Для того, чтобы научиться читать быстро и эффективно, необходимо не только постоянно тренировать и совершенствовать технику чтения, но так же и безжалостно искоренять вредные привычки, удерживающие ваше понимание на гораздо более низком уровне, чем оно способно работать. В этой главе мы узнаем как:
- снизить чрезмерную зависимость от внутренней речи
- избавиться от вокализации
- избавиться от регрессий
Урок 14
Внутренняя речь
По мнению эксперта в области скорочтения О'Брайена, существует три основных способа чтения: моторный, слуховой и визуальный.
Читатели моторного типа сопровождают свое чтение различными движениями мускулов, участвующих в артикуляции. По мнению О'Брайена "их чтение не ограничивается визуализацией печатных символов. Наряду с визуализацией присутствует более или менее выраженные движения языка, губ, голосовых связок, гортани, внутреннего неба, горла-то есть основного физиологического механизма, который функционирует в устной речи. Или, другими словами, читатель обращается с речью к самому себе".
У читателей аудиторного типа открытой артикуляции нет, но их механизм чтения сильно зависит от внутренней речи, то есть мысленного проговаривания.
Читатели визуального типа при чтении совершенно не опираются на речеслуховой канал, у них отдельные слова и фразы, как правило, заменяются наглядными зрительными представлениями. Другими словами, они могут понимать значение слов и фраз без того, чтобы их сначала "проговорить", а затем "услышать"; они читают глазами и мозгом, а не "ртом и ушами".
Эти все три вида чтения перечислены в порядке возрастания их эффективности. Моторные читатели - чрезвычайно медленные и неэффективные читатели, так как их скорость чтения искусственно занижается до скорости устной речи, а это примерно в четыре раза меньше той скорости, на которую они способны. Они быстро устают, поскольку выполняют слишком много мышечных движений. Такие читатели часто совершают регрессии, так как их глаза стремятся вырваться вперед, обгоняя речевой аппарат. Часто они следят пальцем по тексту, для того, чтобы можно было вернуться взглядом на то место строки, которое они проговаривают. Они читают по словам, так как единицей произношения является слово, или даже по слогам, хотя смысловой единицей обычно является фраза, а иногда и целое предложение. Подобные читатели совершают большое количество фиксаций на строчке, так как их глаза должны фокусироваться на каждом слове или слоге, которое произносят их губы. И наконец, они сильно страдают от плохого понимания, так как их мозг все время занят самим процессом чтения, а не анализом получаемых идей. В заключение, и сам процесс чтения доставляет им такие муки, что чем меньше такой человек читает, тем комфортнее он себя чувствует.
Читатели аудиторного типа - гораздо более быстрые и опытные читатели, поскольку они не произносят слова, которые они затем "слышат", а только имитируют их произношение в своем сознании. Если их зависимость от внутренней речи не очень велика, то скорость понимания у таких читателей не вызывает сильной тревоги; однако, если они не в состоянии легко увеличить скорость чтения и сделать ее выше 400 слов в минуту, то они гораздо больше зависят от внутренней речи, чем им это необходимо. Внутренняя речь, в некоторой степени, присутствует у всех читателей, даже у самых быстрых и самых опытных, но читатели визуального типа не так сильно зависят от нее, как читатели аудиторного типа, и в этом заключается основное отличие между ними.
Излишняя зависимость от внутренней речи необязательна для понимания. Когда вы с интересом слушаете собеседника, то, сосредоточившись на его речи, не обращаете внимания на отдельные слова, а концентрируетесь на смысле, который несут эти слова. Ваше сознание рассматривает слова только в качестве носителей информации. Вы думаете одновременно с говорящим, реагируете на выраженные им мысли интеллектуально и эмоционально, вы соглашаетесь или не соглашаетесь и даже можете прервать собеседника, чтобы выразить свою реакцию. Но вы никогда сознательно не повторяете в уме те слова, которые слышите, для того, чтобы понять смысл речи говорящего, поскольку в этом нет необходимости. Точно также при чтении нет необходимости во внутренней речи.
Вы когда-нибудь наблюдали за работой опытного стенографиста? Карандаш в его руке мелькает со скоростью, исключающей внутреннее проговаривание слов перед записью. Слова диктующего стимулируют импульсы в коре головного мозга стенографиста, которые мгновенно преобразуются в движения его пальцев - нет времени для сознательного повторения слов. Внимательный слушатель и опытный стенографист реагируют на слова без сознательной опоры на внутреннюю речь. Возможно ли подобным образом реагировать на значение чисто визуальных стимулов?
Давайте рассмотрим простой пример: предположите, что вы участвуете в эксперименте, в ходе которого вы должны нажимать на один рычаг, когда загорается красная лампочка, и на другой, когда загорается зеленая. Представьте себе, что вы сидите за столом, ваша правая рука находится на рычаге красного цвета, а левая - на рычаге
зеленого цвета. Загорается лампочка, что вы делаете? Сначала, конечно, вы определяете цвет: красный? или зеленый? Приняв решение, вы вспоминаете, какой рукой должны реагировать на тот или иной цвет. Затем, наконец, вы нажимаете нужный рычаг. Сколько времени проходит с момента вспышки лампы до момента нажатия на рычаг? Я думаю, ответ у вас уже готов. После нескольких подготовительных попыток (требования эксперимента настолько просты, что это может не понадобится) вы реагируете почти мгновенно - вы способны реагировать на вспышку с задержкой не более одной десятой секунды (этот эксперимент многократно проводился со студентами и реакция в одну десятую секунды была самой большой задержкой).
Теперь давайте подумаем, как можно реагировать так быстро, если сначала необходимо принять все эти сознательные и вербализованные решения? (только внутреннее произношение фразы: "Это красный или зеленый?" занимает почти секунду). И снова готов ответ. При принятии решения вы сознательно не опираетесь на внутреннюю речь. Сразу после вспышки ваш мозг мгновенно реагирует на цвет, и, помня, что красный - это справа, зеленый - слева, передает управляющий импульс на соответствующую руку - все это без единого слова за одну десятую доли секунды или менее!
Представьте, однако, что все реакции вашего тела на визуальные стимулы были вербализованы. Тогда, при зажигании света, вы должны были себе сказать: "Красный -справа, зеленый - слева", а затем нажимать на рычаг. Смогли бы вы реагировать на вспышку лампы так быстро? По крайней мере, это заняло бы как минимум в два раза больше времени.
Невозможно даже представить себе, чтобы все реакции нашего организма на визуальные стимулы были полностью вербальными.
Большинство реакций организма на визуальные стимулы происходит без сознательного вербального представления. Когда вы инстинктивно поднимаете руку, чтобы защитить себя от удара, резко отпрыгиваете в сторону от близко проезжающего автомобиля, или нажимаете на тормоз и поворачиваете руль автомобиля, чтобы избежать столкновения, ваш мозг, реагируя на визуальные сигналы опасности, мгновенно посылает импульсы по соответствующим нервным путям - весь этот процесс происходит бессловесно и в течение долей секунды. Только в том случае, если визуальное восприятие опасности приводит к моментальному мускульному параличу, внутренняя речь может вытеснить действия. Вы видите опасность, но по некоторым причинам полностью обездвижены, хотя в этот ужасный момент вы можете сознательно анализировать свое положение.
Давайте теперь оставим физические действия и рассмотрим форму мышления, которая более близка к умственной деятельности, имеющей место при чтении. В качестве примера рассмотрим процесс сложения. При вычислении суммы обратите внимание на внутреннюю речь, которую вы при этом используете.
5+6+3+8+4+2=?
Что вы сказали себе, чтобы получить правильный ответ? Вы проговаривали: "пять и шесть одиннадцать, одиннадцать и три четырнадцать, четырнадцать и восемь двадцать два, двадцать два и четыре двадцать шесть, двадцать шесть и два двадцать восемь?" Если это так, то вы не умеете эффективно считать.
Или, может быть, вы сократили свою внутреннюю речь до следующего: "одиннадцать, четырнадцать, двадцать два, двадцать шесть, двадцать восемь". Если это так (каждый может обучиться этому в результате небольшой практики), то вы реагировали на визуальные импульсы чисел 5, 6, 3, 8,4 и 2 без вербализации увиденного.
Существует более быстрый и более эффективный способ сложения этих шести чисел, а именно:" одиннадцать, двадцать два, двадцать восемь". Что делали мы на этот раз? К сумме первых двух чисел, одиннадцати, мы прибавили сумму следующих двух чисел, получили двадцать два, затем к этому числу прибавили сумму последних двух чисел, получили двадцать восемь - более короткая внутренняя речь, чем раньше (этот метод также может стать привычным в результате небольшой практики).
Попробуйте решить несколько других примеров, используя один из двух вышеописанных эффективных методов, чтобы яснее понять, как меньшая опора на внутреннюю речь и вербализация могут ускорить вашу реакцию на визуальные изображения.
2+9+1+7+3+6=? 5+5+3+7+2+8=? 9+1+4+6+7+3=? 4+5+1+8+9+9=? 5+3+2+6+1+7=? 7+4+7+1+8+3=?
Чтение страницы печатного текста не является таким же простым процессом, как нажимание на рычаг при зажигании лампы, как движение тела, избегающего опасности или вычисление суммы. Но существуют два важных принципа, общих для чтения и для вышеперечисленных примеров, а именно: (1) чтение, как и указанная деятельность, представляет собой реакцию сознания на визуальное изображение; (2) чем короче внутренняя речь (или сознательная вербализация), тем быстрее реакция сознания.
Как уже упоминалось ранее, процесс чтения у всех людей в той или иной степени сопровождается внутренней речью. В какой-то мере это может быть вызвано тем» что еще в детстве мы понимали слова как значащие звуки, задолго до того, как научились читать и стали способны воспринимать их как печатные символы. Дети учатся читать, соединяя изображение слова с некоторым звуком, с которым уже они знакомы - поэтому все чтение на ранней стадии обучения зависит от звуковой и устной активности. На более поздней стадии обучения чтению (когда дети уже больше знакомы со словами, как с визуальными символами) они понимают, что могут извлекать смысл из слов, не озвучивая их при этом, хотя в течение короткого времени (переходного периода) они будут либо тихо шептать, либо молча шевелить губами и языком. (Из этого переходного периода некоторым плохим читателям так и не удается выйти). С приобретением мастерства и опыта дети отказываются от вокализации и полагаются только на внутреннюю речь. Со временем, если они становятся быстрыми и опытными читателями, то постепенно уменьшают
свою зависимость от внутренней речи. Теперь они могут реагировать на значение слов без сознательной зависимости от обозначающих их звуков. Действительно, как уже упоминалось ранее, опытные читатели по большей части не подозревают о существовании отдельных слов, которые передают идеи автора.
Присутствие в той или иной степени внутренней речи у всех читателей может объясняться в том числе и тем, что в большинстве языков печатные символы представляют произносимые звуки слов, поэтому в данном случае читателю трудно полностью исключить из своего сознания связь между звуком и значением. Тогда очевидно, что вы не можете полностью искоренить внутреннее проговаривание из своей собственной речи. Однако вы можете значительно снизить зависимость от нее, даже до такого уровня, что будете почти мгновенно реагировать на зрительное изображение.
Как можно этого добиться? Главным образом, интенсивными и частыми тренировками на мгновенное восприятие; сознательными попытками (во время работы над словами и фразами) вербализовать все меньше и меньше визуальных изображений слов, которые вы экспозируете в течение долей секунды, сдвигая тренировочную карточку.
Если ваше чтение чрезмерно зависит от внутренней речи (скорость чтения ниже 275 слов в минуту укажет на это), то тренировки на восприятие, которые увеличат скорость реакции сознания на визуальные изображения, будут для вас особенно полезными. Однако необходимо помнить о том, что сознательное подавление внутренней речи, полезное при тренировках на восприятие, может быть бессмысленным и даже опасным в процессе чтения, так как при чтении ваше сознание должно быть полностью поглощено работой с идеями автора. Если часть вашего сознания будет занята подавлением внутренней речи, то пострадает понимание и будет потеряно удовлетворение от чтения. Но, с другой стороны, если вы постоянно читаете так быстро, насколько позволяет ваше понимание, то тренировки на восприятие, которые вы выполняете, будут совершенствовать навыки чтения без сознательных попыток с вашей стороны. Чем больше вы погружаетесь в смысл прочитанного, тем меньше вы будете осознавать отдельные слова, которые выражают этот смысл. Когда вы разовьете свою способность быстро схватывать идеи и быстро на них реагировать, то постепенно снизите свою зависимость от "прослушивания" слов и звуков, которые являются носителями этих идей.
Вокализация
Если вы читатель моторного типа, то вам нужно бороться с этой проблемой другим способом. Вы должны сознательно препятствовать любым проявлениям вокализации не только во время тренировок на восприятие, но и при любом чтении. Как определить, насколько вы подвержены вокализации? Если скорость вашего чтения 250 слов в минуту или выше, то можно с уверенностью полагать, что вы избавились от детской привычки шептания слов, шевеления губами и языком (если это так, то оставшаяся часть этой главы будет представлять для вас только академический интерес). Однако, если скорость вашего чтения значительно Меньше 250 слов в минуту при чтении материала средней трудности, то высока вероятность того, что явления вокализации снижают вашу скорость.
Обратите особое внимание на движения ваших губ и языка при чтении следующих слов: тик, так, ток; кит, кот, док; сок, сом, сон; лампа, дамба, бампер; пол, пан, пак, пот; бас, бес, бусы; паста, пост, просо; мусс, мост, место; флаг, фрахт, фрак. Почувствовали ли вы движения каких-либо частей вокального механизма? Двигался ли ваш язык хоть чуть-чуть при произнесении консонантных согласных "т" и "д"? Совершали ли ваши губы какие-либо едва заметные движения при произнесении согласных "п", "б", "м" и "ф"? Произносили ли вы хоть - какие звуки, а, может быть, еле слышно шептали?
Если на любой из этих вопросов вы ответили положительно, то вы подвержены вокализации и никогда не сможете читать даже со средней скоростью, до тех пор, пока
полностью не избавитесь даже от едва заметных вокальных движений. Этого не так трудно добиться, если вы полны решимости испытывать неудобство и дискомфорт в течение короткого времени.
Лайела Коул в книге" Улучшение чтения" предлагает два способа для обучения детей чтению без вокализации. Эти способы применимы также и к взрослым. Вот эти способы:
"Простейший метод заключается в создании таких препятствий речевому механизму, при которых ребенок не сможет произносить слова. Для реализации этого метода ребенок может поместить два пальца в рот, разделить верхние и нижние зубы и придержать язык. Никто не сможет произнести ни слова с открытым ртом. Если ребенок в силу привычки будет двигать челюстями, то он прикусит себе пальцы. Вместо пальцев можно использовать линейку или резинку больших размеров.
Другой способ (хотя и менее элегантный) - это жевать жвачку во время чтения. Речевой механизм в этом случае не действует не потому, что он неподвижен, а потому, что он выполняет другую работу. Никто не сможет одновременно произносить слова и жевать жвачку. Как только цель занятий достигнута, от этих методов следует сразу же отказаться, чтобы они не стали привычкой."
Мой собственный опыт работы со студентами подтверждает, что моторные читатели, поддерживающие свой вокальный аппарат во время чтения в неподвижности (каким-либо способом) избавляются от вокализации в течение двух недель. В течение этих двух недель при чтении челюсти должны быть плотно сжаты, язык сильно прижат к небу, губы абсолютно неподвижны. В трудных случаях студенты должны использовать большой и указательный палец в качестве тисков.
Вокализация относится к тем вредным привычкам, от которых можно быстро избавиться, применяя мешающие воздействия. Сначала студенты ощущают большой дискомфорт и представляют собой жалкое зрелище. Все их существо требует возвращения к старому комфортному для них вокальному способу чтения. Но если они упорны
и настойчивы, то очень скоро чтение без вокализации становится для них привычным и комфортным. Понимание становится более эффективным, быстрым и легким.
Если вы подвержены вокализации, то вам также необходимо приготовиться к короткому периоду мучений и дискомфорта. Возможно, в самом начале тренировок, если вы полностью подавите свои моторные реакции, у вас возникнут проблемы с пониманием прочитанного. Если возникнет необходимость, тренируйтесь на самом простом материале, который вы сможете найти - даже на детских книгах. Но читайте их, не задействуя вокальный аппарат. Постепенно к вам вернется полное понимание, оно станет более быстрым и легким, что будет наградой за перенесенный дискомфорт и мучения.
Регрессии
Сознательно или несознательно люди, читающие с регрессиями, не доверяют полностью своему пониманию.
Давайте рассмотрим крайний случай: женщина Н, 38 лет, хорошо успевала по многим дисциплинам в центре скорочтения, но всегда ее достижениям мешали непроизвольные регрессии. Если в тексте содержались цифры и статистические данные, то при чтении она испытывала чувство дискомфорта до тех пор, пока время от времени не возвращалась и не перечитывала эти данные, очень часто в ущерб пониманию. На каждой строчке она совершала несколько регрессий (то есть неоднократно перечитывала первые слова строчки). У нормального человека регрессии главным образом вызываются ошибками восприятия или ограничением словарного запаса, но в случае с Н регрессии носили невротический характер. Эта женщина совершала "регрессии" (если этот термин можно применить к повседневной жизни) во всем, что она делала. После того, как она выходила из квартиры и закрывала за собой дверь, она открывала ее снова и возвращалась в квартиру, чтобы проверить, выключен ли свет и газ, закрыты ли окна. Если на работе ей приходилось вести телефонные переговоры (она была секретарем вице-президента банка), то она часто перезванивала во второй раз тому же самому человеку, чтобы узнать, не забыла ли она передать какие-либо важные сведения (эти звонки всегда оказывались излишними). Н была аккуратным и исполнительным работником, но она теряла много времени и энергии, постоянно себя проверяя. Естественно, что эту привычку она перенесла и на чтение. Хотя ее интеллект был значительно выше среднего, она себе не доверяла. Поэтому она медленно читала, плохо концентрировалась и совершала от четырех до шести регрессий на каждую строчку.
Если вы совершаете регрессии редко и сознательно, то можете не обращать внимания на этот аспект чтения. Но если вы чувствуете, что не можете понять смысл прочитанного без частого возвращения назад и проверки первоначального восприятия, то, возможно, вы совершаете регрессии в силу привычки, а не из-за недостаточного понимания.
Наиболее эффективный способ избавиться от вредной привычки - это сформировать противоположную привычку.
Например, если вы хотите отучить ребенка неправильно произносить какое-то слово, то лучше всего практиковаться с ним в правильном произношении нужного слова до тех пор, пока неправильное произношение не вытеснится из его памяти (так как привычка есть ни что иное, как рефлекторное и автоматическое запоминание повторяющихся действий).
Для того, чтобы научить летчиков не тянуть ручку на себя с целью резкого набора высоты, когда самолет теряет скорость или заваливается в штопор (при всей кажущейся логичности этого действия оно может привести к потере контроля над самолетом и во многих случаях может стать причиной катастрофы.), необходимо выработать у них противоположную привычку - двигать ручку от себя, придавая самолету еще большее снижение. В результате тренировок мускулы пилотов будут реагировать мгновенно и прежняя неправильная привычка вытеснится из памяти, так как будет замещена новой правильной привычкой.
Точно также необходимо поступать, избавляясь от регрессий. Чтобы уменьшить, а затем искоренить привычку повторного чтения (то есть позволять глазам возвращаться к уже прочитанным словам или фразам строки), вы должны выработать противоположную привычку - при чтении постоянно стремиться только вперед.
Чтение, как и большинство других умений, состоит из целого комплекса доведенных до автоматизма привычек. Когда привычки полезные, человек читает быстро и эффективно; когда привычки вредные, человек читает медленно, неэффективно, не получая удовольствия от чтения. Привычка к частым и ненужным регрессиям не только замедляет скорость чтения, но также нарушает плавный и непрерывный процесс формирования мысленных образов в сознании, то есть снижает понимание.
Опытные читатели иногда могут сознательно совершать регрессии, но только в случае логической необходимости, а не вследствие привычки или недоверия к своему пониманию. Эти читатели возвращаются назад и перечитывают слово или фразу только в том случае, если они уверены, что дальнейшее продвижение вперед без такого действия бессмысленно. В противном случае они продолжают быстро продвигаться вперед по тексту, так как их в первую очередь интересуют основные идеи автора, а не второстепенные детали, отдельные фразы и слова.
Конечно, если идеи в тексте выражены неточно, запутанно, двусмысленно, или язык автора чрезвычайно сложен для вас, то в данном случае возвращение к прочитанному может быть оправданно. Регрессии ни в коем случае не запрещаются, если они необходимы. Когда у вас появляется желание совершить регрессию, подумайте сначала о ее необходимости. Спросите себя, действительно ли вы не понимаете того, что только что прочитали или это просто проявление вредной привычки? Насколько важно для понимания основных идей текста это слово, фраза или деталь, в которой вы не уверены, или вы можете продвигаться вперед без ущерба для понимания? Попробуйте почитать таким образом и вы будете удивлены, обнаружив, что регрессии редко бывают так жизненно необходимы, как это кажется на первый взгляд. Постарайтесь воспитать в себе привычку постоянно продвигаться вперед по тексту до тех пор, пока вас не остановит полное непонимание - и снова вы будете приятно удивлены тем, что ваше понимание гораздо лучше, чем вы представляли ранее и оно вовсе не нуждается в частых проверках.
Также вы можете попробовать следующий эффективный метод:
возьмите любую карточку, достаточно большую, чтобы она могла закрыть строчку печатного текста книги или журнала. Перед началом чтения поместите карточку над строчкой печатного текста; после прочтения строчки карточку опустите вниз, закрывая прочитанное. Если ваш мозг посылает сигналы совершить регрессию, сознательно командуйте своим рукам, чтобы они не подчинялись ему-то есть не открывайте ни одной закрытой строчки. При чтении часто используйте этот метод и, по всей вероятности, вы постепенно избавитесь от регрессий.
XI. КАК "СКОЛЬЗИТЬ" ПО ТЕКСТУ
Краткий обзор главы
Почти в любом материале найдутся участки текста, которые можно быстро просмотреть ("проскользить"). В одиннадцатой главе будет показано, когда и где следует это делать.
Один текст требует тщательного прочтения, другой можно прочитать, выделяя лишь основные идеи, а по некоторым текстам достаточно лишь "скользить.". В этой главе вы получите тщательные указания по применению техники "скольжения". - вы научитесь применять эту технику к определенным текстам, в различных обстоятельствах и с конкретной целью. - вы попробуете прочитать книгу или журнал за один вечер.
Урок 31
Чем вызвана необходимость "скольжения?"
К настоящему моменту времени вы значительно продвинулись в своих занятиях, развили в достаточной степени восприятие и понимание для того, чтобы быть готовым использовать один из самых эффективных инструментов из арсенала скорочтения - технику "скольжения". Зачем и в каких случаях нужно использовать технику "скольжения?" В каких случаях она может быть полезна, а в каких - нежелательна? Существуют ли различные варианты техники скольжения? Давайте рассмотрим эти вопросы. Начнем с того, что опытные читатели всегда в некоторой степени "скользят" по тексту. При этом они не обращают никакого внимания на несущественные связующие слова типа: и, а, или, но, есть, был, является, вообще, кроме того, наверное и т.д. Вы сами, если уже увеличили скорость чтения на 25 процентов и более, или, если ваша скорость больше, чем 350 слов/мин., часто применяете эту технику, даже не замечая этого.
Например, давайте рассмотрим следующий отрывок:
Это случилось в августовскую ночь, в 2 часа, в пригороде Сан-Франциско. Человек вышел из бара и сел в свой автомобиль, затем он поехал в северном направлении со скоростью 80 км. в час. До того, как полиция смогла остановить пьяного водителя, он врезался в другой автомобиль. В результате аварии шесть человек попали в больницу.
Затем удалим из него все несущественные, связующие слова, получим:
августовскую ночь, 2 часа, пригороде Сан-Франциско. Человек вышел бара, сел автомобиль, поехал северном направлении скоростью 80 км. час. До того, полиция смогла остановить пьяного водителя, врезался автомобиль, результате аварии шесть человек попали больницу.
Произошла ли потеря смысла? Несмотря на телеграфный стиль изложения, смысл отрывка сохранился, хотя 20 слов (приблизительно 40 процентов) из 54 были удалены.
Процентный состав несущественных слов может меняться от предложения к предложению, от строчки к строчке, от материала к материалу, но такова уж природа языка, что это число не может быть меньше 20 - 30 процентов.
Поэтому, если вы читаете быстро и эффективно, то вы опускаете, по крайней мере, 20 процентов материала, даже не задумываясь об этом. Во всех упражнениях на восприятие фраз вам необходимо было игнорировать незначительные слова для того, чтобы реагировать на значение фразы в течение одной фиксации. И в упражнениях на периферическое зрение вы снова, возможно, неосознанно, "скользили" по материалу, концентрируясь только на ключевых словах - словах, выражающих основные мысли и идеи.
Легкое "скольжение" - с ним вы уже знакомы, так как неоднократно пользовались этим приемом в течение недель, работая над этой книгой, или лет, если вы были достаточно опытным читателем до того, как взяли в руки эту книгу- Вы и сейчас, если читаете достаточно быстро, слегка "скользите", читая эту страницу.
Но существуют две другие степени "скольжения":
- частичное "скольжение", при котором вы пробегаете по тексту, выделяя центральную тему, детали, проясняющие данную тему и столько дополнительного материала, сколько вы считаете необходимым.
- полное "скольжение", при котором вы выделяете только суть текста, опуская все детали, все иллюстрации, примеры, статистику, и ограничиваете себя первыми строчками абзацев, иногда лишь выхватывая и другие предложения.
Легкое "скольжение" происходит рефлекторно, почти автоматически. Частичное и полное "скольжения" выполняются сознательно и целенаправленно, в зависимости от сложности текста и ваших целей.
Следует ли "скользить?" Вряд ли можно себе представить эффективное чтение романа, длинной статьи, рассказа или научно-популярной книги без "скольжения" по какой-либо части текста. Опытный читатель не применяет технику "скольжения" при чтении таких текстов, чей стиль так великолепен, или детали настолько важны, что читатель не хочет или не может себе позволить упустить ни единого слова.
(Несущественные связующие слова, как мы уже говорили, опускаются рефлекторно, за исключением тех случаев, где требуется дотошное въедливое чтение, например, при чтении юридических документов, контрактов или при работе редактора и корректора).
Опытные читатели, прочитывающие несколько журналов и книг в неделю (не считая одной и более ежедневных газет), или те люди, чья профессия требует постоянного чтения, часто пользуются приемом частичного "скольжения" и находят, что они при этом
Не теряют ничего существенного.
Следует ли "скользить"? Конечно, стоит. Обязательно пользуйтесь этим приемом, если вы ограничены во времени, если это позволяет сложность материала и соответствует целям вашего чтения. Пользуйтесь "скольжением" с чистой совестью, так как хорошо отработанная техника "скольжения" ни в коем случае не приведет к потере основных мыслей. А в некоторых случаях частичное "скольжение" может улучшить понимание. Если вы работаете с материалом, сильно перегруженным незначительными деталями, где основная идея ясно не выражена и существует вероятность ее потери, то частичное "скольжение" полезно, даже необходимо для выделения и удержания главного смысла текста.
Полное "скольжение" является эффективным приемом только при определенных обстоятельствах. Если ваше время настолько ограничено и вы располагаете только несколькими минутами для прочтения длинной статьи, истории или главы из учебника, из которых вы хотите "выжать" только основное значение, голый сюжет или основные принципы, то вам необходимо применять технику полного "скольжения". Вы потеряете вкус, атмосферу, детали и многое другое - но это вещи, в которых вы не нуждаетесь, которых вы не хотите или которыми готовы пожертвовать при определенных обстоятельствах.
Такой прием может быть полезен как средство просмотра материала. Когда необходимо освежить в памяти какие-либо важные моменты, например, перед экзаменом или докладом, полное "скольжение" может помочь эффективному вспоминанию за минимально короткое время, с минимумом затрат, с максимумом успеха.
Поскольку вы стремитесь развить полезные для чтения качества настолько, насколько позволяют ваши возможности, вы захотите научиться эффективно "скользить", чтобы пользоваться этой техникой всякий раз, когда будете ограничены временем, или этого будут требовать обстоятельства.
Возможно, вам придется изменить свое отношение к литературе перед тем, как вы овладеете техникой скольжения.
Чувствуете ли вы себя виноватым, если не читаете каждого написанного автором слова?
Рассматриваете ли вы каждого автора, как непревзойденного стилиста?
Считаете ли каждую мысль, каждое предложение, каждый абзац бесценным и крайне важным?
Или вы настолько сомневаетесь в своей способности к пониманию, что считаете необходимым прочтение каждого слова?
Или, наконец, может быть, вы слишком консервативны в своем подходе к материалу, чтобы сокращать его или полагаться на приемы, экономящие время?
Я сомневаюсь, что вы ответите на эти вопросы положительно после всех упражнений, направленных на выделение сути, которые вы выполнили - но даже если это так, то приведенные ниже примеры "скольжения" по тексту, безусловно, убедят вас.
Принципы "скольжения"
Что такое "скольжение"? "Скользить" по тексту означает выделять из него суть, или, образно выражаясь, снимать сливки.
Таким образом, "скольжение" - это процесс извлечения основного смысла материала без полного прочитывания, он представляет собой разумное, избирательное опускание несущественных и маловажных на данный момент деталей..
Читая эту книгу, вы также можете "скользить" по тексту в тех местах, где считаете это необходимым. Слегка "скользите" также при чтении романов и научно-популярной литературы для того, чтобы сэкономить время. Если вы уже пробовали "скользить" самостоятельно, без получения детальных указаний и инструкций, то вы психологически и интеллектуально подготовлены к началу интенсивного использования данной техники.
Когда вы научитесь легко отличать основные идеи от деталей, чувствовать образ мысли автора, то сможете успешно применять технику "скольжения" такого уровня, какой вы определите сами.
Уровень "скольжения" определяет, какую часть материала вы прочитываете, а какую опускаете, причем вы определяете это сами, в зависимости от сложности текста и ваших целей.
Некоторые произведения настолько глубоки и сложны, имеют такой прекрасный стиль, что "скользить" по ним невозможно (за исключением легкого рефлекторного "скольжения", о котором уже упоминалось).
Другие, наоборот, настолько растянуты и бессодержательны, что было бы пустой тратой времени не "скользить" по такому материалу.
Третьи следует читать тщательно, даже медленно в местах, требующих пристального внимания, и "скользить" там, где это позволяет материал.
Таким образом, "скольжение" - это инструмент, который следует использовать выборочно. Вы используете его, когда хотите, когда вам это необходимо, или когда вас вынуждает к этому недостаток времени, или когда позволяет характер материала. "Скольжение" можно сравнить с пятой передачей, которую вы включаете всякий раз, когда этого требуют обстоятельства.
При "скольжении" необходимо следовать следующим принципам:
1. Читайте часть каждого абзаца, достаточную для того, чтобы понять, содержит он основные идеи или второстепенные детали. Это могут быть одно -два первых предложения или несколько первых слов.
2. Если по первой строчке (или первым строчкам) абзаца вы понимаете, что он содержит основную идею или представляет для вас интерес, читайте его полностью.
3. Или, наоборот, если окажется, что абзац содержит только детали, которые иллюстрируют, поддерживают или уточняют то, что вы уже знаете, пропускайте его.
4. Иногда основная идея текста выражается в конце одного из абзацев. Поэтому может возникнуть необходимость прочитывать также последние одно или два предложения каждого абзаца.
5. Попробуйте почувствовать образ мысли автора. Все операции, которые выполняются при скольжении, состоят в опускании несущественных мелочей и выделении логической структуры произведения. Образно говоря, вы отделяете скелет от плоти. И именно логическая структура, скелет интересуют вас, когда вы выполняете полное "скольжение". Когда вы выполняете частичное "скольжение", вы дополнительно прочитываете детали, которые считаете важными, и которые представляют для вас интерес
6. Когда вы "скользите" на различных уровнях, вы часто полностью не читаете предложения. Если вы твердо уверены в том, что далее хочет сказать автор, переходите к следующему предложению.
7. Тщательно читайте все абзацы, содержащие основные идеи. Первые несколько абзацев обычно (но не всегда) являются вводными, а заключительные абзацы часто резюмируют основные идеи, которые выразил автор. Поэтому обращайте на них особое внимание. И, конечно, центральные абзацы могут быть важными - если в<