Остановки / вдоль строки




Если это так, то вы сделали шесть фиксаций на одной строке (а, может быть, вы сделали больше или меньше фиксаций, но это неважно). Важно то, что когда вы увели­чите эффективность своего чтения, то количество фикса­ций на одну строку у вас станет меньше, и поле вашего зрения станет шире, но не в результате сознательных дей­ствий, а как реакция на более быстрое и более уверен­ное понимание.

Невозможно одновременно читать и сознательно кон­тролировать движение глаз, но в результате тренировок вы можете научиться считывать и понимать гораздо быс­трее.

Давайте завершим наш эксперимент и сделаем пос­ледний шаг.

Шаг 4

Как показано ниже, строка разбита на большие участ­ки. Попробуйте прочитать каждый отрывок за одну фик­сацию, сознательно фиксируя глаза над черной точкой в центре фразы.

При чтении

наши глаза двигаются

и совершают остановки

вдоль строки

Что вы открыли? Сознательно фиксируя взгляд на чер­ной точке, вы смогли прочитать всю фразу без перемеще­ния глаз? Вероятно, это так. Или внешние края каждой фразы были менее отчетливыми, чем центральное сло­во? Или, может быть, ничего нельзя было рассмотреть, кроме нескольких букв справа и слева от точки фиксации (ваш ответ будет зависеть не от эффективности вашего зрения, а от интеллектуальных привычек, которые у вас выработались в течение многих лет чтения). Не имеет значения, насколько успешными были ваши попытки про­читать полные фразы за одну фиксацию - теперь вы по­няли одну из целей вашей тренировки: формирование устойчивых привычек, которые позволят вам автоматичес­ки и рефлекторно читать с широким полем зрения, при­чем фиксации будут производиться на фразах (без созна­тельного контроля с вашей стороны), а не на отдельных словах.

Шаг 5

Теперь прочитайте целую строчку в последний раз, без всяких мыслей о фиксациях и движениях глаз. Вы выпол­нили этот последний шаг для того, чтобы завершить экс­перимент и не обольщаться по поводу того, что вы може­те научиться читать быстрее, сознательно контролируя свои фиксации. Возможно, в течение некоторого времени вам удастся "читать", сознательно регулируя фиксации, но вы устанете, не прочитав и половину страницы, к тому же сильно пострадает ваше понимание.

Фиксации глаз автоматически контролируются вашим сознанием и единственным видом тренировки в этом слу­чае будет выработка привычек, которые помогут вашему разуму:

- получать больше информации от глаз за одну фикса­цию

- быстрее реагировать на поступающую информацию.

 

Длительность фиксации

Крайне неопытные читатели затрачивают на считыва­ние одного единственного слова целую секунду. Чтобы получить полную картину длинного слова, им приходится считывать его по слогам. И каждая фиксация зрения на отдельном слоге занимает у неопытного читателя в два раза больше времени, чем у опытного читателя уйдет на считывание целой фразы.

У вас есть возможность побыть некоторое время край­не плохим читателем, я хочу, чтобы вы немного попотели и попробовали понять текст, читая с чрезвычайно долго­временными фиксациями и узким полем зрения. Не пе­реворачивайте книги, прочитайте два следующих абзаца, которые, как вы уже заметили, напечатаны вверх ногами. Читайте

 
 

каждую строчку справа налево:

 

Время фиксации у неопытного читателя может быть сравнительно большим и по другой причине. Для того, чтобы понять смысл прочитанного, такой читатель исполь­зует речеслуховой канал, то есть совершает движения языком, губами или голосовыми связками, так как он спо­собен понимать только то, что "слышит". Таким образом, скорость его чтения не может быть выше скорости его чтения вслух, а это гораздо медленнее, чем та скорость, которой он мог добиться, полностью исключив речеслу­ховой канал.

Конечно, вы не читаете так патологически медленно. Большинство слов не является для вас загадкой, ваши зрительные фиксации, по всей вероятности, длятся не более 2/5 секунды и ваше поле зрения обычно захваты­вает как минимум два слова, а иногда и больше. Вряд ли вы шепчете или двигаете губами и языком при чтении, и если ваша скорость теперь выше 250 слов в минуту, то вы не используете свои голосовые связки как инструмент для передачи информации в мозг.

Возможно, ваш механизм чтения слишком сильно опи­рается на внутреннюю речь (мысленное проговаривание). Такая внутренняя речь в некоторой степени присутствует у всех читателей. Возможно, у вас также наблюдаются остаточные явления вокализации, все еще сопровожда­ющей ваше чтение. Вокализация присутствует в такой легкой степени, что вы даже не догадываетесь о ней, но она, тем не менее, существенно удлиняет время фикса­ции вашего зрения и ваше поле зрения становится значи­тельно уже, чем это необходимо. Упражнения на воспри­ятие, содержащиеся в этой главе, помогут вам избавить­ся от медленного и неэффективного канала передачи зри­тельных импульсов и начать читать с той скоростью, на которую вы действительно способны.

Упражнения на быстрое восприятие натренируют ваш мозг мгновенно и точно интерпретировать "фотографии", считываемые глазами.

Тип упражнений, к которым вы вскоре приступите, обычно называют "тахистоскопической" тренировкой, при которой слова и фразы высвечиваются на экране с экспо­зицией от одной секунды до одной сотой секунды. Инди­видуальные тахистоскопы широко применяются при обу­чении в центрах скорочтения колледжей и университетов для технического обеспечения тренировок по быстрому восприятию.

Ключ к быстрому чтению

Как вы уже знаете, истинный процесс чтения осуще­ствляется в течение долей секунды во время фиксации глаз в определенной точке строки. Опытный читатель счи­тывает несколько слов за одну фиксацию, его единицей восприятия является законченная фраза, смысловая пос­ледовательность. Неопытный читатель читает отдельные слова, часто одно слово за одну фиксацию; или, в худ­шем случае, части слов, отдельные слоги. Таким образом, при чтении стандартной строки печатного текста, опытный читатель совершает три - четыре фиксации. Пос­ле перехода к началу строки глазам остается совершить только два или три движения вправо, после чего они гото­вы перейти к следующей строке. Таким образом, после первой фиксации глазу предстоит совершить два или три движения, в течение которых он не видит, что занимает только две - три доли секунды. Неопытному читателю при чтении строки приходится совершать восемь -девять или больше движений глазами. В результате, время, в тече­ние которого глаз не видит, значительно больше, чем у опытного читателя.

Рассмотрим следующую аналогию: представьте себе, что прямо перед вами на столе закреплены два ящика. В ящике "А" находится тысяча шариков, ящик "В" пуст. Ваша цель - перенести шарики из одного ящика в другой одной рукой. Как бы вы выполнили эту работу?

Можно брать шарики по одному и переносить их во вто­рой ящик. Такая работа займет много времени, мышцы вашей руки устанут. В данном случае вы выполняете за­дачу самым неэффективным способом. Или вы можете брать одновременно по два шарика, это удвоит вашу ско­рость. Но для того, чтобы выполнить задачу самым быст­рым и эффективным способом, вам следует переносить шарики горстями.

Эту аналогию можно сравнить с процессом чтения. Если ваши глаза фотографируют одно или два слова в единицу времени, то процесс чтения будет медленным и утомительным. Однако, если ваши глаза будут схватывать слова горстями, вы будете проноситься по тексту как ве­тер. Чем больше слов вы схватите за одну фиксацию, тем быстрее вы читаете. Это один из факторов, который, уве­личивая эффективность восприятия, может радикально ускорить ваше чтение.

Рассмотрим еще один фактор, определяющий скорость восприятия.

Как мы уже знаем, чтение в действительности выпол­няется не глазами, а мозгом. Это умственный процесс, а глаза являются лишь чувствительным продолжением моз-

га, посылающим ему изображения слов (люди, как вы зна­ете, могут читать, даже потеряв зрение. Они могут натре­нировать свои пальцы так, что они заменяют им глаза. Таким образом, пальцы в данном случае являются чув­ствительным продолжением мозга).

Если ваши глаза передают в мозг одно слово в едини­цу времени, то вы схватываете мысль печатной страни­цы по кускам и разобщено; так как мысли обычно пере­даются фразами, а не отдельными словами, то, практи­чески, отдельное слово не передает смысл. Например, в одном слове "солнечное" очень мало смысла. Слово "утро" хотя и обладает более полным значением, чем слова "это" или "солнечное", все же содержит гораздо меньше смыс­ла, чем полная фраза "это солнечное утро".

Читатель, читающий отдельные слова, вынуждает свой мозг работать медленно, поскольку глаза посылают в мозг отдельные слова, которые лишены или почти лишены зна­чения. Мозг такого читателя получает импульс - "это" и должен терпеливо ждать второго импульса - "солнечное", получив его, ждет третьего - "утро". В результате происхо­дит значительная задержка до получения смысловой еди­ницы, с которой может работать мозг.

Глаза опытного читателя посылают в мозг за одну фик­сацию, в одном импульсе полную фразу "это солнечное утро". Никаких задержек! Не происходит разрывов в про­цессе мышления.

При чтении целое гораздо существеннее суммы его со­ставляющих, целое - это фраза, мысль; а части - это от­дельные слова, которые сами по себе часто совершенно бесполезны для понимания. Таким образом, читатель, который схватывает больше слов за одну фиксацию, по­нимает гораздо быстрее; а так как конечная цель процес­са чтения - понимание, то, чем быстрее мысль, содержа­щаяся в печатном тексте, передается в мозг, и чем более тесно глаза взаимодействуют с мозгом, тем быстрее и эффективнее становится весь процесс чтения в целом.

Один из ключей к быстрому чтению - это восприятие и интерпретация большого количества слов за одну фикса­цию.

Но одного знания этого факта недостаточно. Только в результате постоянной и упорной практики эти принципы могут трансформироваться в автоматическую привычку. Вы можете сказать себе: "Я буду читать с более широким полем зрения, я буду понимать быстро и точно и в резуль­тате буду читать быстрее", но ваши успехи будут столь же минимальны, как и у человека, который запомнил прин­ципы плавания, а затем кинулся в воду, чтобы проплыть дистанцию в полмили. Если до этого человек никогда не был в воде, то он будет неуклюже барахтаться и, по всей вероятности, утонет, так как его теоретические знания сами по себе не превратятся в физические действия тела. Че­ловек, который хочет стать хорошим пловцом, должен настойчиво тренироваться до тех пор, пока физические действия его тела не станут естественными и автомати­ческими. У него должен сформироваться целый ряд взаи­модействующих рефлекторных навыков, которые позво­лят действовать его телу эффективно, без сознательного контроля со стороны разума. На первых этапах обучения плаванию человек должен тщательно и сознательно изу­чить каждый элемент движений. Затем путем настойчи­вых тренировок (практика, практика и еще раз практика), терпеливо создавая полезные навыки и безжалостно ис­кореняя вредные привычки, он тренирует свое тело дей­ствовать автоматически, рефлекторно.

Чтобы научиться читать быстро, необходимо постоян­но и с большим усердием выполнять интеллектуальные тренировки, сформировать устойчивые навыки и избавить­ся от вредных привычек: вокализации, внутренней речи и регрессий. И тогда мгновенное восприятие, широкое поле зрения, быстрая умственная реакция на содержание пе­чатного листа станут настолько автоматическими, что мозг сможет спокойно концентрироваться на идеях автора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: