В данной главе подробно описывается как избавиться от трех вредных привычек при чтении, которые значительно снижают скорость понимания.




 

Для того, чтобы научиться читать быстро и эффектив­но, необходимо не только постоянно тренировать и со­вершенствовать технику чтения, но так же и безжалостно искоренять вредные привычки, удерживающие ваше по­нимание на гораздо более низком уровне, чем оно спо­собно работать. В этой главе мы узнаем как:

- снизить чрезмерную зависимость от внутренней речи

- избавиться от вокализации

- избавиться от регрессий

Урок 14
Внутренняя речь

 

По мнению эксперта в области скорочтения О'Брайена, существует три основных способа чтения: моторный, слуховой и визуальный.

Читатели моторного типа сопровождают свое чтение различными движениями мускулов, участвующих в арти­куляции. По мнению О'Брайена "их чтение не ограничи­вается визуализацией печатных символов. Наряду с ви­зуализацией присутствует более или менее выраженные движения языка, губ, голосовых связок, гортани, внутрен­него неба, горла-то есть основного физиологического ме­ханизма, который функционирует в устной речи. Или, дру­гими словами, читатель обращается с речью к самому себе".

У читателей аудиторного типа открытой артикуляции нет, но их механизм чтения сильно зависит от внутренней речи, то есть мысленного проговаривания.

Читатели визуального типа при чтении совершенно не опираются на речеслуховой канал, у них отдельные сло­ва и фразы, как правило, заменяются наглядными зри­тельными представлениями. Другими словами, они могут понимать значение слов и фраз без того, чтобы их снача­ла "проговорить", а затем "услышать"; они читают глаза­ми и мозгом, а не "ртом и ушами".

Эти все три вида чтения перечислены в порядке воз­растания их эффективности. Моторные читатели - чрез­вычайно медленные и неэффективные читатели, так как их скорость чтения искусственно занижается до скорости устной речи, а это примерно в четыре раза меньше той скорости, на которую они способны. Они быстро устают, поскольку выполняют слишком много мышечных движе­ний. Такие читатели часто совершают регрессии, так как их глаза стремятся вырваться вперед, обгоняя речевой аппарат. Часто они следят пальцем по тексту, для того, чтобы можно было вернуться взглядом на то место стро­ки, которое они проговаривают. Они читают по словам, так как единицей произношения является слово, или даже по слогам, хотя смысловой единицей обычно является фраза, а иногда и целое предложение. Подобные читате­ли совершают большое количество фиксаций на строчке, так как их глаза должны фокусироваться на каждом сло­ве или слоге, которое произносят их губы. И наконец, они сильно страдают от плохого понимания, так как их мозг все время занят самим процессом чтения, а не анализом получаемых идей. В заключение, и сам процесс чтения доставляет им такие муки, что чем меньше такой человек читает, тем комфортнее он себя чувствует.

Читатели аудиторного типа - гораздо более быстрые и опытные читатели, поскольку они не произносят слова, которые они затем "слышат", а только имитируют их про­изношение в своем сознании. Если их зависимость от внутренней речи не очень велика, то скорость понимания у таких читателей не вызывает сильной тревоги; однако, если они не в состоянии легко увеличить скорость чтения и сделать ее выше 400 слов в минуту, то они гораздо боль­ше зависят от внутренней речи, чем им это необходимо. Внутренняя речь, в некоторой степени, присутствует у всех читателей, даже у самых быстрых и самых опытных, но читатели визуального типа не так сильно зависят от нее, как читатели аудиторного типа, и в этом заключается ос­новное отличие между ними.

Излишняя зависимость от внутренней речи необяза­тельна для понимания. Когда вы с интересом слушаете собеседника, то, сосредоточившись на его речи, не обра­щаете внимания на отдельные слова, а концентрируетесь на смысле, который несут эти слова. Ваше сознание рас­сматривает слова только в качестве носителей информа­ции. Вы думаете одновременно с говорящим, реагируете на выраженные им мысли интеллектуально и эмоциональ­но, вы соглашаетесь или не соглашаетесь и даже можете прервать собеседника, чтобы выразить свою реакцию. Но вы никогда сознательно не повторяете в уме те слова, которые слышите, для того, чтобы понять смысл речи го­ворящего, поскольку в этом нет необходимости. Точно также при чтении нет необходимости во внутренней речи.

