Если это так, то вы сделали шесть фиксаций на одной строке (а, может быть, вы сделали больше или меньше фиксаций, но это неважно). Важно то, что когда вы увеличите эффективность своего чтения, то количество фиксаций на одну строку у вас станет меньше, и поле вашего зрения станет шире, но не в результате сознательных действий, а как реакция на более быстрое и более уверенное понимание.
Невозможно одновременно читать и сознательно контролировать движение глаз, но в результате тренировок вы можете научиться считывать и понимать гораздо быстрее.
Давайте завершим наш эксперимент и сделаем последний шаг.
Шаг 4
Как показано ниже, строка разбита на большие участки. Попробуйте прочитать каждый отрывок за одну фиксацию, сознательно фиксируя глаза над черной точкой в центре фразы.
При чтении
•
наши глаза двигаются
•
и совершают остановки
•
вдоль строки
•
Что вы открыли? Сознательно фиксируя взгляд на черной точке, вы смогли прочитать всю фразу без перемещения глаз? Вероятно, это так. Или внешние края каждой фразы были менее отчетливыми, чем центральное слово? Или, может быть, ничего нельзя было рассмотреть, кроме нескольких букв справа и слева от точки фиксации (ваш ответ будет зависеть не от эффективности вашего зрения, а от интеллектуальных привычек, которые у вас выработались в течение многих лет чтения). Не имеет значения, насколько успешными были ваши попытки прочитать полные фразы за одну фиксацию - теперь вы поняли одну из целей вашей тренировки: формирование устойчивых привычек, которые позволят вам автоматически и рефлекторно читать с широким полем зрения, причем фиксации будут производиться на фразах (без сознательного контроля с вашей стороны), а не на отдельных словах.
Шаг 5
Теперь прочитайте целую строчку в последний раз, без всяких мыслей о фиксациях и движениях глаз. Вы выполнили этот последний шаг для того, чтобы завершить эксперимент и не обольщаться по поводу того, что вы можете научиться читать быстрее, сознательно контролируя свои фиксации. Возможно, в течение некоторого времени вам удастся "читать", сознательно регулируя фиксации, но вы устанете, не прочитав и половину страницы, к тому же сильно пострадает ваше понимание.
Фиксации глаз автоматически контролируются вашим сознанием и единственным видом тренировки в этом случае будет выработка привычек, которые помогут вашему разуму:
- получать больше информации от глаз за одну фиксацию
- быстрее реагировать на поступающую информацию.
Длительность фиксации
Крайне неопытные читатели затрачивают на считывание одного единственного слова целую секунду. Чтобы получить полную картину длинного слова, им приходится считывать его по слогам. И каждая фиксация зрения на отдельном слоге занимает у неопытного читателя в два раза больше времени, чем у опытного читателя уйдет на считывание целой фразы.
У вас есть возможность побыть некоторое время крайне плохим читателем, я хочу, чтобы вы немного попотели и попробовали понять текст, читая с чрезвычайно долговременными фиксациями и узким полем зрения. Не переворачивайте книги, прочитайте два следующих абзаца, которые, как вы уже заметили, напечатаны вверх ногами. Читайте
![]() |
каждую строчку справа налево:
Время фиксации у неопытного читателя может быть сравнительно большим и по другой причине. Для того, чтобы понять смысл прочитанного, такой читатель использует речеслуховой канал, то есть совершает движения языком, губами или голосовыми связками, так как он способен понимать только то, что "слышит". Таким образом, скорость его чтения не может быть выше скорости его чтения вслух, а это гораздо медленнее, чем та скорость, которой он мог добиться, полностью исключив речеслуховой канал.
Конечно, вы не читаете так патологически медленно. Большинство слов не является для вас загадкой, ваши зрительные фиксации, по всей вероятности, длятся не более 2/5 секунды и ваше поле зрения обычно захватывает как минимум два слова, а иногда и больше. Вряд ли вы шепчете или двигаете губами и языком при чтении, и если ваша скорость теперь выше 250 слов в минуту, то вы не используете свои голосовые связки как инструмент для передачи информации в мозг.
Возможно, ваш механизм чтения слишком сильно опирается на внутреннюю речь (мысленное проговаривание). Такая внутренняя речь в некоторой степени присутствует у всех читателей. Возможно, у вас также наблюдаются остаточные явления вокализации, все еще сопровождающей ваше чтение. Вокализация присутствует в такой легкой степени, что вы даже не догадываетесь о ней, но она, тем не менее, существенно удлиняет время фиксации вашего зрения и ваше поле зрения становится значительно уже, чем это необходимо. Упражнения на восприятие, содержащиеся в этой главе, помогут вам избавиться от медленного и неэффективного канала передачи зрительных импульсов и начать читать с той скоростью, на которую вы действительно способны.
Упражнения на быстрое восприятие натренируют ваш мозг мгновенно и точно интерпретировать "фотографии", считываемые глазами.
Тип упражнений, к которым вы вскоре приступите, обычно называют "тахистоскопической" тренировкой, при которой слова и фразы высвечиваются на экране с экспозицией от одной секунды до одной сотой секунды. Индивидуальные тахистоскопы широко применяются при обучении в центрах скорочтения колледжей и университетов для технического обеспечения тренировок по быстрому восприятию.
Ключ к быстрому чтению
Как вы уже знаете, истинный процесс чтения осуществляется в течение долей секунды во время фиксации глаз в определенной точке строки. Опытный читатель считывает несколько слов за одну фиксацию, его единицей восприятия является законченная фраза, смысловая последовательность. Неопытный читатель читает отдельные слова, часто одно слово за одну фиксацию; или, в худшем случае, части слов, отдельные слоги. Таким образом, при чтении стандартной строки печатного текста, опытный читатель совершает три - четыре фиксации. После перехода к началу строки глазам остается совершить только два или три движения вправо, после чего они готовы перейти к следующей строке. Таким образом, после первой фиксации глазу предстоит совершить два или три движения, в течение которых он не видит, что занимает только две - три доли секунды. Неопытному читателю при чтении строки приходится совершать восемь -девять или больше движений глазами. В результате, время, в течение которого глаз не видит, значительно больше, чем у опытного читателя.
Рассмотрим следующую аналогию: представьте себе, что прямо перед вами на столе закреплены два ящика. В ящике "А" находится тысяча шариков, ящик "В" пуст. Ваша цель - перенести шарики из одного ящика в другой одной рукой. Как бы вы выполнили эту работу?
Можно брать шарики по одному и переносить их во второй ящик. Такая работа займет много времени, мышцы вашей руки устанут. В данном случае вы выполняете задачу самым неэффективным способом. Или вы можете брать одновременно по два шарика, это удвоит вашу скорость. Но для того, чтобы выполнить задачу самым быстрым и эффективным способом, вам следует переносить шарики горстями.
Эту аналогию можно сравнить с процессом чтения. Если ваши глаза фотографируют одно или два слова в единицу времени, то процесс чтения будет медленным и утомительным. Однако, если ваши глаза будут схватывать слова горстями, вы будете проноситься по тексту как ветер. Чем больше слов вы схватите за одну фиксацию, тем быстрее вы читаете. Это один из факторов, который, увеличивая эффективность восприятия, может радикально ускорить ваше чтение.
Рассмотрим еще один фактор, определяющий скорость восприятия.
Как мы уже знаем, чтение в действительности выполняется не глазами, а мозгом. Это умственный процесс, а глаза являются лишь чувствительным продолжением моз-
га, посылающим ему изображения слов (люди, как вы знаете, могут читать, даже потеряв зрение. Они могут натренировать свои пальцы так, что они заменяют им глаза. Таким образом, пальцы в данном случае являются чувствительным продолжением мозга).
Если ваши глаза передают в мозг одно слово в единицу времени, то вы схватываете мысль печатной страницы по кускам и разобщено; так как мысли обычно передаются фразами, а не отдельными словами, то, практически, отдельное слово не передает смысл. Например, в одном слове "солнечное" очень мало смысла. Слово "утро" хотя и обладает более полным значением, чем слова "это" или "солнечное", все же содержит гораздо меньше смысла, чем полная фраза "это солнечное утро".
Читатель, читающий отдельные слова, вынуждает свой мозг работать медленно, поскольку глаза посылают в мозг отдельные слова, которые лишены или почти лишены значения. Мозг такого читателя получает импульс - "это" и должен терпеливо ждать второго импульса - "солнечное", получив его, ждет третьего - "утро". В результате происходит значительная задержка до получения смысловой единицы, с которой может работать мозг.
Глаза опытного читателя посылают в мозг за одну фиксацию, в одном импульсе полную фразу "это солнечное утро". Никаких задержек! Не происходит разрывов в процессе мышления.
При чтении целое гораздо существеннее суммы его составляющих, целое - это фраза, мысль; а части - это отдельные слова, которые сами по себе часто совершенно бесполезны для понимания. Таким образом, читатель, который схватывает больше слов за одну фиксацию, понимает гораздо быстрее; а так как конечная цель процесса чтения - понимание, то, чем быстрее мысль, содержащаяся в печатном тексте, передается в мозг, и чем более тесно глаза взаимодействуют с мозгом, тем быстрее и эффективнее становится весь процесс чтения в целом.
Один из ключей к быстрому чтению - это восприятие и интерпретация большого количества слов за одну фиксацию.
Но одного знания этого факта недостаточно. Только в результате постоянной и упорной практики эти принципы могут трансформироваться в автоматическую привычку. Вы можете сказать себе: "Я буду читать с более широким полем зрения, я буду понимать быстро и точно и в результате буду читать быстрее", но ваши успехи будут столь же минимальны, как и у человека, который запомнил принципы плавания, а затем кинулся в воду, чтобы проплыть дистанцию в полмили. Если до этого человек никогда не был в воде, то он будет неуклюже барахтаться и, по всей вероятности, утонет, так как его теоретические знания сами по себе не превратятся в физические действия тела. Человек, который хочет стать хорошим пловцом, должен настойчиво тренироваться до тех пор, пока физические действия его тела не станут естественными и автоматическими. У него должен сформироваться целый ряд взаимодействующих рефлекторных навыков, которые позволят действовать его телу эффективно, без сознательного контроля со стороны разума. На первых этапах обучения плаванию человек должен тщательно и сознательно изучить каждый элемент движений. Затем путем настойчивых тренировок (практика, практика и еще раз практика), терпеливо создавая полезные навыки и безжалостно искореняя вредные привычки, он тренирует свое тело действовать автоматически, рефлекторно.
Чтобы научиться читать быстро, необходимо постоянно и с большим усердием выполнять интеллектуальные тренировки, сформировать устойчивые навыки и избавиться от вредных привычек: вокализации, внутренней речи и регрессий. И тогда мгновенное восприятие, широкое поле зрения, быстрая умственная реакция на содержание печатного листа станут настолько автоматическими, что мозг сможет спокойно концентрироваться на идеях автора.