Раздел II. Преступления, совершаемые предпринимателями (или с их участием) 9 глава




Объектом рассматриваемого преступления является установленный ТамК порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации различных предметов, указанных в ст. 188 УК.

По существу, санкции комментируемой статьи конструируются с учетом незаконно перемещаемых через таможенную границу предметов: по ч. 1 ст. 188 УК карается незаконное перемещение тех товаров и предметов, которые не упомянуты в ч. 2 ст. 188 УК.

2. Объективная сторона контрабанды состоит:

а) в перемещении через таможенную границу различных товаров и предметов, т.е. в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи;

б) в том, что оно осуществляется в крупном размере. Однако, если через таможенную границу перемещаются предметы, упомянутые в ч. 2 ст. 188 УК, - размер значения не имеет: в любом случае деяние подпадает под признаки ч. 2 ст. 188 УК. Закон раскрывает в данном случае понятие крупного размера перемещаемых товаров (в примечании к ст. 169 УК);

в) в том, что товары перемещаются помимо или с сокрытием от таможенного контроля. Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. Если виновный стремится вовсе проигнорировать таможенный контроль, перемещает товары вне постов таможенного контроля, утаивает от таможни, то налицо перемещение товаров помимо (с сокрытием) таможенного контроля. При этом не имеет значения способ утаивания: использование всяческих ухищрений, хранилищ, чемоданов с двойным дном, видоизменение товаров, перевозка одних товаров, предварительно смешанных с другими, и т.д.;

г) в обманном использовании документов или средств таможенной идентификации. В соответствии с нормами ТамК лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, обязаны предоставлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля (например, контракт на импорт или экспорт товаров, паспорт сделки, выписки из уполномоченных банков об операциях по валютному счету). Перечень документов и порядок их представления определяются ФТС России.

При этом транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, иллюстраций, использования товаропроизводительной и иной документации и других средств. Если виновный стремится обманным путем использовать идентификацию для незаконного перемещения товаров, то налицо состав контрабанды;

д) в том, что перемещение товаров сопряжено с их недекларированием или недостоверным декларированием. Порядок декларирования (например, заполнения грузовой таможенной декларации) устанавливается в нормах ТамК, в актах ФТС России. К недекларированию приравнивается также непредставление таможенному органу в установленные сроки товаров для декларирования (ст. 123-138 ТамК). Иначе говоря, всякие формы незаявления в таможенной декларации сведений о перемещаемых товарах либо заявление при этом ложных сведений охватываются составом ч. 1 ст. 188 УК.

3. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает общественную опасность контрабанды, предвидит возможность или неизбежность ее последствий и желает их наступления. При этом состав контрабанды налицо и при отсутствии корыстной заинтересованности виновного.

Субъектами анализируемого деяния являются вменяемые физические лица, достигшие 16 лет (ст. 20, 21 УК).

4. В ч. 2 ст. 188 УК предусмотрена ответственность за перемещение через таможенную границу:

а) наркотических, психотропных средств. Чтобы судить о том, относится ли средство к наркотическим или нет, следует руководствоваться Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 СЗ РФ, 1998, N 27, ст. 3198). Верховный Суд РФ в Постановлении ВС РФ N 9 разъяснил, что Постоянный комитет по контролю наркотиков при Минздраве России утверждает критерии и перечни психотропных веществ, одурманивающих веществ, крупных и особо крупных размеров количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном обороте, а также Список веществ, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, в соответствии с Конвенцией ООН 1988 г.; критерии и список инструментов и оборудования, находящихся под спецконтролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ (см. БВС РФ, 1997, N 3, с. 17-21; 1998, N 8, с. 10-11; 1999 N 4 с. 15-19)

Кроме того, Российская Федерация присоединилась 23 ноября 1995 г. к Единой конвенции ООН о наркотических средствах 1961 г.;

б) сильнодействующих, ядовитых веществ. Чтобы решить вопрос о том, относится ли вещество к сильнодействующим или ядовитым, необходимо руководствоваться списками, издаваемыми упомянутым выше Постоянным комитетом. Последний включил в свои списки часть данных из Списка N 4 Конвенции ООН о психотропных веществах 1988 г. и из таблиц N 1, N 2 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., а также данные из Списков А и Б, издаваемых Фармакологическим и Фармакопейным комитетами Минздрава России. Кроме того, он утвердил Сводную таблицу заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте (все эти документы опубликованы в БВС РФ 1998, N 9, с. 10-18).