Вы когда-нибудь наблюдали за работой опытного сте­нографиста? Карандаш в его руке мелькает со скоростью, исключающей внутреннее проговаривание слов перед за­писью. Слова диктующего стимулируют импульсы в коре головного мозга стенографиста, которые мгновенно пре­образуются в движения его пальцев - нет времени для сознательного повторения слов. Внимательный слушатель и опытный стенографист реагируют на слова без созна­тельной опоры на внутреннюю речь. Возможно ли подоб­ным образом реагировать на значение чисто визуальных стимулов?

Давайте рассмотрим простой пример: предположите, что вы участвуете в эксперименте, в ходе которого вы должны нажимать на один рычаг, когда загорается крас­ная лампочка, и на другой, когда загорается зеленая. Пред­ставьте себе, что вы сидите за столом, ваша правая рука находится на рычаге красного цвета, а левая - на рычаге

зеленого цвета. Загорается лампочка, что вы делаете? Сначала, конечно, вы определяете цвет: красный? или зе­леный? Приняв решение, вы вспоминаете, какой рукой должны реагировать на тот или иной цвет. Затем, нако­нец, вы нажимаете нужный рычаг. Сколько времени про­ходит с момента вспышки лампы до момента нажатия на рычаг? Я думаю, ответ у вас уже готов. После нескольких подготовительных попыток (требования эксперимента настолько просты, что это может не понадобится) вы реа­гируете почти мгновенно - вы способны реагировать на вспышку с задержкой не более одной десятой секунды (этот эксперимент многократно проводился со студента­ми и реакция в одну десятую секунды была самой боль­шой задержкой).

Теперь давайте подумаем, как можно реагировать так быстро, если сначала необходимо принять все эти созна­тельные и вербализованные решения? (только внутрен­нее произношение фразы: "Это красный или зеленый?" занимает почти секунду). И снова готов ответ. При приня­тии решения вы сознательно не опираетесь на внутрен­нюю речь. Сразу после вспышки ваш мозг мгновенно реа­гирует на цвет, и, помня, что красный - это справа, зеле­ный - слева, передает управляющий импульс на соответ­ствующую руку - все это без единого слова за одну деся­тую доли секунды или менее!

Представьте, однако, что все реакции вашего тела на визуальные стимулы были вербализованы. Тогда, при за­жигании света, вы должны были себе сказать: "Красный -справа, зеленый - слева", а затем нажимать на рычаг. Смогли бы вы реагировать на вспышку лампы так быст­ро? По крайней мере, это заняло бы как минимум в два раза больше времени.

Невозможно даже представить себе, чтобы все реак­ции нашего организма на визуальные стимулы были пол­ностью вербальными.

Большинство реакций организма на визуальные сти­мулы происходит без сознательного вербального пред­ставления. Когда вы инстинктивно поднимаете руку, что­бы защитить себя от удара, резко отпрыгиваете в сторону от близко проезжающего автомобиля, или нажимаете на тормоз и поворачиваете руль автомобиля, чтобы избежать столкновения, ваш мозг, реагируя на визуальные сигналы опасности, мгновенно посылает импульсы по соответству­ющим нервным путям - весь этот процесс происходит бес­словесно и в течение долей секунды. Только в том слу­чае, если визуальное восприятие опасности приводит к моментальному мускульному параличу, внутренняя речь может вытеснить действия. Вы видите опасность, но по некоторым причинам полностью обездвижены, хотя в этот ужасный момент вы можете сознательно анализировать свое положение.

Давайте теперь оставим физические действия и рас­смотрим форму мышления, которая более близка к ум­ственной деятельности, имеющей место при чтении. В качестве примера рассмотрим процесс сложения. При вычислении суммы обратите внимание на внутреннюю речь, которую вы при этом используете.

5+6+3+8+4+2=?

Что вы сказали себе, чтобы получить правильный от­вет? Вы проговаривали: "пять и шесть одиннадцать, один­надцать и три четырнадцать, четырнадцать и восемь двад­цать два, двадцать два и четыре двадцать шесть, двад­цать шесть и два двадцать восемь?" Если это так, то вы не умеете эффективно считать.

Или, может быть, вы сократили свою внутреннюю речь до следующего: "одиннадцать, четырнадцать, двадцать два, двадцать шесть, двадцать восемь". Если это так (каж­дый может обучиться этому в результате небольшой прак­тики), то вы реагировали на визуальные импульсы чисел 5, 6, 3, 8,4 и 2 без вербализации увиденного.

Существует более быстрый и более эффективный спо­соб сложения этих шести чисел, а именно:" одиннадцать, двадцать два, двадцать восемь". Что делали мы на этот раз? К сумме первых двух чисел, одиннадцати, мы приба­вили сумму следующих двух чисел, получили двадцать два, затем к этому числу прибавили сумму последних двух чисел, получили двадцать восемь - более короткая внутренняя речь, чем раньше (этот метод также может стать привычным в результате небольшой практики).

Попробуйте решить несколько других примеров, ис­пользуя один из двух вышеописанных эффективных ме­тодов, чтобы яснее понять, как меньшая опора на внут­реннюю речь и вербализация могут ускорить вашу реак­цию на визуальные изображения.

2+9+1+7+3+6=? 5+5+3+7+2+8=? 9+1+4+6+7+3=? 4+5+1+8+9+9=? 5+3+2+6+1+7=? 7+4+7+1+8+3=?

Чтение страницы печатного текста не является таким же простым процессом, как нажимание на рычаг при за­жигании лампы, как движение тела, избегающего опасно­сти или вычисление суммы. Но существуют два важных принципа, общих для чтения и для вышеперечисленных примеров, а именно: (1) чтение, как и указанная деятель­ность, представляет собой реакцию сознания на визуаль­ное изображение; (2) чем короче внутренняя речь (или сознательная вербализация), тем быстрее реакция созна­ния.

Как уже упоминалось ранее, процесс чтения у всех лю­дей в той или иной степени сопровождается внутренней речью. В какой-то мере это может быть вызвано тем» что еще в детстве мы понимали слова как значащие звуки, задолго до того, как научились читать и стали способны воспринимать их как печатные символы. Дети учатся чи­тать, соединяя изображение слова с некоторым звуком, с которым уже они знакомы - поэтому все чтение на ранней стадии обучения зависит от звуковой и устной активнос­ти. На более поздней стадии обучения чтению (когда дети уже больше знакомы со словами, как с визуальными сим­волами) они понимают, что могут извлекать смысл из слов, не озвучивая их при этом, хотя в течение короткого вре­мени (переходного периода) они будут либо тихо шептать, либо молча шевелить губами и языком. (Из этого пере­ходного периода некоторым плохим читателям так и не удается выйти). С приобретением мастерства и опыта дети отказываются от вокализации и полагаются только на внут­реннюю речь. Со временем, если они становятся быст­рыми и опытными читателями, то постепенно уменьшают

свою зависимость от внутренней речи. Теперь они могут реагировать на значение слов без сознательной зависи­мости от обозначающих их звуков. Действительно, как уже упоминалось ранее, опытные читатели по большей части не подозревают о существовании отдельных слов, кото­рые передают идеи автора.

Присутствие в той или иной степени внутренней речи у всех читателей может объясняться в том числе и тем, что в большинстве языков печатные символы представ­ляют произносимые звуки слов, поэтому в данном случае читателю трудно полностью исключить из своего созна­ния связь между звуком и значением. Тогда очевидно, что вы не можете полностью искоренить внутреннее проговаривание из своей собственной речи. Однако вы можете значительно снизить зависимость от нее, даже до такого уровня, что будете почти мгновенно реагировать на зри­тельное изображение.

Как можно этого добиться? Главным образом, интен­сивными и частыми тренировками на мгновенное воспри­ятие; сознательными попытками (во время работы над словами и фразами) вербализовать все меньше и мень­ше визуальных изображений слов, которые вы экспозируете в течение долей секунды, сдвигая тренировочную карточку.

Если ваше чтение чрезмерно зависит от внутренней речи (скорость чтения ниже 275 слов в минуту укажет на это), то тренировки на восприятие, которые увеличат ско­рость реакции сознания на визуальные изображения, бу­дут для вас особенно полезными. Однако необходимо помнить о том, что сознательное подавление внутренней речи, полезное при тренировках на восприятие, может быть бессмысленным и даже опасным в процессе чте­ния, так как при чтении ваше сознание должно быть пол­ностью поглощено работой с идеями автора. Если часть вашего сознания будет занята подавлением внутренней речи, то пострадает понимание и будет потеряно удовлет­ворение от чтения. Но, с другой стороны, если вы посто­янно читаете так быстро, насколько позволяет ваше по­нимание, то тренировки на восприятие, которые вы выполняете, будут совершенствовать навыки чтения без со­знательных попыток с вашей стороны. Чем больше вы по­гружаетесь в смысл прочитанного, тем меньше вы будете осознавать отдельные слова, которые выражают этот смысл. Когда вы разовьете свою способность быстро схва­тывать идеи и быстро на них реагировать, то постепенно снизите свою зависимость от "прослушивания" слов и зву­ков, которые являются носителями этих идей.

Вокализация

Если вы читатель моторного типа, то вам нужно бо­роться с этой проблемой другим способом. Вы должны сознательно препятствовать любым проявлениям вока­лизации не только во время тренировок на восприятие, но и при любом чтении. Как определить, насколько вы подвержены вокализации? Если скорость вашего чтения 250 слов в минуту или выше, то можно с уверенностью полагать, что вы избавились от детской привычки шепта­ния слов, шевеления губами и языком (если это так, то оставшаяся часть этой главы будет представлять для вас только академический интерес). Однако, если скорость вашего чтения значительно Меньше 250 слов в минуту при чтении материала средней трудности, то высока вероят­ность того, что явления вокализации снижают вашу ско­рость.

Обратите особое внимание на движения ваших губ и языка при чтении следующих слов: тик, так, ток; кит, кот, док; сок, сом, сон; лампа, дамба, бампер; пол, пан, пак, пот; бас, бес, бусы; паста, пост, просо; мусс, мост, место; флаг, фрахт, фрак. Почувствовали ли вы движения каких-либо частей вокального механизма? Двигался ли ваш язык хоть чуть-чуть при произнесении консонантных согласных "т" и "д"? Совершали ли ваши губы какие-либо едва за­метные движения при произнесении согласных "п", "б", "м" и "ф"? Произносили ли вы хоть - какие звуки, а, может быть, еле слышно шептали?

Если на любой из этих вопросов вы ответили положи­тельно, то вы подвержены вокализации и никогда не смо­жете читать даже со средней скоростью, до тех пор, пока

полностью не избавитесь даже от едва заметных вокальных движений. Этого не так трудно добиться, если вы пол­ны решимости испытывать неудобство и дискомфорт в течение короткого времени.

Лайела Коул в книге" Улучшение чтения" предлагает два способа для обучения детей чтению без вокализации. Эти способы применимы также и к взрослым. Вот эти спо­собы:

"Простейший метод заключается в создании таких пре­пятствий речевому механизму, при которых ребенок не сможет произносить слова. Для реализации этого метода ребенок может поместить два пальца в рот, разделить верхние и нижние зубы и придержать язык. Никто не смо­жет произнести ни слова с открытым ртом. Если ребенок в силу привычки будет двигать челюстями, то он прикусит себе пальцы. Вместо пальцев можно использовать линей­ку или резинку больших размеров.

Другой способ (хотя и менее элегантный) - это жевать жвачку во время чтения. Речевой механизм в этом случае не действует не потому, что он неподвижен, а потому, что он выполняет другую работу. Никто не сможет одновре­менно произносить слова и жевать жвачку. Как только цель занятий достигнута, от этих методов следует сразу же от­казаться, чтобы они не стали привычкой."

Мой собственный опыт работы со студентами подтвер­ждает, что моторные читатели, поддерживающие свой во­кальный аппарат во время чтения в неподвижности (ка­ким-либо способом) избавляются от вокализации в тече­ние двух недель. В течение этих двух недель при чтении челюсти должны быть плотно сжаты, язык сильно прижат к небу, губы абсолютно неподвижны. В трудных случаях студенты должны использовать большой и указательный палец в качестве тисков.

Вокализация относится к тем вредным привычкам, от которых можно быстро избавиться, применяя мешающие воздействия. Сначала студенты ощущают большой дис­комфорт и представляют собой жалкое зрелище. Все их существо требует возвращения к старому комфортному для них вокальному способу чтения. Но если они упорны

и настойчивы, то очень скоро чтение без вокализации ста­новится для них привычным и комфортным. Понимание становится более эффективным, быстрым и легким.

Если вы подвержены вокализации, то вам также необ­ходимо приготовиться к короткому периоду мучений и дис­комфорта. Возможно, в самом начале тренировок, если вы полностью подавите свои моторные реакции, у вас возникнут проблемы с пониманием прочитанного. Если возникнет необходимость, тренируйтесь на самом простом материале, который вы сможете найти - даже на детских книгах. Но читайте их, не задействуя вокальный аппарат. Постепенно к вам вернется полное понимание, оно ста­нет более быстрым и легким, что будет наградой за пере­несенный дискомфорт и мучения.

Регрессии

Сознательно или несознательно люди, читающие с рег­рессиями, не доверяют полностью своему пониманию.

Давайте рассмотрим крайний случай: женщина Н, 38 лет, хорошо успевала по многим дисциплинам в центре скорочтения, но всегда ее достижениям мешали непро­извольные регрессии. Если в тексте содержались цифры и статистические данные, то при чтении она испытывала чувство дискомфорта до тех пор, пока время от времени не возвращалась и не перечитывала эти данные, очень часто в ущерб пониманию. На каждой строчке она совер­шала несколько регрессий (то есть неоднократно перечи­тывала первые слова строчки). У нормального человека регрессии главным образом вызываются ошибками вос­приятия или ограничением словарного запаса, но в слу­чае с Н регрессии носили невротический характер. Эта женщина совершала "регрессии" (если этот термин мож­но применить к повседневной жизни) во всем, что она делала. После того, как она выходила из квартиры и зак­рывала за собой дверь, она открывала ее снова и возвра­щалась в квартиру, чтобы проверить, выключен ли свет и газ, закрыты ли окна. Если на работе ей приходилось ве­сти телефонные переговоры (она была секретарем вице-президента банка), то она часто перезванивала во второй раз тому же самому человеку, чтобы узнать, не забы­ла ли она передать какие-либо важные сведения (эти звон­ки всегда оказывались излишними). Н была аккуратным и исполнительным работником, но она теряла много вре­мени и энергии, постоянно себя проверяя. Естественно, что эту привычку она перенесла и на чтение. Хотя ее ин­теллект был значительно выше среднего, она себе не доверяла. Поэтому она медленно читала, плохо концент­рировалась и совершала от четырех до шести регрессий на каждую строчку.

Если вы совершаете регрессии редко и сознательно, то можете не обращать внимания на этот аспект чтения. Но если вы чувствуете, что не можете понять смысл про­читанного без частого возвращения назад и проверки пер­воначального восприятия, то, возможно, вы совершаете регрессии в силу привычки, а не из-за недостаточного понимания.

Наиболее эффективный способ избавиться от вред­ной привычки - это сформировать противоположную при­вычку.

Например, если вы хотите отучить ребенка неправиль­но произносить какое-то слово, то лучше всего практико­ваться с ним в правильном произношении нужного слова до тех пор, пока неправильное произношение не вытеснится из его памяти (так как привычка есть ни что иное, как рефлекторное и автоматическое запоминание повто­ряющихся действий).

Для того, чтобы научить летчиков не тянуть ручку на себя с целью резкого набора высоты, когда самолет теря­ет скорость или заваливается в штопор (при всей кажу­щейся логичности этого действия оно может привести к потере контроля над самолетом и во многих случаях мо­жет стать причиной катастрофы.), необходимо выработать у них противоположную привычку - двигать ручку от себя, придавая самолету еще большее снижение. В результате тренировок мускулы пилотов будут реагировать мгновен­но и прежняя неправильная привычка вытеснится из па­мяти, так как будет замещена новой правильной привыч­кой.

Точно также необходимо поступать, избавляясь от рег­рессий. Чтобы уменьшить, а затем искоренить привычку повторного чтения (то есть позволять глазам возвращать­ся к уже прочитанным словам или фразам строки), вы должны выработать противоположную привычку - при чте­нии постоянно стремиться только вперед.

Чтение, как и большинство других умений, состоит из целого комплекса доведенных до автоматизма привычек. Когда привычки полезные, человек читает быстро и эф­фективно; когда привычки вредные, человек читает мед­ленно, неэффективно, не получая удовольствия от чте­ния. Привычка к частым и ненужным регрессиям не толь­ко замедляет скорость чтения, но также нарушает плав­ный и непрерывный процесс формирования мысленных образов в сознании, то есть снижает понимание.

Опытные читатели иногда могут сознательно совер­шать регрессии, но только в случае логической необходи­мости, а не вследствие привычки или недоверия к своему пониманию. Эти читатели возвращаются назад и перечи­тывают слово или фразу только в том случае, если они уверены, что дальнейшее продвижение вперед без тако­го действия бессмысленно. В противном случае они про­должают быстро продвигаться вперед по тексту, так как их в первую очередь интересуют основные идеи автора, а не второстепенные детали, отдельные фразы и слова.

Конечно, если идеи в тексте выражены неточно, запу­танно, двусмысленно, или язык автора чрезвычайно сло­жен для вас, то в данном случае возвращение к прочи­танному может быть оправданно. Регрессии ни в коем случае не запрещаются, если они необходимы. Когда у вас появляется желание совершить регрессию, подумай­те сначала о ее необходимости. Спросите себя, действи­тельно ли вы не понимаете того, что только что прочита­ли или это просто проявление вредной привычки? На­сколько важно для понимания основных идей текста это слово, фраза или деталь, в которой вы не уверены, или вы можете продвигаться вперед без ущерба для понима­ния? Попробуйте почитать таким образом и вы будете удивлены, обнаружив, что регрессии редко бывают так жизненно необходимы, как это кажется на первый взгляд. Постарайтесь воспитать в себе привычку постоянно продвигаться вперед по тексту до тех пор, пока вас не остановит полное непонимание - и снова вы будете при­ятно удивлены тем, что ваше понимание гораздо лучше, чем вы представляли ранее и оно вовсе не нуждается в частых проверках.

Также вы можете попробовать следующий эффектив­ный метод:

возьмите любую карточку, достаточно большую, чтобы она могла закрыть строчку печатного текста книги или журнала. Перед началом чтения поместите карточку над строчкой печатного текста; после прочтения строчки кар­точку опустите вниз, закрывая прочитанное. Если ваш мозг посылает сигналы совершить регрессию, сознательно командуйте своим рукам, чтобы они не подчинялись ему-то есть не открывайте ни одной закрытой строчки. При чтении часто используйте этот метод и, по всей вероятно­сти, вы постепенно избавитесь от регрессий.


XI. КАК "СКОЛЬЗИТЬ" ПО ТЕКСТУ

Краткий обзор главы

 

Почти в любом материале найдутся участки текста, которые можно быстро просмотреть ("проскользить"). В одиннадцатой главе будет показано, когда и где следует это делать.

 

Один текст требует тщательного прочтения, другой можно прочитать, выделяя лишь основные идеи, а по не­которым текстам достаточно лишь "скользить.". В этой главе вы получите тщательные указания по применению техники "скольжения". - вы научитесь применять эту технику к определенным текстам, в различных обстоятельствах и с конкретной целью. - вы попробуете прочитать книгу или журнал за один вечер.

 

Урок 31

Чем вызвана необходимость "скольжения?"

К настоящему моменту времени вы значительно про­двинулись в своих занятиях, развили в достаточной сте­пени восприятие и понимание для того, чтобы быть гото­вым использовать один из самых эффективных инстру­ментов из арсенала скорочтения - технику "скольжения". Зачем и в каких случаях нужно использовать технику "скольжения?" В каких случаях она может быть полезна, а в каких - нежелательна? Существуют ли различные ва­рианты техники скольжения? Давайте рассмотрим эти вопросы. Начнем с того, что опытные читатели всегда в некоторой степени "скользят" по тексту. При этом они не обращают никакого внимания на несущественные связующие слова типа: и, а, или, но, есть, был, является, вообще, кроме того, наверное и т.д. Вы сами, если уже увеличили скорость чтения на 25 про­центов и более, или, если ваша скорость больше, чем 350 слов/мин., часто применяете эту технику, даже не заме­чая этого.

Например, давайте рассмотрим следующий отрывок:

Это случилось в августовскую ночь, в 2 часа, в приго­роде Сан-Франциско. Человек вышел из бара и сел в свой автомобиль, затем он поехал в северном направлении со скоростью 80 км. в час. До того, как полиция смогла оста­новить пьяного водителя, он врезался в другой автомо­биль. В результате аварии шесть человек попали в боль­ницу.

Затем удалим из него все несущественные, связующие слова, получим:

августовскую ночь, 2 часа, пригороде Сан-Франциско. Человек вышел бара, сел автомобиль, поехал северном направлении скоростью 80 км. час. До того, полиция смог­ла остановить пьяного водителя, врезался автомобиль, результате аварии шесть человек попали больницу.

Произошла ли потеря смысла? Несмотря на телеграф­ный стиль изложения, смысл отрывка сохранился, хотя 20 слов (приблизительно 40 процентов) из 54 были уда­лены.

Процентный состав несущественных слов может ме­няться от предложения к предложению, от строчки к строч­ке, от материала к материалу, но такова уж природа язы­ка, что это число не может быть меньше 20 - 30 процен­тов.

Поэтому, если вы читаете быстро и эффективно, то вы опускаете, по крайней мере, 20 процентов материала, даже не задумываясь об этом. Во всех упражнениях на восприятие фраз вам необходимо было игнорировать не­значительные слова для того, чтобы реагировать на зна­чение фразы в течение одной фиксации. И в упражнени­ях на периферическое зрение вы снова, возможно, нео­сознанно, "скользили" по материалу, концентрируясь толь­ко на ключевых словах - словах, выражающих основные мысли и идеи.

Легкое "скольжение" - с ним вы уже знакомы, так как неоднократно пользовались этим приемом в течение не­дель, работая над этой книгой, или лет, если вы были до­статочно опытным читателем до того, как взяли в руки эту книгу- Вы и сейчас, если читаете достаточно быстро, слегка "скользите", читая эту страницу.

Но существуют две другие степени "скольжения":

- частичное "скольжение", при котором вы пробегаете по тексту, выделяя центральную тему, детали, проясняю­щие данную тему и столько дополнительного материала, сколько вы считаете необходимым.

- полное "скольжение", при котором вы выделяете толь­ко суть текста, опуская все детали, все иллюстрации, при­меры, статистику, и ограничиваете себя первыми строч­ками абзацев, иногда лишь выхватывая и другие предло­жения.

Легкое "скольжение" происходит рефлекторно, почти автоматически. Частичное и полное "скольжения" выпол­няются сознательно и целенаправленно, в зависимости от сложности текста и ваших целей.

Следует ли "скользить?" Вряд ли можно себе предста­вить эффективное чтение романа, длинной статьи, рас­сказа или научно-популярной книги без "скольжения" по какой-либо части текста. Опытный читатель не применя­ет технику "скольжения" при чтении таких текстов, чей стиль так великолепен, или детали настолько важны, что читатель не хочет или не может себе позволить упустить ни единого слова.

(Несущественные связующие слова, как мы уже гово­рили, опускаются рефлекторно, за исключением тех слу­чаев, где требуется дотошное въедливое чтение, напри­мер, при чтении юридических документов, контрактов или при работе редактора и корректора).

Опытные читатели, прочитывающие несколько журна­лов и книг в неделю (не считая одной и более ежеднев­ных газет), или те люди, чья профессия требует постоян­ного чтения, часто пользуются приемом частичного "сколь­жения" и находят, что они при этом

Не теряют ничего существенного.

Следует ли "скользить"? Конечно, стоит. Обязательно пользуйтесь этим приемом, если вы ограничены во вре­мени, если это позволяет сложность материала и соот­ветствует целям вашего чтения. Пользуйтесь "скольжени­ем" с чистой совестью, так как хорошо отработанная тех­ника "скольжения" ни в коем случае не приведет к потере основных мыслей. А в некоторых случаях частичное "скольжение" может улучшить понимание. Если вы рабо­таете с материалом, сильно перегруженным незначитель­ными деталями, где основная идея ясно не выражена и существует вероятность ее потери, то частичное "сколь­жение" полезно, даже необходимо для выделения и удер­жания главного смысла текста.

Полное "скольжение" является эффективным приемом только при определенных обстоятельствах. Если ваше время настолько ограничено и вы располагаете только не­сколькими минутами для прочтения длинной статьи, ис­тории или главы из учебника, из которых вы хотите "вы­жать" только основное значение, голый сюжет или основ­ные принципы, то вам необходимо применять технику полного "скольжения". Вы потеряете вкус, атмосферу, де­тали и многое другое - но это вещи, в которых вы не нуж­даетесь, которых вы не хотите или которыми готовы по­жертвовать при определенных обстоятельствах.

Такой прием может быть полезен как средство просмот­ра материала. Когда необходимо освежить в памяти ка­кие-либо важные моменты, например, перед экзаменом или докладом, полное "скольжение" может помочь эффек­тивному вспоминанию за минимально короткое время, с минимумом затрат, с максимумом успеха.

Поскольку вы стремитесь развить полезные для чте­ния качества настолько, насколько позволяют ваши воз­можности, вы захотите научиться эффективно "скользить", чтобы пользоваться этой техникой всякий раз, когда бу­дете ограничены временем, или этого будут требовать об­стоятельства.

Возможно, вам придется изменить свое отношение к литературе перед тем, как вы овладеете техникой сколь­жения.

Чувствуете ли вы себя виноватым, если не читаете каж­дого написанного автором слова?

Рассматриваете ли вы каждого автора, как непревзой­денного стилиста?

Считаете ли каждую мысль, каждое предложение, каж­дый абзац бесценным и крайне важным?

Или вы настолько сомневаетесь в своей способности к пониманию, что считаете необходимым прочтение каж­дого слова?

Или, наконец, может быть, вы слишком консерватив­ны в своем подходе к материалу, чтобы сокращать его или полагаться на приемы, экономящие время?

Я сомневаюсь, что вы ответите на эти вопросы поло­жительно после всех упражнений, направленных на вы­деление сути, которые вы выполнили - но даже если это так, то приведенные ниже примеры "скольжения" по тек­сту, безусловно, убедят вас.

 

Принципы "скольжения"

 

Что такое "скольжение"? "Скользить" по тексту означа­ет выделять из него суть, или, образно выражаясь, сни­мать сливки.

Таким образом, "скольжение" - это процесс извлече­ния основного смысла материала без полного прочитывания, он представляет собой разумное, избирательное опускание несущественных и маловажных на данный мо­мент деталей..

Читая эту книгу, вы также можете "скользить" по тексту в тех местах, где считаете это необходимым. Слегка "скользите" также при чтении романов и научно-популяр­ной литературы для того, чтобы сэкономить время. Если вы уже пробовали "скользить" самостоятельно, без полу­чения детальных указаний и инструкций, то вы психоло­гически и интеллектуально подготовлены к началу интен­сивного использования данной техники.

Когда вы научитесь легко отличать основные идеи от деталей, чувствовать образ мысли автора, то сможете успешно применять технику "скольжения" такого уровня, какой вы определите сами.

Уровень "скольжения" определяет, какую часть мате­риала вы прочитываете, а какую опускаете, причем вы оп­ределяете это сами, в зависимости от сложности текста и ваших целей.

Некоторые произведения настолько глубоки и сложны, имеют такой прекрасный стиль, что "скользить" по ним не­возможно (за исключением легкого рефлекторного "сколь­жения", о котором уже упоминалось).

Другие, наоборот, настолько растянуты и бессодержа­тельны, что было бы пустой тратой времени не "сколь­зить" по такому материалу.

Третьи следует читать тщательно, даже медленно в ме­стах, требующих пристального внимания, и "скользить" там, где это позволяет материал.

Таким образом, "скольжение" - это инструмент, кото­рый следует использовать выборочно. Вы используете его, когда хотите, когда вам это необходимо, или когда вас вы­нуждает к этому недостаток времени, или когда позволя­ет характер материала. "Скольжение" можно сравнить с пятой передачей, которую вы включаете всякий раз, ког­да этого требуют обстоятельства.

При "скольжении" необходимо следовать следующим принципам:

1. Читайте часть каждого абзаца, достаточную для того, чтобы понять, содержит он основные идеи или второсте­пенные детали. Это могут быть одно -два первых пред­ложения или несколько первых слов.

2. Если по первой строчке (или первым строчкам) аб­заца вы понимаете, что он содержит основную идею или представляет для вас интерес, читайте его полностью.

3. Или, наоборот, если окажется, что абзац содержит только детали, которые иллюстрируют, поддерживают или уточняют то, что вы уже знаете, пропускайте его.

4. Иногда основная идея текста выражается в конце одного из абзацев. Поэтому может возникнуть необходи­мость прочитывать также последние одно или два пред­ложения каждого абзаца.

5. Попробуйте почувствовать образ мысли автора. Все операции, которые выполняются при скольжении, состо­ят в опускании несущественных мелочей и выделении ло­гической структуры произведения. Образно говоря, вы отделяете скелет от плоти. И именно логическая структу­ра, скелет интересуют вас, когда вы выполняете полное "скольжение". Когда вы выполняете частичное "скольже­ние", вы дополнительно прочитываете детали, которые считаете важными, и которые представляют для вас ин­терес

6. Когда вы "скользите" на различных уровнях, вы час­то полностью не читаете предложения. Если вы твердо уверены в том, что далее хочет сказать автор, переходи­те к следующему предложению.

7. Тщательно читайте все абзацы, содержащие основ­ные идеи. Первые несколько абзацев обычно (но не все­гда) являются вводными, а заключительные абзацы час­то резюмируют основные идеи, которые выразил автор. Поэтому обращайте на них особое внимание. И, конечно, центральные абзацы могут быть важными - если в<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: