Шесть правил быстрого понимания




Одна из важных ваших целей - это превратить потен­циальную скорость чтения в привычную и естественную. Для того, чтобы достичь этой цели, в каждом уроке, на

протяжении всех занятий вам необходимо следовать этим шести правилам.

Читайте больше

Вам следует читать больше, гораздо больше, чем вы привыкли читать. Если вы медленно читаете, то, вероят­нее всего, не прочитываете в день больше, чем пара га­зет и журналов. Вы читаете всякий раз, когда у вас появ­ляются свободные несколько минут, чтобы убить время. Возможно, вы вообще читаете только тогда, когда вас вынуждает необходимость.

С этого момента вы должны выделить время для чте­ния. Рекомендуемый минимум - два непрерывных часа три раза в неделю. Быстрое чтение станет привычкой, если вы будете постоянно поступать так, как это всегда делал опытный читатель с детства, а именно - много читать. Это означает прочитывать, по крайней мере, одну книгу в не­делю, что потребует нескольких вечеров сосредоточен­ного чтения каждую неделю. До тех пор, пока вы не при­обретете привычку читать два часа без перерыва несколь­ко раз в неделю, не рассчитывайте научиться быстро и эффективно читать. Со временем процесс чтения станет доставлять вам гораздо больше удовольствия и переста­нет быть рутинной обязанностью.

Научитесь читать, выделяя основную идею

Не тратьте время и усилия на ненужные детали и под­робности. При чтении текста сразу выделяйте главную идею, которую иллюстрируют и дополняют детали. Инте­ресуйтесь больше основными мыслями автора, а не из­лишними подробностями.

При чтении нехудожественной литературы стремитесь выделять основные идеи и логическую структуру, на кото­рых основана книга. Не допускайте, чтобы запутанные аб­зац, страница или глава замедлили ваше чтение, поддер­живайте скорость чтения постоянно высокой. После быс­трого охвата текста немногочисленные непонятные мес­та либо проясняются сами собой, либо оказываются не­существенными для понимания общей сути.

При чтении рассказа или романа следуйте за сюжет­ной линией, сознательно ищите и находите "конфликт", а не блуждайте от слова к слову, от предложения к предло­жению.

Бросьте вызов своему пониманию

Тот, кто быстро читает - лучше понимает. Такие люди читают быстрее, потому что они научились понимать текст быстро, а понимают они быстро потому, что постоянно практикуются в понимании. К тому же, они читают про­блемный материал, и вы должны поступать так же. Этот роман содержательный? Данная научно-популярная кни­га сложная? А статья в журнале кажется вам слишком трудной? Тогда это тот тип чтения, который даст вам наи­более ценный тренирующий эффект.

Вы никогда не научитесь быстро и эффективно читать, если будете ограничивать себя легким чтивом - невозмож­но вырасти интеллектуально, не давая себе умственной нагрузки. Спросите себя: "Стал ли я знать больше о себе и о окружающем мире, чем я знал пять лет назад?" Если вы честно ответите: "Нет", то вам лучше сразу же перейти к чтению более сложной литературы.

Распределите свое время

Поставьте перед собой задачу прочитать к следующей неделе пять глав по социологии, антропологии и психо­логии, а затем отведите для выполнения этого задания определенное время. Например, три главы прочитать се­годня вечером за два часа, оставляя время для подчер­кивания, выписывания и критических заметок. Две главы запланируйте прочитать завтра вечером за полтора часа. Установите точное время начала чтения и следя за вре­менем, завершите чтение точно в назначенный срок.

Вы будете приятно удивлены, сделав для себя откры­тие, что установление разумного лимита времени моби­лизует вашу концентрацию и станет маленьким, но важ­ным шагом в улучшении вашего понимания.

Или поставьте себе задачу закончить книгу к завтраш­нему вечеру и сразу же погружайтесь в чтение. Если вы осознаете, что должны почитать половину книги сегодня вечером, а другую половину завершить к завтрашнему вечеру, вы будете читать очень быстро, поскольку вам необходимо добиться своей цели. Таким образом, вы ра­зовьете в себе способность быстро продвигаться по тек­сту с максимально возможной для вас скоростью, просто проскальзывая несущественные места, сосредотачиваясь на основных идеях текста.

Эффективно читающие люди развили в себе привыч­ку быстрого продвижения вперед по тексту. Действитель­но, взрослые и студенты, которые приучили себя читать быстро, находят свою прежнюю медленную скорость чте­ния некомфортной и неприятной. Или поставьте себе за­дачу прочитать журнал, выбрав из него все самое цен­ное, за два часа. Давайте использовать свойство разума адаптироваться к нагрузкам в случае необходимости, и вы закончите журнал через два часа. Поистине удивитель­но, чего могут добиться люди, если действительно этого захотят. Почему бы не подвергнуть себя такому испыта­нию?

Работая с этой книгой, установите временные ограни­чения для прочитываемой литературы. Таким образом, вы мобилизуете себя на чтение как на интеллектуальный по­единок, и только таким способом научитесь понимать текст на максимально возможной для вас сейчас скорости чте­ния.

Засекайте время

Когда вы начнете читать книгу, читайте с установкой на быстрое понимание в течение 15 минут. Сосчитайте количество прочитанных за это время страниц, умножьте на четыре, и вы получите потенциальную скорость чте­ния этой книги в страницах в час. Конечно, одни книги чи­таются быстрее, другие - медленнее. Например, гораздо больше времени займет прочтение 50 страниц универси­тетского учебника, чем 50 страниц легкого романа. Чем более плотно страница насыщена идеями, тем больше времени потребуется для ее прочтения. Но в одной книге весь материал, вероятно, будет примерно на одном уров­не сложности.

Придерживайтесь темпа чтения, который вы устано­вили для себя (стр./час). Таким образом, вы располагае­те эффективным приемом, который поможет вам увели­чить скорость чтения и улучшить понимание. Если вы хо­тите добиться, чтобы высокая скорость чтения стала ес­тественной и автоматической, а понимание стало быст­рым и эффективным, то нужно тренироваться каждый день.

6. Развивайте способность быстро концентриро­ваться

Ничто не делает концентрацию такой легкой и немед­ленной, как техника просматривания материала с целью извлечения основных идей и главных концепций.

Если скорость чтения ниже скорости понимания, то ваше сознание, скорее всего, будет отвлекаться.

Наиболее способные не всегда являются лучшими сту­дентами. Если работа оказывается слишком легкой для них, они скучают, думают о более интересных вещах, меч­тают, их внимание отвлекается. Такая аналогия объясня­ет, почему медленно читающие люди берут в руки книгу или журнал, прочитывают несколько страниц, и, обнару­жив, что внимание рассеялось, откладывают в сторону книгу и начинают заниматься другими делами.

Всегда читая с максимально возможной для вас ско­ростью понимания, вы стимулируете свой мозг, ваше вни­мание полностью поглощено мыслями автора.

Кроме того, вы скоро обнаружите, что углубленная кон­центрация, которую вы приобретаете при помощи быст­рого агрессивного чтения, улучшает понимание и прино­сит большее удовлетворение, так как все отвлекающие мысли вытесняются из вашего сознания. Но само чтение о принципах эффективного и быстрого понимания не уве­личит скорость и эффективность вашего чтения. Только воплощение этих принципов на практике в течение неко­торого периода времени может дать ощутимый результат.

Сколько на это потребуется времени? Это в первую очередь зависит от вас и от вашего усердия и настойчи­вости. При благоприятных условиях привычка к скорост­ному агрессивному пониманию может стать автоматичес­кой после нескольких месяцев ежедневных тренировок. Это не только теория - в центрах обучения скорочтению это доказывается из года в год.

После упорных тренировок, когда вы обнаружите, что прочитываете гораздо больше литературы за то же вре­мя, а также извлекаете больше информации из прочитан­ного, то вы признаете, что ваши время и усилия потраче­ны не зря.

Важно то, что вы теперь знаете (по результатам про­чтения текста два) о своей способности читать быстрее, чем вы это делали до сих пор.

Предстоящие тренировки покажут вам, как использо­вать эту возможность и сделают высокую скорость чте­ния и быстрое схватывание основных идей привычкой, которая характеризует эффективного читателя. Выполняя упражнение за упражнением, тренировку за тренировкой, урок за уроком, вы избавитесь от своих вредных привы­чек и неэффективной техники, которые мешают полной концентрации и снижают скорость понимания, в резуль­тате чего скорость чтения становится гораздо ниже ва­ших потенциальных возможностей.


II. КАК РАЗВИТЬ ЧУВСТВО

НЕОБХОДИМОСТИ ПРИ

ЧТЕНИИ

 

Обзор главы

Во второй главе вы проверите свою способность полностью концентрироваться при работе с чувством крайней необходимости. Далее вы узнаете, как влияет такая концентрация на понимание прочитанного.

 

Теперь, когда вы уже знаете свою начальную и потен­циальную скорость чтения, попробуем поэксперименти­ровать на десяти простых коротких текстах. В результате этого эксперимента определите, сможете ли вы:

- Развить чувство необходимости при чтении.

- Избавиться от привычки отвлекаться при чтении, вы­работанной годами неэффективного чтения.

- Полностью погрузиться в текст и таким образом уси­лить свою концентрацию, работая в жестких времен­ных рамках.

 

Урок 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: