Поверьте в то, что вы можете читать быстрее




Уже упоминалось, что средний нетренированный чи­татель читает гораздо медленнее, чем способен.

Семестр за семестром, в течение многих лет, когда я вел курс скорочтения, я убеждал в этом своих студентов.

Представьте себе, что вы пришли впервые на такие курсы. Я буду говорить в настоящем времени для того, чтобы вы получили полное представление о происходя­щем.

Занятие начинается с тестирования, которое проводит­ся на материале такого же объема и трудности, какой был предложен в предыдущей главе для определения началь­ной скорости чтения.

Я всегда говорю: "Читайте этот текст точно также, как вы это делаете всегда. Представьте себе, что вы находи­тесь дома, в привычной для себя обстановке. Только чи­тайте". Затем я засекаю время секундомером, отмечая каждые 5,10 или 15 секунд на доске.

Большинство студентов в классе читает со скоростью примерно 200 - 250 слов/мин. Три или четыре человека читают на уровне высшей школы (325 - 350 слов/мин.) или лучше. Один или два - очень медленно (125 - 175 слов/ мин.).

Все эти студенты учатся на курсах, поскольку неудовлетворенны скоростью своего чтения. Они понимают, что, пройдя курс скорочтения, смогут за меньшее время про­читывать большее количество материала с лучшим каче­ством его усвоения.

Как правило, в начале обучения студенты задают воп­рос: " Можем ли мы увеличить скорость чтения к концу наших занятий?"

Обычно я отвечаю: "Вы можете увеличить скорость чте­ния уже сегодня, до того, как закончится это занятие".

После этого я предлагаю второй отрывок для чтения, такого же объема и трудности, как и первый.

"Теперь", - говорю я, - "посмотрите на себя критически. По всей вероятности, причина вашего медленного чтения частично состоит в том, что вы приобрели "ленивые при­вычки", непроизвольно отвлекаетесь. Ваш разум реагиру­ет на полученную из текста информацию с комфортной, сравнительно низкой скоростью (как это было при про­чтении первого текста). Вы приобрели привычку "лениво прогуливаться по тексту" вместо того, чтобы целенаправ­ленно и стремительно продвигаться вперед для того, что­бы как можно быстрее отыскать основные идеи автора. Иногда вы останавливаетесь, чтобы предаться размыш­лениям, иногда возвращаетесь, чтобы убедиться, что вы правильно все поняли, вместо того, чтобы настойчиво продвигаться вперед, выделяя основные идеи. Результат? Вы читаете неоправданно медленно. Я хочу доказать вам, что вы способны читать гораздо быстрее.

Как только я дам сигнал к началу чтения, немедленно погружайтесь в текст, устремляйтесь за основной мыслью и сознательно удерживайте высокий темп чтения. Читай­те как можно быстрее, но не настолько быстро, чтобы упу­стить суть. Вы можете потерять смысл некоторых слов, или, иногда, даже целых предложений. Это не имеет зна­чения, продолжайте стремиться вперед. Попробуйте проэкспериментировать и вы увидите, что из этого получит­ся. Помните, что ваша цель - быстро выделить основную идею текста".

Затем я даю сигнал и студенты начинают читать. Если бы вы могли их видеть сейчас, то заметили бы в них неко­торые изменения: сейчас отчетливо видно, что они скон­центрировались и мобилизовались гораздо сильнее, чем при первой попытке (при определении начальной скорос­ти чтения), когда они читали комфортно и расслабленно. Теперь студенты уже работают над чтением и полностью погружены в текст. Начав занятия, вы вскоре поймете сами, что невозможно быстро выделить основные мысли автора, не сконцентрировавшись полностью на тексте.

После выполнения второго теста сравним результаты. Сказать, что студенты изумлены, значит сильно преумень­шить их реакцию. Некоторые из них считают свои резуль­таты почти невероятными.

Те студенты, которые прочитали первый текст со ско­ростью 200 - 250 слов в минуту, второй текст прочитали со скоростью примерно 300 слов в минуту - произошло быстрое улучшение производительности чтения на 20 -50 процентов. Немногие самые быстрые читатели также показали значительное улучшение, и, как сказал один из них: "Мы неожиданно освободились от оков".

Эти читатели, читавшие со скоростью 325 - 350 слов в минуту, обнаружили, что они способны добиться уровня 450 слов в минуту. А немногочисленные очень медлен­ные читатели прекратили чтение отдельных слов и вклю­чились в поиск основной идеи текста, что проявилось в их увеличившейся скорости чтения.

Теперь студенты убедились, что они способны читать быстрее. Все, что необходимо делать с этого момента -это практиковаться в том, чтобы такой способ чтения во­шел в привычку.

Вы также способны читать гораздо быстрее, чем вы это делаете сейчас. Следующий текст докажет это. Этот текст по объему и сложности подобен предыдущему, но отношение к нему должно быть другое:

Поставьте себе цель - понять основные идеи текста как можно быстрее, мобилизуя себя на быстрое чтение. Выделяйте главное и не тоните в мелочах; следуйте только за основной нитью текста. Если вы иногда пропустите слово или мысль будет вам до конца не ясна, все равно продолжайте упорно стремиться вперед. Читайте под лег­ким прессингом скорости: цель - быстрое извлечение сути. Вникайте, извлекайте суть и идите дальше. Не читайте отдельные слова, а схватывайте мысли и идеи. Как мож­но быстрее продвигайтесь вперед, не теряя при этом ос­новного смысла прочитанного, так как главная цель лю­бого чтения - понимание, а не скорость сама по себе.

Как и раньше, пусть кто-нибудь засечет вам время или засеките его сами при помощи секундомера.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: