Уже упоминалось, что средний нетренированный читатель читает гораздо медленнее, чем способен.
Семестр за семестром, в течение многих лет, когда я вел курс скорочтения, я убеждал в этом своих студентов.
Представьте себе, что вы пришли впервые на такие курсы. Я буду говорить в настоящем времени для того, чтобы вы получили полное представление о происходящем.
Занятие начинается с тестирования, которое проводится на материале такого же объема и трудности, какой был предложен в предыдущей главе для определения начальной скорости чтения.
Я всегда говорю: "Читайте этот текст точно также, как вы это делаете всегда. Представьте себе, что вы находитесь дома, в привычной для себя обстановке. Только читайте". Затем я засекаю время секундомером, отмечая каждые 5,10 или 15 секунд на доске.
Большинство студентов в классе читает со скоростью примерно 200 - 250 слов/мин. Три или четыре человека читают на уровне высшей школы (325 - 350 слов/мин.) или лучше. Один или два - очень медленно (125 - 175 слов/ мин.).
Все эти студенты учатся на курсах, поскольку неудовлетворенны скоростью своего чтения. Они понимают, что, пройдя курс скорочтения, смогут за меньшее время прочитывать большее количество материала с лучшим качеством его усвоения.
Как правило, в начале обучения студенты задают вопрос: " Можем ли мы увеличить скорость чтения к концу наших занятий?"
Обычно я отвечаю: "Вы можете увеличить скорость чтения уже сегодня, до того, как закончится это занятие".
После этого я предлагаю второй отрывок для чтения, такого же объема и трудности, как и первый.
"Теперь", - говорю я, - "посмотрите на себя критически. По всей вероятности, причина вашего медленного чтения частично состоит в том, что вы приобрели "ленивые привычки", непроизвольно отвлекаетесь. Ваш разум реагирует на полученную из текста информацию с комфортной, сравнительно низкой скоростью (как это было при прочтении первого текста). Вы приобрели привычку "лениво прогуливаться по тексту" вместо того, чтобы целенаправленно и стремительно продвигаться вперед для того, чтобы как можно быстрее отыскать основные идеи автора. Иногда вы останавливаетесь, чтобы предаться размышлениям, иногда возвращаетесь, чтобы убедиться, что вы правильно все поняли, вместо того, чтобы настойчиво продвигаться вперед, выделяя основные идеи. Результат? Вы читаете неоправданно медленно. Я хочу доказать вам, что вы способны читать гораздо быстрее.
|
Как только я дам сигнал к началу чтения, немедленно погружайтесь в текст, устремляйтесь за основной мыслью и сознательно удерживайте высокий темп чтения. Читайте как можно быстрее, но не настолько быстро, чтобы упустить суть. Вы можете потерять смысл некоторых слов, или, иногда, даже целых предложений. Это не имеет значения, продолжайте стремиться вперед. Попробуйте проэкспериментировать и вы увидите, что из этого получится. Помните, что ваша цель - быстро выделить основную идею текста".
Затем я даю сигнал и студенты начинают читать. Если бы вы могли их видеть сейчас, то заметили бы в них некоторые изменения: сейчас отчетливо видно, что они сконцентрировались и мобилизовались гораздо сильнее, чем при первой попытке (при определении начальной скорости чтения), когда они читали комфортно и расслабленно. Теперь студенты уже работают над чтением и полностью погружены в текст. Начав занятия, вы вскоре поймете сами, что невозможно быстро выделить основные мысли автора, не сконцентрировавшись полностью на тексте.
|
После выполнения второго теста сравним результаты. Сказать, что студенты изумлены, значит сильно преуменьшить их реакцию. Некоторые из них считают свои результаты почти невероятными.
Те студенты, которые прочитали первый текст со скоростью 200 - 250 слов в минуту, второй текст прочитали со скоростью примерно 300 слов в минуту - произошло быстрое улучшение производительности чтения на 20 -50 процентов. Немногие самые быстрые читатели также показали значительное улучшение, и, как сказал один из них: "Мы неожиданно освободились от оков".
Эти читатели, читавшие со скоростью 325 - 350 слов в минуту, обнаружили, что они способны добиться уровня 450 слов в минуту. А немногочисленные очень медленные читатели прекратили чтение отдельных слов и включились в поиск основной идеи текста, что проявилось в их увеличившейся скорости чтения.
Теперь студенты убедились, что они способны читать быстрее. Все, что необходимо делать с этого момента -это практиковаться в том, чтобы такой способ чтения вошел в привычку.
Вы также способны читать гораздо быстрее, чем вы это делаете сейчас. Следующий текст докажет это. Этот текст по объему и сложности подобен предыдущему, но отношение к нему должно быть другое:
Поставьте себе цель - понять основные идеи текста как можно быстрее, мобилизуя себя на быстрое чтение. Выделяйте главное и не тоните в мелочах; следуйте только за основной нитью текста. Если вы иногда пропустите слово или мысль будет вам до конца не ясна, все равно продолжайте упорно стремиться вперед. Читайте под легким прессингом скорости: цель - быстрое извлечение сути. Вникайте, извлекайте суть и идите дальше. Не читайте отдельные слова, а схватывайте мысли и идеи. Как можно быстрее продвигайтесь вперед, не теряя при этом основного смысла прочитанного, так как главная цель любого чтения - понимание, а не скорость сама по себе.
Как и раньше, пусть кто-нибудь засечет вам время или засеките его сами при помощи секундомера.