При решении вопроса о контрабанде упомянутых выше веществ необходимо также руководствоваться Положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ (утв. постановлением Правительства РФ от 16.03.1996 N 278). Кроме того, Правительство РФ своим постановлением от 03.08.1996 N 930 установило квоты вывоза и номенклатуру вывозимых веществ;

в) радиоактивных, отравляющих или взрывчатых веществ (независимо от размера). Для правильной оценки и классификации этих веществ следует руководствоваться действующими федеральными законами "О радиационной безопасности населения", "Об использовании атомной энергии". Радиоактивные вещества - это разновидность радиоактивных материалов, т.е. источников ионизирующего излучения. Их следует отличать от ядерных материалов (тоже разновидности радиоактивных материалов; они содержат или способны воспроизводить делящиеся ядерные вещества). Отравляющие вещества способны вызвать отравление животных, человека, флоры и фауны (например, зарин и т.п. газы).

Взрывчатые вещества обладают способностью к взрыву в результате удара, детонации, воздействия открытого огня (порох, динамит, тротил, аммониты, эластиты, нитроглицерин и т.п. химические соединения или смеси);

г) вооружения (танки, БТРы, артиллерийские орудия и установки, боевые самолеты, вертолеты, корабли и т.п.), взрывных устройств (мины, торпеды и т.п.), огнестрельного оружия (боевых пистолетов и винтовок, автоматов, гладкоствольных ружей и т.п.), боеприпасов (патронов к автоматам и пистолетам, снарядов к артиллерийским орудиям и т.п.);

д) оружия массового поражения (атомные бомбы, контейнеры с боевыми отравляющими веществами, бинарные и фосфорные бомбы и т.п.), а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании такого оружия. Правила перемещения упомянутых объектов через таможенную и государственную границу Российской Федерации определяет Правительство РФ (см., например, постановление Правительства РФ от 16.04.01 N 296);

е) стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей. И в данном случае необходимо исходить из норм законов и иных нормативных правовых актов, установивших специальный порядок перемещения упомянутых товаров и ценностей через таможенную границу Российской Федерации и определяющих перечень стратегически важных сырьевых товаров (например, Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утв. постановлением Правительства РФ от 14.06.2000 N 462), и культурных ценностей (см., например, Закон РСФСР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры");

ж) иных объектов исчерпывающим образом перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК;

5. В ч. 3 ст. 188 УК установлена уголовная ответственность за контрабанду, совершенную:

а) должностным лицом с использованием служебного положения. О понятии "должностное лицо" см. коммент. к ст. 170, 285 УК. Лица, осуществляющие функции управления в коммерческих организациях (см. коммент. к ст. 201, 204 УК), в данном случае не имеются в виду;

б) с применением насилия (физического, психологического, насилия действием и т.п.) к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

В ч. 4 ст. 188 УК установлена ответственность за контрабанду, совершенную организованной группой, т.е. устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК). См. коммент. к ст. 8, 165 УК.

6. Деяние, предусмотренное в ч. 1 ст. 188 УК, относится к преступлениям средней тяжести, а контрабанда при отягчающих обстоятельствах, перечисленных в ч. 2, 3 ст. 188 УК, - к тяжким преступлениям (ст. 15 УК). Деяние, предусмотренное в ч. 4 ст. 188 УК, относится к особо тяжким преступлениям. Изменения, внесенные в ст. 188 УК Законом N 162, вступили в силу с 16.12.03.

Обманное использование документов и средств таможенной идентификации дополнительной квалификации по ст. 159 УК (мошенничество) не подлежит, т.к. нет хищения. Контрабанда с использованием должностным лицом своего служебного положения также не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК ("Злоупотребление должностными полномочиями"). См. также БВС РФ, 1996, N 2, с. 9.

 

Статья 189. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

1. Объектом преступления, предусмотренного в ст. 189 УК, является установленный порядок экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг (далее - технологии), используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

При этом незаконным считается экспорт, осуществляемый в нарушение целого ряда нормативных актов, в частности:

Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";

Указа Президента РФ от 27.03.1992 N 312 "О контроле за экспортом из Российской Федерации ядерных материалов, оборудования и технологий";

постановления Правительства РФ от 29.05.1992 N 366 "Об одобрении документов, регламентирующих экспорт оборудования и материалов двойного использования и соответствующей технологии, применяемых в ядерных целях";

Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования, технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия, утв. постановлением Правительства РФ от 16.01.1995 N 50.

Объективная сторона деяния состоит:

в экспорте технологий в зарубежные страны. Речь идет об их вывозе (пересечении таможенной границы) из России с нарушением установленного порядка вывоза упомянутых объектов. Незаконность экспорта может иметь самые разнообразные проявления: вывоз из Российской Федерации технологий, запрещенных к экспорту; оказание услуг иностранным ЮЛ, гражданам и государствам на территории Российской Федерации, если экспорт услуг запрещен; фальсификация данных об экспорте; вывоз технологий в больших объемах, чем следует из контрактов, паспорта сделки, и т.д.;

в экспорте именно таких технологий, которые в принципе могут быть использованы для создания автоматов, авиационных бомб, бинарных и фосфорных снарядов, пушек, минометов и других видов оружия массового поражения. Сюда же относятся технологии т.н. "двойного назначения" (т.е. те из них, что можно использовать и в мирных целях);

в вывозе из Российской Федерации технологий, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения, т.е. ракет (межконтинентальных, баллистических, ракет среднего и малого радиуса действия и т.п.), стратегических бомбардировщиков, атомных подводных лодок, боевых надводных кораблей с оружием массового поражения на борту, артиллерийских систем, приспособленных для ведения огня со снарядами, отнесенными к такому оружию, и т.д. (в случаях, предусмотренных в части 3 ст. 189 УК);

в экспорте технологий, которые можно использовать при создании вооружений и военной техники (например, танков, БТР, боевых самолетов и вертолетов, систем зенитного огня и средств ПВО, противоракетных систем), а также отдельных элементов, частей, деталей вооружения и военной техники;

В передаче иностранной организации (в т.ч. и за пределами Российской Федерации) либо ее представителю (в т.ч. находящемуся на территории РФ) сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации. способ передачи в данном случае роли не играет (из рук в руки, по телефону, по электронной почте и т.д.), равно как количество, объем, качество и т.п. переданного;

в незаконном выполнении для иностранной организации работ, оказании ей услуг (в т.ч. за пределами Российской Федерации). Не имеет также значения, были ли оформлены отношения виновного и иностранной организации контрактом, гражданско-правовым договором, трудовым договором и т.д. Объективная сторона данного состава преступления налицо и в случаях безвозмездной передачи объектов, перечисленных в ст. 189 УК.

Если указанные выше действия совершаются группой лиц по предварительному сговору, то налицо состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 189 УК.

Особенность объективной стороны деяния, предусмотренного в ч. 3 ст. 189 УК, состоит в том, что виновный осуществляет экспорт (передачу) указанных в ч. 1 ст. 189 УК объектов, в составе организованной группы лиц, или заведомо зная, что они могут быть использованы при создании оружия массового поражения (например, атомной бомбы) и средств его доставки.

Все упомянутые виды технологий и услуг экспортируются с соблюдением особого порядка (специальный экспортный контроль). Статья 189 УК применяется в этих и других случаях, когда экспорт осуществляется в нарушение установленного порядка специального экспортного контроля (он осуществляется в соответствии с упомянутым выше Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ).

2. Субъективная сторона упомянутого деяния характеризуется прямым умыслом (ч. 2 ст. 26 УК). При этом необязательно наличие корыстного мотива: уголовная ответственность наступает и при отсутствии корыстной заинтересованности лица.

Субъектами преступления, предусмотренного ст. 189 УК, формально являются вменяемые физические лица, достигшие 16 лет (ст. 20, 21 УК). Однако на практике экспорт технологий осуществляется коммерческими организациями (различными АО, ООО, товариществами, научно-производственными кооперативами и т.п.), в т.ч. унитарными предприятиями, а также некоммерческими (различными НИИ, опытными и экспериментальными организациями и т.п.) организациями, специализирующимися в создании технологий, в т.ч. и в области вооружений и военной техники. Сюда же следует отнести и организации, осуществляющие посредническую деятельность в ходе внешнеэкономической деятельности российских ЮЛ и предпринимателей. Руководители, специалисты и иные работники всех упомянутых выше организаций, виновные в незаконном экспорте технологий, привлекаются к ответственности по ст. 189 УК.

Если в ходе незаконного экспорта упомянутых технологий виновные допустят действия, подпадающие под признаки контрабанды (см. коммент. к ст. 188 УК), то содеянное квалифицируется как контрабанда и дополнительной квалификации по ст. 189 УК не подлежит.

3. Деяния, предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 189 УК, относятся к преступлениям средней тяжести, а деяние, предусмотренное частью 3 ст. 189, относится к тяжким преступлениям (ст. 15 УК).

Следует сказать, что к ответственности по ст. 189 УК могут быть привлечены и индивидуальные предприниматели, которым стала известна соответствующая информация (например, когда они выступают в роли экспертов, коммерческих представителей и т.п.).

 

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

Объектом преступления, предусмотренного в комментируемой статье, является установленный порядок обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также правила, регулирующие оборот этих объектов, и правила осуществления контроля за оборотом этих объектов в Российской Федерации. Действующие правила, установленные законодательством Российской Федерации (упомянутые в ст. 191 УК), основаны на нормах Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". В соответствии со ст. 1 этого закона к валютным ценностям относятся, в частности:

а) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, радий, рутений, осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

б) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий. См подробнее об этом ст. 1-4 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и иным бытовым изделиям и их продажи населению установлены Правилами продажи отдельных видов товаров, Перечнем товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (разд. VII).

2. Объективная сторона деяния, предусмотренная в ст. 191 УК, состоит:

а) в совершении сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями в нарушение правил, установленных законодательством. При этом следует руководствоваться (наряду с Законом о валюте): Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.1994 N 756), Правилами осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценкой драгоценных камней (утв. постановлением Правительства РФ от 05.04.1999 N 371), постановлением Правительства РФ от 25.11.1995 N 1157 "О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации", Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (утв. постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731), Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (утв. постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 N 444), Положением о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами (утв. Банком России 01.11.1996 N 50), Положением о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2003 N 127). В указанных актах Правительство РФ и Банк России определили виды сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями (купля-продажа, передача на обработку, хранение и т.п.), допускаемых на территории Российской Федерации, а также порядок участия граждан (в т.ч. предпринимателей) и ЮЛ в совершении этих сделок. В частности, установлено, что предпринимателям (ЮЛ и гражданам) необходимо получить регистрационные удостоверения упомянутого Государственного фонда России. Любые иные сделки, прямо не разрешенные действующим законодательством Российской Федерации, равно как совершение этих сделок без регистрационных удостоверений, подпадают под признаки ст. 191 УК. Следует учесть, что незаконным является также совершение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями без лицензии, получение которой предусмотрено в случаях, предусмотренных в законодательстве о лицензировании (например, переработка лома драгоценных металлов и драгоценных камней в конечную переработку, скупка у населения ювелирных изделий и т.д.).

Сделки, упомянутые в ст. 191 УК, - действия граждан (в т.ч. и предпринимателей) и ЮЛ, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней. Поскольку сделки, упомянутые в ст. 191 УК, совершаются в нарушение правил, установленных законодательством, то они суть ничтожные сделки (ст. 168, 169 ГК РФ);

б) в незаконном хранении. Даже в случаях, когда драгоценные металлы и драгоценные камни хранятся в банках или индивидуальных банковских сейфах (ст. 921, 922 ГК РФ), в камерах хранения транспортных организаций (ст. 923 ГК РФ), дома и т.д., но при этом нарушаются упомянутые выше нормативные акты о валютном регулировании, деяние подпадает под признаки ст. 191 УК;

в) в незаконной перевозке, пересылке драгоценных металлов и драгоценных камней. Признаком "пересылки" (отличающим ее от "перевозки") является то, что отправитель драгоценных металлов и драгоценных камней сам не принимает непосредственного участия в перемещении упомянутых объектов. При этом незаконным вывозом (ввозом), пересылкой из Российской Федерации или в Российскую Федерацию считается осуществление этих операций в обход правил, установленных Банком России, ФТС России и Минфином России (ст. 6 Закона о валюте). Данное преступление считается оконченным с момента совершения сделки, начала хранения, перевозки, пересылки указанных предметов.

3. Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется прямым умыслом: виновный осознает общественно опасный характер содеянного, предвидит его общественно опасные последствия и желает их наступления. Уголовная ответственность наступает и при отсутствии корыстной заинтересованности виновного (ст. 25 УК).

Субъектами данного преступления являются вменяемые граждане, достигшие 16 лет (ст. 20, 21 УК), в т.ч. индивидуальные предприниматели, а также работники ЮЛ (руководители, экспедиторы, работники отделений банков, продавцы и т.д.). Не играет роли тот факт, что они, совершая преступление, выполняли задание работодателя: и в этом случае они привлекаются к уголовной ответственности (наряду с работодателями). См. коммент. к ст. 8 УК.

4. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены квалифицирующие обстоятельства данного деяния:

а) совершение незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней лицом, группой лиц по предварительному сговору. При этом следует учесть, что виновные заранее договариваются (в любой форме: устной, письменной и т.д.) о совершении данного преступления (ч. 2 ст. 35 УК);

б) совершение незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в крупном размере. Закон раскрывает понятие "крупного размера" в примечании к ст. 169 УК: если стоимость предмета незаконного оборота превышает 250 тыс. рублей;

в) совершение незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней организованной группой (в т.ч., например, в составе полного товарищества, ООО) для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК).

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 191 УК, относится к преступлениям средней тяжести, а предусмотренное ч. 2 ст. 191 УК, - к тяжким преступлениям (ст. 15 УК).

 

Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней

1. Объектом преступления, предусмотренного в ст. 192 УК, является установленный законодательством Российской Федерации порядок сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней. При этом следует руководствоваться нормами ст. 5-19 Федерального закона от 26.03.1998 "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", а также постановлением Правительства РФ от 04.01.1992 N 10 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением", постановлением Правительства РФ от 21.11.1996 N 1378 "О создании при Министерстве финансов Российской Федерации государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней", постановлением Правительства РФ от 25.06.1992 N 431 "О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней", постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 N 972 "Об утверждении порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов", Положением о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2003 N 127) и др. (см. также коммент. к ст. 191 УК).

2. Объективная сторона рассматриваемого деяния состоит:

а) в том, что граждане (в т.ч. предприниматели) и ЮЛ уклоняются от обязательной сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней на аффинаж (т.е. технологический процесс, направленный на переработку (очистку) извлеченных из недр драгоценных металлов и драгоценных камней с целью получения из них предметов высокой пробы). Право на переработку лома и отходов лома драгоценных металлов, на аффинаж драгоценных металлов, рекуперирование драгоценных камней имеют предприниматели, получившие лицензию, а в установленных случаях также получившие в Минфине России специальное регистрационное удостоверение (п. 12 приложения к постановлению Правительства РФ от 21.11.1996 N 1378). Во всех других случаях граждане и ЮЛ должны сдавать драгоценные металлы и драгоценные камни на аффинаж государству. Уклонение, упомянутое в ст. 192 УК, может иметь самые разнообразные проявления: это и нарушение сроков сдачи на аффинаж, и сокрытие, и передача не всего объема извлеченных драгоценных металлов и драгоценных камней, и т.п. Разновидностью уклонения является и "самостоятельный аффинаж", т.е. силами лиц, не имеющих права на его осуществление;

б) в уклонении от обязательной продажи государству добытых драгоценных металлов и драгоценных камней (в упомянутых в ст. 191 УК случаях). В частности, в Госфонд России приобретаются драгоценные металлы и драгоценные камни и изделия из них, включая приобретение и оценку произведенных на территории Российской Федерации (добытых из недр, полученных из вторичного сырья, поднятых и найденных) аффинированных драгоценных металлов и драгоценных камней, самородных минералов, драгоценных металлов. Эти операции, а также сортировку, оценку, обработку алмазов и драгоценных камней осуществляет Минфин России через специально созданное государственное учреждение (п. 2-4 приложения к постановлению Правительства РФ от 21.11.1996 N 1378);

в) в том, что упомянутые нарушения допускаются относительно драгоценных металлов и драгоценных камней:

добытых из недр (промышленным способом, отдельными старателями, в ходе археологических раскопок, при освоении недр и т.п.);

полученных из вторичного сырья (например, при переработке материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, при демонтаже вооружений в ходе конверсии);

поднятых и найденных (при обнаружении кладов, при находке и т.д.);

г) в том, что упомянутые выше деяния должны быть совершены в крупном размере. Закон раскрывает это понятие в примечании к ст. 169 УК (если стоимость не сданных (не проданных) государству предметов, указанных выше, превышает 250 000 рублей). В иных случаях наступает административная ответственность.

3. Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественную опасность, предвидит общественно опасные последствия содеянного (либо предвидит их неизбежность) и желает их наступления (ч. 2 ст. 25 УК). При этом уголовная ответственность наступает и при отсутствии у виновного корыстного мотива.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: