Оценка конкурентной среды.
По мнению Майкла Портера конкурентную среду определяют пять основных факторов (сил): 1) конкуренция между компаниями — действующими участниками отрасли; 2) вероятность появления новых конкурентов; 3) конкуренция со стороны производителей субститутов (товаров-заменителей) из других отраслей; 4) конкурентное давление со стороны поставщиков; 5) конкурентное давление со стороны потребителей. Конкуренция между компаниями — действующими участниками отрасли усиливается под воздействием следующих факторов. 1. Рост количества конкурирующих фирм, примерно равных по размерам и объемам производства. 2. Замедление роста спроса на продукцию. 3. Снижение цен и иные приемы увеличения объемов продаж. 4. Легкость и доступность смены марки товара. 5. Превышение затрат на выход с рынка над затратами на продолжение конкурентной борьбы. 6. Приобретение крупной компанией из другой отрасли одной из слабых фирм данной отрасли с последующим превращением ее в мощного конкурента. Принято считать, что между компаниями, действующими в отрасли: интенсивная конкуренция — если их действия снижают среднюю прибыльность в отрасли; умеренная конкуренция — если большинство фирм получает вполне приемлемую прибыль; слабая конкуренция — если большая часть компаний отрасли может получить прибыль выше средней, вкладывая средства лишь в производство. Вероятность появления новых конкурентов в отрасли зависит от двух основных факторов: входных барьеров и ожидаемой ответной реакции со стороны действующих на рынке компаний. Выделяют следующие виды входных барьеров. 1. Невыгодное положение по издержкам и ресурсам. 2. Отсутствие эффекта обучаемости. 3. Приверженность потребителей торговым маркам. 4. Отсутствие необходимого объема капиталовложений. 5. Недоступность каналов сбыта. 6. Действия контролирующих органов. 7. Тарифы и международные торговые ограничения. Возможными вариантами ответной реакции действующих на рынке компаний на появление новичка могут быть как пассивное сопротивление, так и агрессивные оборонительные действия в виде снижения цен, усиления рекламной компании и т.д. Таким образом, угроза появления новых конкурентов значительна, если отрасль достаточно привлекательна, входные барьеры невысоки, а действующие в ней фирмы не могут или не хотят участвовать в противостоянии. Конкуренция со стороны производителей субститутов (товаров-заменителей) зависит от их наличия, доступности, конкурентоспособности по качеству и характеристикам, готовности потребителей перейти на их использование. Давление производителей субститутов на производителей исходных товаров проявляется в следующем: производители субститутов устанавливают потолок цен, превышение которого чревато для производителей исходных товаров падением объемов продаж и прибыли; производители субститутов побуждают потребителей сравнивать их по цене и качеству с исходным товаром, вынуждая производителей вкладывать дополнительные средства в рекламу. Таким образом, чем ниже цена товаров-заменителей, выше их качество, ниже затраты потребителей на переключение, тем сильнее они влияют на конкуренцию в отрасли. Самые очевидные показатели конкурентной силы этих товаров — темп роста продаж, изменение объемов производства и размера прибыли. Конкурентное давление поставщиков в отрасли незначительно, если: они имеют множество конкурентов с достаточными мощностями для выполнения всех заказов, при этом производитель может выбрать нескольких поставщиков и распределить заказ между ними, заставляя конкурировать их между собой; на рынке существуют товары-заменители, переход на которые для производителей не связан со значительными затратами; производитель является главным клиентом поставщика, и их благосостояние связано напрямую. Поставщики могут оказывать сильное конкурентное давление на производителей, если: предложение их продукции ограничено, а производители испытывают в ней острую необходимость; на продукцию поставщиков приходится значительная часть издержек производителя, она играет решающую роль в процессе производства и в значительной мере определяет качество выпускаемых товаров; несколько крупных поставщиков контролируют цены на рынке; переход к другому поставщику связан со значительными трудностями; покупка продукции поставщиков обходится производителям дешевле, чем ее производство своими силами; поставщики не могут или считают нецелесообразным производить продукцию соответствующего качества (если компании-поставщики продают комплектующие с высоким уровнем брака, то производители готовой продукции несут большие убытки по гарантийному обслуживанию и замене дефектных деталей, что плохо сказывается на их прибыли, репутации и конкурентной позиции на рынке). Конкурентное давление со стороны компаний-потребителей зависит от двух факторов: 1) возможности диктовать условия и цены поставок; 2) уровня и конкурентной значимости взаимодействия с производителями. Потребители могут оказывать значительное конкурентное давление на производителей, если: затраты потребителя на смену марки товара или переход на товар-заменитель относительно невысоки; количество потребителей невелико; данный потребитель особо ценен для производителя; потребители хорошо информированы о товарах, ценах и издержках производителя; существует реальная угроза вертикальной интеграции компаний-потребителей «назад», в отрасль поставщика; потребители могут самостоятельно выбирать место и время покупки, и товар не относится к предметам первой необходимости. Потребители могут оказывать лишь незначительное давление на производителей, если: они делают покупки нерегулярно или в незначительных количествах; смена марки товара для них связана со значительными издержками. Модель, предложенная М. Портером, позволяет всесторонне проанализировать характер конкуренции в конкретной отрасли, оценить степень влияния каждого фактора, природу создаваемого им конкурентного давления и общую структуру конкуренции. Как правило, чем сильнее общее воздействие факторов конкуренции, тем ниже уровень прибыли всех компаний-конкурентов. Наиболее опасна ситуация в том случае, когда все пять факторов создают на рынке очень жесткие условия: соперничество между продавцами очень сильно, барьеры вхождения на рынок низки, конкуренция со стороны товаров-заменителей высока, а продавцы и покупатели оказывают одинаково сильное давление на условия сделок. И, напротив, если ни поставщики, ни потребители не могут диктовать условия при заключении контрактов, отсутствуют достойные товары-заменители, входные барьеры в отрасль относительно высоки, а конкуренция между действующими игроками умеренная, то такая структура отрасли считается благоприятной и обещает высокую прибыль. Читайте также: Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |