ГЛАЗА ДВИГАЮТСЯ ВДОЛЬ СТРОЧКИ ЛИСТА




В начале чтения его глаз фиксируется на какой-либо точке, расположенной в начале строки и остается непод­вижным (если вы средний читатель) в течение 1/4 - 1/2 секунды. Графическое изображение этого процесса выг­лядит примерно так:

 
 

Фотографируя первое слово (ГЛАЗ), фиксируясь на нем, глаза затем смещаются вправо и фиксируются вто­рой раз, затем третий, четвертый, и так далее до конца

строчки. После этого глаза резко смещаются влево к сле­дующей строчке, и процесс фиксаций начинается снова:


 

 
 

Этот пример показывает неосознанные движения глаз человека, читающего со средней эффективностью. Стро­ка печатного текста около 10 см. длиной читается за шесть - семь фиксаций, опытный читатель делает на такой же строке три - четыре фиксации. Крайне неопытному чита­телю потребуется совершить девять - двенадцать фикса­ций или даже еще больше. Удивительно, что процесс осу­ществления фиксаций и движений глаз происходит так быстро, так рефлекторно, так неосознанно, что вы може­те читать восемь часов в день, не осознавая того, что делают ваши глаза. И так должно быть - вы не должны чувствовать фиксаций и передвижений глаз. Чем больше вы сознательно вникаете в этот процесс, тем менее эф­фективно вы читаете. Тем не менее, движения постоянно совершаются, так как без них невозможно чтение.

Давайте на примерах сравним, как читает опытный и неопытный читатель.

 
 

Имея возможность прочитывать стандартную строчку за три - четыре фиксации глаз, захватывая по три - четы­ре средних слова за каждую фиксацию, опытный чита­тель не только экономит время, но и читает с меньшим напряжением и меньшими суммарными паузами между фиксациями. Опытный читатель считывает три - четыре слова за то время, пока неопытный читатель считывает только одно. Длительность фиксаций опытного читателя не больше, а, в большинстве случаев, гораздо меньше, чем у неопытного читателя.

Неопытный читатель, чей образец чтения проиллюст­рирован выше, читает отдельные слова. То, что его глаза захватывают только одно слово за одну фиксацию, не является недостатком зрения, а является привычкой, при­обретенной годами неправильного чтения. В результате, смысл страницы воспринимается таким читателем отры­вочно и нормальное мышление затрудняется, так как обычно человек мыслит фразами и образами. Мыслен­ный образ создается гораздо быстрее комбинациями слов и фразами,чем отдельными словами.

(Пример, который был представлен, не является са­мым худшим. Многие неопытные читатели имеют такое узкое поле зрения, что не могут прочитать даже одного единственного слова за фиксацию. Самые неопытные читатели читают по слогам или даже по буквам).

Теперь вы имеете представление о чтении, как о зри­тельном процессе и уяснили себе функцию глаз по пере­даче изображений в мозг для последующей их перера­ботки в мысленные образы. Какое отношение эти знания имеют к тренировке скорости, чтения и понимания? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из программы обучения эффективному чтению Аэрокосмического Уни­верситета:

Природа чтения

Во время чтения глаза двигаются вдоль строки печат­ного текста. Глаза - это особенный орган чувств, так как они являются прямым продолжением мозга. Следователь­но, чтение - это почти полностью умственный процесс. Десятилетия назад психологи обнаружили, что глаза ви­дят только тогда, когда они останавливаются.

Поэтому чтение представляет собой серии фиксаций, которые совершают глаза во время чтения печатной стро­ки. Во время этих фиксаций увиденное преобразуется мозгом в мысленные образы.

Опытный читателю достаточно три - четыре фиксации на строчку, в то время, как неопытному читателю требует­ся от восьми до двенадцати (и более) фиксаций. Способ­ность охватывать взглядом большую область, то есть ви­деть ясно большее поле непосредственно связана со спо­собностью к чтению. Размер поля зрения значительно влияет на скорость чтения, так как время фиксации зани­мает примерно 94 процента времени чтения, в то время как на перемещения между фиксациями уходит около 6 процентов.

Опытный читатель затрачивает меньше времени на каждую фиксацию, всего лишь 1/5 секунды, в то время как неопытному читателю требуется в два раза больше времени.

И наконец, опытный читатель совершает гораздо мень­ше регрессий, другими словами, его глаза реже возвра­щаются к уже прочитанному материалу, в результате чего быстрый читатель читает плавно, непрерывно, что позво­ляет ему без труда следовать за основными мыслями ав­тора.

Для увеличения скорости и эффективности чтения не­обходимо:

1. увеличить ширину поля зрения.

2. уменьшить число фиксаций на одну строчку печат­ного текста.

3. сократить время каждой отдельной фиксации.

4. избавиться от регрессий.

Опыт с фиксациями

Теперь, буквально на несколько минут, попробуем сде­лать взаимосвязь между глазами и мозгом более созна­тельной, для того, чтобы тщательнее разобраться в ме­ханизме последующих тренировок, предложенных в этой главе. Давайте проэкспериментируем с одной строчкой печатного текста, чтобы понять, что же действительно происходит, когда мы читаем. Перед вами строка печат­ного текста, с которой мы будем работать:

При чтении наши глаза двигаются и совершают остановки вдоль строки

Шаг 1

Сначала сфокусируйте взгляд в начале строки, как вы это обычно делаете при чтении. Что вы видите? Возмож­но, два слова: "При чтении". Вы сделали первую фикса­цию, сфокусировав глаза в точке примерно посередине этих двух слов, и в доли секунды считали печатный текст по обеим сторонам этой точки. Как вы поняли, этот про­цесс был выполнен не в результате скольжения взгляда с первой буквы слова "При" до последней буквы слова "Чте­нии", а путем "фотографирования" всего поля зрения. •

Шаг 2

Начните чтение снова, сделайте первую фиксацию глаз в том же месте, где и ранее. Затем переместите глаза вправо и сделайте вторую фиксацию. Что вы видите на это раз? Возможно, еще два слова: "Наши глаза". После обработки первой фотографии, сделанной вашими гла­зами, мозг запрашивает следующую порцию информации, и ваши глаза автоматически реагируют: перемещаются вправо и посылают в мозг второй фотоснимок.

Шаг 3

Возьмите карандаш и снова возвратитесь к началу строки. На этот раз прочитайте ее полностью, сознатель­но отмечая каждую фиксацию, пока не дойдете до конца

строчки. Отметьте поле зрения каждой фиксации наклон­ной линией, продвигаясь от начала до конца строчки.

У вас получилось примерно так?

При чтении / наши глаза / двигаются / и совершают /



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: