основную идею, равен: семь минус шесть плюс четыре.
(Если вы выбрали неправильное утверждение, перечитайте текст снова для того, чтобы выяснить причину ошибки. Большинство тренировочных упражнений в этой книге поможет вам понимать структуру текста так, чтобы вы могли быстро и точно выделить основные идеи и уделять деталям соответствующе внимание.)
Ведение статистики.
После выполнения этого теста вы располагаете цифрой, относительно которой будете оценивать свои последующие достижения, выполняя урок за уроком. Для большей наглядности статистику достижений можно оформить в виде графика, где по оси X откладывать номера учебных текстов, а по оси Y - скорость в слов/мин.
Вам, наверно, интересно будет узнать, как ваша скорость чтения соотносится со скоростью других читателей?
Средний, нетренированный читатель обычно прочитывает текст подобной сложности со скоростью 175 - 225 слов/ мин. Но, если наш теоретический читатель имеет уровень выше среднего, близкий к уровню высшей школы, то он будет читать со скоростью 325 - 350 слов в минуту. (Оба этих показателя характеризуют только уровень чтения на сегодняшний момент, и ни в коей мере не имеют отношения к дальнейшей перспективе роста).
Ваша начальная скорость может находиться между этими двумя значениями или, возможно, гораздо ниже среднего уровня. Или же, наоборот, вы читаете быстрее, чем учащийся высшей школы. В действительности, такое сравнение результатов носит чисто познавательный характер, из него не стоит делать никаких далеко идущих выводов. Вы читаете так, как читаете - хорошо ли, плохо ли - это не имеет значения. Более интересным и важным будет тот факт, что, выполняя упражнение за упражнением, вы станете читать гораздо быстрее, ваше понимание станет точным, концентрация - глубокой, а реакция на текст - мгновенной.
Ваш прогресс будет свидетельствовать о том, что вы:
- реализовали ваши скрытые способности
- научились быстро и точно понимать суть текста
- освоили технику "агрессивного" чтения, атакуя страницу за страницей, а не пассивно считывая слово за словом.
- стали быстро концентрироваться, мобилизуя свое внимание на выделении основных идей и логической структуры текста
- осознали, что книга вам не враг, она - ваш покорный слуга.
Настоящий интерес у вас вызовет сравнение текущей скорости чтения и той скорости чтения, которая была у вас день, неделю, месяц назад.
Урок 2