Одна из важных ваших целей - это превратить потенциальную скорость чтения в привычную и естественную. Для того, чтобы достичь этой цели, в каждом уроке, на
протяжении всех занятий вам необходимо следовать этим шести правилам.
Читайте больше
Вам следует читать больше, гораздо больше, чем вы привыкли читать. Если вы медленно читаете, то, вероятнее всего, не прочитываете в день больше, чем пара газет и журналов. Вы читаете всякий раз, когда у вас появляются свободные несколько минут, чтобы убить время. Возможно, вы вообще читаете только тогда, когда вас вынуждает необходимость.
С этого момента вы должны выделить время для чтения. Рекомендуемый минимум - два непрерывных часа три раза в неделю. Быстрое чтение станет привычкой, если вы будете постоянно поступать так, как это всегда делал опытный читатель с детства, а именно - много читать. Это означает прочитывать, по крайней мере, одну книгу в неделю, что потребует нескольких вечеров сосредоточенного чтения каждую неделю. До тех пор, пока вы не приобретете привычку читать два часа без перерыва несколько раз в неделю, не рассчитывайте научиться быстро и эффективно читать. Со временем процесс чтения станет доставлять вам гораздо больше удовольствия и перестанет быть рутинной обязанностью.
Научитесь читать, выделяя основную идею
Не тратьте время и усилия на ненужные детали и подробности. При чтении текста сразу выделяйте главную идею, которую иллюстрируют и дополняют детали. Интересуйтесь больше основными мыслями автора, а не излишними подробностями.
При чтении нехудожественной литературы стремитесь выделять основные идеи и логическую структуру, на которых основана книга. Не допускайте, чтобы запутанные абзац, страница или глава замедлили ваше чтение, поддерживайте скорость чтения постоянно высокой. После быстрого охвата текста немногочисленные непонятные места либо проясняются сами собой, либо оказываются несущественными для понимания общей сути.
|
При чтении рассказа или романа следуйте за сюжетной линией, сознательно ищите и находите "конфликт", а не блуждайте от слова к слову, от предложения к предложению.
Бросьте вызов своему пониманию
Тот, кто быстро читает - лучше понимает. Такие люди читают быстрее, потому что они научились понимать текст быстро, а понимают они быстро потому, что постоянно практикуются в понимании. К тому же, они читают проблемный материал, и вы должны поступать так же. Этот роман содержательный? Данная научно-популярная книга сложная? А статья в журнале кажется вам слишком трудной? Тогда это тот тип чтения, который даст вам наиболее ценный тренирующий эффект.
Вы никогда не научитесь быстро и эффективно читать, если будете ограничивать себя легким чтивом - невозможно вырасти интеллектуально, не давая себе умственной нагрузки. Спросите себя: "Стал ли я знать больше о себе и о окружающем мире, чем я знал пять лет назад?" Если вы честно ответите: "Нет", то вам лучше сразу же перейти к чтению более сложной литературы.
Распределите свое время
Поставьте перед собой задачу прочитать к следующей неделе пять глав по социологии, антропологии и психологии, а затем отведите для выполнения этого задания определенное время. Например, три главы прочитать сегодня вечером за два часа, оставляя время для подчеркивания, выписывания и критических заметок. Две главы запланируйте прочитать завтра вечером за полтора часа. Установите точное время начала чтения и следя за временем, завершите чтение точно в назначенный срок.
|
Вы будете приятно удивлены, сделав для себя открытие, что установление разумного лимита времени мобилизует вашу концентрацию и станет маленьким, но важным шагом в улучшении вашего понимания.
Или поставьте себе задачу закончить книгу к завтрашнему вечеру и сразу же погружайтесь в чтение. Если вы осознаете, что должны почитать половину книги сегодня вечером, а другую половину завершить к завтрашнему вечеру, вы будете читать очень быстро, поскольку вам необходимо добиться своей цели. Таким образом, вы разовьете в себе способность быстро продвигаться по тексту с максимально возможной для вас скоростью, просто проскальзывая несущественные места, сосредотачиваясь на основных идеях текста.
Эффективно читающие люди развили в себе привычку быстрого продвижения вперед по тексту. Действительно, взрослые и студенты, которые приучили себя читать быстро, находят свою прежнюю медленную скорость чтения некомфортной и неприятной. Или поставьте себе задачу прочитать журнал, выбрав из него все самое ценное, за два часа. Давайте использовать свойство разума адаптироваться к нагрузкам в случае необходимости, и вы закончите журнал через два часа. Поистине удивительно, чего могут добиться люди, если действительно этого захотят. Почему бы не подвергнуть себя такому испытанию?
|
Работая с этой книгой, установите временные ограничения для прочитываемой литературы. Таким образом, вы мобилизуете себя на чтение как на интеллектуальный поединок, и только таким способом научитесь понимать текст на максимально возможной для вас сейчас скорости чтения.
Засекайте время
Когда вы начнете читать книгу, читайте с установкой на быстрое понимание в течение 15 минут. Сосчитайте количество прочитанных за это время страниц, умножьте на четыре, и вы получите потенциальную скорость чтения этой книги в страницах в час. Конечно, одни книги читаются быстрее, другие - медленнее. Например, гораздо больше времени займет прочтение 50 страниц университетского учебника, чем 50 страниц легкого романа. Чем более плотно страница насыщена идеями, тем больше времени потребуется для ее прочтения. Но в одной книге весь материал, вероятно, будет примерно на одном уровне сложности.
Придерживайтесь темпа чтения, который вы установили для себя (стр./час). Таким образом, вы располагаете эффективным приемом, который поможет вам увеличить скорость чтения и улучшить понимание. Если вы хотите добиться, чтобы высокая скорость чтения стала естественной и автоматической, а понимание стало быстрым и эффективным, то нужно тренироваться каждый день.
6. Развивайте способность быстро концентрироваться
Ничто не делает концентрацию такой легкой и немедленной, как техника просматривания материала с целью извлечения основных идей и главных концепций.
Если скорость чтения ниже скорости понимания, то ваше сознание, скорее всего, будет отвлекаться.
Наиболее способные не всегда являются лучшими студентами. Если работа оказывается слишком легкой для них, они скучают, думают о более интересных вещах, мечтают, их внимание отвлекается. Такая аналогия объясняет, почему медленно читающие люди берут в руки книгу или журнал, прочитывают несколько страниц, и, обнаружив, что внимание рассеялось, откладывают в сторону книгу и начинают заниматься другими делами.
Всегда читая с максимально возможной для вас скоростью понимания, вы стимулируете свой мозг, ваше внимание полностью поглощено мыслями автора.
Кроме того, вы скоро обнаружите, что углубленная концентрация, которую вы приобретаете при помощи быстрого агрессивного чтения, улучшает понимание и приносит большее удовлетворение, так как все отвлекающие мысли вытесняются из вашего сознания. Но само чтение о принципах эффективного и быстрого понимания не увеличит скорость и эффективность вашего чтения. Только воплощение этих принципов на практике в течение некоторого периода времени может дать ощутимый результат.
Сколько на это потребуется времени? Это в первую очередь зависит от вас и от вашего усердия и настойчивости. При благоприятных условиях привычка к скоростному агрессивному пониманию может стать автоматической после нескольких месяцев ежедневных тренировок. Это не только теория - в центрах обучения скорочтению это доказывается из года в год.
После упорных тренировок, когда вы обнаружите, что прочитываете гораздо больше литературы за то же время, а также извлекаете больше информации из прочитанного, то вы признаете, что ваши время и усилия потрачены не зря.
Важно то, что вы теперь знаете (по результатам прочтения текста два) о своей способности читать быстрее, чем вы это делали до сих пор.
Предстоящие тренировки покажут вам, как использовать эту возможность и сделают высокую скорость чтения и быстрое схватывание основных идей привычкой, которая характеризует эффективного читателя. Выполняя упражнение за упражнением, тренировку за тренировкой, урок за уроком, вы избавитесь от своих вредных привычек и неэффективной техники, которые мешают полной концентрации и снижают скорость понимания, в результате чего скорость чтения становится гораздо ниже ваших потенциальных возможностей.
II. КАК РАЗВИТЬ ЧУВСТВО
НЕОБХОДИМОСТИ ПРИ
ЧТЕНИИ
Обзор главы
Во второй главе вы проверите свою способность полностью концентрироваться при работе с чувством крайней необходимости. Далее вы узнаете, как влияет такая концентрация на понимание прочитанного.
Теперь, когда вы уже знаете свою начальную и потенциальную скорость чтения, попробуем поэкспериментировать на десяти простых коротких текстах. В результате этого эксперимента определите, сможете ли вы:
- Развить чувство необходимости при чтении.
- Избавиться от привычки отвлекаться при чтении, выработанной годами неэффективного чтения.
- Полностью погрузиться в текст и таким образом усилить свою концентрацию, работая в жестких временных рамках.
Урок 3